«Роль татарских народных праздников и игр в физическом воспитании детей»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически.

 Играя в народные игры, у детей,  формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 395 комбинированного вида» Московского района

города Казани Республики Татарстан



Выступление

на тему:

«Роль татарских народных праздников и игр

в физическом воспитании детей»

                   

Выполнила: воспитатель

 по обучению детей

татарскому языку  Нигманова Ф.К.

 Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически.

 Играя в народные игры, у детей,  формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.

 На основе народных игр мы знакомим с особенностями жизни своей республики, своего народа.

 История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Они составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

 Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них. Например: «Алтын капка», «Кала алу», «Ике урамлы»и др.При делении на две команды можно брать татарские считалки.Закрепляется счет до десяти на татарском языке.

 По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника.

 Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В игре  «Каравылчы һәм куяннар» повторяются названия всех овощей и фруктов. «Төлке белән тавыклар» (Төлке, тавык, әтәч)

 В татарских народных играх много юмора, шуток; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

 Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, состязание в стойкости, игры с игрушками, с движениями, прыжками, с вращательными движениями, символические, с песнями и хороводами,  с завязанными глазами, с верёвочкой, с метательными орудиями,  с мячом, палками,  домашние игры, зимние игры-забавы.

В физкультурных занятиях можно использовать игры “Качышлы”, для считалки можно взять слова: Куян йөгерә, Аю йөгерә..., куян йоклый, аю йоклый,... мин йөгерәм. При игре “Баулы түгәрәк”закрепляется название цветов: Зәңгәр, зәңгәр тәлинкә

   Зәңгәр, зәңгәр тәлинкә

   Әйе шул, әйе шул

   Әйе шул, әйе шул

   Зәңгәр, зәңгәр тәлинкә.

 Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» ( Баба-яга), «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные) «Минлебай» (можно играть как игра «Командир»), « Курсэт эле, ускэнем» (Жырла,бие); подвижные игры «Унике таяклы» (Двеннадцать палочек,повторение счета), «Эбэк», «Качышлы» (Догонялки) и другие.

 Игра «Молчанка» присутствует у всех почти народов, так и у татар, есть игра «Кап, та коп». Тому, кто не выдержит и засмеётся, назначают фант и предлагают исполнить танец или песню.

 Игра «Уголки» - «Дурт почмак».  Водящий старается занять свободный уголок, пока играющие перебегают.

В работе с детьми следует активно использовать сюжетные физкультурные занятия, построенные на сказочной или реальной основе. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. Образ подталкивает к выполнению подражательных движений которые любят дошкольники. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию воображение. Дети активно работают на физкультурных занятиях, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – “волк идет”(буре бара), с гордой осанкой – “лиса – всему краса” (матур төлке). Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь (зур аю); весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок – Золотой Гребешок (әйбәт әтәч). Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях. На таких занятиях дети раскрываются с неожиданной стороны. Проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или наоборот беспомощность, скованность.

Сюжетные занятия, связанные с явлениями в природе, открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника. Стимулируют двигательную активность, регулируют  ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

 Прежде, чем вводить в занятие сюжетную народную игру необходимо детям рассказать о жизни народа, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.

 Любимыми играми у татарского народа являются подвижные игры. Они широко доступны детям самого разного возраста. Занятия , построенные на подвижных играх, используются для снятия напряжения у детей интеллектуальной нагрузки. Такие занятия предназначены для закрепления основных движений в  новых условиях. Они обеспечивают положительные эмоции у детей.Нарпимер «Көчле елан», «Тычкан белән песи»,”Буш урынлы” (закрепляются названия всех продуктов изучаемых по УМК)

  Включение в занятие преимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведение занятий на их основе  показывают прежде всего активизацию отношений детей к занятиям по физической культуре, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение интереса к занятиям по обучению татарскому языку, способствовали быстрому запоминанию татарских слов и обогащению пассивного и активного словаря.

Известная игра «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены»).

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.(Используются маски всех членов семьи и слова:әби,бабай,әти,әни,кыз,малай)

Характерными особенностями татарских народных игр является соревнование, сотрудничество и коллективность, самостоятельность действий участников, высокая эмоциональность и др.

Игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания.

Формы проведения игры многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Велико образовательное и воспитательное значение в народных играх, с их помощью развиваются различные физические качества, и прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно совершенствуются двигательные навыки. Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Например игры: “Мияу-мияу нинди төс кирәк”, “Син йөгер”

Изучение татарских народных игр показало, что существует различные по своему происхождению и содержанию формы игр. Есть такие игры, которые имеют столетнюю или даже тысячелетнюю давность.

Например, известный ученый-филолог Махмут Кашгари описывает детские игры, одна из них «Менкез-менкер». Эту игру до сих пор играют дети под названием «Летели-летели» («Очты-очты»). в ходе этой игры можно повторять весь словарный запас по обучению  детей татарскому языку.

 У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Это «Сабантуй», «Карга боткасы», «Навруз» и.т.д. Игры, танцы, песни объединяют и сплачивают детей. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «праздник плуга». Сабантуй – это массовое гуляние, и конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом, бои на бревне – имеют ярко выраженный развлекательный характер.

    Во время занятий физическими упражнениями, особенно когда они проводятся на высоком эмоциональном уровне, легко просмотреть границу допустимой дозировки, что приведет к нервно-психической и общей физической перегрузке детей. Точное дозирование физической нагрузки на занятии, с учетом их продолжительности, темпа, ритма, амплитуды движений, правильном чередовании упражнений с паузами отдыха, в сочетании с педагогическим мастерством инструктора по физкультуре, умеющим регулировать эмоциональный фактор дает высокий оздоровительный воспитательный эффект.

 Все эти виды занятий, на наш взгляд, дают положительный результат. Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель - научить детей правильно и красиво двигаться, помочь освоить определенные движения. Именно это должно определять выбор вида занятия, формы его проведения.

                               

Проведенная в нашем детском саду работа по внедрению татарских народных игр в физическое развитие детей уже дала положительные результаты: у детей развивается устойчивый интерес к двигательной деятельности, ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Знакомство с народными играми поспособствовало расширению кругозора детей, обогатился их словарный запас на татарском языке. Дети стали активно употреблять считалки, поговорки, заклички на татарском. Также включение народных игр в процесс физического развития помогает качественной реализации программы по физическому воспитанию.

Использование игр по определенной системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера. Впечатления детства образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности, а также формируют гармонически развитую, активную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании детей"

В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.Главная забота родителей заключае...

Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн...

Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста». 2019 - 2020 уч. год

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».    ...

Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

Проект по самообразованию на тему:«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»....

Методическая разработка «Народные подвижные игры в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы...

Методическая разработка.Народные подвижные игры в физическом воспитании детей 3-4 лет.

Детская игра имеет универсальный и вместе целостно органический характер: ребенок в игре живет всем своим существом, действует разносторонне, а не только одним умом или мускулами. Игра есть явление оч...