Социокультурные истоки
методическая разработка (младшая группа)
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.07 КБ |
![]() | 18.58 КБ |
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной активности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Нравственно — патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. В целях решения данной проблемы, в нашем дошкольном учреждении в этом учебном году в вариативную часть была включена программа "Социокультурные истоки".
«Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.
Особенности программы
1. При всей значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения. Прочувствованное восприятие социокультурных категорий может стать фундаментом для формирования системы ценностей, образующих индивидуальность человека.
2. Непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем со взрослыми деле. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
3. Отсутствие описания негативных способов поведения (того, как не следует поступать). Авторы программы придерживаются мнения выдающегося русского психолога Л. С.Выготского: «…всякое сознание есть начавшееся движение и, следовательно, предостерегая наших питомцев от того, чего они не должны делать, мы одновременно фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению. Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний».
В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, в которой они находят радость и утешение. Дружная семья дает ощущение домашнего тепла, позволяет ребенку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Родной дом – начало всех путей и дорог. Куда за руку поведут ребенка взрослые? Какие дороги можно назвать добрыми? Известно, что отношение к действительности в детстве носит мифологический характер: дети верят в чудо, в волшебную силу слова, поэтому особую воспитательную ценность приобретают сказки. Сказки дают образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Восприятие труда ребенком также имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности. Включение категории «Праведный труд» программу средней группы детского сада позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Взаимодействуя со взрослыми, дети учатся произносить слова благодарности руководствуясь не только правилами вежливости, а с целью выразить имеющиеся у них добрые чувства. Во время праздников дети имеют возможность испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, они испытывают радость и стремление поделиться ею с окружающими – в этом и состоит труд души.
Особенности реализации Программы
Содержание программы интегрируется в различные виды детской деятельности:
игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную.
Особое место в занятиях с детьми отводится активным формам обучения, таким, как ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Занятия с родителями предваряют детские занятия, чтобы родители могли осмыслить, как заниматься с детьми дома. Также предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома. Страницы альбома помещены в соответствующих книгах для развития детей. В оформлении страниц альбома детям младшего дошкольного возраста помогают родители, старшие оформляют альбом самостоятельно (или с некоторым участием родителей).
Формы работы.
Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)
Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.
Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.
Также по программе организовано взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также предусмотрена система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и детьми.
Наличие информационного экрана, в котором предоставляется родителям полная информация о работе по программе.
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ включают в себя:
- Практику (практический инструмент): развитие педагогических способностей воспитателей:
-организаторских;
- конструктивных;
- исследовательских;
- коммуникативных.
2. Искусство (педагогическая инженерия): методы и формы обучения.
На современном этапе овладение инновационными методами:
- игра как ведущая деятельность;
- экспериментирование;
- проектирование;
- музейная педагогика.
3. Теория: Основополагающие документы, основные и парциальные программы.
Документация по рассматриваемому вопросу:
«Концепции дошкольного воспитания» (1989г.)
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
«Федеральная программа развития образования»,
«Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года»,
Концепция и Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
Образовательная программа «Истоки» .
Парциальные программы :
Программа «Наследие» – М.Ю.Новицкая, Е.В.Соловьева.
Программа «Я - Человек» С.А. Козлова. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева
4. Учебная дисциплина: владение материалом.
Литературные, исторические, этнографические и искусствоведческие источники .
ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В рамках освещаемого вопроса
Цель: всестороннее гармоничное развитие личности.
Выявляя самобытность русского народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.
Для успешного решения вышеуказанной проблемы :
- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
-установление сотрудничества с другими учреждениями
ПЛАНИРОВАНИЕ:
- Работа с детьми.
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Во-вторых, предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора;
В-третьих, проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.
И, в-четвертых, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Формы работы: НОД, праздники, развлечения, экскурсии, игры, досуги, экспериментирование, чтение художественной литературы, моделирование, художественный труд вне НОД , кружки.
2.Работа с родителями.
а) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.
б) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам.
в) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.
Формы работы: семинары, кружковая деятельность, мастер-классы, досуги, праздники.
3.Работа с воспитателями:
а) повышение уровня образования по данной проблематике ;
б) создание предметно-развивающей среды.
Формы работы: открытые занятия, мастер-классы, семинары, педсоветы и т.д.
Источники:
Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О.Л., Маханева М.Д.
«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».Выступление воспитателя Пушкаш Р.Д. (Гр.Солнышко) для педагогического коллектива в рамках «Школы молодого педагога»
Сорокина Елена Викторовна «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/priobshchenie-doshkolnikov-k-natsionalnoi-kulture
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность» Автор: Якимова О.Е. воспитатель высшей кв. категории МБДОУ «Детский сад №103» компенсирующего вида г. Новокузнецка
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
Конспект «Добрая книга»
во второй младшей группе
по программе
«Социокультурные истоки»
Составила:
Учитель-дефектолог Каракотова Е.В.
Пыть-Ях, 2022г
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией «Книга».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с социокультурной категорией «Книга».
Обучать выполнению правил поведения в ресурсном круге.
Развивающие:
Развивать речевую активность детей через совместные и согласованные игровые действия в процессе хороводной игры «Репка».
Развивать умения детей слушать друг друга, открыто и искренне выражать свои чувства, вступать в общение.
Воспитательные:
Формировать у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.
Создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания в группе.
Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге.
Методические приёмы:
Словесные: разговор в ресурсном круге, художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение, коллективный пересказ сказки «Репка».
Наглядные: иллюстрации к сказке «Репка».
Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу, продуктивная деятельность-рисование.
Материал и оборудование: Книга для развития детей 3-4 лет «Добрая книга». Русские народные сказки.
Ход:
Учитель-дефектолог:
- Дети встаньте в кружок, возьмитесь за руки за руки, улыбнитесь и подарите друг другу хорошее настроение.
- На полке в нашей группе стоят книги, они все разные, книги большие и книги маленькие. У меня в руках новая книга. Называется она «Добрая книга». Добрая книга всегда учит добру и добрым поступкам.
- В нашей «Доброй книге» есть интересный рассказ о добрых делах и поступках. Давайте сядем кружком и поговорим ладком.
- Рассказ этот называется «Самый вкусный пирожок».
Чтение рассказа.
- Что сделали дети с пирожком, который принесла мама? (Они угостили Франтика)
- Чему вас научил этот рассказ? (Делиться)
- Делиться с друзьями – это добрый поступок.
- А какие вы добрые дела делаете? (Ответы детей)
- В нашей книге живет сказка. Отгадайте, какая там сказка спряталась?
Там есть кошка, мышка (показываю иллюстрации). («Репка»)
- Кто помогал деду тянуть репку? (Ответы детей)
- Что помогло героям сказки вытянуть репку? (Согласие, дружба)
- Чему научила вас эта сказка? (Дружбе, помощи, согласию)
- А теперь расскажем и покажем всем, как дружно мы сажали репку и помогали ей расти.
Физкультминутка Дети встают в круг и выполняют имитационные движения
в соответствии со словами текста. Ребенок (репка) сидит в середине круга.
Мы земельку все копали,
Дружно репку мы сажали,
В землю зернышки бросали,
А потом мы поливали
И расти ей, помогали.
Репка, репонька, расти крепонька,
Не мала, не велика,
Но крупна и сладка.
Выросла репка на нашем огороде и крупна и сладка. Пошли наши детки в огород репку тянуть. Вставайте друг за другом, будем, как в сказке, репку тянуть. Тянем – потянем (3 раза), вытянули репку. (Ребенок – репка встает на ноги)
- Вот какие мы молодцы с вами, вырастили большую, вкусную репку.
- Сейчас давайте сядем в круг.
Ресурсный круг «Добрая книга».
Дети и родители сидят в круге. Учитель-дефектолог с помощью вопросов настраивает на тему разговора:
- Как в сказке у нас получилось: земельку дружно копали, репку сажали, ее поливали, репку растили, а потом на всех разделили. Вот какая вкусная репка выросла.
- А кого бы вы угостили репкой?
Учитель-дефектолог показывает детям «Добрую книгу».
- Эта книга добрая, она нас учит помогать друг другу, дружить, радоваться. Всем вместе легче выполнять любое дело. Давайте скажем книге добрые слова. У кого в руках книга, тот и говорит.
Первым говорит ребенок, сидящий слева от воспитателя, и передает книгу дальше по кругу.
Учитель-дефектолог подводит итог разговора.
- Как много добрых слов сказали вы о книге – умная, красивая, красочная, интересная, хорошая, ласковая.
- Понравилось ли вам говорить добрые слова книге?
- Добрая книга учит добру и вместе дружно совершать добрые дела.
Продуктивная деятельность:
Учитель-дефектолог предлагает детям и родителям сесть за столы; обращает внимание на репку, изображенную на странице книги.
- В этой «Доброй книге» тоже живет репка, давайте ее вырастим. Какого цвета репка? Закончим рисунок и раскрасим репку (дети рисуют)
Итог занятия:
- Вот какие красивые репки теперь растут в ваших книжках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-83307-1586182908.jpg)
Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа
Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-610717-1511972766.jpg)
Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"
Одним из видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1237420-1586412662.jpg)
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ»
Конспект ООД по программе СКИ "Светлый образ"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-962585-1511115080.jpg)
Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».
Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ». Воспитат...
АНКЕТА об участии в онлайн-занятии Межрегиональной Педагогической мастерской «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» «ИСТОКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
Развитие умений обучащихся, анализировать способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у детей 5-8лет, гордости за великий подвиг и вел...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-736256-1452854598.jpg)
Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки
Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....