Социокультурные истоки
методическая разработка (младшая группа)

Каракотова Елена Викторовна

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной активности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Нравственно — патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. В целях решения данной проблемы, в нашем дошкольном учреждении в этом учебном году в вариативную часть была включена программа "Социокультурные истоки".

«Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.

Особенности программы

1. При всей значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения. Прочувствованное восприятие социокультурных категорий может стать фундаментом для формирования системы ценностей, образующих индивидуальность человека.

2. Непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем со взрослыми деле. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

3. Отсутствие описания негативных способов поведения (того, как не следует поступать). Авторы программы придерживаются мнения выдающегося русского психолога Л. С.Выготского: «…всякое сознание есть начавшееся движение и, следовательно, предостерегая наших питомцев от того, чего они не должны делать, мы одновременно фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению. Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний».

В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, в которой они находят радость и утешение. Дружная семья дает ощущение домашнего тепла, позволяет ребенку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Родной дом – начало всех путей и дорог. Куда за руку поведут ребенка взрослые? Какие дороги можно назвать добрыми? Известно, что отношение к действительности в детстве носит мифологический характер: дети верят в чудо, в волшебную силу слова, поэтому особую воспитательную ценность приобретают сказки. Сказки дают образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Восприятие труда ребенком также имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности. Включение категории «Праведный труд» программу средней группы детского сада позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Взаимодействуя со взрослыми, дети учатся произносить слова благодарности руководствуясь не только правилами вежливости, а с целью выразить имеющиеся у них добрые чувства. Во время праздников дети имеют возможность испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, они испытывают радость и стремление поделиться ею с окружающими – в этом и состоит труд души.

Особенности реализации Программы

Содержание программы интегрируется в различные виды детской деятельности:

игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную.

Особое место в занятиях с детьми отводится активным формам обучения, таким, как ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Занятия с родителями предваряют детские занятия, чтобы родители могли осмыслить, как заниматься с детьми дома. Также предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома. Страницы альбома помещены в соответствующих книгах для развития детей. В оформлении страниц альбома детям младшего дошкольного возраста помогают родители, старшие оформляют альбом самостоятельно (или с некоторым участием родителей).

Формы работы.

Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)

Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.

Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.

Также по программе организовано взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также предусмотрена система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и детьми.

Наличие информационного экрана, в котором предоставляется родителям полная информация о работе по программе.



Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ включают в себя:

  1. Практику (практический инструмент): развитие педагогических способностей воспитателей:

-организаторских;

- конструктивных;

- исследовательских;

- коммуникативных.

2. Искусство (педагогическая инженерия): методы и формы обучения.

На современном этапе овладение инновационными методами:

- игра как ведущая деятельность;

- экспериментирование;

- проектирование;

- музейная педагогика.

3. Теория: Основополагающие документы, основные и парциальные программы.

Документация по рассматриваемому вопросу:

«Концепции дошкольного воспитания» (1989г.)

Закон Российской Федерации «Об образовании»,

«Федеральная программа развития образования»,

«Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года»,

Концепция и Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Образовательная программа «Истоки» .

Парциальные программы :

Программа «Наследие» – М.Ю.Новицкая, Е.В.Соловьева.

Программа «Я - Человек» С.А. Козлова.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  О.Л. Князева, М.Д. Маханева

4. Учебная дисциплина: владение материалом.

Литературные, исторические, этнографические и искусствоведческие источники .

ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В рамках освещаемого вопроса

Цель: всестороннее гармоничное развитие личности.

Выявляя самобытность русского  народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы :

- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

-установление сотрудничества с другими учреждениями

ПЛАНИРОВАНИЕ:

  1. Работа с детьми.

 Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Во-вторых, предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора;

В-третьих,  проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.

 И, в-четвертых, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Формы работы: НОД, праздники, развлечения, экскурсии, игры, досуги, экспериментирование, чтение художественной литературы, моделирование, художественный труд вне НОД , кружки.

2.Работа с родителями.

а) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.
б) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам.

в) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.

Формы работы: семинары, кружковая деятельность, мастер-классы, досуги, праздники.

3.Работа с воспитателями:

а) повышение уровня образования по данной проблематике ;

б) создание предметно-развивающей среды.

Формы работы: открытые занятия, мастер-классы, семинары, педсоветы и т.д.

Источники:

Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О.Л., Маханева М.Д.

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».Выступление воспитателя Пушкаш Р.Д. (Гр.Солнышко) для педагогического коллектива  в рамках «Школы молодого педагога»

Сорокина Елена Викторовна «Приобщение дошкольников к национальной культуре». 

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/priobshchenie-doshkolnikov-k-natsionalnoi-kulture

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность» Автор: Якимова О.Е. воспитатель высшей кв. категории МБДОУ «Детский сад №103» компенсирующего вида г. Новокузнецка

http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/3678-priobshchenie-starshikh-doshkolnikov-k-istokam-natsionalnoj-kultury.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Конспект «Добрая книга»

во второй младшей группе  

по программе

«Социокультурные истоки»

                                                                   Составила:

                                                                           Учитель-дефектолог Каракотова Е.В.

Пыть-Ях, 2022г

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией «Книга».

Задачи: 

Образовательные:

Познакомить детей с социокультурной категорией «Книга».

Обучать  выполнению правил поведения в ресурсном круге.

Развивающие: 

Развивать речевую активность детей через совместные и согласованные игровые действия в процессе хороводной игры «Репка».

Развивать умения детей слушать друг друга, открыто и искренне выражать свои чувства, вступать в общение.

Воспитательные:

Формировать у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.

Создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания в группе.

Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге.

Методические приёмы: 

Словесные: разговор в ресурсном круге, художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение, коллективный пересказ сказки «Репка».

Наглядные: иллюстрации к сказке «Репка».

Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу, продуктивная деятельность-рисование.

Материал и оборудование: Книга для развития детей 3-4 лет «Добрая книга». Русские народные сказки.

Ход:

Учитель-дефектолог:  

- Дети встаньте в кружок, возьмитесь за руки за руки, улыбнитесь и подарите друг другу хорошее настроение.

 - На полке в нашей группе стоят книги, они все разные, книги большие и книги маленькие. У меня в руках новая книга. Называется она «Добрая книга». Добрая книга всегда учит добру и добрым поступкам.

- В нашей «Доброй книге» есть интересный рассказ о добрых делах и поступках. Давайте сядем кружком и поговорим ладком.

 - Рассказ этот называется «Самый вкусный пирожок».

Чтение рассказа.

- Что сделали дети с пирожком, который принесла мама? (Они угостили Франтика)

- Чему вас научил этот рассказ? (Делиться)

- Делиться с друзьями – это добрый поступок.

- А какие вы добрые дела делаете? (Ответы детей)

- В нашей книге живет сказка. Отгадайте, какая там сказка спряталась?

Там есть кошка, мышка (показываю иллюстрации). («Репка»)

- Кто помогал деду тянуть репку? (Ответы детей)

- Что помогло героям сказки вытянуть репку? (Согласие, дружба)

- Чему научила вас эта сказка? (Дружбе, помощи, согласию)

- А теперь расскажем и покажем всем, как дружно мы сажали репку и помогали ей расти.

Физкультминутка Дети встают в круг и выполняют имитационные движения

в соответствии со словами текста. Ребенок (репка) сидит в середине круга.

Мы земельку все копали,

Дружно репку мы сажали,

В землю зернышки бросали,

А потом мы поливали

И расти ей, помогали.

Репка, репонька, расти крепонька,

Не мала, не велика,

Но крупна и сладка.

Выросла репка на нашем огороде и крупна и сладка. Пошли наши детки в огород репку тянуть. Вставайте друг за другом, будем, как в сказке, репку тянуть. Тянем – потянем (3 раза), вытянули репку. (Ребенок – репка встает на ноги)

- Вот какие мы молодцы с вами, вырастили большую, вкусную репку.

- Сейчас давайте сядем в круг.

Ресурсный круг «Добрая книга».

Дети и родители сидят в круге.  Учитель-дефектолог с помощью вопросов настраивает на тему разговора:

- Как в сказке у нас получилось: земельку дружно копали, репку сажали, ее поливали, репку растили, а потом на всех разделили. Вот какая вкусная репка выросла.

- А кого бы вы угостили репкой?

 Учитель-дефектолог показывает детям «Добрую книгу».

- Эта книга добрая, она нас учит помогать друг другу, дружить, радоваться. Всем вместе легче выполнять любое дело. Давайте скажем книге добрые слова. У кого в руках книга, тот и говорит.

Первым говорит ребенок, сидящий слева от воспитателя, и передает книгу дальше по кругу.

Учитель-дефектолог подводит итог разговора.

- Как много добрых слов сказали вы о книге – умная, красивая, красочная, интересная, хорошая, ласковая.

- Понравилось ли вам говорить добрые слова книге?

- Добрая книга учит добру и вместе дружно совершать добрые дела.

Продуктивная деятельность:

Учитель-дефектолог предлагает детям и родителям сесть за столы; обращает внимание на репку, изображенную на странице книги.

- В этой «Доброй книге»  тоже живет репка, давайте ее вырастим. Какого цвета репка? Закончим рисунок и раскрасим репку (дети рисуют)

Итог занятия:

- Вот какие красивые репки теперь растут в ваших книжках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...

Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».

Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ».               Воспитат...

АНКЕТА об участии в онлайн-занятии Межрегиональной Педагогической мастерской «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» «ИСТОКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»

Развитие умений обучащихся, анализировать способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у детей 5-8лет, гордости за великий подвиг и вел...

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....