Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Алёна Ермашенко

"Кубанская горница" конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moy_luchshiy_urok_kubanskaya_gornitsa.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации  по познавательному  развитию   для детей подготовительной группы на тему:

«Кубанская горница»

Цель: Обобщить знания детей об истории, быте и культуре жизни казаков. Формировать мотивационно- познавательную творческую активность дошкольников . Воспитывать любовь к малой Родине; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:-формировать образные представления о предметах старинного быта,  

-развивать у детей воображение,   связную речь, мышление, все виды восприятия, используя элементы ТРИЗ-технологии.  

-воспитывать нравственные качества, вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.

 

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий.

Материалы: Аудио запись песен казачьего хора,  предметы казачьего быта в мини-музее, мультимидийная презентация «Предметы кубанской старины»

Ход

Звучит гимн Кубани в исполнении кубанского казачьего хора.

Слайд 1.

В : Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной край   Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. 

В:        Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.

А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Вот мы и вместе, снова на этом месте.

А что же нас интересного ожидает?

Куда клубочек знаний нам путь покажет?

 он нас приведёт:

(Воспитатель бросает клубочек, который катится в Кубанскую горницу)

Слайд 2.

Проходите, гости дорогие, ко мне в горницу на сходницу. Посмотрите, сколько красивых вещей здесь у меня. Их сделали руки добрых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают горницу. Что вам больше всего нравится? Что вы видите?(ответы детей)

В:Горница в доме всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей: в углу около двери – поставец для посуды, на центральной стене в одном простенке обычно стоял цветок, в другом висело зеркало, на полу стоял окованный железом сундук – скрытия. Давайте подойдем к сундуку и откроем его.

   Дети открывают сундук и рассматривают одежду казаков. Проводится игра «Наряди казачку и казака» Мальчик и девочка одевают кукол и называют элементы казачьей одежды.

Слайд 3.

   В: Стены комнаты в горнице  украшали коврами. У ковра стоял топчан, на котором спали. Кровать   появилась гораздо позже и была настоящим украшением комнаты. Давайте ее рассмотрим. На кровать клали пуховые перины, а одеяла казачки шили сами, набивая их шерстью овец и украшали разноцветными лоскутками.

Проводится игра  «Укрась одеяло»

( дети по схеме из  элементов блоков Дьенеша выкладывают узор на одеяле на скорость)

Слайд 4.

В: -В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака)

-Ребята, давайте вспомним пословицы  про казака:

Дети:

Казак без коня,что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает,а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак-атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду-нет переводу.

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

-А как называли жену казака? (Казачка)  (фото казачки) Слайд 5.

-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (в чугунке).  

-А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик). 

-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра-это горшочек из глины)  Слайд 6.

Дети рассматривают предметы быта

Педагог предлагает детям по  нарисованной мнемосхеме рассказать о  предметах быта.

Слайд 7.

-Ну, а чаем поили гостей из…….(самовара). 

- Правильно.

А из   глиняных чашек казаки пили чай. Какие травы казачки добавляли в этот ароматный напиток?  (Предположения детей). Для заварки казачки собирали и сушили душицу, мяту, зверобой, листья малины и смородины.

  • -Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали.
  • А как вы думаете что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (предположения детей)
  • В:(рубель и каталка)  

Проводится игра «Хорошо-плохо» с  элементами ТРИЗ-технологии (дети называют хорошие и плохие качества  рубеля и каталки).

Физминутка:

-А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста в круг. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

 Дети имитируют движения:

-копать

-нести коромысло

-хлеб класть в печь

-месить

-класть яблоки в корзину

-гладить

-прясть

-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой?

Д: (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник) 

-Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов и старинных вещей  теперь вы знаете.

Проводится игра с элементами ТРИЗ-технологии «Чем было - чем стало»

(воспитатель называет  предмет старины, а дети называют предмет заменивший его в настоящее время)

Хата –дом                                                                Слайд 8.

Глэчикт –банка                                                        Слайд 9.

рубель и каталка- стиральная машинка                        Слайд 10.

колодец,ведра,коромысло –водопровод                        Слайд 11.

чугунок –кастрюля                                                Слайд 12.

самовар-чайник                                                        Слайд 13.

гармошка- магнитофон                                                Слайд 14.

печь-газовая плита                                                Слайд 15.

(Правильный ответ появляется на мультимидийной презениации)

 А еще послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать:

1. Толстая Федора наедается нескоро

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)

Слайд 16.

Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.

 2. Он пыхтит, как паровоз

Важно держит к верху нос

Пошумит, остепенится

Пригласит чайку напиться? (самовар)

Слайд 17.

Молодцы!

Ребята, казаки- гостеприимный народ.  

Кроме того наши предки весело проводили время

Играют в подвижную игру:

Баба сеяла горох                                         (дети идут приставным шагом)

Обвалился потолок                                 (дети идут топотушками)

Баба шла, шла, шла пирожок нашла         (обычным шагом)

Села поела и опять пошла

Встала баба на носок                 (ставят ногу на носок, потом на      

                                                                         пятку)

А потом на пятку

Стала русскую плясать

А потом вприсядку.

-Молодцы, ребята!  Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.  

 

Воспитатель:         Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.

А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Вот мы и вместе, снова на этом месте.

                         И клубочек знаний нас  ожидает

                         Что же мы ему расскажем?(дети по кругу предают клубочек и  рассказывают что вы нового узнали,Чему научились,Что  понравилось,Чем были удивлены,

Что  обрадовало,Может что-то огорчило).

Источники

В.И.Савченко  «Авторизованная программа  нравственно- патриотического воспитания дошкольников»

В.А.Маркова «Ты ,Кубань,ты – наша Родина»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 23 муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект образовательной ситуации  по познавательному  развитию   для детей подготовительной группы на тему: «Кубанская горница»

Воспитатель: Ермашенко А. Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»

В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...