Образовательная деятельность "Отчизне я жизнь отдаю"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Саягфарова Венера Ахадовна

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7лет) по теме «Отчизне я жизнь отдаю». Данный конспект будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект познавательного характера, направлен на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей, любви к  родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchizne_ya_zhizn_otdayu.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему: «Отчизне я жизнь отдаю».

Цель: познакомить детей с биографией и творчеством великого татарского поэта М.Джалиля.

Задачи:

1.Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля;

2. Знакомить с культурными ценностями и культурными центрами.

3. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.

4. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.

5. Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к произведениям Мусы Джалиля.

6. Воспитывать чувства патриотизма, гражданственности.

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

 Активизировать слова: рабы, плен, концлагерь.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, чтение произведений Мусса Джалиля, заучивание стихов, просмотр фильмов о войне (фильмотека).

Демонстрационный материал: миниатюрная копия памятника, портрет поэта, костюмы для инсценировки «Красная ромашка», аудиозапись татарской мелодии и песни «Вставай страна огромная».

Раздаточный материал: альбомный лист бумаги, краски акварельные, кисточки.

Методические приёмы: беседа-диалог, рассматривание портрета и миниатюрной копии памятника, инсценировка, чтение стихов, творческая деятельность, подведение итога.

Ход НОД

(Звучит татарская народная мелодия)

Воспитатель: Давайте вспомним, в какой республике мы с вами живём.

Дети: в Татарстане.

Воспитатель: Мы стараемся больше узнать о родной республике. Давайте вспомним, о чем мы уже говорили: (о городах Татарии, о столице, о родном городе, природе и т.д.)

Воспитатель: Вы знаете так же, что горячей любовью к родному краю и родному народу пронизано творчество писателей и поэтов. Назовите их имена.

Дети: ГабдуллаТукай, Абдула Алиш, Муса Джалиль.

 Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор о творчестве замечательного татарского поэта М.Джалиля. Перед вами его портрет. Это лицо мужественного, но доброго человека. Муса Джалиль написал много стихов и для взрослых и для детей. Про что писал М.Джалиль в своих стихах для детей?

Дети: о маме, о детях, о своей деревне, о природе.

Воспитатель: Правильно. А для подтверждения ваших слов давайте вспомним названия знакомых стихов. («Юные друзья», «Родник», «Мой пёс» и др.). Некоторые из этих стихов мы сегодня послушаем.

Но Муса Джалиль не сразу стал поэтом, он был таким, же маленьким мальчиком как вы сейчас. Мы читали про детство поэта. Расскажите про детство поэта: где родился, чем любил заниматься, как учился.

    Дети:  М.Джалиль родился в небольшой татарской деревушке – Мустафино. Он любил рыбачить, целыми днями пропадал на речке. (Случаи на рыбалке.). По вечерам любил слушать бабушкины сказки. Когда ребята пошли в школу, Мусе тоже очень захотелось туда, но он был младше. Муса уговаривал родителей, чтобы его отдали в школу. Однажды отец Мусы поговорил с учителем и его приняли в школу.

- А как учился Муса?

Дети: Он учился хорошо, помогал слабым ученикам, всегда с увлечением слушал объяснения учителя. (Подтвердить слова детей чтением отрывка из  рассказа «Один равен трём»).

 Воспитатель: Еще надо сказать, что в школе, Муса был самым младшим учеником, и начальную школу он закончил за один год, а не за три как все остальные. Муса очень рано начал писать стихи. По его собственному признанию – с 9 лет. Его самые первые стихи не сохранились, но по воспоминаниям родных и близких, это были небольшие стишки про бабочек, гусей, про коршуна и цыплят, про родную речку и её зелёные цветущие берега. И стихи поэта, написанные позже для детей, о том, что близко и дорого человеку с самого рождения. Мы с вами учили стихи М.Джалиля, кто хочет рассказать, запомнившееся стихотворение.

   Дети:

«Красная ромашка»                                      

  Луч поляну осветил

И ромашки разбудил: 
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал, 
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой 
Свежею росой душистой. 

             

   

«Мой пёс»

Я знаю, что мой пес

Пока еще мал.
Ну, что же,
Зато он –
И смел, и удал.
Любую команду,
Какую не дай, 
Послушно и точно

Выполнит Акбай.

После каждого стихотворения воспитатель спрашивает: «Почему тебе понравилось (или запомнилось) это стихотворение».

Воспитатель: Стихи для детей очень простые, легко запоминаются, они учат любить и понимать природу. Из стихов поэта мы узнаём, о чём думал поэт, о чём мечтал, что любил.

 - Больше 70 лет назад на нашу страну пришла большая беда. Фашистская Германия напала на нашу Родину.

                   (Включить аудиозапись «Вставай страна огромная».)

- Какие чувства у вас возникли при прослушивании этой песни? (тревоги, опасности, ненависти к врагу)

- Слова этой песни во время войны знал каждый. Эта песня призывала людей к борьбе с фашистами, с теми, кто хотел сделать наш народ рабами. А кто такие рабы?

Дети: Это люди, которые работают на хозяина, а им за это не платят. Их унижают, оскорбляют, даже могут убить.

Воспитатель: Лучшие люди встали на защиту нашей Родины, в первых рядах был и Муса Джалиль. Уже на второй день войны он отнёс в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт. Прошло немного времени, и он надел военную форму. Те, кто воевал с Мусой, рассказывали, что он всегда носил в своей сумке толстую потрёпанную тетрадь, в которую записывал всё сочиненное им. Одно из стихотворений, написанное прямо на поле боя – стихотворение «Красная ромашка».

       

 Сейчас наши ребята покажут инсценировку по этому стихотворению.

           Девочки-ромашки на зелёном ковре сидят, слегка раскачиваясь. Одна  ромашка красная.

Воспитатель: … качаются на лугу ромашки. Сердечки у всех жёлтые, а лепестки белые-белые. И лишь у одной ромашки, стоящей в стороне от подруг, лепестки алые, словно капли крови. Подивились ромашки такому невиданному чуду, спрашивают у подружки: (белые ромашки подбегают к красной, окружают её, задают вопросы) – Почему ты такая красная? Ведь только вчера ты была такая же белая, как и мы все! Почему ты изменилась? Где взяла ты этот цвет?

Воспитатель: а подружка им в ответ: - ночью здесь кипел жестокий бой. Один боец сражался против 15 фашистов. Много врагов уничтожил он меткими выстрелами, но и его самого настигла вражья пуля. Брызнула из его груди алая кровь и окрасила мои лепестки в красный цвет. Умылась я кровью героя.

                         «Он ушел, его здесь нет –

                           Мне одной встречать рассвет.

                           И теперь по нём горюя,

                           Как Чулпан-звезда горю я.»

(девочки-ромашки разбегаются).

- Вы услышали «разговор» ромашек. Что вы узнали из рассказа красной ромашки?

Дети: о том, как погиб солдат, как он героически сражался.

Воспитатель: Почему же она из белой ромашки превратилась в красную?

- В одном из боёв и сам Муса был тяжело ранен. Раненый без сознания он попадает в плен. О том, что такое плен вы знаете из рассказов, которые мы с вами читали. Как вы понимаете, что такое плен?

Дети: Людей никуда не выпускают, их очень плохо кормят, заставляют много работать, самых слабых и больных убивают…

Воспитатель: Но самое основное это то, что плен это отсутствие свободы. В плену действительно, было трудно выжить. Плен и рабство имеют общее значение – люди, попавшие в плен, обречены на рабство. Фашисты, чтобы запугать людей создали концлагеря. Это специальные места, обнесённые со всех сторон колючей проволокой, по которой пропущен электрический ток. А в ветхих домишках бараках жили пленные. Они много работали, у них не было возможности нормально отдыхать. От непосильного труда, голода и болезней пленные умирали.

- Муса Джалиль не мог смириться с такой рабской судьбой. Он постоянно писал стихи, подбадривал своих товарищей, чтобы они верили в лучшее будущее. (чтение соответствующих отрывков из стихов)

- Творчество поэта помогло ему и его товарищам выжить в плену.

Сейчас Данил прочтёт стихотворение М.Джалиля «Мои песни»:

                                Учила песня до конца бороться,

                                Любить свободу, если ты джигит,

                                 И жизнь моя, как песня оборвётся,

                                 И песнь моя как песня прозвучит.

Воспитатель: Узнали об этих мужественных стихах фашисты, и из концлагеря, где было очень тяжело, его перевели в тюрьму под названием Моабит. Послушайте как Рафаэль Мустафин в своей книге «Красная ромашка» описывает Моабит.

«Это было мрачное серое здание с толстыми каменными стенами, длинными полутёмными коридорами и глухими подземными казематами. Здесь пытали и мучили узников. Фашистские палачи добивались от поэта и его друзей, чтобы они выдали своих товарищей. Муса стойко переносил пытки и не назвал ни одного имени.

Теперь у него оставалось единственное оружие – слово, и Джалиль продолжал борьбу с врагом этим оружием. Один из заключённых подарил ему огрызок карандаша. Другие товарищи приносили ему обрывки бумаги. Из этих обрывков поэт сшил крохотную, размером с детскую ладошку, тетрадь – чтобы удобнее было прятать во время обысков. Сюда он записывал свои пламенные стихи.

Ильнар прочитает стихотворение: Не преклоню колен, палач, перед тобою,

                                                         Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

                                                         Придет мой час - умру. Но знай, умру я стоя,

                                                         Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Воспитатель: Это очень гордое стихотворение. Такие строчки мог написать только человек, который не боялся смерти и не желал подчиниться фашистам. А мы с вами знаем, что Муса отказался писать стихи, восхваляющие фашистов. Он предпочёл смерть, чем предательство. Я думаю вам интересно узнать, как же стихи Мусы Джалиля попали к нам из фашистской неволи.

 Однажды в камеру Джалиля втолкнули высокого черноволосого человека.

- Андре Тиммерманс, бельгиец, - представился он поэту. Вначале Муса отнёсся к нему недоверчиво, уж не провокатор ли? Но когда узнал, что Тиммерманс вёл подпольную работу против фашистов, изменил к нему отношение. Постепенно они подружились. Рассказывали друг другу о своих странах, вспоминали родных и близких, поровну делили скудный тюремный паек. И вот настало утро, когда Мусу должны были повести на казнь. Друзья обнялись. Муса протянул Тиммермансу тетрадь. «Здесь мои стихи. Постарайся сберечь их и после войны перешли на мою Родину». Андре Тиммерманс выполнил просьбу друга. Он вынес стихи Джалиля из тюрьмы и передал их в Советское консульство в Бельгии. Так о подвиге Джалиля узнала вся наша страна и весь мир.

- Муса Джалиль – герой. Для того чтобы о его подвиге помнили, в Казани соорудили вот такой памятник (показать миниатюрную копию). Обратите внимание, что тело поэта опутано колючей проволокой, но он не сжался от боли, а стоит могучий и сильный, гордо подняв голову и крепко сжав кулаки. К памятнику Мусе Джалилю в праздники люди приносят цветы.

    Я приготовила все необходимое для того, чтобы вы смогли нарисовать яркие букеты цветов. После того как ваши букеты будут готовы, положите их к памятнику.

                 (Дети рисуют цветы акварельными красками)

(После того, как дети положат свои букеты, воспитатель читает стихи):

                   Я жить хочу, чтоб Родине отдать,

                  Последний сердца движущий толчок,

                  Чтоб я и, умирая, мог сказать,

                  Что умираю за отчизну мать.

Памятник Мусе Джалилю в Казани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по теме «Спасибо всем, кто жизнь отдал». ( Посвященное 9 мая)

Конспект НОД в старшей группе по теме «Спасибо всем, кто жизнь отдал». ( Посвященное 9 мая)...

Фрагмент рабочей программы воспитателя. Образовательная тема недели: «Активный Отдых» старшая группа

Цель: Обогащение опыта физической культуры и спорта, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.Задачи:- развивать партнерские взаимоотношения между детьми, родителями и педаго...

Образовательный проект "Музейная жизнь игрушек"

данный проект представляет собой работу по созданию новой  предметно-развивающей среды в группе ДОУ в виде мини-музея. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых представлений о р...

Инновационный образовательный проект «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ УПАКОВКИ»

Актуальность  проекта: Бытовые отходы в виде упаковочного  материала загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных  условиях  или  имеет  оч...

Дополнительная образовательная программа "Краски жизни" (художественной направленности) для детей 5-7 лет

Дополнительная образовательная программа кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для детей 5-7 лет. Срок реализации: 1 год....

Сценарий утренника, посвященный 9 мая "Спасибо всем, кто жизнь отдал" для детей подготовительной к школе группы

Цель: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.Задачи:формировать любовь к Родине, Российской армии, гор...