Приобщение дошкольников к традициям и обычаям Белгородчины в процессе патриотического воспитания
статья на тему

Сизикова Нина Александровна

Приобщение дошкольников к традициям и обычаям Белгородчины в процессе патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Белгородоведение55 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к традициям и обычаям Белгородчины в процессе патриотического воспитания

Сизикова Н.А. ПДО ИЗО

Лужкова С.Н. ПДО (Английский язык)

Шенкевич С.А. (Инструктор по физической культуре)

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской ребенка: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции сада – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

                     В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, народной культуре, традициям и обычаям края в котором живет человек, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная. 
Идея воспитания патриотизма дошкольников и гражданственности была государственной. С этой целью была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». 

                    На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, дошкольные годы. Дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Узнать как можно больше о родном крае, его прошлом и настоящем – естественные желания юного гражданина. Удовлетворить эту потребность дошкольников – основная задача работы педагога. Поэтому чрезвычайно важно так организовать систему обучения и воспитания, чтобы каждый ребенок хорошо знал традиции и обычаи родного края, был патриотом своей «малой Родины». Воспитывать любовь и бережное  отношение к малой Родине возможно только через активную деятельность. Дошкольники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому педагог должен отдавать предпочтение активным формам и методам работы над формированием патриотического воспитания дошкольников, таким как: экскурсии по родному краю, музейные уроки, экскурсии в музеи малой Родины, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия с родителями, конкурсы, викторины.

             Мы не воспитаем любви к Родине, не побудив у ребенка любви к деревьям, цветам, не наполнив их души переживаниями красоты родных мест, от услышанных песен и частушек, не поиграя в игры  в которые играли наши бабушки и дедушки, не прикоснувшись  к обычаям и традициям родного края. Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит и слышит ребенок, чем он любуется, во что вкладывает частицу своей души и своего творчества.  

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у дошкольников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства. Кроме того, в самом образовательном процессе недостаточно внимания уделяется и нравственно-этическим вопросам воспитания, крайне мало представлены музыкально-эстетические занятия. Вместе с тем, именно эти народные традиции художественно-эстетического цикла, такие как фольклорные праздники, обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги: Ян Амос Каменский - по его мнению, учитель должен быть патриотом родного языка, родной культуры; К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой; В.А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу; Г.С. Виноградов выдвигал мысль о необходимости краеведения в кругу обязательных школьных и дошкольных предметов. Классики педагогики указывали на необходимость приобщения детей к народной культуре.

          Обучаясь,  ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств воспитанников, в процессе патриотического воспитания, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, дошкольные годы. Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для педагога это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится  буквально с колыбели - это произведение фольклора.

          Баюкающие песни, прибаютки, по своему образно-музыкальному строю имеют древнюю основу заговора, приближаются к молитвенному состоянию. Баюшки именно распевались матерью ночью над младенцем, т.е. произносились в определенном ритме, звуковысотности, с элементами рифмы, так как наши предки знали, что слово, сказанное необычным способом, произнесенное со значимостью, гораздо белее весомо, влиятельно и имеет большую силу, чем обыденная речь.

Тексты колыбельных песен Белгородского края являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают чрезвычайно разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека - природой («кот», волчок, «голуби», «гули», «заиньки»); семьей, общиной, сферой труда и простого быта, дающих маленькому человечку первые познания окружающего его мира.

Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим  удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и  интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм  детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения  взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и  тепла, не даром этим произведения устного народного творчества называются  материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной  степени утрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей,  объединенных эмоциональным сопереживанием. Этой задаче общения  подчинена и соответствующая ей форма, гармонически сочетающая в себе  слово, мелодию, действие. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми,  смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского»  фольклора не заметных для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в  его сознание важнейшие и вечные духовные ценности- любовь к окружающим,  доброжелательность, доброту, трудолюбие.    Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все  моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого  фольклора - пестушка , потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих  отмечают эту функцию – воспитывать развлекая.

Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют  о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым  маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки»,  «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей  наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих  потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока» ,  «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые  действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки,  например «Катя, Катя меленька» , составленные для детей, которые только  начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка  походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное  обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у  малыша радость, удовольствие.     Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым  содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков-

 « Чики, чики ,чикалочки», «Ай тюшки,тюшки». Повторение в различных  комбинациях звуков ч, к, ш предает тексту, когда он произноситься в слух  взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для  развития слухового внимания.    Действенность- одно из необходимых условий, приближающих  произведения исскуства к пониманию меленького ребенка, так как он  воспринимает мир прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек,  песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях,  которые ребенку знакомы. В потешке « Баю- баю баиньки, купим сыну  валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в  описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки, которые  бегут по дороженьке.

Детскую активность вызывает потешки, составленные в диалогической  форме. Например, «Ваня, Ванечка куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек»  и так далее. При слушании у детей возникает желание самим включиться в  разговор в той мере, в какой им это доступно.    Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует  их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих  произведений. Они отличаются благозвучностью - отсутствием трудно  произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны,  причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках,  предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный,  плавный- « Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» ; слова здесь звучат напевно,  так как в них неоднократно повторяется звук «а».для передаче движения,  быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый- «Побегу  по бору, тебе ягод наберу».   Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем  соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек- «  Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова  бородушка» и так далее. Такая организация слов в стихотворных народных  текстах не случайна. Она говорит о том , что творцы малых форм фольклора  внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы.  Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему  пониманию и запоминанию текста.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом  большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по  отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения,  способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе  коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить  ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность  поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение  действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках  черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно  народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы,  сегодня многие растеряли. В народных сказках отраженны « уникальные  традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно- этические принципы.    Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное  время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где  сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому  пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу  себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только  глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку  ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

 В современных условиях, когда нарушается связь поколений, наносится непоправимый урон личности подрастающего поколения, одной из основных задач, стоящей перед школой – возрождение народных традиций и на этой основе возрождение русской нации.

Детский сад не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности. Актуальность проблемы развития гражданского самосознания обусловлена потребностью общества и государства в формировании гражданина, который должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисс), а также желанием участвовать в общественно – политической жизни.

В становлении гражданского самосознания детей дошкольного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Мини музей один из форм работы с детьми по приобщению к народным традициям и обычаям"

традиции воспитывают поколение людей, передавая накопленную веками мудрость...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...

План по самообразованию Приобщение детей к традициям и обычаям народной русской культуры

Дети мало знают о традициях и обычаях русской культуры. Я решила сама изучить глубже о традициях и обычаях русской культуры...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области.

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к традициям и обычаям родного края»

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....