Приобщение детей к мордовскому языку в условиях дошкольного образования
учебно-методический материал по теме

Панюшкина Раиса Михайловна

из оыта работы по кружку на мордовском (мокша) языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

   Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуально для многонациональной России. Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становиться актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности.                                        

   Неотъемлемой частью мордовского народа является его язык. Это орудие мышления, инструмент познания и живая связь поколений. Каждый из нас должен быть благодарен своему народу за родной язык. Ведь на нём каждый из нас произносит первые, дорогие сердцу слова: мать, отец (тядяй, аляй). Видимо поэтому его называют ещё языком, впитанным с молоком матери.

   Но в наше время идёт деградация мордовского языка, что тревожит мордву. Всё-таки невнимание к родному языку ведёт к непредсказуемым последствиям. И никто в этом не виноват, кроме самих людей и их отношения к родному языку, к истории и традициям. Лишить ещё с младенческих лет новое поколение мордвы своего языка - значит оторвать от накопленного за столетия духовного наследия народа и чувства национального достоинства.

   Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. Региональная культура является для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.  В связи с этим остро стоит вопрос о применении национально-регионального компонента в воспитании детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и обладания языком своего народа.   Первичное овладение языком должно происходить в семье, когда родители используют его для повседневной коммуникации. Но мордовские языки теряют сегодня свою коммуникативную направленность, всё больше людей предпочитают общаться не на родном   языке, а на русском языке. Дети дошкольного возраста из мордовских семей зачастую даже не понимают родного языка. Причина в том, что утрачена естественность обучения.

   В дошкольных учреждениях республики Мордовия практикуется обучение мордовским языкам (эрзя и мокша) в плане кружковой работы, но при таком обучении довольно сложно сделать его средством общения.  И в нашем детском садув рамках предоставления дополнительного образования  создан кружок по обучению детей мордовскому языку и привитию культурного наследия. Я являюсь руководителем мокшанского кружка «Пайгоня», в переводе «Колокольчик».  В течение 2-х лет ведётся работа в данном направлении, где главной целью является:

-обучение мордовскому (мокша) языку;

-познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.

   Работа кружка создана на основе регионального образовательного модуля « Мы в Мордовии живём». В своей работе  основываюсь на  научные положения известного исследователя в области двуязычия Екатерины Юрьевны Протасовой.  Даже имела возможность послушать её лекции при участии в семинаре «Этнокультурное образование в республике Коми»  в  г. Сыктывкар в декабре 2015 года. Также в работе опираюсь на методические разработки преподавателей и практических работников мордовского государственного педагогического института.    

      В моём кружке занимаются  не только дети мордовской национальности, но и русскоязычные дети. Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается -  лучше, прочнее, глубже. Считаю, что этому способствует игра, создание игровых ситуаций и, конечно же, фольклор.   Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому языку, включает: знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, частушек, загадок. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников. Мордовский народ создал богатый детский фольклор, который вводит ребёнка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развлекает, воспитывая доброту и красоту. Колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребёнку большое удовольствие и радость. Ещё не понимая их содержания, он прислушивается к их звучанию, улавливает их ритмичность и музыкальность. Для подросших детей произведения фольклора являются ценным материалом, содействующим их развитию речи, обогащению словаря, эти произведения становятся близкими и понятными им и легко заучиваются.

   С большим интересом дети играют в различные мордовские игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. А ведь этому уделяли большое внимание ещё наши предки. В играх используются мячи, кукла, специальные палочки, камушки и т.д.. Среди детей старшего возраста весьма распространенные игры «В палочки», «В колечко», «В белочку» и др. Все они включают в себя бег, ходьбу с проговаривание сопровождающего текста, поэтому имеют важное значение.

   Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, на занятиях отвожу время на небольшие инсценировки сказок, например, «Колобок», «Репка», «Теремок» с использованием кукол, масок, сделанных самими же дошкольниками и их родителями. Дети любят изображать сказочных героев, которые говорят по-мордовски. Импровизированные игры помогают усваивать богатство языка, развивают память, воображение, способствуют умственному развитию. Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомление, а многократное повторение в различных вариантах хорошо запоминается.

 На тематических занятиях: «Моя семья», «Новый год», «Зимние забавы» и т.д. дети рисуют яркие рисунки по данной теме. Изображенные предметы на рисунке дети называют на мордовском языке.

Одновременно с обучением языку идёт работа по созданию уголка национального быта мордвы- мокша «В гостях у Алдуня». Родители принимают активное участие в оформлении уголка и мини-музея. Они находят предметы быта и мордовской старины. Все предметы старины используются для занятий и праздничных мероприятий.

    В нашем ДОУ проводят фольклорные праздники - яркие, красочные: «Масленица», «Пасха», «Тундась сась!», «День родного языка».    Проведенные праздники и развлечения с привлечением материала на мордовском языке, на мой взгляд, являются одной из форм закрепления языка. Ребята с желанием называют окружающие предметы, читают стихи, поют песни и частушки. У детей расширяется языковой кругозор.  Не стесняясь, они пытаются составлять диалоги и монологи на мордовском языке.

Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины. Это залог будущей любви к своей Отчизне и своему народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Воспитание толерантности детей в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя (татарский язык) в условиях дошкольного образования»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать в детском саду необходимые условия для толерантного воспитания дошкольников,  приобщить дошкольников к национальной культуре разных народов....

Работа с родителями по приобщению детей к мордовскому фольклору.

За годы дошкольного детства ребенок получает немало сведений, конкретных знаний об общественной жизни, о людях России, их труде, возможностях, о просторах и могуществе нашей Родины. Это не просто свед...

Приобщение детей к мордовскому языку

Приобщение детей к мордовскому (эрзянскому) языку(из опыта работы)    «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспит...

«Создание условий в младшей группе детского сада для приобщения детей к истокам языка и национальной культуры»

laquo;Создание условий в младшей группе детского сада для приобщения детей к истокам языка и национальной культуры»...

"Приобщение детей к традициям русской народной культуры в современных условиях дошкольного образования"

                Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания дет...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Приобщение детей к семейным ценностям по возрастам.Общение ребенка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание....