Приобщение детей к мордовскому языку
проект (старшая группа) на тему

Приобщение детей к мордовскому (эрзянскому) языку
(из опыта работы)

    «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают»  
                                                                                                 Э.К. Суслова  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к мордовскому (эрзянскому) языку
(из опыта работы)

    «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают»  
                                                                                                Э.К. Суслова
   

           В Федеральном  закон "Об образовании  в  Российской  Федерации" от29.12.2012 N 273-ФЗ  одним из  основных  принципов  государственной  политики  и  правового регулирования отношения  в  сфере   образования  названо  единство  образовательного пространства  на  территории  Российской  Федерации,  защита  и  развитие  этнокультурных  особенностей и  традиций  народов  Российской  Федерации  в  условиях  многонационального  государства.  Соответственно,  и  содержание  образования  сегодня  должно  содействовать взаимопониманию  и  сотрудничеству  между  людьми, народами  независимо  от  расовой, национальной,  этнической, религиозной и социальной  принадлежности.

        Таким образом,  в  Федеральном  законе "Об  образовании  в  Российской  Федерации" обоснована  возможность  учета  региональных,  национальных  и этнокультурных особенностей  в  содержании  образования  на  всех  уровнях,  начиная  с  дошкольного  образования.

     Этнокультурное воспитание малышей - один из важных современных аспектов дошкольного образования. Основная идея этого процесса - приобщения детей  к культуре, сохранению национальных традиций, обучать детей родному языку. Уже в первые годы жизни человек должен всей душой, всем сердцем полюбить родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытывать чувство гордости, пустить корни в родную землю. И от нас, от взрослых зависит, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать и развивать мордовские национальные традиции, понимать родной язык.

       Язык- уникальное  достояние  человечества, это орудие  мышления, инструмент познания и живая связь поколений . Каждый из нас  должен быть благодарен  своему народу  за родной язык . Ведь  на нем каждый из нас произносит  первые , дорогие сердцу слова:  мать,  отец (тятяй , авай ).

        Дошкольный возраст -  это период активного  усвоения  ребенком  разговорной речи, становления  и развитие  всех сторон речи, фонетической, лексической . грамматической. Чем раньше будет  начато обучение  родному языку , тем свободнее ребенок  будет им  пользоваться в дальнейшем.  Во время обучения языку, решаются образовательно-воспитательные задачи:  дети  знакомятся со сказками , праздниками и обычаями мордовского народа , осознают собственную национальную  принадлежность.

       Наше общество на современном этапе характеризуется  ростом национального самосознания , стремление  понять и познать культуру своего народа.  Региональная культура является для ребенка  первым шагом  в освоения богатств мировой культуры, общечеловеческих  ценностей , формировании  собственной  личностной культуры.  И сегодня ведущим принципом  воспитания следует считать  воспитание, осуществляемое  на  корнях  национальной , этнокультурной  традиции.

     В нашем  детском саду в рамках  предоставления  дополнительного образования создан кружок  по обучению  детей мордовскому (эрзя) языку и привитию культурного наследия. Я являюсь руководителем  этого кружка "Лейне"  в переводе  "Ручеек",  в течение 12 лет.

  Главной целью является:

-обучение мордовскому(эрзя) языку;

-познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.                                                                                                              

          Разработала программу  «Обучение детей мордовскому (эрзя) языку»,  на основе  программы  А.И. Исайкиной  "Обучению мордовскому (эрзя, мокша) языкам", региональный образовательный  модуль дошкольного образования  "Мы в Мордовии живем". Программа  предназначена для работы  с детьми  дошкольного возраста (4-7лет).  

           В своей работе основываюсь  на научные  положения известного  исследователя в области двуязычия Екатерины Юрьевны Протасовой. Даже имела возможность послушать ее лекции при участии в Международном семинаре  "Этнокультурное образование в республике Мордовии в ноябре  2014 года.          

        В моем кружке  занимаются не только дети мордовской национальности, но и русскоязычные дети. Кружок  создан с согласия  родителей , но и учитывается мнение детей: хотят ли они учить мордовский язык.

         Я начала  свою работу  в первую очередь с обогащения  информационного поля ребенка краеведческим содержанием .

          Создала в группе  предметно-пространственную среду , которая позволяет ребенку ощутить  связь с историческим прошлым через предметы быта. Родители принимали  активное участие  в оформлении  мини-музея «Уголок родного края».

          В детском саду есть мини-музей «Краеведение» в котором находятся предметы мордовского быта (прялка, люлька, кухонная утварь ) используются  как наглядные пособия в процессе ознакомления с мордовским фольклором .Здесь  же находится познавательный материал: произведения мордовских писателей , художников , предметы декоративно- прикладного искусства, детские и взрослые  национальные  костюмы, портреты композиторов,   атрибуты к мордовским  играм,  песням и танцам. Здесь же проходят занятия кружка по изучению   мордовского (эрзя) языка.

        Занятия проходят в игровой форме. Считаю, что этому способствует игра,  создание игровых ситуаций  и , конечно  же фольклор. Стараюсь сделать  процесс  познания ребенком языка ненавязчивым. Самое главное - создать  эмоциональный настрой, привить интерес к изучению языка.  То, что  интересно усваивается - лучше, прочнее , глубже.

        Содержание   образовательного процесса, при обучении  мордовскому (эрзя) языку включает  знакомство  и заучивание  песенок, потешек, прибауток,  частушек и загадок и было бы неправомерно  не использовать этот бесценный  клад  для речевого развития  дошкольников.  Мордовский народ  создал богатый детский фольклор , который вводит ребенка в жизнь  и всюду сопровождает его , учит и развлекает , воспитывая  доброту и красоту,   колыбельные песни, потешки, прибаутки  доставляют ребенку большое удовольствие  и радость.

   Знакомлю  детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом , стихотворением , сказкой. среди  различных жанров  самым популярным и любимым детьми сказка.

     С большим интересом дети играют  в различные мордовские игры, которые развивают физические качества  (силу , ловкость , быстроту , меткость)  и  творческие способности. в играх  используем мячи , куклу , специальные палочки , камушки и. т. д. среди детей  старшего возраста весьма распространенные  игры " В платочки" , "В колечко", " В горшки" и другие. все они включают  в себе бег , ходьбу с проговаривание  сопровождающего  текста, поэтому имеет важное значение.

      Учитывая , что игровые интересы в дошкольном возрасте являются  ведущими , на занятиях отвожу время на небольшие  инсценировки сказок, с использованием кукол , масок. дети любят изображать  сказочных героев  которые говорят по-мордовски.    Импровизированные игры помогают  усваивать  богатство языка, развивают память , воображение  способствуют умственному развитию. Запоминание новых слов  мордовского языка  не вызывает утомление, а многократное повторение  в различных вариантах  хорошо запоминается.

      На  тематических занятиях  дети рисуют  яркие рисунки по данной теме .Изображенные  предметна на рисунке  дети называют на мордовском языке.

        С детьми и  родителями проводятся  мордовские обрядовые праздники и развлечения. В рождество дети ходили  "со звездой" славили Христа  , встречали и провожали  масленицу ,   провели праздник   "Троиця". "День родного языка". Проведенные праздники и развлечения  с привлечением материала  на мордовском языке , на мой взгляд  являются  одной из форм  закрепление языка. Ребята  с большим желанием называют  окружающие предметы , читают стихи , поют песни и частушки.  не стесняясь, они пытаются  составлять  диалоги и монологи на мордовском языке.

 Полученные знания на занятиях по дополнительному образования дети применяют на различных открытых  мероприятиях.

       Главным результатом  своей работы  я считаю то, что благодаря  тесному общению с народными  песнями,  фольклором, языком , играми, обрядами, декоративно-прикладным искусством  на всю жизнь  формируется  уважение  и любовь к родному краю  , своему народу, языку.  

                        Уледе   шумбрат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по приобщению детей к мордовскому фольклору.

За годы дошкольного детства ребенок получает немало сведений, конкретных знаний об общественной жизни, о людях России, их труде, возможностях, о просторах и могуществе нашей Родины. Это не просто свед...

Приобщение детей к мордовскому языку в условиях дошкольного образования

из оыта работы по кружку на мордовском (мокша) языке....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Приобщение детей к мордовской художественной литературе и народному фольклору

В статье указана важность приобщения детей дошкольного возраста к народному фольклору  и мордовской художественной литературе...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС ДО....