Проект " Традиции и быт Кубани"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цель: воспитание духовно – нравственных,  культурных, образованных граждан, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания  внутрикультурных, исторических корней.

Задачи:

- развитие у детей и родителей интереса к истории и культуре родного края, уважение и бережное отношение к семейным реликвиям;

- развитие у детей причастности к культуре казачества, историческому прошлому, осознанного отношения к родному краю;

- создание условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков;

- воспитание нравственных качеств ребенка, на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края станица Старощербиновская

Проект « Традиции и быт Кубани»

     Составитель: воспитатель старшей группы

Обухова Анна Анатольевна

Тип проекта: духовно-нравственный

Вид проекта: практико-ориентированный

Срок реализации: краткосрочный ( 1месяц)

Цель: воспитание духовно – нравственных,  культурных, образованных граждан, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания  внутрикультурных, исторических корней.

Задачи:

- развитие у детей и родителей интереса к истории и культуре родного края, уважение и бережное отношение к семейным реликвиям;

- развитие у детей причастности к культуре казачества, историческому прошлому, осознанного отношения к родному краю;

- создание условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков;

- воспитание нравственных качеств ребенка, на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии.

Участники проекта: воспитатели, дети , родители, экскурсовод музея.

Предполагаемый  результат: развить у детей и родителей интерес к истории и культуре родного края; воспитать уважение и любовь к близким людям, бережное отношение к семейным реликвиям.

Актуальность: 

С малого родника берет начало большая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране, и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

 Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня к разработке данного проекта. Немаловажным этапом введения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном крае, станице и создание условий для работы с детьми и взрослыми.

 Правильно подобранная наглядность помогает формированию у детей представлений  о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы.

Этапы реализации проекта:

№ п.

                   Мероприятия

Подготовительный этап:

1.

Подборка наглядно-информационных материалов по теме проекта.

2.

Составление плана совместной деятельности.

Основной этап:

1.

Посещение краеведческого музея.

2.

Цикл бесед и НОД с детьми по темам:

2.1.

« История моей станицы»

2.2.

« Край наш кубанский – родная земля».

2.3.

« Знакомство с предметами быта»

3.

Чтение рассказов из книги А.Власов « Моя Кубань», « Вся жизнь моя в строке бегущей».

4.

Заучивание казачьих пословиц.

5.

Рассматривание предметов быта кубанских казаков, коллекции одежды, макета, иллюстраций.

6.

Театрализованная деятельность: « Один день из жизни кубанских казаков».

7.

Слушание песен кубанского казачьего хора:

« Кубанские казаки».

« У Кубань  - реки».

« Ой - да, при Лужку».

« Мы с тобой казаки».

« Цвети Кубань».

« Ой, да Краснодарский край».

8.

Разучивание комплекса казачьих народных игр:

« Завивайся плетень».

« Казаки – разбойники».

« Наездники».

« Достань платок».

« Золотые ворота».

« Иголка, нитка, узелок».

«  Горелки».

9.

Творческая мастерская – рисование:

« Я здесь родился».

« Казачьи костюмы».

« Казачье подворье».

10.

Конструирование:

« Подворье».

« Казачья хата».

11.

Взаимодействие с родителями:

Оформление древа « История моей семьи».

Оформление коллажа « Семейные традиции».

Изготовление макета « Казачье подворье».

12.

Консультации для родителей:

« Воспитание любви к малой Родине».

« Без прошлого – нет будущего».

13.

Создание презентации « Кто такие казаки».

Заключительный этап:

Использование ЭОР проекта для выступления на педагогическом совете.

           

Конспект НОД по теме: « Край наш кубанский – родная земля».

Программные задачи:

- познакомить детей с культурами,  выращиваемые у нас в крае;

- закрепить знания детей о столице Кубани – Краснодаре;

- уточнить название техники, занятой в уборке урожая;

- воспитывать уважение к труду хлебороба, преклоняться перед их трудом.

Предварительная работа: чтение стихотворений о хлебе, загадывание загадок и чтение пословиц о хлебе. Рассказ воспитателя о том,  как появились на Кубани арбузы, тыквы и огурцы.

Словарная работа: познакомить детей с профессией хлебороба.

Ход:

Воспитатель: Ребята, как можно назвать нашу малую Родину одним красивым словом?

Дети: Кубань.

Воспитатель: Сейчас я хотела бы прочесть вам стихотворение:

На краю Руси обширной

Вдоль Кубанских берегов

Проживает тихо, мирно

Войско кровных казаков.

Много лет войску кубанскому

Много лет и казакам,

Атаману войсковому

И станицам, городам.

Ребята – это стихотворение о земле, о казаках. Земля, где мы живем, называется Кубанью.

Воспитатель: Дети, как называется самая большая река?

Дети: Кубань.

Воспитатель:  Да, на Кубани много рек и два моря. Какие?

Дети: Азовское и Черное моря.

Воспитатель: Кубанскую землю называют жемчужиной России. Ребята, а как называется столица Краснодарского края?

Дети: Краснодар.

Воспитатель:  Ребята, а кто стал строить на Кубани первые станицы?

Дети: Переселенцы с Украины, донские казаки, запорожские казаки.

Воспитатель: Из чего строили жилища, хаты?

Дети: Из соломы, камыша, хвороста, глины.

Воспитатель: Правильно, ребята. Наш Краснодарский край богат хлебами, овощами. А какие же сельскохозяйственные культуры выращиваются у нас в крае? Отгадайте?

Посреди двора –         

                   

Золотая голова.

               ( подсолнух)

Мала мышка

Золотая   кубышка.

               ( просо).

В поле – метелкой,

В мешке – жемчугом.

               ( пшеница).

Как в поле на кургане

Стоят девушки с серьгами.

               ( овес).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой транспорт участвует в уборке урожая?

Дети: Комбайны, трактора, машины.

Воспитатель: Ребята, скажите, а люди каких сельскохозяйственных профессий живут у нас?

Дети: Агрономы, комбайнеры, трактористы, шофера, доярки, свинарки, механики по ремонту машин.

Дети читают стихи:

1 ребенок: Хорошо нам утром выйти в поле,

                  Хорошо встречать рассвет на воле.

                  И поет душа о светлой доле

                  Песню о родной земле.

2 ребенок: Ой, да  на Кубани –

                     Зори ясны,

                     Ой, да на Кубани –

                      Вишни красны,

                      Ой, да на Кубани,

                       Под высоким небом,

                       Золотом горят хлеба.

Воспитатель: У нас на Кубани говорят:

Будет хлеб – будет пища.

А какие пословицы о хлебе вы знаете?

Дети:  Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Зернышко к зернышку – будет мешок.

Хлеб – кормилец, если хлеба нет ни куска, так и в доме тоска.

Хлеб бросать – силу терять.

Потрудиться – так и хлеб поесть.

Без краюшки не прожить и седой старушке.

Худой  обед, когда хлеба нет.

Хлеб – всему голова.

Воспитатель: Хлеб – это высокое и очень красивое слово. Новый хлеб, как первый ребенок, приносит в каждый дом радость и счастье. С ним сытно, тепло. Без него голодно, холодно. Хлеб – наш господин. Испокон веков его несли из печи до стола в рушнике. И рушником покрывали, Хлеб – его величество.

Воспитатель: Ребята, наше занятие, я хотела бы закончить этим стихотворением:

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, вкусный, золотистый,

 Словно солнцем налитой.

Конспект НОД по теме: « Знакомство с предметами быта».

Программные задачи:

- познакомить детей с предметами казачьего быта;

- дать представление о понятии рубель;

- обогащать знания детей об образе жизни людей в старину, их деятельности в быту;

-воспитывать чувство уважения к нашим предкам.

Предварительная работа: беседа о жизни казаков, рассматривание предметных картин предметов быта.

Словарная работа: познакомить с понятием слова рубель.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новыми предметами, которые помогали казачкам в быту. Скажите, были ли  стиральные машины и утюги в том далеком прошлом?

Дети: Нет, потому что не было электричества.

Воспитатель: А как же тогда казачки стирали и гладили?

Дети: Наливали воду в тазик и стирали руками.

Воспитатель: Правильно, стирали они руками, но не в пластмассовых тазиках, а деревянных корытах( показ картинки). Постирала казачка белье, его же надо погладить. Чем, если электричества не было, и утюга электрического быть не могло?

Дети: Можно взять за уголочки и растянуть.

Воспитатель: Надо долго стоять и сушить белье под солнцем. А чем еще можно было погладить белье казачке?

Дети: Можно катать скалкой по белью, которой мама раскатывает тесто.

Воспитатель: Скажу вам по секрету, есть один предмет, который казачка использовала при глажке белья. Это ребристая доска, которая называется рубель ( показ картинки).

Позже появились тяжелые чугунные утюги, которые заполнялись горящими углями, и казачка постоянно размахивала этим утюгом, чтобы поддерживать огонь, что было очень тяжело ( показ картинки).  Были и  просто металлические утюги, которые нагревались на печи, и хозяйка использовала сразу два утюга – один остывал, она брала другой. Вот так не просто было вести хозяйство казачке.

Воспитатель:  А теперь отгадайте загадки, о каких предметах идет речь:

  1. Я  ребристый, деревянный, для казачки гость желанный?  (рубель)
  2. Я тяжелый, я чугунный, но наемся угольков и горячий стану, шумный, переглажу сто штанов? (утюг чугунный).

Воспитатель: Молодцы  ребята отгадали мои загадки. Значит,  все внимательно вы слушали.  А наше путешествие в прошлое предметов подошло к концу, и мне хотелось бы вас поблагодарить за ваши ответы.

Конспект НОД по теме: « История моей станицы».

Программные задачи:

- познакомить детей с историей своей станицы и казачества;

- познакомить с основным населением Кубани до переселения казаков;

- расширить кругозор детей;

- развивать любознательность, наблюдательность;

-воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой народ.

Предварительная работа:

Рассматривание картин казаков, фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея, беседы с детьми.

Материал: фотографии «Достопримечательности станицы», картины «Переселение казаков», портреты царицы Екатерины и атаманов.

Словарная работа: познакомить со значениями слов казак, курень, хата.

Ход:

Воспитатель: Ребята наше занятие посвящено истории нашей станицы. Кто же мне из вас скажет, как называется наша малая Родина?

Дети: Краснодарский край.

Воспитатель: Как называется наша станица?

Дети: Старощербиновская.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как образовалась наша станица и почему так называется?

Дети: Да.

Воспитатель: Нашей станице уже много лет. Она основана в 1794 году, ей уже 222 года. Много лет назад на Кубани жили Древние люди ( скифы, греки, ногайцы).  Позднее эту землю царица Екатерина подарила казакам за верную  службу и переселила их для охраны южных границ своего государства.

Воспитатель: Дети, а кто мне скажет кто такой казак?

Дети: Воин, удалец, свободный.

Воспитатель: Какими же были казаки?

Дети: Храбрыми, удалыми, умелыми.

Воспитатель: Возглавил казачье войско атаман Захарий Чепега. Его войско двигалось по суше ( по земле) на лошадях. Другой отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого последовал морем и высадился на Тамани. Казаки, увидев кубанскую землю, очень обрадовались. Поразились красоте и богатству этих мест. Так образовался Щербиновский курень.

Воспитатель: А что такое курень?

Дети: Небольшое селение из хат.

Воспитатель: Ребята, а что такое хата?

Дети: Это дом.

Воспитатель: Щербиновский курень основан на реке «Ея» ( река названа ногайцами, которые жили в то время). Свое новое поселение получило в честь атамана Ивана Щербины. В июне 1827 года появилось новое селение Новощербиновское – Щербиновский курень стал называться Старощербиновским.  Позднее Старощербиновской присвоен статус станицы ( так как она расширялась, образовалось много хат: 847 хат  4тысячи жителей). Здесь казаки строили дома из дерна  накрывали камышом. Поселение на берегу реки было очень удобно. В реке в то время было очень много рыбы, огромные пастбища для скота. В лесах обитали дикие кабаны, зайцы, лисы, волки. Освоив земли, казаки перевезли свои семьи, а семьи у казаков были большие много детей. Жили в любви и дружбе. Теперь Старощербиновская большая станица, со всех сторон окружена золотыми пшеничными полями. В станице спокойно  уютно, много зелени и фруктовых деревьев. В станице действует железная дорога и трасса, которые делают станицу привлекательной для отдыхающих и туристов.

И в заключении нашего занятия хотелось бы прочесть вам стихотворение:

Там, где выгнула русло река, как подкову,

У глинистой кручи,

Свиток царский был раскручен

И прочитан под гул тростника:

«Здесь границу держать,

Защищать от врагов

И пшеницу сажать,

И растить казаков…»

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Дети: Да. Нам очень понравилось занятие.

Воспитатель: Ребята, мы с вами  дальше будем много беседовать об истории казачества. А сегодня, я хотела бы вас поблагодарить. Вы были очень внимательными и активно отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему:"Традиции казаков на Кубани"

Конспект заняти по ознакомлению детей с традициями и бытом кубанского казачества...

Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию "Особенности быта и традиции казаков на Кубани"

Хочу подеиться с вами своей авторской методической разработкой по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей, подготовительной группы ДОУ. Программные задачи: - познакомить детей с каз...

Проект "Мы живем на Кубани"

Проект для старшей группы "Мы живем на Кубани"...

«Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «На Кубани мы живём!»

laquo;Проект инновационной деятельности образовательного учреждения»Название проекта: Парциальная программа  «На Кубани мы живём!»Автор:   воспитатель –Первой квалиф...

Древние традиции и обычаи Кубани «МАСЛЕНИЦА»

Древние традиции и обычаи Кубани «МАСЛЕНИЦА»...

Древние традиции и обычаи Кубани

Масленица - древние традиции и обычаи Кубани...