Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с малой Родиной «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, прививает интерес к традициям и обрядам; развивает чувство коллективного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektnod_.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по ознакомлению детей старшей  группы с малой Родиной «Путешествие в прошлое»

Воспитателя МБДОУ-д/с № 3ст. Старовеличковской Карпусенко И.И.

Программные задачи: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Создать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать умение радоваться окружающему миру и друг другу.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад приехали гости со всего нашего района. Это воспитатели из других детских садов. Давайте их всех необычно поприветствуем.

Дети выполняют пальчиковое упражнение-приветствие «Здравствуйте».

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький цветок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте!

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших пап и мам, бабушек и дедушек. Они для вас самые близкие и родные, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое и узнать, как жили наши дальние родственники. Но для этого нам надо надеть на головы волшебные папахи и веночки, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!».

Мальчики надевают казачьи папахи, девочки – веночки,  кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в глубь музыкального зала.

В музыкальном зале расставлены экспонаты музея.

Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы с вами и попали в старинную казачью хату. Я хочу, чтобы вы все рассмотрели, а я расскажу вам, как жили наши предки, чем занимались.

Воспитатель:          В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а главное – охранял границу от врагов. Посмотрите, какой он носил красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывал теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивались к поясу казака.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кого называют  атаманом?

Дети: Командира казачьего войска, самого главного казака.

Воспитатель: Сегодня  Илюша Петренко принес для нас всех показать портрет своего дедушки Василия Кондратьевича Дорошенко. Он был первым казачьим атаманом нашей станицы Старовеличковской. Посмотрите на портрет и скажите, как одет атаман? Атаман стоит возле церкви, ведь казаки – всегда были очень верующими людьми. А кого еще вы видите на портрете?

Дети: Коня.

Воспитатель: правильно. С самого раннего детства маленького казачка сажали на коня и приучали к седлу. Ребята, а какие вы знаете кубанские поговорки о казаке и его верном коне?

Дети: Конь казаку лучший товарищ.

          Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

          Казак сам не ест, а коня накормит.

          Казак без коня, что солдат без ружья.

          Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

          Сам погибай, а коня выручай.

          Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

 Жена казака всегда занималась хозяйством. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

         А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Вот какой он ребристый. На каталку наматывали  мятое полотенце и с силой проводили по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет детям возможность попробовать погладить, таким образом, мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).

Воспитатель: Очень любили   казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены вышивкой?

Дети: Полотенца, занавесочки,  подушечка.

Воспитатель:  Правильно, а какие предметы украшены кружевом?

Дети: Скатерть, полотенце, салфетки.

Воспитатель: Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды казачки использовали  вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко раньше хранили в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто  замешивали  в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощали, конечно, из самовара. Запомнили названия старинной посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: А еще мы с вами знаем много кубанских традиций.

Дети: Казаки гостей встречают хлебом-солью.

          На службу молодого казака провожают на коне, в новой одежде и с оружием.

          Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

          На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Воспитатель: Ну и молодцы, просто здорово! А вот про одну традицию вы забыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Ребята, я вам тоже предлагаю спеть кубанскую народную песню «Казачата». (Дети поют песню).

Воспитатель: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к  скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что  в нем хранили?

Дети: Наверное, одежду?

Воспитатель: Совершенно верно, нарядную одежду, а так же фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. (Дети рассматривают одежду)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в кубанскую народную игру «Сон казака». (Дети играют).

Раздается бой часов.

Воспитатель: Дети, часы не зря бьют. Мы с вами задержались в прошлом, пора нам возвращаться домой, в детский сад.

Дети снимают папахи и веночки и проговаривают слова:

«Время, стрелки поверни, в детский сад нас вороти!».

Воспитатель: ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети выполняют упражнение-прощание «До свидания».

Все мы дружные ребята,

Казачата – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Очень радостно, светло!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Путешествие в прошлое лампочки"

Задачи:•Познакомить детей с историей электрической лампочки•Вызвать эмоциональный положительный настрой, интерес к прошлому этого предметаОписание4 слайд--Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сего...

Презентация к НОД "Ознакомление с окружающим миром" по теме: "Путешествие в прошлое книги" для детей дошкольного возраста (6л. -7л.)

Цель: ознакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творческой деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к книгам....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое книги»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое книги»...

Конспект НОД по формированию представлений о малой Родине через ознакомление с городом Владимир в подготовительной группе

В конспекте для детей подготовительной группы представляется возможность переместиться по реке времени в древний город Владимир и заглянуть в его далекое прошлое. когда еще не было бабушек и дедушек н...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое книги"

Данный конспект расчитан для детей подготовительной к школе группе. На занятии ребята познакомятся с историей создания и изготовления книги.  Узнают, как книга преобразовывалась под влиянием твор...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет. Тема: Путешествие в прошлое одежды

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.Тема: Путешествие в прошлое одежды...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...