Конспект НОД в старшей группе " Экспедиция по родному острову"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_ekspeditsiya_po_rodnomu_ostrovu.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств,  в процессе знакомства с родным краем.

Приобщение детей   к культуре коренных  народов Севера.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить накопленные представления о родном крае:  растениях, животных.
  • Закрепить умение узнавать животных по следам; деревья по веткам, листьям и плодам; сравнивать их по внешнему виду.

  • Знакомить детей с коренными народами Севера (нанайцами) их укладом жизни.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской   деятельности, умение  делать выводы,  сравнивать и логически мыслить.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь и гордость за родной край, желание больше  о нем узнать.
  • Воспитывать бережное и созидательное отношение к природе.

Непосредственно образовательная деятельность:

Методы и приемы организации:

- Объяснительно-иллюстративный метод;

- Продуктивный метод;

- Проблемно-поисковый метод;

- Эвристический метод;

- Исследовательский метод.

Возраст:   Дети 6-7 лет.

Реализация образовательных областей:

- Познавательное развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Оборудование:
Карточки с изображением животных (медведь, лиса, олень, белка, заяц), разрезные карточки со следами животных; карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, мордочка, лапы), картинки березовой и тополевой веток, шишки  кедрового стланика и ели, хвоинки ели и сосны,  лупы, карта-схема,

бейджики с эмблемами специалистов (ботаник, зоолог), презентация «Знакомство с коренными народами Севера»

Предварительная работа:

Просмотр  презентаций о Сахалине, его  флоре и фауне.
Знакомство с профессиями: ботаник, зоолог.

Дидактические игры "Чьи следы?", "С какой ветки детки?".

Чтение   П.И.  Мариковского  «Следы животных»

Словарная работа:

Экспедиция, маршрут,  тополевая ветка, ботаник, зоолог, ученый – исследователь.

Ход совместной образовательной деятельности:

  1. Организационная часть:
  1. Словесная игра «Что такое Родина?»

- Ребята, у каждого жителя на земле есть своя Родина.

- Как вы думаете, что такое Родина?

Дети высказывают свое мнение, передавая флажок друг другу.

(Предполагаемые ответы детей:  Родина – это место, где мы родились и живём; Это земля, на которой жили и трудились наши дедушки и бабушки; Это наш город – Поронайск; Это место, где живут близкие и дорогие нам люди – мама, папа, брат, сестра; Это место, где стоит наш детский сад; это место, где скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне).

- Мы с вами живем на острове Сахалин, для нас он родной!

«Я живу в прекрасном месте,

Это место – Сахалин.

И нет острова чудесней,

Во всем мире он один».

- Ребята, а хотите попутешествовать по родному острову? (ответы детей)

- Предлагаю нам вместе  отправиться в экспедицию.

- Вы знаете, что такое экспедиция? (Ответы детей)

- Правильно, это группа ученых - исследователей, которая отправляется куда-либо с целью изучить, исследовать.
-  Хотите стать участниками экспедиции? (Ответы детей)
- Я буду руководителем экспедиции, а вы учёными - исследователями.

2. Игровое упражнение "Кого возьмем с собой в  экспедицию?"

- Для нашей экспедиции нам нужны будут ученые - исследователи: ботаники и зоологи. Кто кем хочет быть? Разделитесь на две группы, и самостоятельно выберите для себя опознавательные значки. (Приложение №1)

(Вопросы к детям о том, кем они будут, и в чем заключается их знания).

3. Определение маршрута экспедиции.

- Для начала давайте определим маршрут следования  нашей экспедиции.

(Воспитатель показывает планшет, в котором находится  карта - схема путешествия). Это карта - схема нашего пути.  (Приложение №2)

Он  будет проходить по местам, отмеченными  стрелочками.

Давайте рассмотрим путь следования (совместное рассматривание с детьми карты - схемы).

- Ребята, посмотрите, что сначала встретится на нашем пути? (Лес). А дальше? А затем куда лежит наш путь? Мы попадем (Поляна), и наконец, нас ожидает (Привал).

(Дети знакомятся с картой - схемой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками: «Лес», «Поляна», «Привал»).

Нас ожидают интересные открытия и решение непростых проблем.

Итак, в путь друзья!

«Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль тропинка зовет».

4. Физкультминутка:  «В экспедицию идем!»

 (под музыкальное сопровождение)

Раз, два - в экспедицию идем, 
Три, четыре - и поем! 
На любимом  острове

Здорово живем.

Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.

II. Основная часть:

5.  "Лесные находки".

-Ребята, куда мы с вами пришли? Давайте найдем это место на карте.

- Правильно. Мы с вами находимся в лесу. Посмотрите, а вот и первая находка!

(Находят на поляне березовую и тополевую ветки, еловую шишку и шишку кедрового стланика, еловую и сосновую хвоинки). (Приложение №3)

Это задание для ученых - ботаников, необходимо определить:

«От какого дерева ветка?» (сравнить березовую и тополевую ветку, определить от какого дерева ветка, дети делятся своими выводами).

«Какого дерева  плод?» (сравнить еловую шишку и шишку кедрового стланика, определить с какого дерева плод, дети делятся своими выводами).

«Чей листок?» (сравнить еловую и сосновую хвоинки, определить и назвать с какого дерева листок, дети делятся своими выводами).

- А наш путь лежит дальше!

До свиданья, добрый лес 
Полный сказок и чудес.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем!

(Обращаются к карте-схеме) Следующим по маршруту остановка: «Поляна».

6. Игра:  «Прятки»

- Ой, ребята, мне кажется, что на этой поляне кто-то спрятался!  А кто, мы узнаем из карточек-подсказок. Ученые - зоологи, принимайтесь за работу!

Дети находят карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, мордочка, лапа). (Приложение №4)

Затем, определяют, какое животное спряталось. Назвав их,  открывают конверт с изображениями этих животных (зайца, белки, лисы, медведя, оленя). (Приложение №5)

Которые находится на обратной стороне карточки, проверяют правильность ответов.

7. Игра: «Найди, чей след»

- Ребята, я вижу на земле следы каких-то животных. (Приложение №6)

Они разделены на части. Соберите целое из частей и
определите, чьи это следы? Найдите картинку - животного, которому принадлежат эти следы (Самостоятельная деятельность детей).

Дети внимательно рассматривают карточки с изображением следов и определяют, где, чей след.

(- Это заячий след, - это медвежий след и т.д.).

Чьи же это следы? Ученые - зоологи,  расскажите. (Дети делают свои выводы).

Все вместе проверяют правильность выполнения задания.

(Обращаются к карте – схеме, рассматривают дальнейший  маршрут следования)

8. Привал

Вот и пришло время отдохнуть. Ребята, предлагаю вам поудобнее разместиться около костра и послушать мой рассказ.

(На экране телевизора появляется картинка горящего костра, звучит запись «Треск дров»)

Рассказывали будто с давних времен в краях северных, на берегу рек живут люди. Им нипочем ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у них как смородины, а волоса, как смоль. Свои дома они строили по берегам рек. И назывался этот народ нанайцы. (Слайд1)

Мужчины занимались рыболовством, охотой и оленеводством. Охотились с помощью ружья, но также использовать луки и стрелы.

Рыбу ловили неводом, сетями, острогой. (Слайд 2)

 Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках, лыжах, нартах. (Слайд 3)

Женщины обрабатывали кожи шкур животных и рыб, затем шили из них одежду, обувь, головные уборы. (Слайд 4)

Украшали одежду красивыми орнаментами. (Слайд 5)

Каждый цвет в орнаменте имел свое значение:

жёлтый – цвет солнца

красный – цвет огня

зелёный – цвет травы

голубой – цвет воды, воздуха.

У жителей народов севера были и свои игры, хочу познакомить вас с одной из них, называется игра «Белый шаман»

9.  Игра  «Белый шаман» - сюжет этой игры интегрируется с музыкой.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - то есть добрый человек. Он становится на колени и выстукивает в бубен определенный ритм, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правило игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, то он выходит из игры.

«У шамана дом большой

Он сидит, глядит в окно

Олень по тундре бежит

И копытцами стучит

Тук, тук, тук, дверь отвори,

И за шаманом повтори».

Итог: Ребята вам понравилась игра? (высказывания детей)

Наша увлекательная экспедиция подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два - в детский сад родной идем, 
Три, четыре - и поем! 
На любимом  острове

Здорово живем!

III. Заключительная часть:

10. Творческое рисование.

- Сегодня мы с вами побывали в удивительном путешествии! Предлагаю вам зарисовать свои впечатления от нашей экспедиции. А из ваших рисунков мы создадим книгу «Мой остров Сахалин». (Дети под музыку рисуют).

«Наш край родной,
Наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом, 
Отзовется он теплом!»

Итог: Ребята, что бы вы хотели ещё узнать о нашем крае? (высказывания детей)

Вывод

Таким образом, на основе полученных положительных впечатлений можно утверждать, о появление у детей интересе к малой родине, культуре народов Севера и повышении краеведческих знаний.

         

Список использованной литературы

книга с 1автором

  1. Кенеман А. В. «Детские подвижные игры народов СССР» - Москва: «Просвещение», 1988. - 239с.

  1. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/Под ред. М.: ТЦ, Сфера, 2005. - 192

  1. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. - Мозаика - Синтез, 2011. - 80с.

  1. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов -на - Дону.: Феникс, 1997. - 640 с.
  2. Шорыгина Т.А. Беседа о русском севере. Методическое пособие.- М.: ТЦ СФЕРА, 2010. - 96 с.

Книга, пособие с 2 авторами

  1. Бромлей Ю.В., Маркова Г.И., Этнография: Учебник.- М.: Высш., школа,1982. - 320 с.

  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013. - 112с.

  1. Традиционные знания, культура и природопользование народов Севера. М.: АКМНСС и ДВ РФ, 2005. 116 с., 16 цв. Ил.

материалы из Интернета:

1.  http://zanimatika.narod.ru/RF12.htm

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»

Конспект НОД в старшей группе.«Береги природу родного края»...

Конспект НОД для старшей группы. Тема: «Край родной,

Программные задачи: Образовательные:  развивать интерес к истории своего города;  расширять знания детей о своем городе, достопримечательностях;  учить видеть историю вокруг себя: в домах, которые ...

конспект занятия в старшей группе "Наша армия родная"

Задачи: Дать знания детям о государственном празднике 23 февраля, о Российской армии и родах войск (моряки, пограничники, летчики).Уточнить представление о защитнике Отечества – воине, охраняющем и за...

Конспект ООД в старшей группе «Морское путешествие по островам»

Цель: Уточнить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили  в течение учебного года.  Интеграция образовательных областей:• Познавательное разв...

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие по правовым островам"

Целью данной НОД является развитие у детей старшего дошкольного возраста правового мировоззрения и представления о нравственности....

Конспект развлечения в старшей группе «Приключения на математических островах»

Цель: Закрепление математических представлений в процессе общения детей с игровыми персонажами. Задачи:1. Закрепить представления о цифровом ряде, сложении и вычитании групп предметов. Совершенст...

Конспект ООД в старшей группе - лепка "Стрелка Васильевского острова- Ростральная колонна".

Познакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга, историей появления их. Работа с пластилином - пластилинография....