Конспект НОД в старшей группе " Экспедиция по родному острову"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с родным краем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ekspeditsiya_po_rodnomu_ostrovu.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, в процессе знакомства с родным краем.
Приобщение детей к культуре коренных народов Севера.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить накопленные представления о родном крае: растениях, животных.
- Закрепить умение узнавать животных по следам; деревья по веткам, листьям и плодам; сравнивать их по внешнему виду.
- Знакомить детей с коренными народами Севера (нанайцами) их укладом жизни.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности, умение делать выводы, сравнивать и логически мыслить.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь и гордость за родной край, желание больше о нем узнать.
- Воспитывать бережное и созидательное отношение к природе.
Непосредственно образовательная деятельность:
Методы и приемы организации:
- Объяснительно-иллюстративный метод;
- Продуктивный метод;
- Проблемно-поисковый метод;
- Эвристический метод;
- Исследовательский метод.
Возраст: Дети 6-7 лет.
Реализация образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Оборудование:
Карточки с изображением животных (медведь, лиса, олень, белка, заяц), разрезные карточки со следами животных; карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, мордочка, лапы), картинки березовой и тополевой веток, шишки кедрового стланика и ели, хвоинки ели и сосны, лупы, карта-схема,
бейджики с эмблемами специалистов (ботаник, зоолог), презентация «Знакомство с коренными народами Севера»
Предварительная работа:
Просмотр презентаций о Сахалине, его флоре и фауне.
Знакомство с профессиями: ботаник, зоолог.
Дидактические игры "Чьи следы?", "С какой ветки детки?".
Чтение П.И. Мариковского «Следы животных»
Словарная работа:
Экспедиция, маршрут, тополевая ветка, ботаник, зоолог, ученый – исследователь.
Ход совместной образовательной деятельности:
- Организационная часть:
- Словесная игра «Что такое Родина?»
- Ребята, у каждого жителя на земле есть своя Родина.
- Как вы думаете, что такое Родина?
Дети высказывают свое мнение, передавая флажок друг другу.
(Предполагаемые ответы детей: Родина – это место, где мы родились и живём; Это земля, на которой жили и трудились наши дедушки и бабушки; Это наш город – Поронайск; Это место, где живут близкие и дорогие нам люди – мама, папа, брат, сестра; Это место, где стоит наш детский сад; это место, где скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне).
- Мы с вами живем на острове Сахалин, для нас он родной!
«Я живу в прекрасном месте,
Это место – Сахалин.
И нет острова чудесней,
Во всем мире он один».
- Ребята, а хотите попутешествовать по родному острову? (ответы детей)
- Предлагаю нам вместе отправиться в экспедицию.
- Вы знаете, что такое экспедиция? (Ответы детей)
- Правильно, это группа ученых - исследователей, которая отправляется куда-либо с целью изучить, исследовать.
- Хотите стать участниками экспедиции? (Ответы детей)
- Я буду руководителем экспедиции, а вы учёными - исследователями.
2. Игровое упражнение "Кого возьмем с собой в экспедицию?"
- Для нашей экспедиции нам нужны будут ученые - исследователи: ботаники и зоологи. Кто кем хочет быть? Разделитесь на две группы, и самостоятельно выберите для себя опознавательные значки. (Приложение №1)
(Вопросы к детям о том, кем они будут, и в чем заключается их знания).
3. Определение маршрута экспедиции.
- Для начала давайте определим маршрут следования нашей экспедиции.
(Воспитатель показывает планшет, в котором находится карта - схема путешествия). Это карта - схема нашего пути. (Приложение №2)
Он будет проходить по местам, отмеченными стрелочками.
Давайте рассмотрим путь следования (совместное рассматривание с детьми карты - схемы).
- Ребята, посмотрите, что сначала встретится на нашем пути? (Лес). А дальше? А затем куда лежит наш путь? Мы попадем (Поляна), и наконец, нас ожидает (Привал).
(Дети знакомятся с картой - схемой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками: «Лес», «Поляна», «Привал»).
Нас ожидают интересные открытия и решение непростых проблем.
Итак, в путь друзья!
«Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовет».
4. Физкультминутка: «В экспедицию идем!»
(под музыкальное сопровождение)
Раз, два - в экспедицию идем,
Три, четыре - и поем!
На любимом острове
Здорово живем.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
II. Основная часть:
5. "Лесные находки".
-Ребята, куда мы с вами пришли? Давайте найдем это место на карте.
- Правильно. Мы с вами находимся в лесу. Посмотрите, а вот и первая находка!
(Находят на поляне березовую и тополевую ветки, еловую шишку и шишку кедрового стланика, еловую и сосновую хвоинки). (Приложение №3)
Это задание для ученых - ботаников, необходимо определить:
«От какого дерева ветка?» (сравнить березовую и тополевую ветку, определить от какого дерева ветка, дети делятся своими выводами).
«Какого дерева плод?» (сравнить еловую шишку и шишку кедрового стланика, определить с какого дерева плод, дети делятся своими выводами).
«Чей листок?» (сравнить еловую и сосновую хвоинки, определить и назвать с какого дерева листок, дети делятся своими выводами).
- А наш путь лежит дальше!
До свиданья, добрый лес
Полный сказок и чудес.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем!
(Обращаются к карте-схеме) Следующим по маршруту остановка: «Поляна».
6. Игра: «Прятки»
- Ой, ребята, мне кажется, что на этой поляне кто-то спрятался! А кто, мы узнаем из карточек-подсказок. Ученые - зоологи, принимайтесь за работу!
Дети находят карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, мордочка, лапа). (Приложение №4)
Затем, определяют, какое животное спряталось. Назвав их, открывают конверт с изображениями этих животных (зайца, белки, лисы, медведя, оленя). (Приложение №5)
Которые находится на обратной стороне карточки, проверяют правильность ответов.
7. Игра: «Найди, чей след»
- Ребята, я вижу на земле следы каких-то животных. (Приложение №6)
Они разделены на части. Соберите целое из частей и
определите, чьи это следы? Найдите картинку - животного, которому принадлежат эти следы (Самостоятельная деятельность детей).
Дети внимательно рассматривают карточки с изображением следов и определяют, где, чей след.
(- Это заячий след, - это медвежий след и т.д.).
Чьи же это следы? Ученые - зоологи, расскажите. (Дети делают свои выводы).
Все вместе проверяют правильность выполнения задания.
(Обращаются к карте – схеме, рассматривают дальнейший маршрут следования)
8. Привал
Вот и пришло время отдохнуть. Ребята, предлагаю вам поудобнее разместиться около костра и послушать мой рассказ.
(На экране телевизора появляется картинка горящего костра, звучит запись «Треск дров»)
Рассказывали будто с давних времен в краях северных, на берегу рек живут люди. Им нипочем ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у них как смородины, а волоса, как смоль. Свои дома они строили по берегам рек. И назывался этот народ нанайцы. (Слайд1)
Мужчины занимались рыболовством, охотой и оленеводством. Охотились с помощью ружья, но также использовать луки и стрелы.
Рыбу ловили неводом, сетями, острогой. (Слайд 2)
Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках, лыжах, нартах. (Слайд 3)
Женщины обрабатывали кожи шкур животных и рыб, затем шили из них одежду, обувь, головные уборы. (Слайд 4)
Украшали одежду красивыми орнаментами. (Слайд 5)
Каждый цвет в орнаменте имел свое значение:
жёлтый – цвет солнца
красный – цвет огня
зелёный – цвет травы
голубой – цвет воды, воздуха.
У жителей народов севера были и свои игры, хочу познакомить вас с одной из них, называется игра «Белый шаман»
9. Игра «Белый шаман» - сюжет этой игры интегрируется с музыкой.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - то есть добрый человек. Он становится на колени и выстукивает в бубен определенный ритм, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правило игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, то он выходит из игры.
«У шамана дом большой
Он сидит, глядит в окно
Олень по тундре бежит
И копытцами стучит
Тук, тук, тук, дверь отвори,
И за шаманом повтори».
Итог: Ребята вам понравилась игра? (высказывания детей)
Наша увлекательная экспедиция подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два - в детский сад родной идем,
Три, четыре - и поем!
На любимом острове
Здорово живем!
III. Заключительная часть:
10. Творческое рисование.
- Сегодня мы с вами побывали в удивительном путешествии! Предлагаю вам зарисовать свои впечатления от нашей экспедиции. А из ваших рисунков мы создадим книгу «Мой остров Сахалин». (Дети под музыку рисуют).
«Наш край родной,
Наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом,
Отзовется он теплом!»
Итог: Ребята, что бы вы хотели ещё узнать о нашем крае? (высказывания детей)
Вывод
Таким образом, на основе полученных положительных впечатлений можно утверждать, о появление у детей интересе к малой родине, культуре народов Севера и повышении краеведческих знаний.
Список использованной литературы
книга с 1автором
- Кенеман А. В. «Детские подвижные игры народов СССР» - Москва: «Просвещение», 1988. - 239с.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/Под ред. М.: ТЦ, Сфера, 2005. - 192
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. - Мозаика - Синтез, 2011. - 80с.
- Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов -на - Дону.: Феникс, 1997. - 640 с.
- Шорыгина Т.А. Беседа о русском севере. Методическое пособие.- М.: ТЦ СФЕРА, 2010. - 96 с.
Книга, пособие с 2 авторами
- Бромлей Ю.В., Маркова Г.И., Этнография: Учебник.- М.: Высш., школа,1982. - 320 с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013. - 112с.
- Традиционные знания, культура и природопользование народов Севера. М.: АКМНСС и ДВ РФ, 2005. 116 с., 16 цв. Ил.
материалы из Интернета:
1. http://zanimatika.narod.ru/RF12.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»
Конспект НОД в старшей группе.«Береги природу родного края»...
Конспект НОД для старшей группы. Тема: «Край родной,
Программные задачи: Образовательные: развивать интерес к истории своего города; расширять знания детей о своем городе, достопримечательностях; учить видеть историю вокруг себя: в домах, которые ...
конспект занятия в старшей группе "Наша армия родная"
Задачи: Дать знания детям о государственном празднике 23 февраля, о Российской армии и родах войск (моряки, пограничники, летчики).Уточнить представление о защитнике Отечества – воине, охраняющем и за...
Конспект ООД в старшей группе «Морское путешествие по островам»
Цель: Уточнить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Интеграция образовательных областей:• Познавательное разв...
Конспект НОД в старшей группе "Путешествие по правовым островам"
Целью данной НОД является развитие у детей старшего дошкольного возраста правового мировоззрения и представления о нравственности....
Конспект развлечения в старшей группе «Приключения на математических островах»
Цель: Закрепление математических представлений в процессе общения детей с игровыми персонажами. Задачи:1. Закрепить представления о цифровом ряде, сложении и вычитании групп предметов. Совершенст...
Конспект ООД в старшей группе - лепка "Стрелка Васильевского острова- Ростральная колонна".
Познакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга, историей появления их. Работа с пластилином - пластилинография....