МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ СРЕДЕГО ПОВОЛЖЬЯ» (в условиях перехода на ФГОС ДО)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Козлова Мария Вячеславовна

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО  ТЕМЕ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ СРЕДЕГО ПОВОЛЖЬЯ» (в условиях перехода на ФГОС ДО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-kultura_narodov_srednego_povolzhya.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПО  ТЕМЕ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ СРЕДЕГО ПОВОЛЖЬЯ»

(в условиях перехода на ФГОС ДО)

Выполнила:

Воспитатель МБУ ДС №80 «Песенка»

Козлова Мария Вячеславовна

Тольятти-2015

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

3

6

12

14

Механизм преобразования образовательного процесса

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов

Приложение 1.

Введение

Проблема духовно-нравственного развития одна и важнейших проблем воспитания ребёнка.

В настоящее время, общество характеризуется нарушением единства духа, души и тела человека, бедностью духовных интересов, снижением истинных культурных, национальных ценностей, характерных для россиян.

Выходом из создавшейся ситуации, может стать разработка новых программ воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания нравственно-патриотических качеств(приобщение к культуре  межнациональных отношений, толерантное отношение к людям другой национальности). В Самарской области  проживают представители различных национальностей: русские, мордва, татары, чуваши, с культурой которых необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.

Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования.

В соответствии  с требованием ФГОС ДО  в ООП ДО должен отражаться региональный компонент, но специальные программы для его осуществления отсутствуют.

Не разработаны конкретные задачи, содержание методов и приёмов  по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности.

Недостаточно научных трудов и исследований по этой теме.

С другой стороны, в своей практике нам приходится постоянно решать вопросы культурно-нравственного воспитания дошкольников. Мы знакомим их с народными  праздниками. Играем в народные игры, разучиваем считалки,организуем развлечения.

Профессиональная проблема

Как организовать модель образовательного процесса по формированию у детей подготовительной группы по теме «Культура народов Среднего Поволжья» в условиях перехода на ФГОС ДО?

Задачи:

  1. Обозначить пути формированияпервоначальных представлений о культуре народов Поволжья у детей подготовительной группы.
  2. Определить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», для реализации механизма формирования у детей подготовительной группы представлений о культуре народовПоволжья,  в условиях реализации ФГОС ДО.
  3. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей подготовительной группы представлений о культуре народов Среднего Поволжья.
  4. Определить целевые ориентиры, возможные достижения воспитанников в результате реализации разработанного механизма.

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Модель образовательного процесса в подготовительной группе

по  теме «Культура народов Среднего Поволжья»

(в условиях перехода на ФГОС ДО)

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество

с родителями

Познавательная деятельность

Режимные моменты

Целевой компонент

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

1.1 Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва):

1.2Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.

1.3Обогащать представления оматериальной  культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

2.1Формирование у детей толерантное, доброжелательное  отношение к представителям  других национальностей.

2.2 Формировать эмоционально положительное отношение к истокам другой культуры, к семейному укладу и праздникам.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1Формировать умение выполнять на практике общепринятые нормы и правила поведения, проявлять уважительное отношение к  традициям и культуре других  народов.

Содержательно-технологический компонент

Познавательная деятельноть

«Тема «Культура народов Среднего Поволжья»

Развлечение

«Масленица»

Познавательная деятельность

Тема «Знакомство детей с праздником Навруз Байрам(праздник начала весны)

Тема «Акатуй – весенний праздник чувашей»

Концерт

Тема: «Песни народов Поволжья»

Экскурсия в крае ведческий музей

Тема: «Культура и быт народов Среднего Поволжья»

РазвлечениеТема: «Жаворонки»

Утро

1. Рассказ воспитателя:«Какие народы живут на Волге»

2. «Рассматривание флага и герба  Чувашии, Мордовии, Татарстана»

3. «Прослушивание народных мелодий»

4. Прослушивание гимнов Поволжских республик.

5. Рассматривание кукол в национальных костюмах, беседа.

Дидактические игры «Угадай сказку», «Наряди куклу», «Опиши костюм, промысел, предмет быта».

Прогулка

Тема: «Народные подвижные игры»

Русские:

«Горелки»,«Гуси-лебеди»,«Ручеек», «Каравай»

Татарские:

«Ловишки» (Тотышуены)

«Займи место» (Буш Урыш)

«Жмурки» (Кузбайлаууены)

Чувашские:

«Бой петухов», «Летучая мышь» (Сярасерси), «Рыбки» (Пула).

Мордовские:

«Салки» (Варянясповома), «Метание с плеча» (Уахскуазайахет).

Дидактическая игра: «Угадай по описанию»,

«Составь загадку», «Закончи предложение», «О каком ремесле я говорю».

Заучиваниезакличек, потешек, считалок.

Вечер

Темы

1.Творческая деятельность(рисование) «Иллюстрации к народным сказкам», «Укрась казанские сапоги (пичиги) »,  «Чувашские узоры», «Укрась костюм», «Распиши полотенце (сурпан)»,

(ручной труд) изготовление фигурок для народного театра, оригами «Тюбетейка», изготовление атрибутов к народным праздникам.

2.Ознакомление с художественной литературой:

Русские народные сказки:«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и Серый волк».

Мордовские народные сказки: «Чучело в перьях», «Сыре варда», «Лиса и медведь».

3.Игры: «Встреча с тётушкой Урине» (игра-путешествие).

Чувашские:

«О девочке Масмак» (М.Юхма), «Легенда о трёх солнцах», «Древо жизни».

Татарские:

«Коварная лиса», «Сказка о козе и баране», «Храбрый заяц»,

3. Слушанье,  исполнение народных  музыкальных произведений:

Русская песня:

«По лугу я гуляла», «Во кузице», «Ах, вы, сени, мои  сени».

Чувашская песня «Засыпай, сынок»,хоровод «Сасаран пел», «Тухьятахан!»

4.Книгоиздательство:

Изготовление книжек-малышек со стихами, загадками, пословицами, поговорками народов Среднего Поволжья.

8. Чтение пословиц и поговорок.

9.Изготовление жаворонков

Актуальная среда

- фотоальбом «Моя семья»;

- сюжетные картинки по теме: «Ремёсла, занятия, быт, костюмы, посуда, музыкальные инструменты»;

- куклы в народных костюмах;

- рассматривание иллюстраций к народным сказкам

- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

- атрибуты для сюжетно-ролевыхигр «Семья», «Путешествие по Волге»,

- народные детские песни;

- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;

-тематический коллаж «Течет река Волга».

1. «Сядем рядком, да поговорим ладком» (посиделки).

2. «Масленичная неделя»(развлечение).

4. Выставка совместного творчества детей и родителей.

5. Участие в  сборе материала для краеведческого уголка.

6. Изготовление альбома «Игры наших мам».

7. «Чаепитие у самовара с сушками».

8. «Встреча с интересным человеком» (носителем культурных традиций).

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка)

Воспитанники интересуются новым, неизвестным в окружающем мире. Задают вопросы взрослым о народах, живущих в Поволжье, об их культуре, обычаях, традициях, праздниках, играх. Проявляют эмоционально-положительное отношение к истокам национальной культуры, социальному опыту народов. Эмоционально реагируют на музыкальные, фольклорные, литературные произведения народов Среднего Поволжья.

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия:воспитатели подготовительных к школе групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.

2. Научно-методические условия:

  •  «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой     Москва «Трофа»  - 2010

3. Материально-технические условия

Костюмы, наглядные пособия, дидактически материал, музыкальные инструменты, утварь, игрушки, -аудио и -видеоаппаратура, народные игрушки, куклы, атрибуты для игр.

4.Нормативно-правовые условия

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 21.12.2012.

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038, 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)

  • Постановление от 15 мая 2013 №26 Об утверждении САН ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

5.Информационные условия

  • «Алгоритмы реализации регионального компонента «Патриотическое воспитание» ООП ДО В ДОУ» Ульяновск-   2013;

  • «Занятия по патритическому воспитанию в детском саду» под ред. Л.А.Кондрыкинской Москва – 2011.

  • «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» Ульяновск – 2013;

  • Учебно-методическое пособие «Алгоритмы реализации регионального компонента «Патриотическое воспитание» ООП ДО В ДОУ» Ульяновск-   2013;

  1. Организационные

  • Составление перспективных и календарных тематических планов по теме «Культура народов Среднего Поволжья»(в условиях перехода на ФГОС ДО)

  • Разработка конспектов различных видов деятельности по данной теме

  • Организация развивающей предметно-пространственной среды

  • Разработка плана сотрудничества с родителями

  • Обогащение методического обеспечения и инструментария

Приложение 1

Конспект по познавательной деятельности

                                         «Путешествие по Волге».

Программное содержание: расширять и углублять представления детей о нашей многонациональной Родине; дать детям общее представление о Мордовской республике: познакомить с мордовскими обычаями и народным творчеством.

Материал: иллюстрации природы Мордовии, Иллюстрации и открытки с изображением мордовской деревни; схемы мордовских домов; Изделия из дерева, тканные полотенца, вышитые салфетки, вязанные вещи.

Логика образовательной деятельности:

Орг. момент: дети готовятся к путешествию по реке Волге.

Воспитатель. Дети, мы с вами много беседовали о великой русской реке Волге, рассматривали иллюстрации, рисовали схему реки.

     А сегодня  мы совершим путешествие по Волге. Как вы думаете, на чем можно совершить путешествие?

                       (Ответы детей).

Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо купить билеты и сесть на место, которое в нем указано.

Звучит музыка М. Пляцковского и Б. Савельева «Волга в сердце впадает мое» в исполнении Марии Пахоменко. Дети рассаживаются по местам.

Воспитатель.

- Дети, о чем эта песня?

-Давайте вспомним, какие народы живут по берегам Волги?

-Хотите побывать в гостях у какого-нибудь народа?

                    (Ответы детей).

Наш путь лежит в гости к мордовскому народу. Мы много читали о Мордовии, беседовали, рассматривали иллюстрации с изображением природы этого края.

- Как вы думаете, ребята, чем отличается природа Мордовии от природы других республик и областей России? А чем занимаются жители Мордовии?

                    (Ответы детей).

Звучит второй куплет песни М Пляцковского «Волга в сердце впадает мое».

- Вот мы с вами и приплыли в Мордовию!

Вносят куклу в национальном мордовском костюме.

-Здравствуй, дорогая хозяйка мордовской земли!

- Как тебя зовут? (Надя).

Посмотрите, дети, как необычно она одета?! Вам нравится? Это национальный мордовский костюм. Давайте его рассмотрим. Какие цвета используются в костюме? Какой головной убор носят в Мордовии? Какие любимые украшения у мордовских женщин?

                       (Ответы детей).

Обязательный атрибут костюма – пояс, его завязывают поверх женской рубашки, называется он пулай. Повторите, как называется этот пояс.

Для каждого человека дорог тот уголок земли, где он родился. Для Нади – это Мордовия, А для всех нас и для Нади большая Родина – это Россия.

-Какие пословицы вы знаете о России? (Ответы детей).

У мордовского народа есть свои пословицы о Родине: «В родном краю – как в раю», «Краше Родины нет ничего».

    Есть в Мордовии и свое народное творчество: это вышивка, ткачество, работа с бисером, деревом, прядение пряжи и вязание!

    Вы знаете, ребята, что республика Мордовия богата лесами, озерами, реками. В лесу в грибную пору бывает много разных грибов.

             - Какие грибы вы можете назвать? (Ответы детей).

А в реках и озерах водится много разной рыбы. Назовите виды рыб, известные вам. (Ответы детей).

В лесах Мордовии с давних пор живут пушные звери. Какие именно?

   (Ответы детей).

Да, огромные природные богатства Мордовии – это пушнина, рыба. Поэтому с давних пор, даже когда еще не было денег, здесь уже развивалась торговля, а деньгами служили шкурки белок, и назывались они на мордовском языке «урт» (так как «ур» означает «белка»).

Есть в Мордовии праздник, посвященный началу посевных работ, называется он «Кереть – озке» (кереть» означает плуг, а «озке» - моленье). Народ в Мордовии очень трудолюбивый, все в Мордовии приучены трудиться с детства, так как в семье бывает по 5-6 детей. Почитают в Мордовии дедов и отцов, главу семьи называют куд-атя («куд»-дом, «атя»-старик). Мудрая мордовская пословица гласит: «Без ветвей не дерево, без детей -  не семья».

Мы с вами рассматривали жилище мордовской семьи. Расскажите, из чего состоит дом. (Из жилой избы и сеней. Из избы, сеней и горницы. Современная изба состоит из нескольких комнат, веранды с крыльцом).

А сейчас давайте поиграем в мордовскую народную игру «Раю – раю».

Воспитатель. Ну что же, пора нам прощаться с Мордовией, а хозяйку мордовской земли мы приглашаем с собой в путешествие по Волге.

Кукла-мордовка. В память о нашем крае я хочу подарить вам мордовскую народную сказку.

Звучит последний куплет песни М. Пляцковского «Волга в сердце впадает мое». Дети рассаживаются на места в пароходе.

Воспитатель читает сказку «Волга и Вазуза», обсуждает с детьми ее содержание.

Вот и заканчивается наше замечательное путешествие по Волге, но мы еще побываем на берегах этой прекрасной реки, познакомимся с бытом, обычаями, культурой других народов, живущих в России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.

Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...

Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования

Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования...

«Формирование новой модели образовательного процесса: ФГОС дошкольного образования» Тема: «Мини-музей в рамках организации предметно-пространственной среды»

Музейная педагогика - иновационная технология в сфере воспитания  детей, создающая условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду   Мини-музей этапы ...

Доклад "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе ДОУ в условиях перехода на ФГОС"

Выступление на педагогическом совете с докладом  "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе ДОУ в условиях перехода на ФГОС" те...