программа кружка "Мастерская чудес"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Козлова Любовь Анатольевна

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kozlova_la.docx40.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

«Согласовано»

Старший воспитатель  

МБДОУ детский сад «Солнышко»

____________ А.В.Щербинина

«___»____________ 2016 г.      

                             

            «Утверждаю»

        Заведующая МБДОУ

детский сад «Солнышко»

___________ Ю.В.Сорока

«___»____________ 2016 г.        

                                                             

                           

 

Рабочая программа

кружка «Мастерская чудес»

Руководитель:

воспитатель

Козлова Любовь Анатольевна 

с.Каратузское

2016-2017 учебный год

                                                            “Обучить творческому акту искусства нельзя,

                                                         но это не значит, что нельзя воспитателю

 содействовать его образованию и проявлению”.
Л.С. Выготский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Занимаясь  изобразительной деятельностью ребенок развивается всесторонне, активная творческая деятельность дошкольника воздействует на ум, душу обогащает его духовный мир. Чем раньше мы будем развивать его эмоциональный и духовный мир, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Без освоения ребенком изобразительной деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности.

Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей

         Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня по подгруппам.

         На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков детей, эмонациональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание. 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики, пластилиногрифии и работы с бросовым материалом их особенностями, многообразием используемых материалов,  учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях

Практическая значимость программы.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
            Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Цель программы: формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления. Воспитание всесторонне развитой личности 

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
  • Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
  • Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
  • Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами ,например, использование различных материалов с учетом присущих им художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  • Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
  • Предлагать для декоративного оформления поделки, выполненные на занятиях по конструированию; для иллюстрирования – сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;
  • Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ
  • Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

Программа охватывает старший дошкольный возраст:

  • старшая группа от пяти до шести лет;

 В ходе занятий «Мастерской чудес» используются следующие

методические приемы:

  • познавательные беседы: знакомство детей со свойствами нового материала либо новой техникой рисования;
  • целевые прогулки, экскурсии с целью получения новых знаний и наблюдений;
  • непосредственно само рисование: иллюстрации к сказкам, орнаментов;
  • работа с родителями: выставки, проведение ярмарок.

Наглядный материал, используемый при работе с программой:

  • иллюстрации художников;
  • детские работы;
  • бумага различной плотности и текстуры;
  • мелки разных видов;
  • цветные карандаши разной твердости;
  • различные краски;
  • кисти разных размеров и структуры;
  • бросовый и природный материал;
  • пластилин, глина

Программа кружка “Мастерская чудес” разделена на четыре блока:

Блок 1 - Нетрадиционные художественные техники

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Для детей среднего дошкольного возраста используются более простые техники, такие как кляксография, обрывание бумаги, жесткую кисть. Для детей старшего дошкольного возраста техники усложняются, так как рисунки дополняются более сложным художественным образом. Такие техники как гратаж, монотипия, рисование по мокрой бумаге.

Блок 2 - Бросовый  и природный материал

Практическая работа с разнообразным бросовым и природным материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы с различными инструментами, развивает мелкую моторику рук. Работая с различными материалами, дети знакомятся с их свойствами, структурой. Так как бросовый материал относится к отработанным материалом, при его подборе предъявляются определенные требования:

- материал должен быть не токсичен; безопасен; промытым;

- для работы с инструментами должен быть проведен инструктаж, разработаны инструкции.

Блок 3 – Пластилиновая графика. 

Понятие пластилинография имеет два смысловых корня “графия” создать, изобразить. Пластилин - материал, при помощи которого осуществляется замысел. Принцип данной техники в том, что изображение получается полуобъемным с рельефным изображением. Работа с пластилином доступна в любом дошкольном возрасте. Работа по программе кружка ведется от простого к сложному. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими как настоящий, если он вылеплен, а не нарисован.

Блок 4 – бумажная пластика

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.

Структура занятия кружка «Мастерская чудес»

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.

В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.

Работа с детьми разбита на блоки

Работа по блокам для детей среднего  дошкольного возраста.

 Месяц

Блок1    

Блок 2

Блок 3

Блок 4

Рисование

Бросовый и природный материал

Пластилиновая графика

Бумагопластика

сентябрь

2 занятия

 

 

2 занятия

октябрь

 

2 занятия

2 занятия

 

ноябрь

1 занятие

1 занятие

1 занятие

1 занятие

декабрь

2 занятия

1 занятие

 

1 занятие

январь

 

1 занятие

1 занятия

2 занятие

февраль

1 занятие

1 занятие

1 занятие

1 занятие

март

2 занятия

 

 1 занятие

1 занятия

апрель

1 занятие

1 занятие

1 занятие

1 занятие

май

 

2 занятия

2 занятие

 

Итог:

9 занятий

9 занятий

9 занятий

9 занятий

итого: 36 занятий в год

Тематический план работы кружка «Мастерская чудес»

для старшего дошкольного возраста(5-6 лет)

Блок. Техника

Материал

Тема занятия

Задачи занятия

Сентябрь

Рисование

декоративное(коллективный альбом)

Белые листы бумаги, акварельные краски фламастеры

Лето красное прошло

Создание беспредметных(абстрактных) композиций; составление летней цветовой политры

Рисование по представлению

 (печатания листьям)

Гуашь, листья деревьев

Деревья в нашем лесу

Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Бумагопластика
силуэтная аппликация с элементами рисования

Цветная бумага и картон, гуашь

Цветные ладошки

Вырезывание по нарисованному контуру; составление образов и композиций; «расшифровка» смыслов

Бумагопластика
силуэтная аппликация с элементами рисования

Цветная двухсторонняя бумага

Кошки на окошке

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы

Октябрь

1. Бросовый и природный материал художественное конструирование - эксперементирование    

Ягоды рябины, листья

Нарядные бусы и браслеты от дедушки Лукони

Вызвать у детей интерес к созданию украшений из природного материала

2. Бросовый материал художественное конструирование из различных материалов

Пустотелые формы (футляры от киндеров, бытовые банки; фасоль, горох, крупа)

Игрушки  - погремуш

ки

Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов и способами работы с ними. Воспитывать интерес к художественному эксперементированию.

3.Пластилинография лепка декоративная рельефная

Пластилин

Листья танцуют и превраща

ются в деревья

Познакомить детей с  техникой рельефной лепки. Учить делать полуобъемные изображения, передавать характерные особенности

4.Пластилинография лепка сюжетная

Пластилин

Кто под дождиком промок

Продолжать знакомить детей со способами полуобъемной лепки

Ноябрь

1.Рисование –экспериментирование (кляксография)

Краски акварельные и гуашевые, коктельные трубочки

Чудесное превращение кляксы

Показать новые способы получения абстрактных изображений, необычных форм

2.Бросовый материал художественное экспериментирование с фольгой

Фольга

Наша кузница

Вызвать интерес к экспериментированию с фольгой; воспитывать интерес к народной культуре

3. Пластилинография лепка рельефная

Пластилин, стеки

Ничего себе картина, ничего себе жара

Учить создавать фантазийные композиции; развивать творческое воображение

4. Бумагопластика аппликация с элементами конструирования(пальчиковый театр)

Готовые шаблоны из цветной бумаги

Нарядные пальчики

Закреплять способ вырезывания из бумаги сложенной вдвое. Вызвать интерес к обыгрыванию вырезанной одежды.

Декабрь

1Рисование декоративное

Гуашевые краски белого цвета

Волшебные снежинки

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая узор на лучах. Развивать чувство композиции

2.Рисование парафином

Парафиновые свечки, гуашь бумажные одноразовые тарелочки

Снежинки

Учить украшать тарелочки узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

3.Бросовый и природный  материал. Моделирование из ваты и бумаги

Вата, бумажные салфетки, цветная двухсторонняя бумага

Снегири и яблоки

Учить самостоятельно выбирать  и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки

4.Бумагопластика аппликация с элементами конструирования (панорамная новогодняя открытка)

Бумажные салфетки,

Ёлочка-красавица

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем.

Январь

1. Бумагопластика аппликация сюжетная

Цветная и белая мягкая бумага салфетки белого цвета

Где-то на белом свете

Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации

2. Бросовый и природный материал игрушки из крышек от пластиковых бутылок

Разноцветные крышки

Весёлые человечки

Развивать творческое воображение

3. Пластилинография лепка из солёного теста

Солёное тесто, стеки, колпачки от фломастеров

Звонкие колокольчики

Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста

4. Бумагопластика аппликация с элементами рисования

Газета, салфетки белого цвета

Заснеженный дом

Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации

Февраль

1Рисование с опорой на фотографию

Гуашевые краски

Папин портрет

Вызвать интерес к поиску изобразительно- выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более точно

2. Бумагопластика аппликация предметно-декоративная

Цветная двухсторонняя бумага

Галстук для папы

Показать способы изготовления галстуков

3. Бросовый  и природный материал моделирование из рукавичек, перчаток и носков

Пара носков, крупа для наполнения

Снеговик

Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов и способами работы с ними.

4. Пластилинография лепка по замыслу

Мягкий пластилин

Ходит Дрёма возле дома

 Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки

Март

1Бросовый и природный материал декоративно-оформительская деятельность

Кружевные бумажные тарелки,кружево, пуговицы

Изящный коллаж с кружевом и пуговицами

Расширить опыт детского творчества в технике «коллажирования»

2 Бумагопластика  аппликация коллективная

Цветная бумага, готовые бумажные формы

Весенний букет (настенная открытка)

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика +ватные диски, развивать эстетическое восприятие.

3. Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка)

Акварельные краски, ватные томпоны

Весеннее небо

Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по »мокрому

4. Пластилинография лепка декоративная из солёногоцветного теста
(плетение из жгутиков)

Солёное тесто

Весенний ковёр

продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства(ковроплетением)

Апрель

1 Пластилиновая живопись лепка рельефная

Мягкий пластилин

Ветер по морю гуляет

Продолжать развивать умение делать полуобъемные композиции

2 Бумагопластика аппликация с элементами рисования

Цветная двухсторонняя бумага для принтера

По морям, по волнам

Учить детей создавать из бумаги разные кораблики

3. Бросовый и природный материал коллаж из битой яичной скорлупы и шерстяных ниток

Яичная скорлупа и шерстяные нитки

Мозаика «Весенние картинки»

Научить детей крутить роллы, приклеивать их к пластику. Развивать чувство композиции

4.Рисование-экспериментирование

Кисточки разного размера, старые зубные щётки, мочалки

Я рисую море

Учить создавать образ моря разными нетрадиционными техниками

Май

1.Пластилиновая живопись лепка с натуры

Пластилин , бисер, бусинки, пуговицы

Чудесные раковины

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму

2. Бросовый и природный материал плетение из лент, верёвок

 

Ленты, тесьма, веревки, бумажные тарелочки

Плетённые коврики «Солнышко»

Продолжать знакомить детей с ткачеством

3. Бросовый и природный материал плетение из лент, верёвок

(продолжение)

Ленты, тесьма, веревки, бумажные тарелочки

Плетённые коврики «Солнышко»

Продолжать знакомить детей с ткачеством

4. Пластилиновая живопись
лепка сюжетная, коллективная

Мягкий пластилин

Мы на луг ходили, мы лужок лепили

Учить детей лепить по выбору луговые растения

Формы работы кружка «Мастерская чудес»

1. Индивидуальная работа

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.

2. Работа с родителями

  • Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
  • Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
  • Анкетирование

План работы с родителями

Месяц

Темы

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация по теме: «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей»

Совместная выставка творческих работ детей и родителей «Цветочная мозаика»

Октябрь

Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Совместная выставка творческих работ детей и родителей «Чудо овощи», «Осенний калейдоскоп»

Ноябрь

Консультация по теме: «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»

Декабрь

Консультация «Знакомство со способами нестандартного раскрашивания»

Совместная выставка творческих работ детей и родителей «Новогодняя игрушка»

Январь

Выставка творческих работ детей

Февраль

Совместная выставка «Мой папа самый лучший»

Март

Семинар « Сочетание техник нестандартного раскрашивания с элементами лепки и аппликации».

Апрель

Мастер – класс «Волшебные свойства бумаги»

Май

Творческий отчёт о работе кружка

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;
  • обострению тактильного восприятия;
  •  улучшению  цветовосприятия;
  •  концентрации внимания;
  •  повышению уровня воображения и самооценки.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Сформируются навыки трудовой деятельности
  • активность и самостоятельность детей в изодеятельности; 
  • умение находить новые способы для художественного изображения; 
  • Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

Литература

И.А.Лыкова. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности  "Цветные ладошки". ФГОС / Москва:ИД «Цветной мир» 2015 г

И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / ФГОС / Москва:ИД «Цветной мир» 2016 г

И.А.Лыкова. Художественный труд  в детском саду. Старшая группа Город мастеров / ФГОС / Москва:ИД «Цветной мир» 2011 г

И.А.Лыкова. Я вырезаю из бумаги/ Москва «Карапуз», 2008

И.А. Лыкова. Я леплю из пластилина/ Москва «Карапуз», 2008

И.А. Лыкова. Я делаю аппликацию Москва «Карапуз», 2008

Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие /Москва, Педагогическое общество России, 2007.

Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт./Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий  /Москва, ТЦ Сфера, 2005.

 Е. В. Полозова. Продуктивная деятельность с детьми дошкольного возраста./Воронеж, «Учитель»,2009

Т. М. Комарова. Цвет в детском изобразительном творчестве/Москва, ООО «Сфера», 2005

С. Вдовиченко. Дети светлой краской красят мир/Москва, Чистые пруды, 2009

Л. Зайцева. Фигурки из гофрированного картона/ Москва, «Эксмо», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Мастерская чудес"

Программа кружка по аппликации "Мастерская чудес" содержит пояснительную записку, в которой раскрыты цели, задачи и принципы по реализации программы....

Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".

Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...

план-программа кружка "Чудеса природы" 2014-2015 учебный год

по программе "Детство" для старшей и средней групп...

Развлекательно-игровая программа "Семь чудес детства"

Программа к Международному дню защиты детей...

Программа кружка «Чудеса на песке»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Колесо чудес»

Образовательная  и  общеразвивающая программа «Колесо чудес» программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Программа направлена на работу с  детьми мл...

программа кружка «Чудеса своими руками»

ПРОГРАММА кружка детского творчества «Чудеса своими руками»...