Проект « Быт коми народа»
проект (старшая группа) на тему

Кочанова Ольга Васильевна

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bytom_komi-2.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Быт коми народа»

Вид проекта: краткосрочный, информационный.

Подготовила: Морокова Л.Н., воспитатель первой квалификационной категории, Кочанова О.В., воспитатель без категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
«Детский сад № 96 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара г. 2016

  1. Постановка проблемы: Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. Актуальность: поверхностные  знания у детей о традициях и быте Республики  Коми, в которой они проживают.
  2. Цель  проекта: познакомить детей старшей группы с  традициями  и бытом  коми народа, с внутренним  обустройством деревянной избы.
  3.  Задачи:

 - Углубить знания детей  о традициях коми народа;

-Способствовать расширению и углублению знаний о жизни коми народа, внутреннем обустройстве избы, назначении, местоположении основных предметов быта;

-Активизировать в речи детей названия предметов быта на русском и коми языках;

-Создать обстановку коми избы, вызывать теплые чувства к быту коми людей;

- Развивать у детей интерес к истории родного края. Обогатить знания детей о быте (посуде, утвари, одежде) народа коми.

-Учить ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека;

-Вызывать интерес к народным играм;

-Продолжать воспитывать у детей интерес к родной культуре, обычаям своего народа;

-Активизировать участие родителей, детей  в проекте «Быт коми народа», повысить их заинтересованность, способствовать позитивному отношению, к сотрудничеству.

-Продолжать закреплять полученные знания  детей совместно с родителями.

4. Методы и формы работы:

-Система НОД;

-Интегрированные творческие занятия;

-Детское экспериментирование (при изготовлении и подборе  атрибутов) ;

-Словесные методы: метод творческой беседы; рассказ;

-Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию) ;

-Методы моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций;

-Практические методы: посещение музея с последующим анализом, рисование илюстраций к художественным произведениям, изображения героев в разных видах изобразительной деятельности, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях.

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые);

5.Ожидаемый результат:

Для педагога:

- освоение проектного метода;

-повышение уровня педагогической компетентности

-повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности

 Для детей

-развитие интереса  детей о быте коми народа;

-выставки детских работ;

-макет «Коми изба»;

6.Участники  проекта: дети старшей  группы номер 4, воспитатели, родители.

7.Время реализации проекта:3 недели

8.Новизна проекта и практическое значение:

Новизна и инновация выражается в создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по развитию интереса детей дошкольного возраста  к истории родного края,  которая позволит сделать работу с семьёй более интересной и эффективной. Будет способствовать погружению родителей в процесс воспитания у детей любви к своему народу.

  Установление тесного сотрудничества между социальными партнёрами: национальным музеем, педагогами, родителями в вопросах воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории, традициях, быте родного края.

9.Обеспечение проекта:

Информационные: кабинет  старшего педагога оснащен современной методической литературой, компьютером с доступом к сети Интернет,  принтером, функционирует сайт ДОУ.

Материально – технические: в ДОУ кабинете старшего педагога имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, в музыкальном зале имеется мультимедийное оборудование.

  1. План графика-мероприятий:

Срок (дата)

Действия педагогов(в том числе по совершенствованию РППС)

Действия родителей(в том числе по совершенствованию РППС)

Действия детей

1 этап -Организационный(предварительный)

Март, 1 неделя

1.Подбор и изучение литературы:

1. Потолицына Н.Б. Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики. Сыктывкар, 2009.

2. Пантелеева Е.И. Родник.  Сыктывкар, 1998.

3.Программа «Парма» под редакцией С.С. Белых

4. Клейман Т.В. Детям о культуре народа коми (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.

5. Вавилова Л.Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993.

6.Кудряшова В.М. Коми народные загадки.Сыктывкар, 2008.

7. Остапова З.В. Мый ме тода, кужа, верма. Сыктывкар, 2009.

2.Постановка целей и задач;

3.Подбор  демонстрационного материала и художественной литературы ;

4.Выставка детских рисунков «Моя любимая коми сказка»

5.Пополнение РППС дидактическими играми :

«Найди пару», «Накроем на стол», «Современная и старинная одежда», «Современная и старинная посуда», Город  «Сыктывкар в прошлом и настоящем»;

«Раздели на группы ».

6.Рисование печки для оформления группы;

7.Организация бесед и рассматривания альбомов с детьми;

8.Мониторинг знаний детей;

1. «Совместная встреча»

Создать обстановку, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Выделить в группе и  продумать место для оформления « Коми уголка». Продумать содержание.

2.«Беседа с родителями» по подборке иллюстраций и альбомов для рассматривания:

«Интерьер коми избы»

«Коми музыкальные инструменты»

«Коми одежда»

«Коми сказки»

«Национальный орнамент коми народа»

3.«Совместная деятельность родителей и детей»  сбор информации и иллюстраций по РК для изготовления дидактических игр:

 «Найди пару», «Накроем на стол», «Современная и старинная одежда», «Современная и старинная посуда»

4. Консультация для родителей  «Кухня коми народа» (папки-передвижки)

1.Беседы

 «Моя маленькая Родина»

«Самые красивые места, достопримечательности родного города»

2.Книжная выставка

 «Мои любимые коми сказки»

3.Чтение  коми  народной художественной литературы:

«Пера – богатырь»

 «Фома»

 «Три брата и сестра»

«Яг-Морт»

«Марпида-царевна»

 «Ёма и две сестры»

«Охотник и Чукля» «Медвежьи няньки»

«Лиса и заяц» 

4.Рисование 

«Моя любимая коми сказка»  

5.Рассматривание альбомов: «Интерьер коми избы»,

«Коми музыкальные инструменты»

«Коми одежда»

«Коми сказки»

«Национальный орнамент коми народа»

«Коми народный фольклор»

2 этап

Март ,2 неделя

1.Подбор  подвижных игр коми народа;

2.Составления  конспектов и подготовка к непосредственно образовательной деятельности ;

3.Пригласить для сотрудничества Коми национальный музей;

4.Изготовление макета «Коми изба»

1.Папка-передвижка

«Коми подвижные игры»

2.Совместное рисование  коми избы; 

3.Пополнение музея «Коми изба» старинными вещами;

4.Помощь в изготовлении макета коми избы;

1.Экскурсия в музей «История «бабушки Лампы»

2.НОД  по краеведению «Обустройство коми избы» Цель: Уточнить представления детей  об обустройстве  коми дома, назначении, местоположении основных предметов быта.

3.Знакомство с коми фольклором (загадки, пословицы, поговорки и т.д.)

4. НОД Лепка:  «Предметы утвари коми народа»( чугунок, ухват)

Цель: вызвать желание изготовить утварь коми народа, создать положительные отношение, чувство радости от выполняемых действий , закрепить умения лепить пластилином.

 5. НОД Рисование: 

«Украсим одежду коми орнаментом»

 Цель: Закрепить знания детей об элементах коми узоров; формировать умение изображать элементы; побуждать использовать различные цвета в рисовании коми узоров;

«Украсим избу коми узорами»

Цель:         Развивать представление детей о декоративном искусстве коми, о характерных особенностях коми орнамента, предметах быта коми людей; развивать чувство композиции, цвета, воображение; развивать мелкую моторику рук, навыки работы с красками.

6.НОД Конструирование: «Коми изба»

Цель: Уточнить представления детей из каких материалов строили дома, вызвать желание изготовить коми избу, закреплять умение скручивать трубочки (стены – брёвна)

7. Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» (экскурсовод -  ребенок).

8.Дидактические игры:

«Подбери посуду»(современная и старинная посуда)

«Найди пару варежке»(коми орнамент)

«Узнай по описанию»(героев коми сказок)

 «Современная и старинная одежда»

Город  «Сыктывкар в прошлом и настоящем»;

«Раздели на группы »(узоры русских и коми мастеров)

8.Подвижные игры

«Стой, олень!» «Воробышек»

«Невод»

«Мышь и угол»

«В Медведя»

« Ловля оленей»

         

3 этап

Март, 3 неделя

1.Организация выставок детских работ по проведенным занятиям

2.Сбор информации по проекту и создание презентации для родителей и детей «Быт коми народа»

2.Подготовить конспект родительского собрания «Игра в жизни ребенка»

3. Выступление на педагогическом совете и защита проекта «Быт коми народа»

  1. Презентация проекта

« Быт коми народа»  

2.Родительское собрание «Игра в жизни ребенка» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, обсудить с родителями проблему значения коми игр(подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых) на развитие ребенка-дошкольника;

 

Презентация проекта «Быт коми»

Цель : учить видеть результат своей деятельности-выставки детских работ,  ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы быта, созданные руками человека;

 

  1. Оценка результатов  и отчетность:

- Выступление на педагогическом совете и защита проекта  на базе МБДОУ №96

- Защита проекта на стажировочной  площадке на базе детского сада г.Сыктывкара №107

3. Список используемой литературы:

 1. Потолицына Н.Б. « Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.

2. Пантелеева Е.И. «Родник»  Сыктывкар, 1998.

3.Программа «Парма» под редакцией С.С. Белых

4. Клейман Т.В. «Детям о культуре народа коми» (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.

5. Вавилова Л.Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем.» Сыктывкар, 1993.

6.Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»

7.Кудряшова В.М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.

4. Приложения (В электронном варианте: папка –передвижка «Коми подвижные игры», «Коми кухня 
Рецепты блюд коми кухни
», Конспект по краеведению на тему: «Обустройство коми избы»,презентация «Быт коми народа»  )

                                       

Коми подвижные игры

«Стой, олень!»

Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Воробышек»

По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел как соловей.

- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.

«Невод»

Играющие, выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1, 5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. «Рыба», пробравшись сквозь невод (под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не догнали и она спряталась за шестом, она остается «рыбой», если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

«Мышь и угол»

Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:

Мышка, мышка дай мне угол (2 раза)

Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.

«В медведя»

Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:

Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка

Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.

Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.

«Ловля оленей»

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови! » пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

Правила игры. Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Конспект по краеведению на тему: «Обустройство коми избы»

Цель: Уточнить представления детей  об обустройстве  коми дома, назначении, местоположении основных предметов быта.

Задачи:

 -Познакомить с устройством коми дома;

- Дать детям сведения о размещении предметов мебели, «красного угла», люльки, печи в интерьере избы.

-Обучать детей делать выводы, подводить детей к самостоятельному поиску причин.

- Побуждать использовать в речи сложные предложения.

- Формирование интереса к устному народному творчеству.

- Учить самостоятельно, составлять узор из элементов коми орнамента.

- Закрепить название элементов коми орнамента.

-- Расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение.

1. Организационный момент

-Ребята нам пришло письмо, давайте откроем и посмотрим что в нем написано. Здесь написана загадка, отгадав ее  мы узнаем чем мы будем сегодня заниматься.

   Друг на дружке ровно в ряд
Эти бревнышки стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет.

-Правильно это дом !

-А скажите, зачем человеку нужен дом? В старину дом спасал человека от диких зверей, в доме можно спрятаться от непогоды и холода, погреться у огня. Мы приходим домой чтобы отдохнуть, набраться сил, дома нас ждут родные.

Дидактическая игра «Прошлое и настоящее»

2.Основная часть

- А вы хотите очутиться в  этой старинной  избе и узнать,  что в нем есть? Глазки закрывайте . (Воспитатель накидывает платок и передник)

-Видза оланныд, челядь! Как я рада гостям, проходите. Вот сижу я здесь одна, прибрала избу, хозяин на охоте, дети в лес по ягоды ушли, и решила вас, ребята в гости позвать. Осмотритесь вокруг, скажите, что вас заинтересовало, а я вам расскажу.

-Отличается ли ваша квартира, от моей избы? Чем?

-Вот в таких избах, раньше в деревнях жили коми крестьяне. Интерьер крестьянской избы составлял: стол, стул, лавки, табуретка, полки, люлька, полать, кровать, красный угол.

-На полке ставили вот такой туесок, жбан, как вы думаете, для чего они? Из какого материала сделан туесок? Много место занимает печь, по стенам тянулись широкие деревянные лавки, на высоте человеческого роста устраивались полки, на которых ставили посуду.

-А где у вас дома храниться посуда?. (Кухонная мебель). Обратите внимание на стол, на столе стоит деревянная солонка, в форме утки, и лежит коврига хлеба, завёрнутая в домотканую скатерть. Домотканая, от слова – дома ткать. Ведь раньше коми женщины всё делали своими руками, ткали, пряли вот такой прялкой, шили одежду. Просто мастерицы. 

 -Какие еще  занятия были у женщин коми? (готовили пищу, ткачество, вязание, готовка пищи, вышивание, шитье одежды и обуви).

-А чем занимались мужчины? (плетение рыболовных сетей, ловля рыбы, заготовка еды для долгого хранения, изготовление посуды, игрушек для детей, мебели, охотились)

-Посмотрите, около кровати, на длинном шесте, прикреплённом к потолку – качается деревянная колыбель – люлька. А почему люлька около кровати, как вы думаете?.

А вот рукомойник – медный котелок с носиком. Рукомойник помещался около печи. Под него ставили лохань или таз, вставленный в железный обруч, прикреплённый к печи.

-А давайте сравним мебель, которая у вас дома, и мебель коми избы. (в коми избе нет диванов, компьютеров, телевизоров, нет водопровода) .

Дидактическая игра «Современная и старинная мебель»

-Посмотрите, угол, где висят иконы, называется «красный угол». Перед иконами висит лампада и есть полочка, на которой лежат крашеные яйца, верба.

-Кто хочет полежать на моей печи? Ну, что, ж отдохнули?

-А ещё коми народ очень любил украшать своё жилище. У меня  есть шаблоны печки, люльки хотите разукрасить. Но обратите внимание, что вся мебель украшена элементами коми орнамента.

-Назовите какие знакомые орнаменты вы видите. Я сейчас включу коми мелодии, и мы с вами приступим к работе.

3. Заключительная часть

-Какие вы молодцы, как у вас красиво получилось. Расскажите, какие коми орнаменты вы нарисовали. Для чего мы с вами рисовали? У всех получилось? Понравилась ли вам коми изба? Чем понравилась? Что больше всего запомнилось.

-Спасибо, вам ребята, что скрасили моё одиночество, вот я виду в окошко, хозяин возвращается с охоты. Скоро и дети в лесу придут, будем ягоды чистить, я им расскажу, что ко мне приходили такие замечательные дети. До встречи, ребята!

Коми кухня 
Рецепты блюд коми кухни 

Для каждой национальной кухни применяется единая нумерации рецептов. 
Рецепты составлены, в основном, из расчета на одну порцию. 
Вес продуктов указан в граммах. 

Коми кухня

Коми широко используют в своей национальной кухне блюда из мяса, рыбы, картофеля, муки. Мясо употребляется любое: говядина, баранина, свинина, а также, особенно в северных районах, мясо лося, медведя, оленя и дичь (рябчик, глухарь, тетерев и пр.). Чаще всего мясо готовят натуральным – в тушеном или запеченном виде. На севере республики дежурным блюдом является строганина из мороженой оленины. Любят коми и сушеное мясо.

Мясные и рыбные блюда гарнируются картофелем и различными овощами, тушат мясо часто в молочных, сметанных соусах и масляных смесях.

Из первых блюд наиболее популярны супы с большим содержанием мяса, капусты, картофеля, крупы, а также супы – грибные, холодные, на квасе, уха из речной рыбы.

Хлеб употребляется черный.

На десерт подаются густые кисели, компоты, а также свежие ягоды (морошка, брусника, клюква, голубика, черника, земляника, смородина и т. д.) с сахаром, молоком, сметаной и сливками.

Рецепты блюд коми кухни

1. Ыроша кушман (редька с квасом)

Очищенную редьку натирают на терке. Вареный картофель нарезают мелкими ломтиками. Репчатый или зеленый лук мелко рубят. Подготовленные овощи перемешивают, посыпают солью и заливают квасом. При подаче добавляют сметану или растительное масло.

Квас 130, редька 50, картофель вареный 50, лук репчатый или зеленый 10, соль.

2. Моркова кушман (редька тертая с морковью)

Редьку и морковь моют, очищают от кожицы, измельчают на крупной терке, солят. Добавив сахар и уксус, заправляют сметаной и тщательно перемешивают.

Редька 70, морковь 60, сметана 20, уксус 2, сахар 2, соль.

3. Сола тшак (грибы соленые со сметаной)

Соленые грибы промывают, отжимают, нарезают на 3–4 части (мелкие грибы не режут), смешивают с мелко нарубленным репчатым луком и заправляют сметаной.

Грибы, соленые 100, лук репчатый 20, сметана 15.

4. Шома капуста (квашеная капуста)

Капусту квасят в деревянных кадках (или бочках), хорошо промытых, а затем пропаренных с ветками можжевельника, горячим камнем и кипящей водой. Для квашения берут сочную белокочанную капусту плотной консистенции. Кочаны зачищают, а затем разрезают на 2–4 части (в зависимости от величины кочана), кладут в кипящую подсоленную воду, варят 3–10 минут и охлаждают. В подготовленную тару слоями кладут смородиновые ветви и укроп, затем капусту, заправляя ее специями, опять ветки смородины и укропа и т. д. Так полностью наполняют тару. Заливают капусту водой, в которой она варилась. Накрывают марлей, кладут деревянный кружок, а на него – хорошо промытый камень. Оставляют на 2–3 дня для брожения, периодически снимая пену. После этого капусту ставят в холодное место. Во время хранения надо периодически снимать появляющуюся плесень, хорошо промывать марлю, кружок и камень.

Капуста 10 кг, укроп свежий 100, лавровый лист 1, перец душистый 1, анис 1, соль 500.

5. Коми борщ

Говяжью грудинку рубят на куски по 40–50 г, заливают холодной водой и варят 30–40 минут. Затем кладут пшено, нарезанные тонкими ломтиками свеклу, морковь, картофель, а перед концом варки – кефир и специи (лавровый лист, черный молотый перец), соль.

Подают блюдо в той же посуде (чаще всего это глиняный горшок). При подаче посыпают репчатым луком и заправляют сметаной.

Говядина 100, картофель 100, свекла 75, морковь 15, лук репчатый 15, пшено 15, простокваша или кефир 70, сметана 10, перец молотый черный, лист лавровый, соль.

6. Кома шыд (кислый суп)

Перебранную и промытую овсяную крупу засыпают в горячую подсоленную воду и варят до полуготовности. Затем добавляют простоквашу и на слабом огне доводят до готовности. При подаче кладут сметану. Подают горячим.

Простокваша 100, овсяная крупа 60, сметана 20, соль.

7. Пражитом чери (рыба по-коми)

Язь потрошат и хорошо промывают, нарезают на порционные куски, посыпают солью, перцем, заливают яично-молочной смесью и в жарочном шкафу запекают при 150°. Подают в посуде, в которой рыба запекалась.

Язь 150, молоко 200, яйцо 1 шт., соль.

8. Пражитом коряй (оленина, тушенная с картофелем)

Подготовленное мясо рубят на кусочки с косточкой, кладут в смазанный жиром глиняный горшочек и тушат в жарочном шкафу в собственном соку до полуготовности. Добавляют нарезанный крупными ломтиками картофель, рубленый репчатый лук, а через 10–12 минут – протертые ягоды брусники или клюквы, специи и доводят до готовности. Подают в этом же горшочке.

Оленина 170, картофель 175, лук репчатый 40, жир 10, брусника или клюква 50, специи, соль.

9. Йола кукань яй (телятина в молоке)

Телятину рубят на кусочки весом по 30–40 г, посыпают солью, кладут в порционный (глиняный) горшочек, заливают молоком и варят на слабом огне до готовности. Подают в том же горшочке.

Телятина 200, молоко 100, соль.

10. Картупеля нянь (шаньги с картофелем)

В теплой воде или молоке растворяют сухие дрожжи, соль, сахар. Готовят дрожжевое тесто густой консистенции. Формуют шарики и раскатывают их в лепешки. Отваренный в небольшом количестве воды картофель тщательно разминают и, добавив горячее молоко, массу взбивают. На середину шаньги кладут картофельное пюре, поверхность разравнивают и смазывают яично-сметанной смесью. Изделия выпекают при 200–220° и смазывают растопленным маслом.

Для теста: мука 120, сахар 3, дрожжи 1, маргарин 5, вода 50, соль; картофель 150, молоко 200, сметана 20, яйцо 1/5 шт., масло сливочное 10.

11. Картофель молодой в масле

Очищенные и вымытые картофелины небольшого размера складывают в сотейник, солят, посыпают мелко нарезанной зеленью петрушки и укропа, кладут сверху сливочное или топленое масло, накрывают крышкой и на слабом огне доводят до готовности.

Картофель 200, масло сливочное или топленое 25, зелень (петрушки, укропа), соль.

12. Весеннее пюре

Готовят картофельное пюре, добавляют предварительно отваренный, мелко нарубленный или пропущенный через мясорубку щавель (вместо щавеля можно использовать шпинат), заправляют солью, перцем, сливочным маслом и молоком.

Картофель 150, щавель 35, масло сливочное 25, молоко 60, перец черный молотый, соль.

13. Шыдеса шаньга (шаньги с крупой)

Готовят пресное тесто густой консистенции: в простоквашу кладут соль, размягченный маргарин, всыпают ржаную муку и хорошо промешивают (тесто должно быть однородным). Дают ему полежать 30 минут. Затем тонко раскатывают (1–2 мм) в круглые лепешки с утолщенными бортиками. Ячневую крупу заливают молоком (или простоквашей) в оставляют в нем на 12 часов. На тонко раскатанные лепешки раскладывают замоченную крупу, разравнивая ее по всей поверхности, кладут на смазанный жиром противень. Поверхность смазывают льезоном. Выпекают в жарочном шкафу при 210–220°. Готовые изделия смазывают растопленным сливочным маслом.

Для теста: мука ржаная 330, простокваша 220, маргарин 20; простокваша 400, ячневая крупа 160, жир для смазки противня 5; для льезона: яйцо 1 шт., сметана 70, масле сливочное, соль.

14. Картупеля сочон (картофельные сочни)

Вареный горячий картофель протирают. Добавляют соль, сметану, яйца и немного муки. Хорошо перемешивают, разделывают на шарики, из которых затем формуют лепешки толщиной до 1 см. Кладут их на смазанный маслом противень и посыпают сверху мукой. Выпекают в жарочном шкафу при 220°. Готовые сочни смазывают маргарином. Подают горячими.

Картофель 110, мука 25, яйцо 1/6сметана 5, жир 5, маргарин 10, соль,

15. Дрочон (драчена)

Размягченное сливочное масло (или маргарин) соединяют со сметаной. Добавляют соль, просеянную пшеничную муку и замешивают тесто слабой консистенции. Кладут на чугунную сковороду и выпекают в жарочном шкафу при 250–270°.

Мука 60, сметана 50, масло сливочное (или маргарин) 50, соль.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»

Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари;  устного...

Проект "История одежды коми народа"

Проект предназначен для детей 5-6 лет. Знакомство с историей одежды народа коми...

Проект «Быт и творчество коми народа»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Углубить знания детей о быте и творчестве коми народа....

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Презентация "Жилище коми народа - коми изба".

Презентация для детей старших-подготовительных групп "Жилище коми народа - коми изба"....

Образовательный проект «Фольклор коми народа для малышей»

В раннем  младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания. Первое ...