Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием информационно-коммуникационных технологий
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект занятия, где дети знакомятся с русским народным костюмом (женщин и мужчин) тамбовского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_odezhda_tambovskaya_guberniya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юрина Н.А., воспитатель ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение»

Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием информационно-коммуникационных технологий

Мужской и женский костюм Тамбовской губернии.

Рисование кукол в национальных костюмах.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы непосредственно образовательной деятельности: виртуальная экскурсия, беседа.

Цель совместной деятельности взрослых и детей: познакомить с историей народного костюма, особенностями одежды жителей Тамбовской губернии, показать практические умения людей в прошлые времена, формировать активный словарь, формировать интерес к истории края.

 Материалы и оборудование: презентация, куклы в национальных костюмах, картинки с изображением одежды русского народа, шаблоны русского костюма для вышивания, ноутбук.

Описание деятельности:

  1. Проблемная ситуация.

1 слайд

Предложить детям рассмотреть старинный костюм и современную одежду. Для чего нужна одежда?

Проблемный вопрос: одежда должна быть удобной или красивой?

Показать кукол в русских народных костюмах разных губерний.

Так одевались люди в старину. Это костюм Костромской, Московской, Архангельской, Пермской губернии.

Такая одежда удобная или красивая?

Как можно было украсить одежду?  (вышивкой, бусинками)

  1. Игра-упражнение (на карточках)

Определите среди костюмов русский народный.

  1. Экскурсия в виртуальный музей.

Предложить рассмотреть костюм Тамбовской губернии.

2 слайд

Одежде на Руси всегда придавали большое значение. Одежду ценили, берегли, передавали от бабушек внучкам. Костюм мог рассказать много интересного о своѐм владельце: откуда он, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области и народности имела свои особенности. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла.

 3 слайд

Для изготовления одежды шли льняные и конопляные ткани, шерсть.

Украшали домашние ткани  узорным ткачеством, вышивкой.

У мастериц Тамбовской губернии была популярна оригинальная техника вышивания крестом, так называемый, «тамбовский крест». Наиболее распространенными узорами были ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, ѐлочки, кустики, стилизованные фигуры женщин, птиц, коней. Чаще всего, узоры выполнялись на основе белого, красного и черного цветов, хотя не исключались синий, желтый и зелѐный.

4 слайд

Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), а также по возрасту и семейному положению.

5 слайд

Мужской костюм состоял из рубахи косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста.

Рубаху из белого холста носили поверх штанов и подпоясывали пояском или длинным шерстяным кушаком. Вышивка располагалась по горловине, низу изделия и рукавов. Обязательной частью одежды был пояс. Поясу в женской и мужской одежде придавалось большое значение. В народных поверьях считалось, что пояс охраняет человека от злого и недоброго. Поэтому неудивительно, что в губернии, как и по всей России, бытовало искусство изготовления поясов, кушаков. Их плели, вязали, ткали, украшали узорами.

 Он мог быть сотканным или сплетенным из цветной шерсти. Такой пояс назывался кушаком. Им обматывали талию два три раза, а концы пояса, украшенные кисточками, свешивались до колен и даже ниже.

Поверх рубахи надевалась долгополая распашная одежда, которая в разных местностях называлась кафтаном, армяком, зипуном, сермягой. С наступлением холодов надевали тулуп, шубу, сшитые из овечьих шкур.

Обувь у мужчин и женщин была практически одинаковая, плетенные из лыка лапти, которые плелись из липовой и осиновой коры. На сезон мужчине требовалось не менее 20 пар. Сапоги шили из кожи, они были с цельными или пришивными голенищами, которые собирались в сборки «гармошкой, а также носили валенки.

6 слайд

Рубаха - древнейший элемент одежды, основа девичьего и женского костюмов. Их носили девушки и старухи. Украшали рубаху тканым или вышитым узором, полосами из лент и тесьмы. Девичья одежда часто состояла только из рубахи, перехваченной поясом и головной повязки, оставлявшей открытыми затылок и косу. Когда же девушка выходила замуж, она надевала поверх рубахи шерстяную поясную одежду - поневу. Понева состояла из трѐх полотнищ шерстяной ткани черного или темно-синего цвета. Одно - заднее полотно, два других - по бокам. По низу она отделывалась полосами из разноцветной ткани или лентами. Сверху понева собиралась на шнурке. Наибольшее распространение получили поневы из клетчатой ткани. Клетки различались размерами, расцветкой, дополнялись ткаными узорами. Женский крестьянский костюм включал передник. Их украшали нарядной тесьмой, кружевами, вышивкой, используя разноцветные нитки, блестки и бисер

В Тамбовской губернии надевали  туникообразные нагрудники, напоминающие рубаху, но более короткие, чем она. Они различались по материалу, вырезу горловины, наличию или отсутствию рукавов, количеству и цвету украшений. Они имели разные названия: шушпан, шушун, коротай, навершник. Шили их из холста, тонкого сукна или шерсти. Переднюю часть нагрудников украшали цветной тканью, кружевными вставками, аппликацией. Разрез горловины и оплечья выделяли вышивкой и полосками тканья.

7 слайд

Одной из важнейших составных частей костюма являлся головной убор, завершавший весь ансамбль. Известны уборы девушек, женщин и старушечьи. С ними были связано много поверий, легенд, обычаев. Девичьи, оставляли открытыми волосы и теменную часть головы. Их делали в форме венца или обруча с использованием ткани, тесьмы, лент, бисера, пуговиц, блесток, перьев.

Женские головные уборы были очень разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народным поверьям обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. Головной убор подчеркивал изменение не только семейного положения женщины, но так же ее социальное и имущественное состояние. У молодых женщин Тамбовской губернии в комплект входило несколько рядов ярких шелковых лент, имитирующих распущенные волосы, к концам их прикрепляли раковины.

8 слайд

Большую роль в женском костюме играли украшения: серьги, гайтаны, нагрудники, наспинные поясные подвески. В Тамбовской губернии популярны были гайтаны из бисера, к которым подвешивали медные кресты и образки. Повсеместно у девушек были распространены вплетаемые в косу разнообразные «косники».

9 слайд

Большинство горожан одевались или в традиционную русскую одежду или в давно вышедшие из моды наряды. На городских улицах было можно встретить любой из вариантов крестьянского костюма. Расцветка и отделка позволяла определить не только место жительства, но и социальный статус. Так, однодворки носили юбки в вертикальную полоску, а крестьянки в клетку или с горизонтальными полосами. Весь строй деревенской жизни, неизменность занятий и традиций долгое время сохраняли определенный набор одежды. Повседневная одежда снашивалась до дыр, а праздничная хранилась долгое время, передавалась из поколения в поколение, была предметом особых забот и надевалась редко.

  1. Совместная художественно-творческая деятельность.

Предложить украсить «вышивкой» народный костюм, используя узоры Тамбовских вышивальщиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием технологиии ТРИЗ

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Уточнить представления детей о ж...

Конспект занятия во второй младшей группе с применением информационно - коммуникационных технологий по теме "Насекомые. Удивительное превращение"

Конспект занятия во второй младшей группе по НОД - Художественное творчество, с применением информационно - коммуникационных технологий. Дети просматривают документальный фильм "Удивительное превращен...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием кинезиологических упражнений

Конспект коррекционно- развивающего занятия для детей с общим недоразвитием речи....

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых технологий. Тема: «Традиции Кубани»

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникационных,  здоровьесберегающих,  игровых технологий.Тема:  «Традиции Кубани»...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием фигур «Пифагора»

Цель: развитие конструктивных способностей, логического мышления.Задачи: воспитывать самостоятельность упражнять в количественном счете различными способами; составлять и решать арифметические за...

Совместная деятельность учителя-логопеда и детей подготовительного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий "Морское путешествие".

Проект разработан, как итоговая совместная деятельность для детей с логопедическим заключением - ТНР: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.Цель:Закрепление знаний об окружающем в рам...