Главные вкладки

    «Хлеб – богатство Кубани и всей земли». Конспект НОД в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых технологий.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Данный материал поможет обобщить и систематизировать представления детей о том, откуда к людям ришел хлеб.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hleb-bogatstvo_kubani.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                           «Хлеб – богатство Кубани и всей земли».  

    Конспект НОД в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникационных,  здоровьесберегающих, игровых технологий.

    Цель:

    • Обобщить и систематизировать представления детей о том, откуда к людям пришёл хлеб.
    • Обогащать словарь пословицами поговорками, словами пекарь, зернотерки, первобытное племя, калачи, каравай.
    • Продолжать учить детей лепить хлебобулочные изделия из соленого теста, применять уже усвоенные ранее навыки и умения.

     

    • Воспитывать бережное отношение к хлебу, умением дорожить им, уважение к людям, благодаря которым хлеб у нас на столе.

    Предшествующая работа: Беседы, рассматривание иллюстраций о труде комбайнеров, пекарей.

    Презентации  «Откуда хлеб пришёл»? «Из чего хлеб не испечёшь?», «Традиции Матушки Руси»

    Материал: Мультимедиа для показа презентации; доски  для лепки, соленое тесто, салфетки..

    Музыка Я. Френкеля «Русское поле».

                                                       Ход занятия.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о чуде земли, чуде труда человека – хлебе!

    Как же пришёл к людям хлеб? Давайте с помощью нашей машины времени перенесёмся к пещерным людям.

     (Дети переносятся с помощью обратного отсчета) Садятся на коврик.

    Воспитатель показывает презентацию к сказке под тихую музыку.

     Вот послушайте сказку.

    Давным-давно, когда люди жили ещё племенами в пещерах и питались мясом животных, случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. (слайд 1). Вот и отправились они в поисках тех мест, где можно было прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так случилось и с одним человеком. Он упал, потерял сознание, а когда очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел необыкновенное растение, из которого на него сыпались мелкие камушки. (слайд 2) Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах  и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он им рассказал о чудо-колоске.

    С тех пор люди употребляют в пищу чудо - колоски. (слайд 3)

    Воспитатель: Но не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.

    Люди долго и упорно потрудились на земле!

    Позднее они стали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим. Затем появились первые простые зернотёрки, потом мельницы – так получали муку.  (слайд 4) Добавив в неё воду, из теста стали делать лепёшки. Их пекли на костре, потом – в печи. Так появился пресный печёный хлеб. (слайд 5)

    Благодаря человеку, те чудесные зёрна, которые в далёкие времена спасли первобытное племя от голодной смерти, сегодня превратились в пышные булочки и калачики на нашем столе.  (слайд 6) Хлеб для каждого человека привычен, как солнечный свет и дыхание, и так же необходим для жизни. Поэтому надо беречь каждый ломтик, каждую корочку, каждую крошку!

    У нас на Кубани тоже выращивают хлеб. Он – основа благополучия Кубанских жителей и всей  России. Не зря в старину говорили:

    «Земля на зёрнышке стоит».

    (Звенит колокольчик).

    Воспитатель: Что это за звон? (Подходят к столу в группе) Записка.

    «Вы много знаете обо мне? Попробуйте ответить на мои вопросы!

                                                    Ваш хлебушек!

    Дети садятся на стульчики.

    Воспитатель: Слово хлеб произошло от греческого слова «хлебанос», что оно означает?

    Дети:  название похлёбки, так как первый хлеб был жидким.

    Воспитатель: Правильно, случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

    Воспитатель: Как в России по давнему обычаю встречают людей?

    Дети: хлебом-солью.

    Воспитатель: В странах Востока путника, отправляющегося в дальнее путешествие, осыпают мукой. Для чего?

    Дети: Чтобы дорога была счастливая.

    Воспитатель: На Руси в день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зёрнами – зачем?

    - чтобы не голодали

    -чтобы кашу сварили

    -чтобы жизнь их была богатой.

    Дети: чтобы жизнь их была богатой.

    Воспитатель: В колыбель к новорождённому в старину обязательно клали краюшку хлеба:

    - чтобы не голодал.

     - чтобы рос здоровым и счастливым

    - чтобы чесал дёсна.

    Дети: чтобы рос здоровым и счастливым.

    Воспитатель: Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие, которого чуть не съели? Дети: колобок.

     Воспитатель: В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке?

    Дети: в коробе.

     Воспитатель: Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в р.н. сказке «Мужик и медведь»

    Дети: (рожь).

     Воспитатель: Где мы с вами живём, ребята? В какой стране?

    Дети: (России)

    Воспитатель: Правильно. Россия – хлебная страна. А про нашу Кубань говорят – житница России. Кубанская пшеница славится во всей стране и во всём мире.

    Бьёт через край дух молодой и былинный.

    Добрый наш хлеб - Тульский, Кубанский и Курский, -

    Ты словно герб славной земли нашей Русской.

    Воспитатель: Сейчас дома хлеб пекут очень редко, а раньше в каждой семье пекли хлеб и с гордостью говорили: «Я сегодня с хлебом».  На Руси было заведено потчевать гостей пирогами. Пирог – это символ гостеприимства, радушия, доброжелательности. Пирог – праздничный хлеб, само название его происходит от древнерусского «пир» - праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог:

    ♦ к приезду дорогих гостей –«Хлеб  да соль»,

    ♦К свадьбе – обрядовый « Каравай»,

    Каравай – истинно русский хлеб. Все знают, какой  он должен быть на именины и «ширины», и «вышины».

    Давайте  поводим хоровод.       Физкультурная минутка.

    ( Хоровод « Как на наши именины испекли мы каравай»)

    Дети сели.

    Воспитатель: Богата и щедра наша Кубань, дарит она людям все свои богатства, но только взамен на трудолюбие, заботу и внимание к себе. Где хлеб, там и песня, за хлебом-солью всякая шутка хороша, где поётся, там и веселье.

    Много пословиц, поговорок и стихотворений сложил русский народ о хлебе. Какие помните вы?

    (Дети называют пословицы)

    ♦ Хлеб в закромах – счастье в домах.

    ♦ Хлеб – батюшка, а вода – матушка.

    ♦ Хлеб – всей жизни голова.

    ♦ Без хлеба нет обеда.

    ♦ Хлебушко ржаной – батюшка родной!

        ♦ Без хлеба сыт, не будешь.

    Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете пословиц о хлебе.

    Вот послушайте стихотворение о хлебном колоске.

                                        ♦

    Каравай земли и неба на твоём столе –

    Ничего сильнее хлеба нету на земле.

    В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

    А на каждом колосочке держится земля.

    В малом зернышке пшеницы летом и зимой,

    Сила солнышка хранится и земли родной.

    И растёт под небом светлым строен и высок,

    Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.

    Воспитатель: В нашем каравае семи полей пшеница,

                              С семи криниц водица,

                              От семи кур яйца, чтоб каравай удался!

    Воспитатель: А без чего хлеба не испечёшь? Чтобы в этом нам разобраться, нам надо отгадать загадки….

    ♦ Белый камень из горы
    Всегда стоит на столе.
    Кто его не ест,
    Тот вкуса не знает.
    Дети: соль

    ♦Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной стать могу,

    Дети: (вода)

    • Я бел, как снег.

    В чести у всех.

    И нравлюсь вам

    Во вред зубам.

    Дети: (Сахар)

     

    • Из меня пекут ватрушки,
      И оладьи, и блины.
      Если делаете тесто,
      Положить меня должны.

    Дети: (Мука)

    ♦ Новая посуда, а вся в дырах.

    Дети: (Сито).

    ♦ Жидкое, а не вода,

    Сладкое, а не мёд

    От бурёнушки берут,

    Деточкам дают.

    Дети: (Молоко).

    ♦ Стоит изба из кирпича,
    То холодна, то горяча.

     Дети: (Печь).

    Воспитатель: Какие, вы молодцы! Все загадки отгадали. А хотите,  как настоящие пекари испечь пироги? Пройдем все на кухню. (Дети переходят за  столы, на которых приготовлено все для лепки из соленого теста). 

    Терновая Татьяна Александровна

    МБДОУ детский сад №8 комбинированного вида

    Краснодарский край, ст. Старощербиновская.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Страна Светофория» в подготовительной группе с использованием ИКТ, личностно – ориентированных, игровых, исследовательских и здоровьесберегающих технологий

    Цель занятия: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окр...

    Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей подготовительной к школе группы «Магазин необычных вещей»

    Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей подготовительной к школе группы «Магазин необычных вещей&raq...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

    Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

    Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...