Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Суетина Ольга Анатольевна

НОД по краеведению о городе Ачинске , его интересных местах , людях и событиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».

в группе компенсирующей направленности

детей старшего дошкольного возраста

воспитатель 1 категории: Суетина О. А.

            Программное содержание:

- уточнить и расширить знания о родном городе;

- дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику города Ачинска;

- формировать уважение и любовь к Родине, своему родному краю

Обогащение и активизация словаря: государство, символика, герб.

Материал: карта России, глобус, карта Красноярского края, разрезанный на части герб Ачинска.

Предварительная работа с детьми:    

Экскурсии по горалу и в краеведческий музей. Рассматривание иллюстраций Ачинска и его достопримечательностей. Разучивание стихов о родном городе. Беседы об Ачинске.

Ход:

Воспитатель: - Обращаю внимание детей на карту России, которую рассматривали ранее) Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется наше государство?

Дети: - Наше государство – Россия.

Воспитатель: Кто может показать границы нашего государства? (Желающие обводят указкой границы  России)

 Карта может много рассказать о стране. Мы видим, что Россия большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной (показ наиболее значимых городов, рек нашей с:траны)

Воспитатель: В каком крае вы живете?

Дети: В Красноярском крае.

Воспитатель:  Кто знает, как называется главный город нашего края?

Дети: Главный город нашего края – Красноярск. (Показываю на карте )

Воспитатель: У каждого из нас есть своя малая Родина. А что такое Родина?

Дети: Это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш дом.

Ребенок:

 Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна,

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом,  снега и вьюга.   Н.Забила «Наша Родина»

           Воспитатель:  Наша малая Родина- город, в котором мы живем. Как называется наш город?

Дети: Наш город- Ачинск.

Ребенок:

Ачинск – любимый город,

Ачинск – зеленый сад,

А я в любое время года,

С Ачинском встрече рад!

Воспитатель:  А как вы думаете, почему он так называется?

Дети:  Потому что  находится на реке Ачинке.

Воспитатель:  В начале, на месте нашего города было море - озеро, омывая предгорья хребта Арги и простираясь противоположным берегом  , где-то до городка Боготол. Глубокое то было то озеро-море – 72 метра. Археологи называли его « Великим Чулымским стоком».

 Скажите, как называется река, протекающая возле вашего города? (Чулым). А кто - ни будь из вас, знает, откуда пошло название реки?

Название Чулым переводится: чу – большой, лы – вода, течение, т.е. – «Большая вода». (Приложение №1)

Воспитатель:  Чем вам нравится наш город?

Дети:  В нем много зелени. Всегда чисто. Есть места, где можно поиграть, покататься на велосипеде. В городе протекает несколько речек: Ачинка, Чулым, Тептятка, Салырка. Летом всегда можно искупаться в речке Чулым.

Воспитатель:  Изыскания археологов Новосибирской Академии наук показали, что палеолитические стоянки на месте современного города датируются глубокой древностью – около 20 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют предметы из раскопок Айдашинской пещеры в окрестностях города.

 История самого Ачинска началась в 1863 году, на крутом берегу полноводного Чулыма среди вековой тайги был построен древний острог-форпост, охраняющий границы государства Российского от нашествия тюркских племен.(Приложение №2)

 На хорошем месте был заложен острог. Мимо него проходили водные и торные торговые пути, благодаря чему он быстро вырос в крупное торговое поселение. Только в 1708 году Сибирь стала называться губернией, и в подчинении у воеводы находилось 30 городов. Постепенно Сибирь стали населять русские народы, смешиваясь с иноверцами. Около 100 лет он не имел постоянного населения и переносился с места на место не менее 5 – 7 раз. Ачинский острог был необходим для защиты рубежей на юге Сибири от киргизов. (Приложение №3)

Город тоже изменился, появились новые улицы, проспекты, но в городе есть еще и старые дома, находящиеся в «старом центре», так называется район, откуда началось строительство города.

Дома в «старом центре» стоят еще старой постройки, в них давным-давно жили купцы, и богатые люди. (Приложение №4)

 Некогда захолустный город на транссибирской магистрали в послевоенные годы неузнаваемо преобразился. Здесь выросли современные промышленные  предприятия (показ иллюстраций города), строительная база, город превратился в крупный железнодорожный узел – Ачинск соединился с городами Абакан и Лесосибирск.

            На больших пустырях раскинулись многочисленные жилые районы, возникли десятки новых улиц, всего их около двухсот, общей длиной 110 км. (Приложение №5)

 В Ачинске в разное время жили Дмитрий Давыдов, историк и этнограф, автор песни «Славное море, священный Байкал»; народный художник России Владимир Мешков; писатель Василий Ян, автор исторических романов «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю»; селекционер академик Михаил Лисавенко, основатель Алтайской опытной станции садоводства; звезда советского кино Марина Ладынина; великая певица Клавдия Шульженко; олимпийская чемпионка Светлана Мастеркова; министр обороны России Сергей Шойгу.

 Как знать, может быть, кто-то из вас, сегодняшних, еще пополнит этот славный список.

Физминутка

Утром рано мы встаем – потянуться

Город видим за окном – повороты вправо-влево

Он проснулся, он живет – движения в виде расчесывания, завязывания шарфика

Нас на улицу зовет – марширование

Ребенок:

За Чулымом дали синие,

Тонкой лентою хрустальной

Извивается река.

Город наш индустриальный

Виден всем издалека.

За Чулымом дали синие

Свет пронзает зоревой.

Стал известен всей России

Ачинск древний, трудовой.

Воспитатель:  В нашем городе есть два крупных комбината. Вы знаете, какие это комбинаты? (ответы детей)

- На Ачинском нефтеперерабатывающем комбинате производят – бензины, дизельное топливо, мазут, солярку. (Приложение №6)

Воспитатель:  Какой еще крупный завод есть в нашем городе?

Альбина:  АГК. Мой папа работает на этом заводе. Он – водитель.

Воспитатель: Что изготавливают на Ачинском глиноземном комбинате?

Дети: Глинозем, соду. (Приложение №7)

Ребенок:

            Слава химикам, алюминьщикам

И строителям слава вовек!

Город строится, город ширится –

Служит Родине наш человек.

Воспитатель:  А теперь приглашаю вас совершить прогулку по нашему городу. У въезда в Ачинск, взметнулась ввысь стрела с изображением герба города. (Предлагаю рассмотреть герб и флаг нашего города)

Воспитатель:  Изображения на гербе и флаге отражают историю, географию и культуру нашего города.

(Расшифровываю детям цвета, имеющиеся на гербе и флаге нашего города).

Описание герба

«В червленом (красном) поле серебряный колчан с золотыми стрелами в левую перевязь, продетый через золотой лук, положенный в косвенный пояс»

Золото – символизирует богатство, стабильность, уважение, интеллект.

Серебро – символ чистоты, совершенства, искренности и взаимопонимания.

Червленый (красный) цвет – символ мужества, силы, труда, красоты. (Приложение №8)

Н-п игра «Собери герб города» (Предлагаю детям собрать герб из частей по типу разрезных картинок. У каждого ребенка на столе разрезной герб)

Воспитатель:  Ачинцы гордятся своим городом. В нашем городе есть музеи, выставочный зал, театр для взрослых и детей. Они радуют жителей города концертами, спектаклями, выставками. Знаменитые фамилии, достопримечательности просто красивые места звучит в названиях улиц: проспект Лапенкова, улица Назарова, Зверева, Щетинкина, Гагарина, бульвар Богаткова и др.

 А какие улицы знаете вы? (Прошу детей назвать улицы, на которых они живут. Дети называю свои улицы, затем те улицы, которые они еще знают).

Воспитатель:  Вот какой замечательный город, в котором мы живем.

Ребенок:

В городе любимом мы живем,

Станем мы большими,

Быстро подрастем.

Новыми садами украсим город свой,

Будет он чудесный,

Город твой и мой!

Спрашиваю детей, понравилось ли им занятие и чем..

Приложение №1:

http://festival.1september.ru/articles/584663/img1.jpg

Приложение №2

http://festival.1september.ru/articles/584663/img4.jpg

Приложение №3

http://festival.1september.ru/articles/584663/img5.jpg

Приложение №4

http://festival.1september.ru/articles/584663/img10.jpg

Приложение №5

http://festival.1september.ru/articles/584663/img11.jpg

Приложение №6

http://festival.1september.ru/articles/584663/img9.jpg

Приложение №7

http://festival.1september.ru/articles/584663/img8.jpg

Приложение №8

Герб Ачинска 1785


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности "История возникновения города"

Конспект непосредственной  образовательной деятельности для подготовительной группы. Формирование целостной картины мира и аппликация....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)

   Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...

КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности по краеведению в подготовительной группе

Если скажут слово “Родина”,Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки берёзка-скромницаИ ромашковый бугор…А другим, наверно, вспомнитсяСвой родн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению на тему «Зима в Крыму» для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению на тему «Зима в Крыму» для детей подготовительной группы (6-7 лет)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".Цель: упражнять детей находить объекты по заданному признаку. Продолжать учи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению «Мой Белгород» в подготовительной группе

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Белгорода; расширять и углублять представления о городе и его прошлом и настоящем.Задачи:Обучающие: формировать представление дет...