Конспект образовательной деятельности "Моя малая Родина станица Приазовская"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чумакова Елена Валерьевна

Непосредственная образовательная деятельность  для детей подготовительной к школе группы  познавательной  направленности, образовательная область «Ребенок и окружающий мир». Составлено в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования   МБДОУ №21», разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основной образовательной программой дошкольного образования       «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с  использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_moya_malaya_rodina.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад  №21 «Колосок»

  муниципального образования Приморско-Ахтарский район

             

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной  группе    

             «Моя малая Родина-

станица Приазовская»

                                                                                                                                      Подготовила: воспитатель

Чумакова Елена Валерьевна                                                                                                        

                                                                                                                                 

ст. Приазовская

2015 год

Пояснительная записка

Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности познавательной направленности

в подготовительной группе по разделу «Ребенок и окружающий мир»

Е.В. Чумакова

 воспитатель МБДОУ №21

Непосредственная образовательная деятельность  для детей подготовительной к школе группы  познавательной  направленности, образовательная область «Ребенок и окружающий мир». Составлено в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования   МБДОУ №21», разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основной образовательной программой дошкольного образования       «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с  использованием ИКТ.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности.

Цель НОД: формировать интерес дошкольников к малой Родине;                     расширять и укреплять знания детей о родной станице.                                                      

           Задачи:    

Обучающие: 

-знакомить детей с историей возникновения станицы, с интересными историческими фактами и выдающимися личностями станицы.

Развивающие: 

-формирование первичных представлений о малой Родине и   Отечестве;

-развитие внимания, памяти, познавательной и творческой активности в процессе соприкосновения с историей родной станицы;

- знакомство с первыми жителями станицы, их бытом, с их чувствами и поступками.

Воспитательные:

-воспитывать нравственно-патриотические качества;

-формировать у детей чувство любви и гордости к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Предварительная работа: экскурсия по станице, рассматривание фотографий, разучивание стихотворений кубанских поэтов и кубанских народных игр, беседы с детьми, прослушивание кубанских песен, загадок, выставка детского творчества « Моя станица».

А так же встреча с историком-краеведом, работником музея ст. Бриньковской  В. В. Винокуровым.

Словарная работа: Малая Родина, Кубань, плавни, турлучный дом, печка-буржуйка.

Методы и приемы: наглядный метод (презентация «История ст. Приазовской»), словесный метод (беседа о значении слов в рассказе о жизни и быте первых жителей), прием эмоциональной заинтересованности (вопросы о Родине), игровой прием (проведение игры «Кубанка и петушиный бой»), использование звуковых эффектов (фонограмма песни «Чистые пруды»).

Материалы и оборудование: фотографии с видами станицы Приазовской в давние времена и современной жизни, подкова, для усиления интереса к занятию используется ИКТ-показ презентации.

             

                     

                 

Ход непосредственной образовательной  деятельности:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами совершим путешествие в прошлое, но прежде, послушаем одно замечательное стихотворение:

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете - Родина своя.

И там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.    

       

Воспитатель: Каждый человек имеет две Родины – большую и малую. Дети, назовите нашу большую Родину.

Дети: Наша Родина-Россия!

Воспитатель: Россия – огромная страна, в ней живут люди разных национальностей, культур, протянулась Россия на тысячи километров. Наша Родина богата разными полезными месторождениями, природа её неописуемой красоты: горы, поля, леса, луга, моря, океаны, озёра, реки. Столица нашей Родины – Москва, именно там, в Кремле решаются самые главные вопросы нашей страны.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку - «Здесь родился и живешь, уезжаешь-скучаешь, как зовут это место, знаешь?  

Дети: Это Родина!                                                                                                                             Воспитатель:  Правильно, ребята! А что же мы называем малой Родиной?  Как вы думаете?                                                                                                        

Дети: Место, где родился и вырос человек.

Воспитатель: Вы правы, малая Родина – место, где родился и вырос человек, его дом, то есть семейный очаг. О доме всегда вспоминают с теплотой и нежностью. Малая Родина – это ещё наш родной край. Это может быть маленькая станица с рекой, хутор, расположившийся в укромном местечке или город. В каком крае расположена наша станица?

Дети: Наша станица расположена в Краснодарском крае.

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами живем в Краснодарском крае, для нас он родной. А какой главный город нашего края?

Дети: Это город  Краснодар.

Воспитатель: Правильно дети, поэтому и край наш называется Краснодарский.  

А как же еще, называют наш край, ребята?

Дети: Кубань.

Воспитатель: Верно, наш край называют Кубанью!!! Нашему краю посвящено  много прекрасных стихотворений, в которых воспевают красоты Кубани, послушайте одно из них:                                                                                          

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там вечер просторный и песня простая.

У клуба парнишек и девушек стая.

Там примут тебя, как хорошего друга,

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться!

                                             В. Бакалдин

Воспитатель: Дети, а как называется станица, в которой мы живём?

Дети: Станица Приазовская.

Воспитатель: Какие чувства вы испытываете от того, что родились на Кубани, в станице Приазовской?

Дети: Чувства гордости, ответственности, радости и любви.

Воспитатель: Дети, в этом году нашей станице исполнилось 85 лет. Вы бы хотели узнать историю нашей станицы?                                                              

Дети: Да, нам очень интересно узнать о прошлом нашей Приазовской!

Воспитатель: Так давайте же, ребята, отправимся в прошлое, перенесемся на много лет назад и узнаем историю нашей малой Родины.

Дети: Отправляемся в путешествие по прошлому!

Воспитатель: В начале образования станицы Приазовской было все совсем не просто. А было это так…(показ слайдов)

История нашей станицы начинается с 24 июля 1930 года. С тех пор наша станица не раз изменяла свой вид и размеры. На месте нашей станицы раньше были плавни, земли, затопленные водой. В середине сентября 1930 года первая группа механизаторов и рабочих прибыла на разъезд 109 км железной дороги "Краснодар-Ахтари", где началось строительство новой центральной усадьбы. Первым жителям нашей станицы приходилось селиться в палатках, которые отапливались печками-буржуйками, (это железные печки, которые отапливаются дровами), но их это не смущало, они вели обработку земель и одновременно строили поселок. Мы гордимся основателями нашей станицы и помним их имена: Варварин Александр, Шевченко Андрей и многие другие. Дети: Это очень интересно.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран, на слайдах вы можете увидеть фотографии наших земляков, основателей нашей станицы.

(Показ слайдов)

Воспитатель: Ребята, поэт Иван Варавва посвятил стихи нашему краю:

На Кубани вырос я, мне родней, понятнее,

Наши южные края: степи необъятные.

Горы, хлеба до небес, ветки вишен алые...

Если лес-так южный лес, перед перевалами.

Воспитатель: Продолжаю свой рассказ. К весне 1932 года в нашей станице были построены необходимые производственные постройки, двухэтажные и турлучные дома (турлучные дома, ребята, это дома из глины и соломы).  Но с каждым годом станица развивалась и крепла. В наше время, дома построены из камня и кирпича, а турлучных домов почти не осталось. Дети, во время экскурсии мы с вами видели, какие красивые дома есть на улицах нашей станицы. Давайте посмотрим фотографии нашей станицы.

(Показ слайдов с видами станицы)

Воспитатель: Ребята, а вы помните, что в этом году мы отмечали знаменательное событие для нашей страны 70-летие окончания Великой Отечественной Войны.                                                                                                 Дети: Да, мы помним, что в этом году наша страна праздновала годовщину великой Победы.                                                                                                                         Воспитатель: Да, дети, много войн пережила наша страна, не обошла война и Кубань, и нашу станицу. Все, кто мог держать оружие в руках, ушли на фронт. В станице остались только женщины и дети, которые трудились целыми сутками, не жалея сил для победы. Но наша родная станица пережила трудные и горькие времена.

(Звучит запись песни «Чистые пруды»)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кого мы называем защитниками отечества?

(Ответы детей)                                                                                            

Воспитатель: Правильно, ребята, тех, кто защищал свою Родину от врагов. Мы помним о тех, кто погиб, защищая нашу страну. В честь наших героев слагают стихи и песни, возводят памятники. Ребята, у нас в станице есть такое место, к которому стремится душа. Это памятник Защитникам Отечества. Вам знаком этот памятник?                          (Ответы детей)

(Воспитатель демонстрирует детям фотографию памятника Защитникам Отечества в станице)                                                                                                                       Воспитатель: Это самое большое захоронение солдат в Приморско-Ахтарском районе. Этот памятник-дань памяти тем, кто не вернулся с войны домой, тем, кто шел на верную гибель не ради наград, а во имя мира на всей земле. Станичники помнят о тех, кто погиб и приносят цветы к памятнику Защитникам Отечества.                                                                                                                      Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в годы войны, наш дом культуры был госпиталем?      

(Ответы детей)                                                                                                      

Воспитатель: Да, ребята, наш Дом Культуры во время войны был госпиталем, в котором врачи и медсестры  боролись за жизни наших солдат, в период войны спасать людям жизнь, стало для них ежедневной работой. Одни защищали Родину на поле битвы, другие спасали жизни солдат в госпиталях.

Они исполнили свой долг солдатский,

Плечом к плечу стояли под огнем

Теперь лежат они в могилах братских

Плечом к плечу в бессмертии своем.

 (Воспитатель демонстрирует фотографии наших станичников, которые защищали нашу Родину)

Воспитатель: Ребята, на одной из этих фотографий наш земляк Леонов Николай Александрович. Когда началась война, он ушел на фронт, был зачислен в ряды Красной Армии танкистом. Защищая нашу Родину, был награжден множеством орденов и медалей за доблесть и отвагу. Когда закончилась война, он вернулся в нашу станицу и продолжил трудиться главным инженером. В его честь названа улица в нашей станице, улица Леонова.

Воспитатель: Станица Приазовская - казачий край, в котором живут казаки, а мы с вами маленькие казачата! Ребята, давайте поиграем в игру «Казаки».

Физминутка

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклоняемся влево, вправо,

Получается на славу.

(Движения по тексту)

 Воспитатель: А сейчас мы вернемся из прошлого в настоящее, в наш любимый детский сад.

В степи под этим южным небом,

Мне хлеборобы, как родня.

Они Россию кормят хлебом,

А это значит – и меня… (А. М. Мельник)

Воспитатель: Станица наша славится трудом земледельцев. Весь год они трудятся, заботятся о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев, прополка – всё важно, в хлеборобском деле нет мелочей. А в горячую пору жатвы днём и ночью гудят в поле комбайны, по дорогам мчатся машины, гружённые золотым зерном. Ребята, что вы знаете о труде хлеборобов?

Дети: Труд хлебороба очень важный и трудный.

Воспитатель: Почему жатву называют «битвой за урожай»?

Дети: Потому что, хлеборобы стараются сохранить и убрать каждое зёрнышко, работают круглосуточно, без выходных.

Воспитатель:  Ребята, мы с вами много беседовали о труде наших земледельцев, расскажите, что же выращивают на землях нашей станицы?

Дети: На полях нашей станицы выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник, овощи, фрукты.

Воспитатель: Правильно, ребята, наши земли очень плодородны. Чем ещё занимаются люди в станице?                                                                                  

 Дети: В нашей станице учат в школе детей, лечат людей в больнице.                                               Воспитатель: Какие учреждения в нашей станице вы знаете, куда мы с вами ходили на экскурсии?

Дети: Школа, библиотека, почта, церковь и, конечно, наш любимый детский сад.

Воспитатель: Вы правы, ребята, у нас в станице есть  школа, библиотека, больница, аптека, почта. Во всех учреждениях работают серьёзные, ответственные люди, мастера своего дела.

Воспитатель: А где работают ваши родители?

(Ответы детей)

Ребенок 1: Моя мама работает в школе.

Ребенок 2: А моя мама работает в парикмахерской.

Ребенок 3: Моя мама работает в больнице.

Воспитатель: Спасибо, за ответы, ребята.

В настоящее время наша станица преображается и становится краше: построен новый рынок, возведено новое современное здание в нашем любимом детском саду, построены новые магазины, в ближайшем будущем будет возведен новый Дом Культуры.                                                                                                          Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашей фотовыставке и посмотрим фотографии нашей нынешней станицы.

Воспитатель: Каждый из нас, не раз признавался в любви к своей станице. Но, наверное, никто не сумел воспеть красоту нашей Приазовской так, как воспел её в своем произведении наш земляк Самарченко Степан Яковлевич. Ребята, мы с вами выучили эти замечательные стихи, и сейчас, Алина Бакаева

прочтет нам это чудесное стихотворение, посвященное нашей любимой станице:                                                                        

Приазовская станица, милый сердцу отчий дом.

На восточной мы сторонке открываем дверь в район.

В садах яблони и груши, вишни, сливы, виноград.

Трели соловья послушать тихой ночью каждый рад.

Население станицы - замечательный народ.

Любит с огоньком трудиться, в праздник пляшет и поет.

Трактористы, комбайнеры, врач, учитель, продавец,

Почтальоны и шоферы - каждый в деле молодец.

Малой Родиной гордиться должен каждый человек

Приазовская станица, славлю я тебя вовек!!!

 

Воспитатель: Ребята, недавно мы праздновали 85-летний юбилей нашей станицы. Мы с удовольствием готовились к этому знаменательному событию, и принимали активное участие в праздновании Дня Рождения нашей любимой станицы. Выступили с концертными номерами.  Подготовили выставку детского творчества «Моя станица» Ребята, давайте подойдем к выставке и еще раз посмотрим на ваши работы, сделанные с большой любовью к своей станице.

Воспитатель: Дети, за что мы любим свою малую Родину?

Дети: За то, что мы здесь родились. За красивые степи. За хороших, добрых и трудолюбивых людей. За уютное, тихое место.

Воспитатель: А какая наша станица?

Дети: Наша станица красивая, родная, цветущая, весёлая, трудолюбивая.

Воспитатель: Вот, сколько замечательных слов вы сказали о нашей станице, вы являетесь наследниками всех традиций и богатств нашей Приазовской. Храните бережно щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, участвуйте в облагораживании станицы, её окрестностей.  

(Показ слайдов с видами станицы)

Воспитатель:  А сейчас, собирайся детвора, поиграть пришла пора (дети играют в кубанскую народную игру «Кубанка и петушиный бой»).

Воспитатель: Ребята, интересное у нас получилось путешествие, мы с вами побывали в прошлом и настоящем нашей станицы Приазовской. Вам понравилось наше путешествие, ребята?

Дети: Да.Нам очень понравилось путешествие в прошлое!

Воспитатель: Что мы с вами узнали из нашего путешествия?                                

Ребенок 4: Я узнал много нового об истории возникновения нашей станицы.

Воспитатель: А что же интересного вы узнали, ребята?

Ребенок 5: Было интересно узнать о первых жителях станицы, об их быте.

Воспитатель: Ребята, вы гордитесь, тем, что живете в наше Приазовской?

Ребенок 6: Да! Я горжусь своей малой Родиной и очень рад, что родился в таком замечательном месте, как наша станица.

Воспитатель: А сейчас, ребята давайте послушаем песню про наш любимый Краснодарский край.

(Звучит песня « Ой, да Краснодарский край!»)

             

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З.Г. Прасолова  «Воспитание у дошкольников

любви к Малой Родине».

2. Презентация  историка-краеведа В.В. Винокурова.

3. В. Нестеренко « Наша Родина Кубань».

4. http://www.ru ped-kopilka.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Моя малая Родина - станица Челбасская"

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже ...

отчет по проекту "Моя малая Родина - станица Выселки"

отчет по инновационно - образовательному проекту...

"Моя малая родина - станица Темижбекская"

конспект НОД по краеведению...

Конспект нод по познавательному развитию в средней группе "Моя малая Родина станица Ладожская"

Представляю  вам презентацию  и  конспект для  средней группы "Моя  малаяРодина - Ладожская"...

«Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»...

Конспект образовательной деятельности " Малая Родина" для детей среднего возраста.

Конспект понравтвенно-патриотическому воспитанию в среднй группе " Моя малая Родина"...