Русская крестьянская изба
консультация (старшая группа) на тему

Скуматова Ирина Григорьевна

Жилище народов Южного Урала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_krestyanskaya_izba_1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская крестьянская изба.

Исследователи архитектуры признают традиционное русское жилище, как уникальный феномен народного зодчества. Историки, этнографы, искусствоведы, архитекторы отмечают самобытность и своеобразие деревянного зодчества. Оно заключается в том, что такие древнейшие требования к архитектуре как «польза», «прочность», «красота» дополняются связью жилища с окружающей природой и духовностью среды обитания. Русская архитектура, в том числе и деревянного зодчества, обладает такими общими признаками, как содержательность, выражение извечных нравственных устоев народа, его гуманизм, оптимистическая жизнеутверждающая сила, стремление к гармонии и красоте, тесная связь с природой, Космосом.

У жилых деревянных построек Урала нет строгих канонов. Это объясняется сложными условиями развития народного зодчества в этом регионе. Территория Урала от северной тундры до южных степей с очень разными климатическими и природными особенностями заселялась русским народом постепенно и по-разному. Этим и объясняется огромное количество типов построек, их конструктивных форм, вариантов декоративного оформления.

Уральская территория осваивалась русскими переселенцами с двух основных направлений: с севера (реки Северная Двина, Мезень, Пинега, Вычегда) и с центральных районов (Москва. Вятка, Казань, Поволжье). Русские переселенцы с этих мест и являются носителями традиционных приемов деревянного зодчества. Однако, на развитие уральского жилого зодчества оказало влияние и местное, коренное население (коми-пермяки, татары, манси, марийцы, башкиры, киргизы), которое вело в основном  кочевой или полукочевой образ жизни.

Природные, климатические, социально-экологические особенности разных регионов Урала непосредственно влияли на структуру народного жилья. Народное жилище Урала по его пространственной организации можно разделить на две группы:

1. Дома с открытыми дворами. Дом и хозяйственные постройки отделены друг от друга, составляя в целом усадьбу (четырехстенки, пятистенки, шестистенки). Такие дома, в основном, характерны для более южных территорий Урала, где климат мягче, менее суров.

2. Дома с крытыми дворами. Жилая часть и хозяйственные постройки составляют единый комплекс, в котором хозяйственные постройки размещались либо в подклете (нижний этаж), либо непосредственно примыкали к жилой части (дом брусом).

Жилище русского человека отличается единым принципом построения внутреннего пространства избы. Ее внутреннюю, жилую часть разделяла на две половины матица - особо крепкое обтесанное бревно, на которое укладывались потолочные бревна. Собственно, в одной части находились входная дверь, печь, в другой - красный угол.

В первой зоне священным местом является печь, поэтому ее называют еще «печной» зоной. Полифункциональность печи объясняется тем, что она и кормит, и обогревает семью, и дает возможность устроить самое уютное, теплое место для сна. Поэтому к ней предъявлялись особые требования: она должна быть не жадной (мало дров требовать), жаркой, просторной и красивой.

В каждой избе печь имела свой художественный облик. Небольшие ниши (печурки), выступы (каминки), пропорции и конфигурация открытого устья придавали ей неповторимое своеобразие.

По диагонали от печи располагалась обрядовая зона -красный угол (передний, почетный, большой). Именно он встречал каждого, входящего в избу. В красный угол приглашали сесть самых почетных гостей. Украшали его по-особому. Здесь находились иконы - сосредоточие духовной жизни человека. Их могло быть несколько и располагались они симметрично: большая - посередине и повыше, меньшие - по бокам и пониже.

В целом, «красный угол» оформлялся по принципу пирамиды, «высокого терема»: ниже иконостаса стоял стол, еще ниже - лавки, расположенные по периметру пола.

В более просторной избе отдельно выделялась «белая горница)», где была спальня хозяев дома. Во второй половине XIX века на Среднем Урале и Сибирском Зауралье, с появлением зажиточных крестьян, экономическое положение которых позволяло иметь «белые» избы, получила распространение живописная декорация жилища. Помимо стен жилища расписывалась и домашняя утварь (посуда, шкафы, припечные доски и пр.).

Данный промысел появился на Урале с приходом мастеров «красильщиков» из различных частей России, в основном из вятских и кармацких земель. Он отличался большой подвижностью. Профессиональные художники-"красильщики", выходцы из крестьян, расписывая избы, переезжали из деревнив деревню, из волости в волость.

Специфику русского крестьянского дома можно понять. рассматривая ею не только с утилитарной точки зрения, а и как духовное пространство, организованное сообразно высочайшим устоям нации. Крестьянский дом - это показатель мировоззрения людей, результат их духовной деятельности, что еще в большей степени подчеркивается его внутренними художественными особенностями (интерьер).

В уральском регионе это, прежде всего, особенности живописной росписи дома. Определенные ее принципы формировались в соответствии с особенностями планировки крестьянского дома. Членение его жилого интерьера проходило не только па печную и обрядовую зоны, не и на три яруса по вертикали. Основой содержания домовой росписи, согласно этим ярусам, являлись связи обжитого пространства с окружающим миром.

Нижний ярус был связан с землёй, нижней сферой мироздания. Мастера разделывали открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок «под мрамор»; позднее «под кирпич» и «царские кудри». Роспись велась синим и красным цветом.

Мифологическая и поэтическая связь нижнего яруса дома с землей, на которой он стоит, имела реальную основу. По поверьям, в подполье под печкой жил домовой - доброе существо, охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной Образ «домового», «хозяина» являлся отголоском реального обряда, когда умерших членов семьи погребали в доме у очага. Дом осознавался жилищем не только живых, но и предков, связывая, тем самым, поколения (В.А. Бородулин «Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом».- Л.: Художник РСФСР, 1988.). Именно поэтому дом передавался от одного поколения другому.

Средний ярус - это мир человека, связанный с реальными мифологизированными обитателями земли. Основу росписи стен, дверей, простенков составлял растительный орнамент (куст, дерево, букет в вазе и пр.), а также изображение зверей, птиц; в более позднее время — человека. Обычно роспись этой части дома велась красками огня, символизирующими жизнь, очаг (красные, красно-оранжевые, золотисто-оранжевые гона).

Огромная смысловая роль в росписи крестьянского дома отводилась окнам и дверям. Помимо функции общения с внешним миром, они выполняли и другую - охранительную. На них и около них всегда писались магические мотивы, имеющие, по преданиям старины, защитную силу (солярные знаки, изображения птиц, звери).

При изображении растительных мотивов соблюдались принципы симметричности и ярусности. Ярусов в таком мотиве, как дерево, могло быть от трех до пяти. Смысл такого растительного мотива объяснялся уральским крестьянином по-своему. Так, деление на ярусы он объяснял как деление на поколения: прародителей, родителей, детей, как рожденных. Так и ожидаемых. В зависимости от присутствия в растительном орнаменте изображений птиц, зверей, сюжет композиции приобретал особый смысл.

Смысловая содержательность мотивов уральской домовой росписи многозначна. Так, образ птиц прочитывался как символ жизни, т.к. с древних времен человек считал птицу посредницей между землей и небом, облаками, наполненными влагой, и землей. Образ птицы, согласно древним мифам, - это еще и символ солнца. Однако, значение изображения птицы прочитывалось по-разному, что зависело от места его расположения от роли той вещи, которую оно украшало, от сочетания с другими мотивами. Например, пожелание благополучия изображалось симметричной композицией, состоящей из древа с парным изображением птиц. Такой доброжелательный мотив мог быть обращен как к отдельному человеку (к женщине - в росписи на прялке), так и ко всей семье (роспись простенка).

Символ солнца - это изображение золотых птиц на белых ветках яруса дерева в соседстве с цветком с сияющими лепестками. Такая композиция, выполненная на входной двери, выполняла также охранную функцию. Символом счастливой жизни могли служить обощенные образы петушка и курочки, павлина и павы, совы и филина.

Изменяющийся окружающий мир вводил в жизнь крестьян новые явления, что, в свою очередь, послужило причиной пополнения уральской домовой росписи новыми мотивами. Все чаще стали появляться рядом с растительными композициями фигуры людей, что, однако, не меняло сути миропонимания крестьян.

Появление сюжетов с антропоморфными мотивами, передающими особенности городского костюма, свидетельствовало об активном интересе крестьян к изменяющейся жизни. Содержание сюжетов включало изображение, порой, целого свадебного цикла: прогулка, свидание, сватовство, свадьба. Непременными ею мотивами были цветущее дерево и конь. Такие композиции служили пожеланием благополучия в семье.

Самый верхний вертикальный ярус в крестьянском доме - потолок. Потолок - это его «небо», непременно связанное с образом светила- солнца. Солнце — это также символ жизни, от него напрямую зависела жизнь крестьянина. Поэтому мотивы, украшающие части потолка, соответствующие функциональным зонам, включали в себя изображение солярных знаков, венков, выполняющих охранную роль.

На формирование художественного образа дома большой влияние оказывало его наружное декоративное оформление (экстерьер). Составными этой сложной декоративной композиции были такие части, как: элементы крыши (конек, охлупень, причелины, полотенца, фронтоны, водотечники), наличники окон, крыльцо, усадебные ворота. Каждая из этих частей имела свое практическое назначение и особенности декоративного оформления. В целом основной специфической особенностью декора уральских домов является использование домовой резьбы,

росписи и деталей из металла.

В заводских селениях в силуэтных композициях народного зодчества широко применялось резное, просечное, кованое железо. Деревянная резьба на крышах изб, над воротами, над кровлей крыльца дополнялась железом или невысокими резными или коваными ажурными решетками, что усиливало эстетический эффект экстерьера. Постройки из дерева в декоративном оформлении из металла становились более выразительными, нарядными и жизнерадостными.

Таким образом, на Урале народное жилище было адаптировано к новым жизненным условиям. Механического перенесения его особенностей с русского Севера и центральной России не было. Данная выше характеристика народного жилища свидетельствует о творческом подходе уральских зодчих, богатстве их фантазии, конструктивной изобретательности, удивительном художественном чутье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

«Путешествие по русской крестьянской избе».

Конспект занятия по приобщению детей к  истокам русской народной культуры через ознакомление с окружающим бытом...

"Путешествие по крестьянской избе"

Конспект "Русская изба"....

Конспект на тему: Краеведческий музей «Дом, дом, открой свою тайну» (Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью)

Программное содержание:-Продолжать знакомить с историческим прошлым родного края.-Вызвать желание познавать историю края.-Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное...

Интегрированное занятие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. Задачи: 1. Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщит...

Методическая разработка «Рассматривание половиков в русской крестьянской избе»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга  Методическая разработка на тему: "Рассматривание поло...