Конспект на тему: Краеведческий музей «Дом, дом, открой свою тайну» (Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью)
план-конспект занятия на тему

Еськова Наталья Владимировна

 Программное содержание:

-Продолжать знакомить с историческим прошлым родного края.

-Вызвать желание познавать историю края.

-Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное     историческое время, к   его истории и культуре.

- Познакомить с крестьянской избой (печь, «красный угол», сундук, скамья), с домашней утварью (кочерга, ухват, помело, ступа, деревянная лопата, пест, ручная   мельница и др).

 -Активизировать использование в речи детей потешек, прибауток, пословиц,  загадок, образных выражений.

-Воспитывать любовь и  уважение к истокам России.

Предварительная работа: Экскурсии по музеям города. Просмотр видеофильмов; заучивание стихотворений о родном городе; знакомство с национальными костюмами и бытом народов. Чтение произведений о музее (рассказ «Посещение музея – роскошь», стихотворений школьников о школьном музее «Музею посвящается», «Ода», стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина») Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. Знакомство с новыми терминами, объяснение их значений, закрепление.

Словарная работа: Музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, домашняя утварь, красный угол.

Атрибуты: Таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода. Домашняя утварь: кочерга,  ухват, помело, ступа, деревянная лопата, пест, ручная  мельница, лапти, лукошко,  икона.

 

 

                                            

 

 

Ход экскурсии:

Воспитатель: Что такое краеведческий музей? (Ответы детей).

Воспитатель: Название его происходит от слова «край», в нем собрана информация о том, как раньше жили люди в этом краю. В музее проводит экскурсию экскурсовод. (Экскурсовод – хозяйка музея.)

Хозяйка музея:

      На завалинках, в светелке,

     Иль на бревнышках, каких,

     Собирались посиделки

     Пожилых и молодых.

            При лучине ли сидели,

            Иль на светлый небосвод

            Говорили, песни пели

            И водили хоровод.

     А играли как! В горелки!

     Ах, горелки хороши!

     Словом, эти посиделки  

     Были праздником души.

             Быт людей отмечен веком,

             Поменялся старый мир.

             Нынче все мы по «сусекам»

             Личных дач или квартир.

      Наш досуг порою мелок,

      И чего там говорить,

      Скучно жить без посиделок,

      Их бы надо возродить!

Хозяйка музея:  - Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться. Рада вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник радостный. По обычаю по-старинному посиделками называется. Пожалуйста, гости дорогие, веселья вам, да радости. 

Хозяйка музея: Здравствуйте, проходите, будьте как дома.

1 Ребенок: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка музея:  У меня для каждого найдется и местечко и словечко.

2 Ребенок: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

 Хозяйка музея: Садитесь, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину 0 честь!

3 Ребенок: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка музея:  Давно я вас жду, поджидаю, праздник без вас не начинаю.  

4 Ребенок: Ехали мы мимо, да завернули по дыму.

Хозяйка музея:  Собралось ко мне гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе дело, как говорится, половина дела.

Припасла я для вас забавушек на всякий вкус. Кому – загадку, кому – пословицу, кому – правду, кому – песенку.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ребенок: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка музея:  В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.

       На Руси уж так идет,

     Что талантливый народ

     Сам себе и жнец, и швец,

     И на дудочке игрец.

     И блоху он подкует,

     Дом добротный возведет,

     Утварь всю по дому справит,

     Чашей полной дом тот станет.

      Русь деревянная – края дорогие

     Здесь издавна русские люди живут.

     Они прославляют жилища родные,

     Раздольные русские песни поют.

(Дети исполняют песню «В деревни то было, в Ольховке»).

Хозяйка музея:  Наша изба встречает нас красивыми убранствами.

1 Ребенок: Наша изба – ровно тепла.

2 Ребенок: Домом жить – не лукошко шить.

3 Ребенок: Домом жить – не развеся уши ходить.

4 Ребенок: Домом жить – обо всем тужить.

5 Ребенок: Дом вести – не лапти плести.

Хозяйка музея:  Русь деревянная! А знаете, почему Русь называли деревянной?

Ребенок: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен.

Такие дома называются избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Хозяйка музея:  Ох, вы, и умники, все-то вы знаете. А вот послушайте загадку: «Стоит терем, в тереме – ящик, в ящике – мучка, в мучке – жучка».

Ребенок: Ее отгадка: «Стоит изба, в избе – печка, в печке – зола, а в золе – жар».

Хозяйка музея:  Главной же частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройки – изба.

 

Ребенок: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. «Без печи хата – не хата».

Хозяйка музея: Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тело согревательница. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Из чего складывали печь?

Ребенок: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почетом и уважением. Топили печь ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.

Хозяйка музея:  Как топились избы?

Ребенок: В старину избы топились по-черному – печь не имела трубы. Конечно, дым в доме не самое приятное, но старая пословица учит: «Горечи дымной не перетерпев, тепла не видать». Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же в избе не заводились насекомые от дыма.

Хозяйка музея:  Русская печь – удивительное изобретение. Каких она только профессий не знает. Но главная из них, как вы уже сказали – давать людям тепло. Ведь мороз 30°С не был редкостью на Руси. Печь, занимавшая почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло, и обогревало помещение в течение целых суток.

И, наконец, самое неожиданное применение русской печи – парная. Если у крестьянина не было бани, то печь, в какой-то степени, могла заменить ее. После топки из нее удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод.

 

Хозяйка музея:  Расположение печи определяло планировку избы, ее обычно ставили в углу справа или слева от входа.

Что же стояло около печи?

Ребенок: У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Кочергой выгребали золу из печки. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку.

Ребенок: Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба. Помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него будущий каравай. Все эти нехитрые приспособления для выпечки хлеба – ступа, пест, помело, лопата, известны нам из русских народных сказок. Баба Яга в ступе летает, пестом погоняет, помелом след заметает. Задумала она поджарить в печи Иванушку, хочет посадить его на лопату, да только молодец хитрее оказался, саму старуху в печь отправил.

Хозяйка музея:  А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного помела могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали вилки и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины.

Хоть и проста была крестьянская посуда, а все же старался мастер сделать ее нарядной, украсить живописью да резьбой. Обычный ковш приобрел форму плывущей птицы – уточки. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Хозяйка музея: А какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке.

А о каком предмете я сейчас загадаю вам загадку?

Для кудрей и хохолков

Целых 25 зубков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.

Хозяйка музея:  Правильно, расческа. А старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный.

А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле.

1. 12 деревянных коней

    Одним поводом веду. (Грабли)

2. Блестит, сверкает,

    По полю гуляет,

    Всю траву срезает. (Коса)

3. Кто берет сено

    Тремя, пятью зубами? (Вилы)

Хозяйка музея:  Что такое «красный угол»?

Ребенок: Почетное место в избе – «красный угол», находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Всякий гость, входивший в избу, у порога, первым делом, находил глазами красный угол, снимал шапку и низко кланялся образам. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». В красный угол сажали самых дорогих гостей, а вовремя свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи.

Хозяйка музея:  Хочется мне поиграть с вами в «Игру с бубном».

Дети передают бубен из рук в руки, и хозяйка произносит считалку:

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам

У кого веселый бубен –

Тот загадку скажет нам.

Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, а стоящие рядом дети отгадывают ее.

1 Ребенок: Толстый, пузатый

                   Стоит и пыхтит. (Самовар)

2 Ребенок: Стоит на деревянных ногах

                   Всю комнату занял. (Ткацкий станок)

3 Ребенок: Никогда не ленятся

                   И день работают,

                   И ночь работают. (Часы)

4 Ребенок: Ах, какая старая бабушка. Вся белая-белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет, так и липнут к ней. (Печь)

5 Ребенок: Черная, на длинной ручке, с загнутым носом, всегда мешает угли в печи. (Кочерга)

6 Ребенок: Дарья да Марья

                   Друг на друга глядят. (Пол, потолок)

7 Ребенок: Черный конь

                   Скачет в огонь. (Кочерга)

8 Ребенок: Не бык, а бодает,

                   Не ест, а еду хватает.

                   Что схватит – отдает,

                   Сам в угол идет. (Ухват)

9 Ребенок: Набита пухом,

                   Лежит под ухом. (Подушка)

10 Ребенок: У нее в печурочке

                     Золотые чурочки. (Дрова в печи)

Хозяйка музея:  Какая мебель была в избе?

Ребенок: Сундук, стол, лавки, скамьи, табуретки.

Хозяйка музея:  Для чего был нужен сундук?

 

Ребенок: В сундуках крестьяне хранили одежду. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосками.

Хозяйка музея:  Какой предмет мебели считался главным?

Ребенок: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.

Хозяйка музея:  А знаете, чем они отличались от скамьи?

Ребенок: Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место, придвигать к столу, когда приходили гости.

Хозяйка музея:  Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Недаром русская пословица гласит: «Умей в гости звать, умей и угощать», «Не красна изба углами, а красна пирогами». (Угощение)

Хозяйка музея:  Уклад народной жизни формировался столетиями. Крестьянское жилище с его нехитрой утварью было устроено просто и практично. Но даже самые обыденные вещи, сделанные с душой, умелыми руками, становились его украшением. Те немногие атрибуты деревенской старинной жизни, собранные по крупицам, стали для нас подлинными художественными ценностями.

Воспитатель: Хотели бы вы жить так, как жили в нашем краю раньше? Что нового появилось в современной жизни? Что вам особенно понравилось в музее? Зачем люди создают музеи и почему часто приходят туда?

Ответы детей.

По возвращению в детский сад организуется занятие. Дети рисуют рисунки на тему: «Посуда, мебель, игрушки сейчас и раньше».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

                 Краеведческий музей  «Дом, дом, открой свою тайну»

(Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью)

 Программное содержание: 

-Продолжать знакомить с историческим прошлым родного края.

-Вызвать желание познавать историю края.

-Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное     историческое время, к   его истории и культуре.

- Познакомить с крестьянской избой (печь, «красный угол», сундук, скамья), с домашней утварью (кочерга, ухват, помело, ступа, деревянная лопата, пест, ручная   мельница и др).

 -Активизировать использование в речи детей потешек, прибауток, пословиц,  загадок, образных выражений.

-Воспитывать любовь и  уважение к истокам России.

Предварительная работа: Экскурсии по музеям города. Просмотр видеофильмов; заучивание стихотворений о родном городе; знакомство с национальными костюмами и бытом народов. Чтение произведений о музее (рассказ «Посещение музея – роскошь», стихотворений школьников о школьном музее «Музею посвящается», «Ода», стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина») Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. Знакомство с новыми терминами, объяснение их значений, закрепление.

Словарная работа: Музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, домашняя утварь, красный угол.

Атрибуты: Таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода. Домашняя утварь: кочерга,  ухват, помело, ступа, деревянная лопата, пест, ручная  мельница, лапти, лукошко,  икона.

        

Ход экскурсии:

Воспитатель: Что такое краеведческий музей? (Ответы детей).

Воспитатель: Название его происходит от слова «край», в нем собрана информация о том, как раньше жили люди в этом краю. В музее проводит экскурсию экскурсовод. (Экскурсовод – хозяйка музея.)

Хозяйка музея: 

      На завалинках, в светелке,

     Иль на бревнышках, каких,

     Собирались посиделки

     Пожилых и молодых.

            При лучине ли сидели,

            Иль на светлый небосвод

            Говорили, песни пели

            И водили хоровод.

     А играли как! В горелки!

     Ах, горелки хороши!

     Словом, эти посиделки  

     Были праздником души.

             Быт людей отмечен веком,

             Поменялся старый мир.

             Нынче все мы по «сусекам»

             Личных дач или квартир.

      Наш досуг порою мелок,

      И чего там говорить,

      Скучно жить без посиделок,

      Их бы надо возродить!

Хозяйка музея:  - Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться. Рада вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник радостный. По обычаю по-старинному посиделками называется. Пожалуйста, гости дорогие, веселья вам, да радости.  

Хозяйка музея: Здравствуйте, проходите, будьте как дома.

1 Ребенок: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка музея:  У меня для каждого найдется и местечко и словечко.

2 Ребенок: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

 Хозяйка музея: Садитесь, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину 0 честь!

3 Ребенок: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка музея:  Давно я вас жду, поджидаю, праздник без вас не начинаю.  

4 Ребенок: Ехали мы мимо, да завернули по дыму.

Хозяйка музея:  Собралось ко мне гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе дело, как говорится, половина дела.

Припасла я для вас забавушек на всякий вкус. Кому – загадку, кому – пословицу, кому – правду, кому – песенку.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ребенок: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка музея:  В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.

       На Руси уж так идет,

     Что талантливый народ

     Сам себе и жнец, и швец,

     И на дудочке игрец.

     И блоху он подкует,

     Дом добротный возведет,

     Утварь всю по дому справит,

     Чашей полной дом тот станет.

      Русь деревянная – края дорогие

     Здесь издавна русские люди живут.

     Они прославляют жилища родные,

     Раздольные русские песни поют.

(Дети исполняют песню «В деревни то было, в Ольховке»).

Хозяйка музея:  Наша изба встречает нас красивыми убранствами.

1 Ребенок: Наша изба – ровно тепла.

2 Ребенок: Домом жить – не лукошко шить.

3 Ребенок: Домом жить – не развеся уши ходить.

4 Ребенок: Домом жить – обо всем тужить.

5 Ребенок: Дом вести – не лапти плести.

Хозяйка музея:  Русь деревянная! А знаете, почему Русь называли деревянной?

Ребенок: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен.

Такие дома называются избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Хозяйка музея:  Ох, вы, и умники, все-то вы знаете. А вот послушайте загадку: «Стоит терем, в тереме – ящик, в ящике – мучка, в мучке – жучка».

Ребенок: Ее отгадка: «Стоит изба, в избе – печка, в печке – зола, а в золе – жар».

Хозяйка музея:  Главной же частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройки – изба.

Ребенок: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. «Без печи хата – не хата».

Хозяйка музея: Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тело согревательница. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Из чего складывали печь?

Ребенок: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почетом и уважением. Топили печь ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.

Хозяйка музея:  Как топились избы?

Ребенок: В старину избы топились по-черному – печь не имела трубы. Конечно, дым в доме не самое приятное, но старая пословица учит: «Горечи дымной не перетерпев, тепла не видать». Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же в избе не заводились насекомые от дыма.

Хозяйка музея:  Русская печь – удивительное изобретение. Каких она только профессий не знает. Но главная из них, как вы уже сказали – давать людям тепло. Ведь мороз 30°С не был редкостью на Руси. Печь, занимавшая почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло, и обогревало помещение в течение целых суток.

И, наконец, самое неожиданное применение русской печи – парная. Если у крестьянина не было бани, то печь, в какой-то степени, могла заменить ее. После топки из нее удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод.

Хозяйка музея:  Расположение печи определяло планировку избы, ее обычно ставили в углу справа или слева от входа.

Что же стояло около печи?

Ребенок: У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Кочергой выгребали золу из печки. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку.

Ребенок: Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба. Помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него будущий каравай. Все эти нехитрые приспособления для выпечки хлеба – ступа, пест, помело, лопата, известны нам из русских народных сказок. Баба Яга в ступе летает, пестом погоняет, помелом след заметает. Задумала она поджарить в печи Иванушку, хочет посадить его на лопату, да только молодец хитрее оказался, саму старуху в печь отправил.

Хозяйка музея:  А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного помела могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали вилки и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины.

Хоть и проста была крестьянская посуда, а все же старался мастер сделать ее нарядной, украсить живописью да резьбой. Обычный ковш приобрел форму плывущей птицы – уточки. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Хозяйка музея: А какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке.

А о каком предмете я сейчас загадаю вам загадку?

Для кудрей и хохолков

Целых 25 зубков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.

Хозяйка музея:  Правильно, расческа. А старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный.

А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле.

1. 12 деревянных коней

    Одним поводом веду. (Грабли)

2. Блестит, сверкает,

    По полю гуляет,

    Всю траву срезает. (Коса)

3. Кто берет сено

    Тремя, пятью зубами? (Вилы)

Хозяйка музея:  Что такое «красный угол»?

Ребенок: Почетное место в избе – «красный угол», находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Всякий гость, входивший в избу, у порога, первым делом, находил глазами красный угол, снимал шапку и низко кланялся образам. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». В красный угол сажали самых дорогих гостей, а вовремя свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи.

Хозяйка музея:  Хочется мне поиграть с вами в «Игру с бубном».

Дети передают бубен из рук в руки, и хозяйка произносит считалку:

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам

У кого веселый бубен –

Тот загадку скажет нам.

Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, а стоящие рядом дети отгадывают ее.

1 Ребенок: Толстый, пузатый

                   Стоит и пыхтит. (Самовар)

2 Ребенок: Стоит на деревянных ногах

                   Всю комнату занял. (Ткацкий станок)

3 Ребенок: Никогда не ленятся

                   И день работают,

                   И ночь работают. (Часы)

4 Ребенок: Ах, какая старая бабушка. Вся белая-белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет, так и липнут к ней. (Печь)

5 Ребенок: Черная, на длинной ручке, с загнутым носом, всегда мешает угли в печи. (Кочерга)

6 Ребенок: Дарья да Марья

                   Друг на друга глядят. (Пол, потолок)

7 Ребенок: Черный конь

                   Скачет в огонь. (Кочерга)

8 Ребенок: Не бык, а бодает,

                   Не ест, а еду хватает.

                   Что схватит – отдает,

                   Сам в угол идет. (Ухват)

9 Ребенок: Набита пухом,

                   Лежит под ухом. (Подушка)

10 Ребенок: У нее в печурочке

                     Золотые чурочки. (Дрова в печи)

Хозяйка музея:  Какая мебель была в избе?

Ребенок: Сундук, стол, лавки, скамьи, табуретки.

Хозяйка музея:  Для чего был нужен сундук?

Ребенок: В сундуках крестьяне хранили одежду. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосками.

Хозяйка музея:  Какой предмет мебели считался главным?

Ребенок: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.

Хозяйка музея:  А знаете, чем они отличались от скамьи?

Ребенок: Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место, придвигать к столу, когда приходили гости.

Хозяйка музея:  Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Недаром русская пословица гласит: «Умей в гости звать, умей и угощать», «Не красна изба углами, а красна пирогами». (Угощение)

Хозяйка музея:  Уклад народной жизни формировался столетиями. Крестьянское жилище с его нехитрой утварью было устроено просто и практично. Но даже самые обыденные вещи, сделанные с душой, умелыми руками, становились его украшением. Те немногие атрибуты деревенской старинной жизни, собранные по крупицам, стали для нас подлинными художественными ценностями.

Воспитатель: Хотели бы вы жить так, как жили в нашем краю раньше? Что нового появилось в современной жизни? Что вам особенно понравилось в музее? Зачем люди создают музеи и почему часто приходят туда? 

Ответы детей.

По возвращению в детский сад организуется занятие. Дети рисуют рисунки на тему: «Посуда, мебель, игрушки сейчас и раньше».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

«Путешествие по русской крестьянской избе».

Конспект занятия по приобщению детей к  истокам русской народной культуры через ознакомление с окружающим бытом...

Русская крестьянская изба

Жилище народов Южного Урала....

Конспект занятия в ясельной группе "Экскурсия в музей: изготовление домашней утвари: из бересты, дерева, железа"

"Экскурсия в музей: изготовление домашней утвари: из бересты, дерева, железа"...

"Путешествие по крестьянской избе"

Конспект "Русская изба"....

Экскурсия в мини-музей детского сада "Крестьянская изба"

Мероприятие со старшими дошкольниками в виде  экскурсии  по мини-музею русского быта  "Крестьянская изба" с целью ознакомления детей с предметами старины, народными традициями...