Конспект НОД с детьми 5-6 лет «Знакомство дошкольников с историей возникновения Санкт-Петербурга и его достопримечательностями»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Торопченкова Ксения Викторовна

Конспект НОД с детьми 5-6 лет «Знакомство дошкольников с  историей возникновения Санкт-Петербурга и его достопримечательностями»

Интеграция образовательных областей:
« Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Цель: Обогащать знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.
Задачи:
• Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, основных достопримечательностях (Петропавловская крепость, Зимний дворец, Дворцовая площадь, здание главного штаба, Медный всадник и Адмиралтейство);
• Расширять словарь за счёт имён существительных (город, крепость, ангел, собор, шпиль, площадь, колонна, петербуржец); 
• Развивать логическое мышление и зрительное восприятие;
• Развивать интонационную выразительность, четкость дикции;
• Развивать связную речь;
• Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости от осознания себя петербуржцем.
Материалы и оборудование:
- Фото презентация (портрет Петра I, карта Санкт-Петербурга, Петропавловский собор, здание Адмиралтейства, Дворцовая площадь, Зимний дворец, здание главного штаба, памятник «Медный всадник»).

- Открытки с достопримечательностями Санкт – Петербурга (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Медный всадник, Зимний дворец).

Предварительная работа: экскурсии с родителями к основным достопримечательностям Санкт-Петербурга, рассматривание иллюстраций с изображением Петропавловской крепости, Петропавловского собора, Медного всадника, Адмиралтейства, Дворцовой площади, Казанского собора, рассматривание карт родного города, конструирование из конструктора собора, замков.


Содержание

1. Организационный этап                                               

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее грани,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.


Ребята, о каком городе идет речь в этом стихотворении?

- правильно, о Санкт-Петербурге, о городе, в котором мы с вами живем.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое. Давайте закроем глаза, скажем волшебные слова и перенесемся в то время, когда нашего города еще не было.

 

Открываем глаза, что же мы видим? (показ слайда с лесами и болотами, маленькими деревеньками) Представляете, вот так выглядела эта местность до начала строительства нашего города. Эти земли принадлежали шведам.

Загадка:

Жил давно в Росси царь               Одержал побед немало

Очень мудрый государь                Мореходом был бывалым

Он на троне не сидел                    Он и плотник и кузнец

Делал за день по сто дел        Кто был царь тот молодец? (Петр I)

Более 300 лет назад правил нашей страной великий царь Петр l. Решил он отвоевать эти земли у шведов, чтобы у русских купцов через Финский залив был выход к Балтийскому морю для торговли с другими странами. И Петру l это удалось, а чтобы закрепить положение русского народа на новых землях, решил он построить здесь крепость для защиты от врагов.

Как называется эта крепость? (верно, Петропавловская)

Петр-I начал строить наш город на острове.

Как называется этот остров? (Верно, Заячий). И самое первое строение, которое было заложено на этом острове – Петропавловский собор. Его шпиль был ориентиром для всех в строящемся городе.

Ребята, что такое шпиль? (Это остроконечное завершение здания) На шпиле Петропавловского собора установлен флюгер в виде ангела с крестом.

Что такое флюгер? Шпиль собора отличный ориентир, но многие считают центром города Адмиралтейство. На шпиле здания Адмиралтейства – флюгер в виде кораблика. Это еще один символ нашего города. Адмиралтейство строилось  очень быстро,  за 2 года. Оно являло собой хорошо защищенную крепость и, что самое важное, было крупной верфью.

. В Адмиралтействе при царе Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом. (Показывает детям фотографию здания Адмиралтейства).
 

Чтение стихотворения (читает ребёнок)
Здесь шпиль Адмиралтейства
Узнали мы с тобой –
В небесном океане
Кораблик золотой.
Есть гордость Петербурга –
Кораблик золотой.
Он высоко на шпиле
Над самою Невой.
 

Ребята, вы запомнили, что такое верфь? Верфь – это место, где строят и ремонтируют корабли.

Дети раскрашивают кораблики со шпиля Адмиралтейства.

Наше путешествие продолжается,

А теперь мы с вами оказались на самой главной площади нашего города. Это Дворцовая площадь. В центре Дворцовой площади возвышается колонна. Кто помнит, как она называется? Это Александровская колонна или Александрийский столп. Колонна была воздвигнута в честь победы России в войне с Францией 1812 года.

Ребята, что же еще мы видим на Дворцовой площади? Напротив друг друга стоят Зимний дворец (арх. Франческо Растрелли) и здание Главного штаба (арх. Карл Росси).

Зимний дворец очень красивый, нарядный и торжественный. Стоит прямо, ограничивая площадь со стороны Невы. А Главный штаб как бы «обнимает» площадь со стороны Невского проспекта. Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга.

 

Что-то мы с вами засиделись, пора нам немного размяться:

Физкультминутка « По болоту Петр шел»

По болоту Петр шел ( идут по кругу, взявшись за руки)

Остров Заячий нашел( разводят руки, показывают «остров»)

Он собрал рабочий люд( поворачиваются к друг другу, берутся за руки)

И построил крепость тут ( приседают, стучат по полу)

Крепость новая стоит, пушками врагу грозит (поворачиваются лицом в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх)

Бам-бам, бам-бам, не осталось зайцев там (хлопают в ладоши)

Зайцы пушек испугались (приседают)

За кусточки разбежались. (прыгают в разные стороны).

А мы продолжаем наше путешествие во времени. Теперь перенесемся на 70 лет вперед. Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова.

 

Где это мы с вами оказались? Что вы, ребята, видите? (показ слайда Медный всадник)

 Еще одним символом нашего города является памятник Петру l  “Медный всадник” . . ОН был торжественно открыт под гром орудийных салютов к 100-летию восшествия Петра l на престол. На постаменте надпись«Петру Первому Екатерина Вторая». Автор памятника – французский скульптор Этьен Фальконе.

Постаментом для памятника Петру l послужил огромный валун, найденный в окрестностях Петербурга. Местные жители называли его Гром – камнем, потому что от удара молнии в нем осталась глубокая трещина. Чтобы доставить этот камень в Петербург весом 160 тонн и высотой более 8 метров, использовали хитроумную систему желобов – рельсов и бронзовых шаров – нечто вроде современных шарикоподшипников. С помощью этого устройства Гром – камень перевезли к берегу Финского залива и там погрузили на специально по-строенное для него грузовое судно. 26 сентября 1770 года толпы петербуржцев встречали его на Сенатской площади.

 

Задание “Обведи по точкам” (силуэт Медного всадника)

 

Постепенно разрастался наш город, приезжали новые люди, строились новые дома, микрорайоны. Постепенно наш город рос и превратился в один из самых больших и красивых городов нашей страны.

Понравилось вам быть в прошлом? Давайте послушаем и выучим стихотворение о нашем городе:

Коль живём мы с вами, дети,

В лучшем городе на свете,

В славном городе Петра

Нам узнать о нем пора.

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце над Невой,

Или дожди стучат в окно –

Его мы любим все равно.

Мы в этом городе живем.

И он растет, и мы растем

(М. Борисова)

А теперь пора возвращаться в настоящее, в 2016 год, в нашу группу. Закрываем глазки и вновь произносим волшебное заклинание.

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dostoprimechatelnosti_sankt-peterburga.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми 5-6 лет «Знакомство дошкольников с  историей возникновения Санкт-Петербурга и его достопримечательностями»

Интеграция образовательных областей:
« Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Цель: Обогащать знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.
Задачи:
• Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, основных достопримечательностях (Петропавловская крепость, Зимний дворец, Дворцовая площадь, здание главного штаба, Медный всадник и Адмиралтейство);
• Расширять словарь за счёт имён существительных (город, крепость, ангел, собор, шпиль, площадь, колонна, петербуржец); 
• Развивать логическое мышление и зрительное восприятие;
• Развивать интонационную выразительность, четкость дикции;
• Развивать связную речь;
• Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости от осознания себя петербуржцем.
Материалы и оборудование:
- Фото презентация (портрет Петра I, карта Санкт-Петербурга, Петропавловский собор, здание Адмиралтейства, Дворцовая площадь, Зимний дворец, здание главного штаба, памятник «Медный всадник»).

- Открытки с достопримечательностями Санкт – Петербурга (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Медный всадник, Зимний дворец).

Предварительная работа: экскурсии с родителями к основным достопримечательностям Санкт-Петербурга, рассматривание иллюстраций с изображением Петропавловской крепости, Петропавловского собора, Медного всадника, Адмиралтейства, Дворцовой площади, Казанского собора, рассматривание карт родного города, конструирование из конструктора собора, замков.


Содержание

1. Организационный этап        

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее грани,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.


Ребята, о каком городе идет речь в этом стихотворении?

- правильно, о Санкт-Петербурге, о городе, в котором мы с вами живем.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое. Давайте закроем глаза, скажем волшебные слова и перенесемся в то время, когда нашего города еще не было.

Открываем глаза, что же мы видим? (показ слайда с лесами и болотами, маленькими деревеньками) Представляете, вот так выглядела эта местность до начала строительства нашего города. Эти земли принадлежали шведам.

Загадка:

Жил давно в Росси царь               Одержал побед немало

Очень мудрый государь                Мореходом был бывалым

Он на троне не сидел                    Он и плотник и кузнец

Делал за день по сто дел        Кто был царь тот молодец? (Петр I)

Более 300 лет назад правил нашей страной великий царь Петр l. Решил он отвоевать эти земли у шведов, чтобы у русских купцов через Финский залив был выход к Балтийскому морю для торговли с другими странами. И Петру l это удалось, а чтобы закрепить положение русского народа на новых землях, решил он построить здесь крепость для защиты от врагов.

Как называется эта крепость? (верно, Петропавловская)

Петр-I начал строить наш город на острове.

Как называется этот остров? (Верно, Заячий). И самое первое строение, которое было заложено на этом острове – Петропавловский собор. Его шпиль был ориентиром для всех в строящемся городе.

Ребята, что такое шпиль? (Это остроконечное завершение здания) На шпиле Петропавловского собора установлен флюгер в виде ангела с крестом.

Что такое флюгер? Шпиль собора отличный ориентир, но многие считают центром города Адмиралтейство. На шпиле здания Адмиралтейства – флюгер в виде кораблика. Это еще один символ нашего города. Адмиралтейство строилось  очень быстро,  за 2 года. Оно являло собой хорошо защищенную крепость и, что самое важное, было крупной верфью.

. В Адмиралтействе при царе Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом. (Показывает детям фотографию здания Адмиралтейства).

Чтение стихотворения (читает ребёнок)
Здесь шпиль Адмиралтейства
Узнали мы с тобой –
В небесном океане
Кораблик золотой.
Есть гордость Петербурга –
Кораблик золотой.
Он высоко на шпиле
Над самою Невой.

Ребята, вы запомнили, что такое верфь? Верфь – это место, где строят и ремонтируют корабли.

Дети раскрашивают кораблики со шпиля Адмиралтейства.

Наше путешествие продолжается,

А теперь мы с вами оказались на самой главной площади нашего города. Это Дворцовая площадь. В центре Дворцовой площади возвышается колонна. Кто помнит, как она называется? Это Александровская колонна или Александрийский столп. Колонна была воздвигнута в честь победы России в войне с Францией 1812 года.

Ребята, что же еще мы видим на Дворцовой площади? Напротив друг друга стоят Зимний дворец (арх. Франческо Растрелли) и здание Главного штаба (арх. Карл Росси).

Зимний дворец очень красивый, нарядный и торжественный. Стоит прямо, ограничивая площадь со стороны Невы. А Главный штаб как бы «обнимает» площадь со стороны Невского проспекта. Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга.

Что-то мы с вами засиделись, пора нам немного размяться:

Физкультминутка « По болоту Петр шел»

По болоту Петр шел ( идут по кругу, взявшись за руки)

Остров Заячий нашел( разводят руки, показывают «остров»)

Он собрал рабочий люд( поворачиваются к друг другу, берутся за руки)

И построил крепость тут ( приседают, стучат по полу)

Крепость новая стоит, пушками врагу грозит (поворачиваются лицом в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх)

Бам-бам, бам-бам, не осталось зайцев там (хлопают в ладоши)

Зайцы пушек испугались (приседают)

За кусточки разбежались. (прыгают в разные стороны).

А мы продолжаем наше путешествие во времени. Теперь перенесемся на 70 лет вперед. Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова.

Где это мы с вами оказались? Что вы, ребята, видите? (показ слайда Медный всадник)

 Еще одним символом нашего города является памятник Петру l  “Медный всадник” . . ОН был торжественно открыт под гром орудийных салютов к 100-летию восшествия Петра 1 на престол. На постаменте надпись«Петру Первому Екатерина Вторая». Автор памятника – французский скульптор Этьен Фальконе.

Постаментом для памятника Петру 1 послужил огромный валун, найденный в окрестностях Петербурга. Местные жители называли его Гром – камнем, потому что от удара молнии в нем осталась глубокая трещина. Чтобы доставить этот камень в Петербург весом 160 тонн и высотой более 8 метров, использовали хитроумную систему желобов – рельсов и бронзовых шаров – нечто вроде современных шарикоподшипников. С помощью этого устройства Гром – камень перевезли к берегу Финского залива и там погрузили на специально по-строенное для него грузовое судно. 26 сентября 1770 года толпы петербуржцев встречали его на Сенатской площади.

Задание “Обведи по точкам” (силуэт Медного всадника)

Постепенно разрастался наш город, приезжали новые люди, строились новые дома, микрорайоны. Постепенно наш город рос и превратился в один из самых больших и красивых городов нашей страны.

Понравилось вам быть в прошлом? Давайте послушаем и выучим стихотворение о нашем городе:

Коль живём мы с вами, дети,

В лучшем городе на свете,

В славном городе Петра

Нам узнать о нем пора.

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце над Невой,

Или дожди стучат в окно –

Его мы любим все равно.

Мы в этом городе живем.

И он растет, и мы растем

(М. Борисова)

А теперь пора возвращаться в настоящее, в 2016 год, в нашу группу. Закрываем глазки и вновь произносим волшебное заклинание.

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. № 1. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Город, воспетый поэтами".

Стыдно жить в городе и не знать его. Предлагаю знакомить детей с городом в интересной занимательной форме. Материал будет полезен и интересен не толко воспитателям и детям, но и родителям....

Конспект НОД № 2. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Приневские земли". часть 1

Давайте расскажем детям о том, что же было раньше на месте нашего города....

план-конспект НОД " Знакомство дошкольников с достопримечательностями, история возникновения Санкт-Петербурга"й

Занятие для детей 5-6 лет "Путешествие по достопримечательностям Санкт-петербурга"....

Конспект ООД с детьми 5-6 лет «Знакомство дошкольников с достопримечательностями, история возникновения Санкт-Петербурга»

Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»...