Конспект НОД № 4. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Нева, красавица Нева!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

А знаете ли, Вы, что Нева - главная река в нашем городе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_istoriey_spb_no_4_neva_krasavitsa_neva.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект № 4

(Знакомство с историей Санкт-Петербурга).

Тема: «Нева, красавица Нева».

Цель: - формировать начальные знания о родном городе, о его происхождении, о

             месте, где он построен, о Неве;

           - обогащение словаря за счет слов: труженица, бурливая, наводнение,                            

             своенравная, многоводная, глубоководная, мелководная и т.д.;

           - вызвать познавательный интерес к городу.

У детей на столах листы бумаги и цветные карандаши.

     Мы с вами уже знаем, что миллионы лет назад, на том месте, где сейчас стоит наш город был ледник, затем древнее море, а затем образовался водный бассейн: Балтийское море с Финским заливом, Ладожское озера и их соединила река Нева. Вот сегодня и поговорим об этой необыкновенной реке.

Посмотрите внимательно на карту и скажите: Как по карте можно узнать, где находится река?

   Конечно же, на карте реки, озера, моря изображены голубым или синим цветом.

Если посмотреть на наш город с высоты, то мы увидим карту нашего города. Поэтому представим себе, что мы летим на ковре-самолете.

     Вот наша красавица Нева.

Ее зовут Нева,

И широка и глубока

Речная синева.

Нева волною в берег бьет,

Нева к заливу лед несет…

                      (Н.Поляков)

Путь нашей Невы мы уже знаем. Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря. (показ на карте).

Наша Нева стремительна и полноводна. По пути к морю в нее впадает много рек: Ижора, Мга, Охта и другие. Поэтому Нева очень глубокая и широкая. Самое глубокое место – 24 метра (это почти как 9-этажный дом). А ширина в некоторых местах около километра.

    Нева при впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Посмотрите, При делении Нева чем-то напоминает нашу руку. Если взять руку положить на лист бумаги и обвести, то можно представить себе на сколько рукавов разделилась Нева. (Дети обводят руку).

           

Показ по рисунку. Течет река Нева (обрисована непосредственно сама рука), затем она делиться на пять рукавов (показ обрисованных ладони и пальцев).

Эти рукава называются: Малая Нева, Большая Нева, Малая Невка, Большая Невка, Средняя Невка.

     Между этими реками находятся острова. Их очень много.

Можно ли представить наш город без Невы?

Вы правы, конечно же нет. Именно река Нева дала жизнь Санкт-Петербургу. Город раскинулся на ее берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы. Именно к Неве обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами Санкт-Петербурга: Петропавловский собор, Адмиралтейство, Смольный и Исаакиевский соборы.

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

            (М.Борисова).

Сейчас, ребята, давайте поиграем.

Игра «Подбери слово».

     Преподаватель кидает мяч, а ребенок, возвращая его, называет слово, которым можно охарактеризовать Неву.

Много слов вы подобрали. Всегда ли Нева такая спокойная и красивая?

Наша Нева не всегда такая спокойная и плавно течет. Осенью она выходит из берегов и затопляет все кругом. Почему это происходит? Виноваты море и ветер. В Балтийском море образуется волна, которая движется к Финскому заливу и входит в Неву. А ведь Нева течет навстречу (все показывать на экране). Но волна и ветер сильнее – и тогда Нева выходит из берегов. Она затопляет набережные и может подняться на 4 метра. Происходит НАВОДНЕНИЕ,

Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела…

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь, остервеняясь,

На город кинулась…

           (А.С.Пушкин «Медный всадник»).

Нева течет между очень низкими берегами, мосты над Невой тоже очень низко над водой. Но ведь в Неву входят большие корабли. Что же делать?

Как кораблям пройти под низкими мостами? Очень просто - наши мосты разводятся и пропускают корабли.

Слушай внимательно и подскажи словечко.

Над красавицей Невой

Мост поднялся ………………(разводной).

Впиши в клетки нужное слово. Сколько букв в этом слове?

Прочитай «чистоговорку». Какой звук отчетливо слышится? Обозначь его буквой и впиши в клетку.

Ледоход, ледоход!

Вдоль Невы лед плывет.

(звук Л).

Предложить ребятам раскрасить рисунок Невы с ее рукавами.

Можно прочитать сказки, сочиненные детьми. Смотри приложение.

Приложение № 4.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ «Нева».

Длина Невы – 74 километра.

Средняя ее глубина -  8-11 метров.

Самое глубокое место – напротив Арсенальной улицы – 24 метра.

Средняя ширина реки – 400-600 метров.

Самое широкое место – 1250 метров – у Невских ворот Торгового порта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. № 1. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Город, воспетый поэтами".

Стыдно жить в городе и не знать его. Предлагаю знакомить детей с городом в интересной занимательной форме. Материал будет полезен и интересен не толко воспитателям и детям, но и родителям....

Конспект НОД № 2. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Приневские земли". часть 1

Давайте расскажем детям о том, что же было раньше на месте нашего города....

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение г...

Занятие по ознакомлению дошкольников с историей города Троицка "Здравствуй, Родина моя!"

Программные задачи:1. Расширять и обобщать представления детей о городе Троицке, его достопримечательностях. Закреплять знания детей о его историческом прошлом и настоящем.2. Продолжать разв...

Конспект занятия по ознакомлению с историей родного города "История города в названиях улиц"

Конспект занятия по ознакомлению с историей развития  родного города...