О тебе - мой Ямал
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Задачи: - Продолжать знакомить с многообразием фольклорной культуры. Формировать эмоционально положительное отношение к культуре народов Ямала.
- Развивать познавательную, творческую активность детей. Расширить кругозор детей.
- Воспитать чувство любви и гордости за свой край.
Материалы и оборудование: макет чума, нарта, колокольчики, магнитофон, маски зверей.
Действующие лица: дети в масках: Лось, Заяц, Лосиха.
Предварительная работа: беседа «Что в тундре растёт, кто в тундре живет?»; предварительное знакомство со сказкой «Отчего у зайца длинные уши» и её инсценировка, заучивание стихотворений, заучивание песни «Сенгакоця» на ненецком языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_tebe_-_moy_yamal.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «О тебе – мой Ямал»
Задачи: - Продолжать знакомить с многообразием фольклорной культуры. Формировать эмоционально положительное отношение к культуре народов Ямала.
- Развивать познавательную, творческую активность детей. Расширить кругозор детей.
- Воспитать чувство любви и гордости за свой край.
Материалы и оборудование: макет чума, нарта, колокольчики, магнитофон, маски зверей.
Действующие лица: дети в масках: Лось, Заяц, Лосиха.
Предварительная работа: беседа «Что в тундре растёт, кто в тундре живет?»; предварительное знакомство со сказкой «Отчего у зайца длинные уши» и её инсценировка, заучивание стихотворений, заучивание песни «Сенгакоця» на ненецком языке.
Словарная работа: Полярная звезда.
(дети под музыку входят в класс).
Воспитатель.
Мой Север не только тем знаменит,
Что стужа крепка здесь и ветер гудит,
Что слезы от холода льются из глаз.
Как много о тундре придумано фраз!
Живет у нас в тундре надежный народ.
Он ладит с работой – и дело идет.
Сегодня мы с вами познакомимся с национальным фольклором, почитаем стихи, отгадаем загадки, послушаем сказку и песенку.
Ребята, люди разных национальностей живут на Ямальской земле, но, первыми, кто заселили эту землю, были ненцы – мужественный, трудолюбивый народ. Но славен он не только мужеством и трудолюбием, а еще и большой любовью и бережным отношением к природе своего края. А как гостеприимен местный народ! Зайдите в их чум и нас всегда встретят добрые заботливые друзья: угостят свежим душистым чаем, согреют добрым словом, основные их занятия оленеводство, охота, рыболовство. А в свободное от занятий время они танцуют и поют свои особые национальные песни, а также сочиняют стихи и сказки.
Дети, вы уже многое знаете о нашем крае, знакомились с животными и растениями, которые есть в тундре, читали сказки, отгадывали загадки. В стихах, песнях и танцах народные умельцы тундры рассказывают, как они приспосабливаются к суровым условиям края.
Дети:
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому, что здесь наш дом
Мы на Севере живём.
Я люблю наш не густо обжитый,
Но богатый Ямальский простор.
Гор Уральские седые граниты,
Нити рек и тарелки озёр.
Край широкий – холмы и равнины,
Всех оленей твоих не сочтешь.
Сколько рыбы и ценной пушнины
Ежегодно стране ты даёшь.
На Севере крайнем большою семьёй
Ребята всех наций живут.
Гордятся своею богатой землей
О ней свои песни поют.
В снежном вихре мчат олени,
По холмистой тундре мчат.
Не бегут мои олени,
А по воздуху летят.
От полярного сиянья
Посветлело словно днем,
На большие расстоянья
Хорошо видать кругом.
Я люблю езду такую
Только править успевай
И поёт душа, ликуя:
«Здравствуй, тундра, милый край!»
(показ на иллюстрации Полярной Звезды).
Полярная звезда (голос под аудиозапись).
Спросите ненца, где его жилище?
Ответит он звенящей песней ветра,
Что чум родной, что тундра вся.
Спросите у меня, Звезды Полярной:
«А где твой кров, твоё жилище?»
В сиянье северном увидишь ты ответ,
В серебряных лучах, в кусочке неба звездном.
Из них я смастерила чум.
(на маленьких нартах завозят «звездный чум»)
Воспитатель. Посмотрите, дети, какой «Звездный чум» подарила нам Полярная Звезда. Он не простой, в нем можно найти много интересного.
(педагог достаёт из «Звёздного чума» книгу загадок и предлагает отгадать загадки).
Гусиный пух тундру заметает,
А гусей нигде нет.
(Снег).
Она, как оленья шкура,
От моря до моря лежит –
То зеленой, то рыжей,
То белой становится.
(Тундра).
Цветная занавеска
Ночное небо закрывает,
А в тундре от неё
Светлее становится.
(Северное сияние).
Она, как снег, от солнца прячется.
А мыши от неё.
(Сова).
Олень от них убегает,
А они не отстают.
(Нарты).
Лес не лес, туча не туча-
То по тундре кочует,
То на одном месте кружится.
(Оленье стадо).
Физминутка.
«Изобрази зверей».
- изобразить оленя, который щиплет ягель.
- изобразить, как скачет заяц.
- изобразить, как ворона каркает.
- изобразить, как белочка грызет орешки.
- как песец или лиса тявкают.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему у зайца длинные уши? Сейчас про это мы узнаем из сказки.
(инсценировка сказки «Почему у зайца длинные уши»).
Ведущая. Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц, услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за чум, слушает.
Лось. Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям.
Ведущая. Говорит лось.
Лось. Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Ведущая. Слушает заяц и думает.
Заяц. Хорошо бы мне рога получить. Чем я хуже других?
Лось. Кому вот эти рога дать?
Ведущая. Спрашивает лось жену. Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает.
Лосиха. Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
Лось. Хорошо.
Ведущая. Говорит лось.
Лось. А вот эти большие кому?
Ведущая. Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за чума, кричит.
Заяц. Эти мне дай, мне зайцу.
Лось. Чтобы ты братец?
Ведущая. Удивился лось.
Лось. Куда тебе такие рога?
Заяц. Как куда? Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут.
Лось. Ну что ж, бери!
Ведущая. Сказал лось и дал зайцу рога. Обрадовался заяц, запрыгал, закувыркался. Рога не удержались на его голове и упали. А лось с женой хохочут.
Лось. Нет, брат. Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Ведущая. Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные предлинные.
Воспитатель. Понравилась сказка? Почему же у зайца длинные уши?
Что же ещё у нас в чуме есть?
(достает из чума колокольчики)
Посмотрите, колокольчики, с ними любая песенка зазвучит еще веселей и звонче. Дети исполняют песню «Сеӈгакоця».
Воспитатель. Мы с вами живем на земле коренных народов Севера на земле Ямала. Будем же чтить и уважать, бережно хранить культуру и традиции этого народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Люблю тебя, Ямал!»
развлечение для детей старшего дошкольного возраста...
Развлечение на воде в старшей группе «Путешествие на Крайний Север» праздник, посвященный к 85 – летию образования ЯНАО «Славлю тебя – родной Ямал» 9.12 2015 г
закрепить и уточнить знание основ безопасности собственной жизнедеятельности;развивать и совершенствовать у детей психические процессы: двигательную память, внимание, мышление и воображение;развивать ...
Развлечение " Люблю тебя, седой Ямал" ________________________________________
Знакомство детей с устным творчеством народов Севера, национальной музыкой, танцами, играми и обычаями....
музыкальное занятие "Люблю тебя родной, Ямал" Авторская разработка с рецензией.
Цель:Активизировать познавательный интерес воспитанников ДОУ в области экологии через развитие их творческого потенциала (музыкальное искусство)Задачи:Образовательные:·...
рецензия к музыкальному занятию "Люблю тебя родной, Ямал"
С появлением первого национального композитора С. Н. Няруя, создавшего множество замечательных песен, собравшего уникальную коллекцию народных напевов, стали издаваться песенные сборники, в которые во...
«Люблю тебя, мой Ямал»
Проект посвящённый юбилею "90 лет ЯНАО"...