О тебе - мой Ямал
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сайбышева Ганна Хасевтивна

Задачи: -  Продолжать знакомить с многообразием фольклорной культуры. Формировать эмоционально положительное отношение к культуре народов Ямала.

                         - Развивать познавательную, творческую активность детей. Расширить кругозор детей.

                         - Воспитать чувство любви и гордости за свой край.

            Материалы и оборудование: макет чума, нарта, колокольчики, магнитофон, маски зверей.

             Действующие лица: дети в масках: Лось, Заяц, Лосиха.

 Предварительная работа: беседа «Что в тундре растёт, кто  в тундре живет?»;  предварительное знакомство со сказкой «Отчего у зайца длинные уши» и её инсценировка, заучивание стихотворений, заучивание песни «Сенгакоця» на ненецком языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_tebe_-_moy_yamal.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «О тебе – мой Ямал»

Задачи: -  Продолжать знакомить с многообразием фольклорной культуры. Формировать эмоционально положительное отношение к культуре народов Ямала.

                         - Развивать познавательную, творческую активность детей. Расширить кругозор детей.

                         - Воспитать чувство любви и гордости за свой край.

        Материалы и оборудование: макет чума, нарта, колокольчики, магнитофон, маски зверей.

         Действующие лица: дети в масках: Лось, Заяц, Лосиха.

 Предварительная работа: беседа «Что в тундре растёт, кто  в тундре живет?»;  предварительное знакомство со сказкой «Отчего у зайца длинные уши» и её инсценировка, заучивание стихотворений, заучивание песни «Сенгакоця» на ненецком языке.

Словарная работа: Полярная звезда.

 (дети под музыку входят в класс).

 

Воспитатель.

Мой Север не только тем знаменит,

Что стужа крепка здесь и ветер гудит,

Что слезы от холода льются из глаз.

Как много о тундре придумано фраз!

Живет у нас в тундре надежный народ.

Он ладит с работой – и дело идет.

Сегодня мы с вами познакомимся с национальным фольклором, почитаем стихи, отгадаем загадки, послушаем сказку и песенку.

          Ребята, люди разных национальностей живут на Ямальской земле, но, первыми, кто заселили эту землю, были ненцы – мужественный, трудолюбивый народ.  Но славен он не только мужеством и трудолюбием, а еще и большой любовью и бережным отношением к природе своего края.  А как гостеприимен местный народ! Зайдите в их чум и нас всегда встретят добрые заботливые друзья: угостят свежим душистым чаем, согреют добрым словом, основные их занятия оленеводство, охота,  рыболовство.  А в свободное от занятий время они танцуют и поют свои особые национальные песни, а также сочиняют стихи и сказки.

        Дети, вы уже многое знаете о нашем крае, знакомились с животными и растениями, которые есть в тундре, читали сказки, отгадывали загадки. В стихах, песнях и танцах народные умельцы тундры рассказывают, как они приспосабливаются к суровым условиям края.

Дети:

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому, что здесь наш дом

Мы на Севере живём.

Я люблю наш не густо обжитый,

Но богатый Ямальский простор.

Гор Уральские седые граниты,

Нити рек и тарелки озёр.

Край широкий – холмы и равнины,

Всех оленей твоих не сочтешь.

Сколько рыбы и ценной пушнины

Ежегодно стране ты даёшь.

На Севере крайнем большою семьёй

Ребята всех наций живут.

Гордятся своею богатой землей

О ней свои песни поют.

В снежном вихре мчат олени,

По холмистой тундре мчат.

Не бегут мои олени,

А по воздуху летят.

От полярного сиянья

Посветлело словно днем,

На большие расстоянья

Хорошо видать кругом.

Я люблю езду такую

Только править успевай

И поёт душа, ликуя:

«Здравствуй, тундра, милый край!»

        (показ на иллюстрации Полярной Звезды).

Полярная звезда (голос под аудиозапись).

Спросите ненца, где его жилище?

Ответит он звенящей песней ветра,

Что чум родной, что тундра вся.

Спросите у меня, Звезды Полярной:

«А где твой кров, твоё жилище?»

В сиянье северном увидишь ты ответ,

В серебряных лучах, в кусочке неба звездном.

Из них я смастерила чум.

        (на маленьких нартах завозят «звездный чум»)

        

Воспитатель. Посмотрите, дети, какой «Звездный чум» подарила нам Полярная Звезда.  Он не простой, в нем можно найти много интересного.

        (педагог достаёт из «Звёздного чума» книгу загадок и предлагает отгадать загадки).

Гусиный пух тундру заметает,

А гусей нигде нет.          

                                               (Снег).

Она, как оленья шкура,

От моря до моря лежит –

То зеленой, то рыжей,

То белой становится.  

                                                   (Тундра).

Цветная занавеска

Ночное небо закрывает,

А в тундре от неё

Светлее становится.

                                                                (Северное сияние).

Она, как снег, от солнца прячется.

А мыши от неё.

                                            (Сова).

Олень от них убегает,

А они не отстают.

                                              (Нарты).

Лес не лес, туча не туча-

То по тундре кочует,

То на одном месте кружится.

                                                              (Оленье стадо).

Физминутка.

«Изобрази зверей».

  1. изобразить оленя, который щиплет ягель.
  2. изобразить, как скачет заяц.
  3. изобразить, как ворона каркает.
  4. изобразить, как белочка грызет орешки.
  5. как песец или лиса тявкают.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему у зайца длинные уши? Сейчас про это мы узнаем из сказки.

                                     (инсценировка сказки «Почему у зайца длинные уши»).

        Ведущая.  Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой.  Мимо бежал заяц, услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за чум, слушает.

        Лось.  Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям.

        Ведущая. Говорит лось.

        Лось. Но зверей много, а рогов мало.  Кому же дать?

        Ведущая. Слушает заяц и думает.

        Заяц. Хорошо бы мне рога получить.  Чем я хуже других?

        Лось. Кому вот эти рога дать?

        Ведущая. Спрашивает лось жену.  Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает.

        Лосиха. Эти оленю дай.  Будет защищаться ими от врагов.

        Лось. Хорошо.

        Ведущая. Говорит лось.

        Лось. А вот эти большие кому?

        Ведущая. Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за чума, кричит.

        Заяц. Эти мне дай, мне зайцу.

        Лось. Чтобы ты братец?

        Ведущая. Удивился лось.

        Лось. Куда тебе такие рога?

        Заяц. Как куда? Мне рога очень нужны.  Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут.

        Лось. Ну что ж, бери!

        Ведущая. Сказал лось и дал зайцу рога. Обрадовался заяц, запрыгал, закувыркался. Рога не удержались на его голове и упали. А лось с женой хохочут.

        Лось. Нет, брат.  Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши.  Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

        Ведущая. Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные предлинные.

        Воспитатель. Понравилась сказка? Почему же у зайца длинные уши?

Что же ещё у нас в чуме есть?

                                  (достает из чума колокольчики)

Посмотрите, колокольчики, с ними любая песенка зазвучит еще веселей и звонче.                                                        Дети исполняют песню «Сеӈгакоця».

Воспитатель.  Мы с вами живем на земле коренных народов Севера на земле Ямала. Будем же чтить и уважать, бережно хранить культуру и традиции этого народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Люблю тебя, Ямал!»

развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Развлечение на воде в старшей группе «Путешествие на Крайний Север» праздник, посвященный к 85 – летию образования ЯНАО «Славлю тебя – родной Ямал» 9.12 2015 г

закрепить и уточнить знание основ безопасности собственной жизнедеятельности;развивать и совершенствовать у детей психические процессы: двигательную память, внимание, мышление и воображение;развивать ...

Развлечение " Люблю тебя, седой Ямал" ________________________________________

Знакомство  детей с устным творчеством народов Севера, национальной музыкой, танцами, играми и обычаями....

музыкальное занятие "Люблю тебя родной, Ямал" Авторская разработка с рецензией.

Цель:Активизировать познавательный интерес воспитанников ДОУ в области экологии через развитие их творческого потенциала (музыкальное искусство)Задачи:Образовательные:·...

рецензия к музыкальному занятию "Люблю тебя родной, Ямал"

С появлением первого национального композитора С. Н. Няруя, создавшего множество замечательных песен, собравшего уникальную коллекцию народных напевов, стали издаваться песенные сборники, в которые во...

«Люблю тебя, мой Ямал»

Проект посвящённый юбилею "90 лет ЯНАО"...