музыкальное занятие "Люблю тебя родной, Ямал" Авторская разработка с рецензией.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Цель:

Активизировать познавательный интерес воспитанников ДОУ в области экологии через развитие их творческого потенциала (музыкальное искусство)

Задачи:

Образовательные:

·       Обогащать и расширять знания детей о родном крае,  растительном и животном мире  Ямала  через  музыкальные произведения композитора Семёна Няруя.

·       Повышать интерес воспитанников к проблемам сохранения и охраны природы родного края.

Развивающие:

·       Развивать наблюдательность, внимание, бережное отношение к природе родного края.

Воспитательные:

·       Воспитыватьэкологическое мировоззрение,  к природным ресурсам Ямала.

·       Воспитывать чувство патриотизма и любви к родной природе Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie_retsenziya.docx80.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Люблю тебя родной,   Ямал!

 (интегрированное занятие для детей 5-6 лет в форме музыкально-экологической беседы)

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/54/53391/img0.jpg

                                                                                                    Автор: Е.В.Ермакова

музыкальный руководитель

 I квалификационной категории

Салемальский детский сад  

«Золотая рыбка»

с. Салемал

Пояснительная записка:

Музыкальное творчество народов Севера настолько древнее, что как утверждают исследователи, невозможно точно определить дату его зарождения. На протяжении веков из поколения в поколение создавались и передавались песни и танцы, отображающие повседневную жизнь ненцев.

Введение регионального компонента в процесс обучения позволяет знакомить детей с уголком родной земли. В нашей работе мы освещаем тему Ямала, которая очень обширна и значима для детей дошкольного возраста, особенно в возрасте 5-6 лет, потому что  основные критерии выборов  песен для пения и слушанья детьми, соответствует возрастным особенностям певческого голоса ребёнка, содержание песен доступное детям. Именно в этом возрасте сформирован интерес к культурному наследию региона, бережное отношение к дому, родному краю, стране, доброе отношение к природным объектам родного края, кроме того: проявляется интерес к природным явлениям родного края  к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона.

Почему  мы взяли эту тему? Считаем, что дети, которые проживают в северных городах и поселках ЯНАО, должны знать традиции своего народа, уважать культуру и ценности коренных и малочисленных народов Севера, необходима гармония между человеком и природой.

Актуальность темы:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал»

Поэт Симонов.

Родина, Отечество….В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те,  кто дает жизнь новому и прекрасному. Любовь к близким людям,  к  детскому саду, к родному посёлку, родной стране играет огромную роль в становлении личности ребёнка. В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем, с историко–культурными,  национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им статьв будущем патриотами и достойными гражданами своей Родины и Ямала.  Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

С появлением первого национального композитора С. Н. Няруя, создавшего множество замечательных песен, собравшего уникальную коллекцию народных напевов, стали издаваться песенные сборники, в которые вошли произведения, доступные детям. У педагогов – дошкольников появилась возможность с помощью ненецкой песни донести до ребячьих сердец величие родного Ямала, трудолюбие и  мудростью его народа, красоту той земли, на которой они растут. Песни С. Н. Няруя по своей мелодии, содержанию,  близки и понятны детям, проживающим в условиях Севера. Эти песни вызывают у них не только определённые эмоции, но, и, что самое главное, способствуют воспитанию любви к родному краю – малой Родине, проявлению интереса к культуре ненцев, расширяют знания об окружающем, развивают речь у детей.

Цель:

Активизировать познавательный интерес воспитанников ДОУ в области экологии через развитие их творческого потенциала (музыкальное искусство)

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать и расширять знания детей о родном крае,  растительном и животном мире  Ямала  через  музыкальные произведения композитора Семёна Няруя.
  • Повышать интерес воспитанников к проблемам сохранения и охраны природы родного края.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, внимание, бережное отношение к природе родного края.

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическое мировоззрение,  к природным ресурсам Ямала.
  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к родной природе Родины.

Материал:

  • презентация к занятию;
  • аудио - запись ненецких песен;
  • архивная аудио-запись песни С.Н.Няруя ««Су' ляко»- (с перевода ненецкого на русский язык «Оленёнок!»)

ОБОРУДОВАНИЕ: пианино механическое, музыкальный центр, компьютер, мультипроэктор

Участники:  дети подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Форма контроля: вопрос-ответ ( игра «Что знаю я?»)

Вывод: Тематическая музыкальная беседа – оказывает на  детей всестороннее  нравственное  развитие, через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Приложение

Ход мероприятия:

Дети входят в музыкальный зал в национальной одежде под ненецкую песню и садятся на стульчики возле чума.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Я рада, вас видеть в музыкальном зале нашего детского сада «Золотая рыбка». Сегодня я пригласила вас на музыкальную экологическую  беседу «Я люблю тебя, Ямал!».

Расскажите, дети, где мы с вами живём?

Ответы детей:

Мы живем на Ямале,  на крайнем севере нашей страны

Музыкальный руководитель:

Как называется наша страна, в которой мы живём?

Ответы детей:

Наша страна Россия! Российская Федерация!

Музыкальный руководитель:

Как называется наш посёлок?

Ответы детей:Мы проживаем в посёлке Салемал – он находится в Ямальском районе

Музыкальный руководитель: Дети, вы всё рассказали правильно! Мы живём на Ямале на самой северной стороне Российской Федерации – нашей страны!

Предлагаю вам   отправится в мир Ямальской природы  и узнать много интересного о растительном и животном мире Ямала!

Музыкальный руководитель: 5 января Президент Российской Федерации Владимир Владимирович  Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии.

Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности и ресурсов   нашей страны.  

Музыкальный руководитель: Дети как вы думаете, что такое экология?

Экология– это наука о растительном и животном мире и среды обитания всего живого? Что относится к природным ресурсам нашей страны?

Водные ресурсы (озёра, реки, обширные болотные массивы),

Лесные ресурсы – это зоны тундры, лесотундры, северной тайги.

Водно - биологические ресурсы –  животный и растительный мир. Это изобилие трав, ягод, кустарников, деревья, ягель,  – который необходим для питания оленям.

Климатические ресурсы –  это сезонное многолетнее изменчивость элементов климата в природе, в температуре воздуха. А также холодной зимой с сильными ветрами и метелями. С холодным и прохладным летом. Как вы дети считаете, природные ресурсы важны для Ямала, где мы с вами проживаем? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Правильно, дети! Мы должны сохранить чистый воздух  природные ресурсы нашей страны и создать для всех живущих безопасность проживания на нашем родном Ямале! Всё что нас окружает реки, озёра, растения, животные они нуждаются в нашей защите, и мы должны об этом помнить! Ценить всё живое!

Музыкальный руководитель:

(под музыку лирическую читаю стихотворение)

«Звенит над тундрой песня сквозь века:

В ней голос ветра, птиц живые трели

Трещит костёр, беснуется река

Грохочут льды и шепчутся капели

И каждый звук находит отзыв свой. В народном сердце трепетом волнуя.

Как музыка, рождённая душой Ненецкой композитора – Няруя!

(внимание детей активизируется на фоне презентаций, музыки, выставки музыкальной литературы С. Н. Няруя)

Семён Николаевич Няруй – первый ненецкий композитор, родился в Ямальской тундре и всю жизнь посвятил  природе Ямальской земли и традициям народов севера. Свои музыкальные произведения он определял природе родного края это «Заря над тундрой», «Ямальские зарисовки», «Северная сюита», «Ритмы тундры».  

Большинство произведений Няруя любовь к музыкальному высказыванию, ему удаётся выразить красоту севера и безграничность песенного колорита Ямальской природы  

Из книги А. Омельчука «На краешке Земли» мы узнаем такой эпизод о появлении широко известной у нас на Ямале песни «Су'ляко», что с перевода ненецкого языка на русский язык означает «Олененок», написанной в содружестве с ненецким поэтом Леонидом Лапцуем. Песня родилась не в результате долгих творческих поисков, а, как любит писать Семен Николаевич, на одном дыхании. -   Надо бы землякам хорошую песню привезти, - сказал Семён своему старшему другу – известному поэту, посетившему его скромное жильё. – Давай напишем заводную песню. – Про оленя! – сразу согласился Леонид Лапцуй. – Нет, про оленёнка! – поправил Семён. – Это счастье, когда рождается оленёнок, символ жизни тундры, а никто песней его не прославил! (архивная запись Семён Няруй).

В песне «Су'ляко» соединились поэтический дар, мудрость мысли, заключенные в простых и ясных строках знаменитого Леонида Лапцуя, и удивительно красивая, стремительная мелодия, искрящаяся задором, не прерывающимся ни на мгновение взволнованным ритмом, с чётким пульсирующим аккомпанементом молодого, только вступающего в жизнь композитора С.Няруя.

Именно в детстве  Семён Няруй, умел слушать песни людей и музыку природы это -  и было творческим началом  для жизненного пути великого композитора! Сколько песен неповторимых ярких северных зарисовок вдохновивших в путь природы Ямала!

Музыкальный руководитель: Песни «Хорей»" (стихи Р. Ругина), «Дети рисуют тундру» (стихи А. Тарасовой), «Нарты спят» (стихи П. Явтысыя), «Сенггакоця» — «Колокольчики» (стихи В. Няруй), «Морошка» (стихи О. Аксеновой). Таких примеров можно привести еще немало. В песнях много сердечного тепла, мягкой напевности. Всё в народной ненецкой песне лаконично, искреннее и просто, всё отражает внутренний мир человека и природу, среди которой он живёт!

ненецкий танец «Колокольчики»

Музыкальный руководитель: Такие радостные настроения заметно преобладают в песенной лирике на протяжении многих лет, видимо  - Потому, что где свет! - Там добро, там человека не покидает вера в свои силы!  И завтрашний день!  

музыкальная пальчиковая игра «В лесу»

Дети стоят перед экраном проектора поют и выполняют движения по тексту музыкальной игры

«Есть в лесу из бревен дом. Есть окошко в доме том.

Посмотрите в то окно. В доме тихо и темно

Мы тихонько кулачком. Постучимся в этот дом.

Выглянул какой – то зверь «Гав» сказал и запер дверь.

Мы погромче  кулачком. Постучимся в этот дом.

Выглянул какой – то зверь «Ме» сказал и запер дверь.

Громко – громко  кулачком. Постучимся в этот дом.  

Выглянул какой –то зверь «Му» сказал и запер дверь

Киска из окна глядит «Мяу, Мяу» говорит

Хватит в домик наш стучать. Дайте хоть чуть – чуть поспать!

Музыкальный руководитель:

Природа и человек неразлучны, они едины как цветок на стебле. И свою любовь к окружающему и живому люди выражают в своих песнях, в  музыке,  в стихах.  В защиту животного и растительного мира выступают композиторы, художники, писатели. Мы  люди должны! Оберегать! Защищать природу животный и растительный мир нашего родного Ямала.

Музыкальный руководитель:

«Ямал красив своей природой

И завораживает нас,

Своею фауной и флорой

Волшебный мир уводит нас!»

автор Е.В.Ермакова

Музыкальный руководитель:

Фауна – это общность всех видов животных. Флора – это все виды растений (деревья, цветы, травы).Мы видим красоту природы Ямала  её нежность и яркость красок. Для защиты всех видов флоры и фауны.  Существует Красная книга, она информирует, какие виды животных и растений в опасности, призывает изучать редкие виды растений и животных, предупреждает, что растения или животное в опасности, Красная Книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. Красная Книга  Земли, Красная Книга Российской Федерации, Красная Книга  Ямала. В Красной Книге есть страницы  и у каждой страницы есть свое значение. Черная страница - это виды некоторых животных и растений, которые  уже вымерли, страница красного цвета – это виды животных и растений на гране исчезновения из нашей жизни, желтая страница означает - редкие виды животных и растений, зелёная страница Красной книги – это восстанавливающие виды растений и животных.

Музыкальный руководитель: Сегодня я познакомлю вас с некоторыми  исчезающими видами животного мира Ямала:  снежным барсом, белым медведем, песцом, сибирским волком, малым тундровым лебедем, орланом – белохвост, муксуном, осётром и нельмой.

Музыкальный руководитель :сейчас предлагаю вам проявить своё творчество и выразить своё отношение к природе в своих  рисунках.

                    (детям предлагается нарисовать герб в защиту животных).

Музыкальный руководитель: (читает на фоне музыке)

Природа наш огромный дом!  Ямальские просторы!

Река блестит!  Как серебро, волны бушует снова.

Здесь ширь полей! Бескрайних далей!

Оленей  пастбище полны!

Медведь хозяин величавый!

Обходит,  вновь владея свои!

Здесь всё поёт и оживает!

Курлыча лебеди летят!

Ликует песней красотой земною!

Покой природы сохраняй!  

Любовь к природе процветает  душевной музыки земли!

Ямал – Великая Россия! Могущество моей страны!

Мы сохраним твои просторы! И защитим тебя от бед!

Ценить в природе всё живое!

Дарить заботу о тебе Ямальские просторы!

Автор: Е.В.Ермакова

Литература

  1. В. Няруй, С.  Няруй. Сборник песен «Колыбельная для тундровичка» 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-игровой досуг ко дню матери "Для тебя, родная!"

Сценарий музыкально-игрового досуга ко Дню Матери в старшей группе...

Развлечение на воде в старшей группе «Путешествие на Крайний Север» праздник, посвященный к 85 – летию образования ЯНАО «Славлю тебя – родной Ямал» 9.12 2015 г

закрепить и уточнить знание основ безопасности собственной жизнедеятельности;развивать и совершенствовать у детей психические процессы: двигательную память, внимание, мышление и воображение;развивать ...

рецензия к музыкальному занятию "Люблю тебя родной, Ямал"

С появлением первого национального композитора С. Н. Няруя, создавшего множество замечательных песен, собравшего уникальную коллекцию народных напевов, стали издаваться песенные сборники, в которые во...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

Рецензия на авторскую разработку

laquo;Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»...

Разработка досуга (развлечения) вместе с родителями Семейная игра - квест «Всё для тебя, родная!»

Семейная игра - квест «Всё для тебя, родная!»Цель: создать условия для сплочения коллектива взрослых и детей, воспитание  уважительного отношения  друг к другу.Задачи:Образо...