Проект: «Моя семья»
проект (подготовительная группа) на тему

Горбатюк Марина Анатольевна

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_semya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка Детский сад №75 г. Белгород.

Проект: «Моя семья»

Разработали воспитатели средней группы №4:

Горбатюк М.А.

 Романчук Т.Ю.

Белгород

2015

Проект: «Моя семья»

«Без прошлого нет будущего»

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

 Актуальность  темы. 
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание направления патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Концепция проекта

     Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Тип проекта: 
информационно - практико-ориентированный
Вид проекта: 
долгосрочный (сентябрь 2015 г. - май 2016 г.), групповой.
Участники проекта:
дети, старшей группы №4, родители, педагоги ДОУ.

Проблемный вопрос: 

 Дети не знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Катя”, “дядя Сережа”. Они также не знают, кем работают их родители (на работе – отвечают дети), не знают свой домашний адрес. О бабушках и дедушках не могут сообщить ничего, кроме их имени. Уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”, поэтому и был придуман данный проект, призванный пополнить знания детей в этом направлении. 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:  

     - воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

- повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 

 
- формировать у детей представления о семье;
- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- повышение педагогической культуры родителей;
- повысить качество отношений «семья – детский сад».

- обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. 
- дать представление о понятиях: «род», «родители», «семейное древо», «родословная», «семья», «родные», «близкие». 

Ожидаемые результаты:

  -Расширение представления детей о родственных отношениях, о своих родителях, бабушках, дедушках. Кем бабушка и дедушка являются для их родителей.

  -Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

  -Установление детско-родительских отношений.

  -Правильно называть родственные отношения. Правильно называть фамилию, имя и отчество ближайших родственников.

  -Повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения

  -Заинтересованность в продолжении сотрудничества родителей

Этапы реализации проекта: 

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

2 этап -  формирующий (октябрь - апрель)

3 этап - обобщающий (май)

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей,  создания единого социокультурного пространства.  Поисковая работа по подбору

иллюстративного материала, литературных произведений, репродукций картин, мультфильмов, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, строительных игр. Создание необходимых условий для реализации проекта.

 Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

2 этап -  формирующий (октябрь - апрель)

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.  Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
Вся работа по проекту вытроена по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».

3 этап- обобщающий (май)

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности  детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

        метод сравнения.

элементарный анализ.

метод моделирования и конструирования.

метод проектной деятельности.

метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

беседа – является связующим звеном.

4.Методы коррекции и уточнения:

повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.

метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

3 этап.

обобщающий

Подведение итогов в реализации проекта

Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ


Перспективный план  долгосрочного группового проекта « Моя семья»

в старшей группе №4 МБДОУ ЦРР д /с№75

Месяц Тема

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями

Консультативная информация для родителей

сентябрь

Анкетирование родителей и диагностика детей

октябрь

Моя семья

Беседы: «Моя семья», «Расскажу вам о своей семье»

 «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».

Чтение сказок

«Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Рисование:   «Моя семья»

Рассматривание картин:

Т. Сорокина «Семья»

Ю.Кугач «В субботу»

Драматизация сказки: «Репка»

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей»

дидактические игры 

 «Кем быть?»,«Сложи картинку»,«Определи возраст»,«Закончи предложение»

Круглый стол: «Роль семьи в воспитании и коррекции речи детей»

Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй»

 «Герб моей семьи»  

Консультация:

«Главные условия воспитания детей в семье»

Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»

Ноябрь

 Члены моей семьи

Беседы: «Что я знаю о себе», «Кто живёт со мной»

 «Приятно познакомиться», «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».

Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

дидактические игры 

«Кто старше?»,«Кто младше?»,«Исправь Незнайку»,«Родственные отношения»,

«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры»

«Каким я был,  каким я стану», «Мы - разные».

Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы».

Игры-драматизации:

«Три поросенка»

Формирование фотоальбома своей семьи для группы.

Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя»

 «Сказка на ночь»

Сочиняем  и записываем сказки вместе.

Папка-передвижка: «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери»

Буклеты:

«Здравствуйте, дорогие мои»

декабрь

Наши имена и фамилии

Беседы: «Наши имена», «Как зовут моих маму и папу»,

«Как будут меня называть, когда я вырасту»,

 «Наши фамилии», «Моя родословная», «Я и моё имя»

 Творческая речевая деятельность:

Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»

Чтение «Похищенное имя» Шорыгина Т.А.
«Цветик-семицветик» В. Катаев

 «Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко»,

«Двенадцать месяцев».

Дидактические игры:

«Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию»

Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свое имя»

   

 «Генеалогическое древо моей семьи».

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

Папка-передвижка:

«Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»

Буклеты:

«Основные заповеди «здоровой» семьи»

январь Родительский дом – начало начал

 Беседы: «Мой дом»,«Береги свой дом», «Мой адрес»

 Конструктивная игра: «Нарисуй и построй», «Мой дом - моя крепость»  

Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»

Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»

Сюжетно-ролевые игры:  «Новоселье», «Ремонт в квартире».

дидактические игры 

«Назови, как тебя дома ласково называют?» «Как мы помогаем родным»,

Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка».

Обсуждение ситуаций:  «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей».

Пальчиковая игра: «Строим дом»

Конкурс:

 «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)

Фотовыставка: «Мой день в детском саду»

Консультация:

«Как дети создают конфликты между родителями»

Буклеты:

«Роль матери и отца в воспитании»

Февраль

Мой папа

Защитник  Отечества

Беседы: «Защитники Отечества», «Мой выходной с папой»

Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Портрет моего папы»,«Мой папа солдат»

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях

Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»

Сюжетно-ролевые игры:  «Моряки», «Летчики».

Подвижные игры: «Всадники», «Самолеты»

Пальчиковая игра: «Капитан»

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

«На службе России»

Изготовление семейных газет:

«Любим вместе отдыхать бегать, прыгать и играть!»

Папка-передвижка:

«Растим мужчину»

Буклеты:

«О роли отца в семье»

март

Моя мама

Беседа на тему:«Что любит моя мама»

«Мама глазами художников»

Рисование: «Моя любимая мама»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

дидактические игры 

“Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”

Настольный театр:

«Волк и семеро козлят»

Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки».

Сюжетно-ролевые игры:  «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»

Творческая речевая деятельность:

Описательный рассказ- «Моя мама красавица»

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 март

Фотоконкурс

 «Самая желанная улыбка для мамы»

Папка-передвижка:

«Когда родительская любовь заходит слишком далеко»

апрель Профессии моих родителей

Беседа на тему:

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

Чтение произведений

С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»

Рассматривание иллюстраций:

«Папина профессия»

Конкурс рисунков  «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Сюжетно-ролевые игры:  «Водители», «Поезд»

Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Творческая речевая деятельность:

Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа»

Педагогическая лаборатория: «Роль семьи в нравственном воспитании детей»

 «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии.

Создание альбома «Профессии моих родителей»

Папка-передвижка:

«Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»

Буклеты:

«Основы нравственных отношений в семье»

май

Мы помощники

Беседа: «Для чего руки нужны», «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».

Просмотр мультипликационного фильма:

«Федорино горе», «Марья – искусница»

Игра имитация: «Мамины помощники»

Фотоэкспозиция: «Мой день в детском саду»

Сюжетно-ролевые игры:  «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».

Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник»

Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки»

«День открытых дверей» для родителей

Презентация проекта-

Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи:  «Цветок семейного счастья»

Папка-передвижка:

«Домашние обязанности».

Буклеты:

«Распределение обязанностей в семье»

- Используемая литература

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»

6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"

В материале описывается  проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....

Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши

ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....

Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»

Программное содержание:•    формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. •    воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...

Проект "Спортивная семья- здоровая семья"

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры  в детском саду и дома....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья»   в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...