Проект: «Моя семья»
проект (подготовительная группа) на тему
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка Детский сад №75 г. Белгород.
Проект: «Моя семья»
Разработали воспитатели средней группы №4:
Горбатюк М.А.
Романчук Т.Ю.
Белгород
2015
Проект: «Моя семья»
«Без прошлого нет будущего»
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность темы.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание направления патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Концепция проекта
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.
Тип проекта:
информационно - практико-ориентированный
Вид проекта:
долгосрочный (сентябрь 2015 г. - май 2016 г.), групповой.
Участники проекта:
дети, старшей группы №4, родители, педагоги ДОУ.
Проблемный вопрос:
Дети не знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Катя”, “дядя Сережа”. Они также не знают, кем работают их родители (на работе – отвечают дети), не знают свой домашний адрес. О бабушках и дедушках не могут сообщить ничего, кроме их имени. Уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”, поэтому и был придуман данный проект, призванный пополнить знания детей в этом направлении.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
- повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- формировать у детей представления о семье;
- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- повышение педагогической культуры родителей;
- повысить качество отношений «семья – детский сад».
- обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- дать представление о понятиях: «род», «родители», «семейное древо», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
Ожидаемые результаты:
-Расширение представления детей о родственных отношениях, о своих родителях, бабушках, дедушках. Кем бабушка и дедушка являются для их родителей.
-Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
-Установление детско-родительских отношений.
-Правильно называть родственные отношения. Правильно называть фамилию, имя и отчество ближайших родственников.
-Повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения
-Заинтересованность в продолжении сотрудничества родителей
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
3 этап - обобщающий (май)
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Поисковая работа по подбору
иллюстративного материала, литературных произведений, репродукций картин, мультфильмов, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, строительных игр. Создание необходимых условий для реализации проекта.
Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
Вся работа по проекту вытроена по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап- обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения.
элементарный анализ.
метод моделирования и конструирования.
метод проектной деятельности.
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
3 этап.
обобщающий
Подведение итогов в реализации проекта
Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ
Перспективный план долгосрочного группового проекта « Моя семья»
в старшей группе №4 МБДОУ ЦРР д /с№75
Месяц Тема | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Консультативная информация для родителей |
сентябрь | Анкетирование родителей и диагностика детей | ||
октябрь Моя семья | Беседы: «Моя семья», «Расскажу вам о своей семье» «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди». Рисование: «Моя семья» Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Ю.Кугач «В субботу» Драматизация сказки: «Репка» Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей» дидактические игры «Кем быть?»,«Сложи картинку»,«Определи возраст»,«Закончи предложение» | Круглый стол: «Роль семьи в воспитании и коррекции речи детей» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» «Герб моей семьи» | Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье» Папка-передвижка: «Как создать семейный герб» |
Ноябрь Члены моей семьи | Беседы: «Что я знаю о себе», «Кто живёт со мной» «Приятно познакомиться», «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дидактические игры «Кто старше?»,«Кто младше?»,«Исправь Незнайку»,«Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры» «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы». Игры-драматизации: «Три поросенка» | Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя» «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе. | Папка-передвижка: «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты: «Здравствуйте, дорогие мои» |
декабрь Наши имена и фамилии | Беседы: «Наши имена», «Как зовут моих маму и папу», «Как будут меня называть, когда я вырасту», «Наши фамилии», «Моя родословная», «Я и моё имя» Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Чтение «Похищенное имя» Шорыгина Т.А. «Чем пахнут ремесла» Д.Родари «Мамина дочка» В.Белов «Косточка» К.Ушинский Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свое имя» |
«Генеалогическое древо моей семьи». Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды | Папка-передвижка: «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой» семьи» |
январь Родительский дом – начало начал | Беседы: «Мой дом»,«Береги свой дом», «Мой адрес» Конструктивная игра: «Нарисуй и построй», «Мой дом - моя крепость» Творческая речевая деятельность: «Мой день дома» Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире». дидактические игры «Назови, как тебя дома ласково называют?» «Как мы помогаем родным», Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка». Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». Пальчиковая игра: «Строим дом» | Конкурс: «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями) Фотовыставка: «Мой день в детском саду» | Консультация: «Как дети создают конфликты между родителями» Буклеты: «Роль матери и отца в воспитании» |
Февраль Мой папа Защитник Отечества | Беседы: «Защитники Отечества», «Мой выходной с папой» Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Портрет моего папы»,«Мой папа солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики». Подвижные игры: «Всадники», «Самолеты» Пальчиковая игра: «Капитан» | Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома «На службе России» Изготовление семейных газет: «Любим вместе отдыхать бегать, прыгать и играть!» | Папка-передвижка: «Растим мужчину» Буклеты: «О роли отца в семье» |
март Моя мама | Беседа на тему:«Что любит моя мама» «Мама глазами художников» Рисование: «Моя любимая мама» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» «Мамина работа» Е. Пермяк «Чем пахнут ремесла» Д.Родари дидактические игры “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…” Настольный театр: «Волк и семеро козлят» Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки». Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской» Творческая речевая деятельность: Описательный рассказ- «Моя мама красавица» | Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 март Фотоконкурс «Самая желанная улыбка для мамы» | Папка-передвижка: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко» |
апрель Профессии моих родителей | Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?» Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия» Конкурс рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус» Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поезд» Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?» Творческая речевая деятельность: Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа» | Педагогическая лаборатория: «Роль семьи в нравственном воспитании детей» «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии. Создание альбома «Профессии моих родителей» | Папка-передвижка: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» Буклеты: «Основы нравственных отношений в семье» |
май Мы помощники | Беседа: «Для чего руки нужны», «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Просмотр мультипликационного фильма: «Федорино горе», «Марья – искусница» Игра имитация: «Мамины помощники» Фотоэкспозиция: «Мой день в детском саду» Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник» Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки» | «День открытых дверей» для родителей Презентация проекта- Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи: «Цветок семейного счастья» | Папка-передвижка: «Домашние обязанности». Буклеты: «Распределение обязанностей в семье» |
- Используемая литература
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"
В материале описывается проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....
Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши
ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....
Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»
Программное содержание:• формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. • воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...
Проект "Спортивная семья- здоровая семья"
Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома....
Инновационная деятельность проекта "Моя семья": альбом "Моя семья" и "Генеалогическое древо"
альбом "Моя семья" и "Генеалогическое древо"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...
Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...