Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе детского сада «Традиции татарского народа» (по НРК)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Каримова Лилия Камиловна

Программное содержание:

1.     Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма. Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку. Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского орнамента.

2.     Развивать интерес к культуре народов своего края; творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

3.     Воспитывать у детей чувство гражданственности, патриотизма, гордости за свой край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_v_podgot._k_shk._gruppe.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 262 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Непосредственно образовательная деятельность

по художественно - эстетическому развитию

Тема:

 «Традиции татарского народа»

Воспитатель: Каримова Л.К.

 

Казань

2016

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе детского сада.

«Традиции татарского народа»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма. Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку. Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского орнамента.
  2. Развивать интерес к культуре народов своего края; творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать у детей чувство гражданственности, патриотизма, гордости за свой край.

 Предварительная работа:

-Беседа о традиционном комплекте в татарском национальном костюме.

-Рассматривание головных уборов и элементов узора с целью ознакомления с их значимостью.

Материал: изобразительный материал на выбор детей, шаблоны татарских мужских и женских головных уборов, цветные орнаменты татарского народа, салфетки, клей,кисточка,  музыкальный диск для фона.

 Демонстрационный материал: изображение татарского национального женского и мужского костюма, головных уборов, элементы татарского узора.
Практическое задание:
 Аппликация - украсить узорами национального орнамента тюбетейки (мальчики) и калфаки (девочки). 
Ход занятия:
В-ль:
− Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, посмотрите, сколько гостей пришло к вам в гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

В-ль: А сейчас, мы с вами познакомимся. Я к вам буду обращаться на татарском языке, вы сможете отвечать?  Минем исемем – Лилия Камиловна.  Синең исемең ничек?
Ребёнок: Минем исемем Аня.

В-ль: Мне очень приятно ребята, вот и с вами познакомились.
В-ль: −
Ребята, но это еще не все гости, к нам еще кто-то пришел…(стук в дверь) Заходите. (Звучит татарская мелодия, в группу заходят куклы, одетые в татарские национальные костюмы). К нам пришли куклы мальчик и девочка одетые в татарские национальные костюмы. Мальчик –Тахир, девочка –Айсылу. Они хотят присутствовать на нашем занятии.  Сейчас,  ребята я вам  прочитаю  отрывок из стихотворения. А  вы внимательно его послушайте  и скажете,  о чем в стихотворении?
− Чтение стихотворения «Татарстан».
1.Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края.
Где б также почитали их.
2.Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.
 

В-ль: Это красивое стихотворение написал казанский поэт Алексей Анисимов.
В-ль: О чем говорится в стихотворении?

Дети: О нашей родине, республике Татарстан. 

В-ль: Как называется столица нашей республики?

Дети: Столица нашей Республики  Казань.

В-ль: Как называется город, в котором мы живём?

Дети: Казань.

В-ль: Ребята, какие достопримечательности есть в Казани?

Дети: парки: парк Победы, парк 1000 летия, парк Урицкого, парк ДК Химиков, театр кукол «Әкият», футбольный стадион Казань-Арена, цирк, мечеть Кул-Шариф, Кремль, Спасская башня, башня Сююмбики, аэропорт, железнодорожный вокзал, и т.д
В-ль:  Какие народы можно встретить в нашем городе?

Дети:  Русские, татары, чуваши, мордва и т.д. 
В-ль:  Правильно ребята,  мы с вами живем в многонациональном городе,  в Республике Татарстан, изучаем татарский язык. Сегодня на занятии мы поговорим об одежде, в которую одевались наши прабабушки и прадедушки, а именно об основных элементах татарского национального костюма. (Картинка с изображением мужского и женского костюма на мультимедийной установке или на доске)
В-ль:
Посмотрите на наши картинки  и скажите, можно ли встретить людей на улицах нашего города в таких костюмах?

Дети: Нет.
В-ль: Давайте закроем глаза и попробуем представить себя в этих костюмах.
− Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них?

Дети:  Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде. 

Физкультминутка «Тюбетейка» (Ребята под татарскую мелодию передают друг другу тюбетейку, тот, у кого останется тюбетейка, когда остановится мелодия, выходит в круг и показывает какое-либо татарское движение)
В-ль:  Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные костюмы?

Дети:  В музеях, на картинах художников, на старых фотографиях.
В-ль:  Куда их можно одеть, на какие праздники?

Дети: На праздники «Науруз», «Сабантуй», на концерты народных танцев и песен

В-ль:  Из чего состоит женский костюм? (Основу женского костюма составляет платье, затем одевают камзол или фартук в зависимости от ситуации – на праздник идут или дома, сапоги-ичиги из мягкой кожи или башмачки. Всё расшито орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки). 
В-ль
:  Из чего состоит мужской костюм? (Основу мужского костюма составляет рубаха, камзол, широкие шаровары, заправленные в сапоги-ичиги.  Всё также расшито орнаментом).
В-ль:  
Итак, о каком же элементе костюма мы забыли?

Дети: О головном уборе – тюбетейка и калфак. 

В-ль:  Правильно. Давай их рассмотрим.

В-ль: ТЮБЕТЕЙКА – это небольшая шапка, надеваемая на макушку головы. 
КАЛФАК –
девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.
Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками. 
В-ль:  Как называется вид орнамента, которым украшались головные уборы у татарского народа?

Дети:  Цветочно-растительный вид. 
В-ль:  
Какие элементы вам знакомы? Назовите их.

Дети: - волнообразные побеги (в виде виноградной лозы), цветы: тюльпан, пион, ромашка, фиалка, лотос, трилистник. (Показ на картинах) 
Физкультминутка «Туп». (по умк)

                  Туп, туп, матур туп,

                  Сикер, сикер, матур туп.

               Бер, ике,өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз , ун,

                  Сикер, сикер, матур туп.

В-ль: В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду, мужчины делали более трудную  работу;  шили сапоги, плели лапти, катали валенки. Интересно сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцами.

В-ль:  Как сегодня называют людей, которые придумывают и украшают новые модели одежды?

Дети:  Модельеры, дизайнеры.
 В-ль:  Ребята, я принесла вам шаблоны головных уборов и очень хочу, чтобы вы сегодня, хотя бы ненадолго, стали дизайнерами и украсили головные уборы для артистов народного танца. Хотите попробовать?
Дети:  Да.
В-ль:  Ребятки , я вам предлагаю игру “Укрась калфак и тюбетейку”. Девочкам украсить калфак, а мальчикам – тюбетейку. Выбирайте шаблоны головных уборов и начинайте работать.Ребята, перед вами на подносе лежат готовые орнаменты татарского народа. Пусть каждый ребёнок  по своему украсить свой головной убор.   А я буду старшим дизайнером и помогу вам. Чтобы нам было веселее выполнять свои работы, я включу красивую татарскую мелодию.
После окончания работы, рассматривание головных уборов.

В-ль:  
Ребята, посмотрите какие интересные, красивые работы у нас получились!

  – Что вам понравилось на занятии?
 – Что нового вы узнали?

 -Как называется орнамент, которым украшают  головные уборы татарского народа?

  -О каком одежде мы с вами поговорили ?
− Сегодня на занятии все молодцы, очень старались, фантазировали, аккуратно выполнили свои работы. И в завершение я хочу вас всех угостить национальным татарским блюдом «Чак-чак».
Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Быт и традиции русского народа"

Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР «Необычное путешествие на остров сокровищ»

Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной ре...

Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Я – человек»

 На основе исследовательской деятельности развивать представления о том, что человек часть природы; совершенствовать речь детей, творческое воображение,коммуникативное общение....

Конспект подгрупового логопедического занятия в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР «Наш город Тихорецк»

комплексное логопедическое занятие по  лексической теме "Мой город". Расчитано для детей 6-7 лет....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"...