Проект "Мои друзья - домашние животные"
проект (младшая группа) на тему

Светлакова Светлана Вячеславовна

Главная задача педагога и родителей в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладение родным удмуртским языком. В данном возрасте детей особо привлекают животные, общение с ними. Дети тонко подмечают отношение взрослых к  братьям нашим меньшим: манеру общения, уход. Как нельзя кстати здесь неоценимую помощь может оказать народный  фольклор: потешки, песенки, заклички , которые близки и понятны младшим дошкольникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Узей-Туклинский детский сад»

Администрации муниципального образования

«Увинский район» Удмуртской Республики

Проект

«Мои друзья – домашние животные»

                                       Автор: воспитатель МДОУ

                                             «Узей-Туклинский детский сад»

                                                      Светлакова Светлана Вячеславовна,

                                                       первая квалификационная категория

д.Узей-Тукля

2015 г.

Содержание.

  1. Информационная карта ……………………………………………………3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..4-5

  1. Актуальность проекта…………………………………………………...5-6

  1. Проблема……………………………………………………………………6

  1. Планируемые результаты………………………………………………….7

  1. Цели, задачи. Ожидаемые результаты. Результативность. Библиография ……………………………………………………………7-9
  2. Подготовительный этап. Подготовка к проведению проекта…………...9
  3. Основной этап. План реализации проекта…………………………….9-14

  1. Заключительный этап.……………………………………………………14

Информационная карта проекта.

Полное наименование проекта.

 «Мои друзья – домашние животные»

Автор проекта.

Воспитатель МДОУ «Узей-Туклинский детский сад»: Светлакова Светлана Вячеславовна, вторая  квалификационная категория, стаж педагогической работы 14 лет.

Кадровое обеспечение проекта.

Кадровый ресурс МДОУ:

- специалисты ДОУ:

музыкальный руководитель: Шиляев В.И.

воспитатель Светлакова С.В.

-кадровый ресурс сельской библиотеки

библиотекарь Бекчурина Е.В.;

- кадровый ресурс Дома ремёсел

мастер Темкина Л.В..

мастер Сидорова Н.Р.

Организация, на базе которой реализуется проект.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Узей-Туклинский  детский сад».

Адрес: д. Узей-Тукля,  ул. Центральная, 31,

Рабочий телефон: 6-61-23

Количество детей: 100

Срок реализации проекта.

май

Социальный статус, возраст и число участников проекта.

26 воспитанников детского сада с 2 до 3 лет,

 52 родителя от 20  до 39 лет.

 3 педагога ДОУ от 35 до 50  лет.

Пояснительная записка

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

К. Д. Ушинский

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов им не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте. Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога и родителей в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладение родным удмуртским языком. В данном возрасте детей особо привлекают животные, общение с ними. Дети тонко подмечают отношение взрослых к  братьям нашим меньшим: манеру общения, уход. Как нельзя кстати здесь неоценимую помощь может оказать народный  фольклор: потешки, песенки, заклички , которые близки и понятны младшим дошкольникам.

Данный проект это единая система системы, которая включает в себя предварительную работу, работу с родителями, с детьми. Запланированные направления деятельности с детьми способствуют формированию гуманных чувств, расширению кругозора, развитию речи, словарного запаса, воспитанию трудолюбия и чувства ответственности перед живым существом.   Хороших результатов можно добиться лишь тогда, когда согласованы усилия педагогов и родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка.

 Родительское участие, открытое обсуждение и планирование, обычно необходимо, для того чтобы помочь ребенку получить позитивный опыт владения домашним животным. Ребенок, который научиться ухаживать за своим животным, будет с ним добр и терпелив, получит бесценный опыт и научится относиться к людям таким же образом. Безответственное отношение к животному повредит и ребенку и животному. Забота о животном помогает ребенку развить коммуникативные навыки. Однако основные принципы гласят:

- Маленькие дети (до 3-4 лет) не могут контролировать свою агрессию и злость, поэтому должны находиться под присмотром родителей, когда общаются с животными.

- Родители должны контролировать заботу о животном, даже если они считают что их ребенок достаточно взрослый и в состоянии позаботиться о питомце.

- Если ребенок стал безответственным по отношению к животному, родителям придется взять заботу на себя.

- Ребенку необходимо спокойно, не ругая его напоминать, что животные как люди нуждаются в еде, воде. Родители несут в себе ролевую модель поведения для своего ребенка, поэтому ребенок учится ответственности, за домашнее животное, наблюдая за своими родителями.

- Что дает ребенку домашнее животное?

Дети, которые выросли с домашним животным, имеют много преимуществ. Установление хороших отношений с животным повышает самооценку ребенка и уверенность в своих силах, а так же помогает в установлении доверительных отношений с людьми. Хорошее взаимоотношение с животным развивает невербальную коммуникацию, чувство сопричастности и сострадания.

- Они устанавливаю связь ребенка с природой.

- Учат уважать других.

Актуальность реализации проекта:

В условиях новой языковой ситуации в Республике формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций. Степень развития речи неизбежно сказывается на самоощущении ребенка, когда умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место и роль в обществе. Уровень использования языка зависит от разнообразия, глубины и правильности речевых впечатлений, которые ребенок получает с раннего детства. Поэтому так важно дать малышу полноценное языковое развитие в том возрасте, когда формируются основы личности, пробуждается интеллект. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме с естественным произношением.

Большую роль в обучении детей родному языку играют родители, поэтому особенное внимание необходимо уделять именно работе в семье. Самая доступная тема проекта для достижения цели и задач, для этого возраста, обучение языку в детском саду и в семье «Мои друзья – домашние животные» Животный мир – важная часть нашей жизни. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир стараясь потрогать его,  поиграть.

Воспитывать любовь к природе нужно начинать с самого детства. Нужно учить заботиться о природе и беречь её. Важной частью природы являются живые существа. Прежде всего, ребёнок узнаёт животный мир, знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом. А это домашние животные. А если сказать ещё точнее, то домашние питомцы. Не каждый родитель соглашается завести домашнего любимца, зная и понимая ответственность.

Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Но такое «знакомство» происходит не у всех, да и те, кто видел животных – не всегда могут  обобщить свои представления. А многие дети даже назвать животное не могут! Поэтому и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о домашних животных и их детёнышах.

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой, семейный.

Возраст: первая младшая группа (2-3 года)

Планируемые результаты:

В ходе работы над проектом создаётся комфортная, радостная от процесса познания атмосфера, используются разнообразные приёмы, учитывающие потребности ребёнка. Педагоги, родители и воспитанники являются активными участниками различных мероприятий проводимых в детском саду. Результаты диагностики по обучению детей удмуртскому языку, стабильно показывают высокие результаты. И самое главное у детей расширяется кругозор, пополняется словарный запас, обогащаются знания о домашних животных и их детёнышах, воспитывается любовь к животным, а также появляется интерес к изучению удмуртского языка.

Место проведения: Удмуртия, Увинский район, МДОУ «Узей-Туклинский детский сад»

Период выполнения проекта: 1 месяц

Цели проекта:

  • Дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, их внешнем виде, повадках, роли животных в жизни человека;
  • Познакомить детей с названиями домашних животных и их детёнышей; с местом  их проживания.
  • Воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к домашним питомцам.
  • Воспитывать любовь к удмуртскому народу и языку.

 Задачи:

  • Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям...);
  • Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о домашних животных и их детёнышах (кот-кошка-котёнок, пёс-собака-щенок, бык-корова-телёнок, козёл-коза-козлёнок, конь-лошадь-жеребёнок и др.);
  • Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;
  • Учиться устанавливать простейшие родственные связи между взрослыми животными и их детёнышами;
  • Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;
  • Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
  • Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
  • Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
  • Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроение.
  • Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;
  • Воспитывать интерес к удмуртскому языку.

Ожидаемые результаты:

У детей формируется представление о повадках и потребностях некоторых домашних животных,  внимательное, чуткое отношение ко всему живому, расширяются  знания о животном мире родного края, общение  на своём родном языке.

Результативность.

         В ходе работы над проектом создаётся комфортная, радостная от процесса познания атмосфера, используются разнообразные приёмы, учитывающие потребности ребёнка. Педагоги, родители и воспитанники являются активными участниками различных мероприятий проводимых в детском саду. И самое главное, у детей  появляется интерес к  удмуртскому языку и к домашним животным.

Библиография

  1. Анисимова В.А. Котырысь улон но мон:Покчи нылпиослы хрестоматия. – Ижевск: Удмуртия, 2003.
  2. Кузнецова Р.А. Национально-региональный компонент в раннем языковом образовании: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей и педагогических факультетов вузов. - Ижевск: ООО «Альбус», 2006.
  3. Кузнецова Р.А. Этнокультуроведческая лексика удмуртского языка в раннем языковом образовании: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск: ООО «Альбус». 2007.
  4. Ходырев Г.А. Ву юись вуюись: Кылбуръёс. -  Ижевск:Удмуртия, 2013.
  5. Уваров А.Н. Кыква но тыква:Кылбуръёс. – Ижевск:Удмуртия, 2012.
  6. Чернова Л.Д. Липет йылын зор эктэ. – Ижевск:Удмуртия, 2012.

Подготовительный этап

Подготовка к проведению проекта:

1. Довести до сведения родителей и детей проблему.

2. Подобрать методическую литературу по теме. 

3. Подобрать художественную литературу по теме.

4. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для   рассматривания, картины, настольные игры)

5. Подобрать материал для игровой деятельности.

6. Подобрать материал для творческой и продуктивной деятельности.

7. Подготовить темы консультаций для родителей.

8. Подобрать материал для оформления папки-ширмы для родителей.

Основной этап

План по реализации проекта

Познавательное развитие

Работа в детском саду:

- Наблюдения за домашними животными в группе и на улице:

  • как выглядит,
  • где живёт,
  • что ест,
  • кто ухаживает
  • безопасное общение с животным (потрогать, погладить)
  • создание макета «Домашнее подворье» для игр
  • беседы «Как вести себя с животными», «Что будет и почему?»

- Просмотр презентации «Домашние животные»

- Интегрированная НОД «У бабушки в деревне» 

- Конструирование: «Будка для собачки», «Загон для лошадей, коров»; «Зоопарк».

    Работа в семье:

- Беседа о домашних животных (о внешнем виде, о повадках; о том кто какие звуки издаёт, какую пользу приносят для человека)

- Наблюдение за собакой, кошкой, козой, коровой, овцами, свиньями (в домашних условиях, по возможности)

- Просмотр видеороликов о домашних животных

- Конструирование из LEGO «Домик»

- Помощь в создании коллекции в ДОУ «Мои любимцы»

- Памятки для родителей не владеющих удмуртским языком «Перечень слов на удмуртском языке на тему «Животные»»

- Элементарная помощь взрослым в уходе за домашними животными

    - Поделки животных из природного материала "Любимые животные",

Речевое развитие

Работа в детском саду:

  • Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Корова с теленком», «Лошадь с жеребенком»;
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок домашних  животных и их детёнышей.
  • Беседа о внешнем виде, образе жизни, питании, проживании, уходе за домашними животными.
  • Составление описательных рассказов «Кто Я?», с опорой на схему.
  • Составление рассказов из личного опыта.
  • Словесные игры: «Чей хвост? Чья голова?», «Посчитай детёнышей», «У кого кто?», «Назови ласково», «Составляем загадки»
  • Фольклор
  • Пальч иг
  • Игра-драматизация «Мы - кошечки», «Собака со щенятами», «Лошадки»
  • Просмотр мультфильмов  «Волк и семеро козлят», «Репка» с обсуждением

Работа в семье:

  • Беседа о внешнем виде, образе жизни, питании, проживании, уходе за домашними животными.
  • Дидактические игры «У кого кто?», «Найди маму»
  • Составление рассказа «Мой любимый котёнок»
  • Рассматривание иллюстраций животных
  • Рисование «Кто сказал «Мяу»?»
  • Лепка «Собака», «Кошка», «Косточка для собаки»
  • Просмотр мультфильмов

Чтение художественной литературы

Работа в детском саду:

  • Заучивание стихотворения Г.Ходырева «Скал» (Г.Ходырев «Корова»)
  • Заучивание стихотворения Г.Ходырева «Атас» (Г.Ходырев «Петух»)
  • Заучивание стихотворения Л.Черновой «Куча» (Л.Чернова «Щенок»)
  • Чтение рассказа А.Уварова «Песятай но пудоос» (А.Уваров «Дедушка и домашние животные»)
  • Чтение стихотворения Г.Ходырева «Парсьпиос» (Г.Ходырев «Поросята»)

Работа в семье:

  • Заучивание стихотворения Г.Ходырева «Скал» (Г.Ходырев «Корова»)
  • Заучивание стихотворения Г.Ходырева «Атас» (Г.Ходырев «Петух»)
  • Заучивание стихотворения Л.Черновой «Куча» (Л.Чернова «Щенок»)
  • Чтение сказок и маленьких рассказов о домашних животных на удмуртском языке на выбор родителей

Социально-коммуникативное развитие:

Социализация

Работа в детском саду:

Дидактические игры:

  • «Назови животное», «Назови детёныша»,
  • «Кто и где живёт?», «Кто лишний?», «Кого не стало?», «Кто чем питается?», «Кто как кричит?»
  • «Найди детёныша», «Чей малыш?», «Собери семейку»

Настольные игры:

  • «Разрезные картинки», кубики, лото, домино, вкладыши, «Чей дом?», «Логический поезд», «Наведи порядок», «Найди пару».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Семья»: сюжет: «У нас появился котёнок», «На прогулке с собачкой», «Чем покормить козлят?»
  • «Зоопарк»: сюжет: «Ухаживаем за животными».

Конструкторские игры:

  • «Загон для лошадей», «Будка для собаки», «Ферма».

Игра-имитация «Кто как передвигается»

Удмуртская народная игра «Кечпи но пудоос» («Козлёнок и собаки»)

Работа в семье:

Дидактические игры:

  • "Угадай по описанию",
  • "Кто, что ест?",
  • "Кто, где живет?",
  • "Назови детеныша",
  • "Скажи ласково",
  • «Дикое или домашнее",
  •  "Определи, кто это",
  • "Какую пользу приношу?",
  • "Посели в домик";

Игры – звукоподражания

Игры - имитации.

Оказание помощи ДОУ в организации фотовыставки о домашних животных.

Безопасность

  • Поручения : «Чем помочь тебе, малыш?» (помощь в уходе за домашними животными),
  • Беседа: «Почему нельзя трогать незнакомых животных», «Мой руки после ухода за животными», «Не обижай животных!»
  • Наблюдение за детенышами домашних животных

Художественно-эстетическое развитие

Работа в детском саду:

Художественно-творческая деятельность:

  • НОД по рисованию «Щенок»
  • Аппликация: «Домик для щенка»
  • Лепка: «Кошечка»
  • Раскраски, самостоятельные рисунки, мозаика, разрезные картинки

Работа в семье:

  • Куклы(животные) для пальчиковых игр (связать крючком или спицами )

Музыкально-театрализованная деятельность

  • Музыкальная игра «Мы собачку позовём»,  «Хитрый кот в углу сидит»,
  •  разучивание удмуртской народной песни «Кечпие...» («Козлёночек мой»);
  • Разучивание песни «Чипыос» («Цыплята»)
  • разыгрывание  сюжетов «Кто какие звуки издаёт», «Кого как подзывают», «Кого как отгоняют», «Кто как ест»
  • настольный театр,
  • пальчиковый театр.

Предметно-развивающая среда:

- подбор мультфильмов и видеороликов для просмотров

- подбор сюжетных картин  о домашних животных

- фотовыставка «Домашние животные»

-  создание макета «Домашнее подворье» для игр

Заключительный этап

Итоговое мероприятие:  праздник «У бабушки в деревне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт проекта "Мы и наши друзья, домашние животные"

В паспорте указываются все этапы проекта по данной теме...

Досуг "Мы и наши друзья - домашние животные"

Закрепляем знания о домашних животных...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «Наши верные друзья» (Домашние животные и птицы))

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели "Наши верные друзья"Тема: "Коровка Буренка"Цель: создание социальной си...

Проект "Наши друзья - домашние животные"

воспитанники научатся различать по внешнему виду домашних животных, правильно называть их детёнышей (телята,  жеребята, ягнята, поросята), знать место их проживания  (конура, свинарник, коро...

проект "Наши друзья - домашние животные"

Проект рассчитан на детей первой младшей группы. В нем размещены задачи проекта, НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, дидактические игры, театрализованная деятельность и т.д....