Проект "Я люблю свою Родину"
проект по теме

Основная цель- как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekti.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

                       

Проект «Я люблю свою Родину»

 1. Краткая аннотация проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.

2. Анализ проблемы

Основная установка при организации процесса приобщения ребёнка к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным.

Анализ имеющейся литературы по данной проблеме – в частности, по проблеме ознакомления детей с историей родного края, с фольклором, бытом, обрядами, промыслами, - показывает, что в дошкольной педагогике ощущается явный недостаток не только исследований содержания народной культуры и её влияния на нравственное развитие ребёнка, но и работ, посвященных поиску наиболее эффективных путей, средств и форм духовного воспитания и развития.

В некоторых исследованиях предпринимаются попытки наметить пути духовного развития ребёнка, которые можно обобщить следующим образом.

Нравственно-эмоциональное развитие  ребёнка является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, а, следовательно, его нравственной воспитанности. Такое развитие, по мнению А.А.Данилова и А.Д.Кошелевой, побуждает к конкретному поступку, стимулирует практические действия. Чем глубже и ярче переживания, тем устойчивее и полнее нравственные понятия, чувства, возникшие на их основе. Педагогами экспериментально доказано: если постижение нравственных ценностей затрагивает не только разум, но и чувства ребёнка, то они становятся регуляторами его поведения.

Нравственное воспитание до сих пор осуществляется в основном в словесных формах. Полученные таким образом знания недостаточно влияют на поведение, формируя личность, беспомощную в ситуациях свободного выбора. Д.В.Колесов считает, что необходимо с самого раннего детства формировать индивидуально-личностную основу поведения через духовное общение. При этом прочно устанавливается приоритет общечеловеческих ценностей, формируется широкий взгляд на природу, общество, глобальные проблемы общечеловеческой культуры

Педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо насытить активными формами приобщения ребёнка к культурному наследию народа. Воспитательная

возможность народной культуры, как отмечает А.А. Данилов в своей работе «Возрождение национальной культуры», заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро – зло, щедрость – жадность и т.д. Первенство здесь отдаётся фольклорному материалу, его нравственной сущности. По мнению А.П.Усовой, маленьким детям ещё недоступно сознательное усвоение понятия Родины, патриотическое воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него. Такой благоприятной почвой и явится народное творчество во всём его многообразии. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Важную роль народного  и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, В.Я.Езикеева, Н.С.Карпинская, Е.Г. Ковальская, В.М.Федяевская, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Е.А.Флерина и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью. Известный педагог Е.А.Флерина² одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества. Изучив разную литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что народное искусство как ничто другое, приобщает детей к истории своего края, к промыслам своих земляков, дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой культуры и должны поддерживать её возрождение. 

Проект ориентирован на три возрастные ступени

  1. средний возраст – от 4-5 лет;
  2. старший возраст – от 5-6 лет;
  3. подготовительную к школе группу от 6 - 7  лет.

Проект  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения

3.Основные цели и задачи проекта:

Создание условий для формирования у дошкольников отечественных духовных ценностей с использованием культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования интеллектуального и духовно-нравственного начал в процессе обучения и воспитания дошкольников.
  2. Содействовать становлению духовно-нравтсвенной культуры в процессе формирования целостного миропонимания через познание окружающего мира в многообразии и единстве.
  3. Формировать нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно-духовного опыта.
  4. Учить активно познавать окружающую действительность, находить причинно-следственные связи, развивать мышление, коммуникативные умения, речевое взаимодействие, творческие способности ребёнка, побуждать его мыслить самостоятельно.
  5. Способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
  7. Формировать социальную толерантность.
  8. Способствовать единству и согласованности детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

4. Педагогический замысел

В работе по вопросу духовно- нравтсвенное воспитание мы взяли формируемую часть программы, которая направлена на приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Формируемая часть программы существенно наполняет образовательные области социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Она позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивами к совершенствованию формируемой личности ребёнка. Всё это позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьёй решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.

В программе О.П.Князевой и М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме, чего нет ни в одной другой программе: обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер; использование фольклора во всех его формах; народные праздники и развлечения, традиции; ознакомление с народной декоративной росписью.

Таким образом, образовательная цель Программы - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы решили проводить по следующим направлениям:

  • Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения, совместная с родителями деятельность, субботники);
  • Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
  • Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование);
  • Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);
  • Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
  • Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);
  • Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).

5. Кадровое обеспечение

Результативность и успех в работе по духовно – нравственному воспитанию детей во многом зависит от согласованных действий участников проекта.

Воспитатель

2

Логопед

1

Музыкальный работник

1

Инструктор по физической культуре

1

Итого: 5 человек

       Воспитатель является непосредственным координатором проекта.  Он определяет формы и методы работы с детьми. Приобщает родителей к образовательному процессу по духовно-нравственному воспитанию детей.

      Логопед разучивает с детьми потешки, поговорки, скороговорки, развивает речевую активность детей.

       Музыкальный работник проводит фольклорные праздники. Развлечения с привлечением родителей.

      Инструктор по физической культуре разучивает и проводит с детьми подвижные игры народов мира.

6. Материально - технические ресурсы

Учебно-методические ресурсы: в реализации проекта использованы элементы программы «Истоки» (раздел «приобщение ребёнка к социокультурным истокам»), сформированы картотека игр и игровых упражнений с использованием фольклора, подобраны подборки музыкальных произведений, иллюстраций, разработаны календарные русские народные игры.  Произведён подбор диагностического инструментария, для выявления уровня развития детей по духовно-нравственному воспитанию

7. Этапы реализации

I   Подготовительный

Мероприятия

1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы;

Ожидаемые результаты : Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме;

2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;

3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Ожидаемые результаты :Создана предметно – развивающая среда;

4. Разработка диагностического материала по определению уровня развития детей

5. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.

6. Составление календарно – тематического планирования «Социокультурные истоки»

Сроки: Сентябрь 2015

Ожидаемые результаты : Составлен календарно-тематический план, подобран диагностический материал;

7. Разработка дидактического материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры

8. Изготовление папок:

«Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Игры в русской избе»,

«Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома»

9. Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре;

Сроки: Сентябрь 2015 – Апрель 2018

Ожидаемые результаты : Определены направления работы.

II Практический

Мероприятия

Работа с педагогами

1. Консультации для педагогов

«Детский поэтический фольклор», «Фольклор его значение в воспитание детей», «Особенности патриотического воспитания дошкольника», «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»,

«Создание мини-музеев и использование их в воспитательно-образовательном процессе детского сада».

Подготовка методических рекомендации для педагогов об организации мини-музея в группе

Сроки: Ноябрь 2016

Ожидаемые результаты : Творческая направленность педагогов;

2. Методика – обучающие занятия:

-«В гости к бабушке на оладушки» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

-«У матрешки – День рождения»

(занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

Сроки Март 2016

-«Встреча весны и пасхи» Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Сроки Апрель 2016

-«Праздник русской березки»

- Конспекты непосредственно-образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты : Самостоятельное применение полученных знаний;

3. Выступление для воспитателей:  «Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к истокам русской народной культуры»

4. Публикация в журналах, на сайтах  «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Сроки Июнь 2017

Ожидаемые результаты: знание технологии, методики обучения детей в данном направлении;

Работа с детьми

1. Проведение НОД.

«Насекомые»;  сроки  Май 2016

«При солнышке – тепло, при матушке – добро»; «День рождение у Матрешки»  сроки  апрель- март 2016

«Посуда вчера и сегодня»; «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»; «Какую одежду носили на Руси» сроки  январь-февраль 2016

2. Театральная неделя: «В гостях у сказки»:

Показ спектакля по мотивам русской народной сказки

-«Петушок и бобовое зернышко» сроки март 2016

-«Как Иван Царевич невесту искал» сроки март 2017

- «Гуси лебеди» сроки март 2018

Ожидаемые результаты Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме.

Осмысленно детьми народное изобразительно-прикладное искусство. Дети знают народные праздники, традиции.

3. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:

«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; Жестовские подносы»;«Городец»

сроки  ноябрь2015- апрель2017

4. Реализация проекта: «Праздник Пасха»

-.«Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций)

-«Писанки»- занятие по ИЗО деятельности

(Знакомство с понятием «Писанка», рассматривание альбома «Писанки», обсуждение и выбор орнамента.)

Практическая работа. Анализ детских работ. (Выставка: украшение пасхального яйца и изготовление пасхальной открытки. Совместное творчество родителей с детьми) .

-Открытое комплексное занятие «Встреча весны и Пасхи». (Стихи, прибаутки, народные песни и хороводы, театрализованное представление. +Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо»)

сроки апрель 2016

5. Ежегодное проведение русских народных праздников: «Осенины»,  «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Пасха», «Иван – купало», «Праздник Русской березки».

сроки  ежегодно

Ожидаемые результаты : Расширились знание детей о христианском празднике «Пасха», сформированные на основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду

Работа с родителями

1. Провести консультацию для родителей по вопросам:

«История народной игрушки», «Народные промыслы», «Классификация традиционных (народных) игр»,

«Что такое народная игра»

Ожидаемые результаты : Педагогическое сопровождение родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

2. Провести Дни открытых дверей:

-«Всех пап и мам приглашаем в гости к нам»

-«Приходите в гости к нам, будем очень рады вам! »

3. Разработать детско-родительские проекты, оформить семейные альбомы с фотографиями родителей и других членов семьи, с записями об их судьбах, интересных случаях из жизни, профессиях родителей.

5. Составить генеалогические древа, герб семьи.

6. Организовать наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» и в самостоятельной игровой деятельности.

сроки  ежегодно

Ожидаемые результаты :

-Проведены Дни открытых дверей

-Разработаны детско-родительские проекты

-Составлены генеалогические древа семей

-Дети обучены сюжетно-ролевой игре «Семья»

-Сформирован интерес и уважение к семейным праздникам и традициям;

III. Обобщающий

Мероприятия

Взаимосвязь со специалистами (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) ; сроки ежегодно

-Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Ожидаемые результаты

Выявляется уровень компетентности у родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»

-Обобщение опыта работы по теме.  Сроки апрель2018

8. Предполагаемый результат :

     1.  Дети используют  в активной речи потешеки, считалоки, загадоки.

  1.  Научатся играть в русские народные  подвижные игры и игры народов мира, используя считалки.

3. Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

4.Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5.Знанают историю русского народного костюма, головных уборов.

6. Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

8. Самостоятельно могут узнавать и рисовать: «Гжель»,«Хохлома», «Дымковские игрушки», « Жестовские подносы», «Городец».

9 . Перспективы дальнейшего развития проекта

1. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

2. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

3. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.

Реализация данного направления работы стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны направляли свои усилия на возможности развития каждого ребенка, создания благоприятных условий приобщения к истокам русской народной культуры.

10. Список литературы.

  1. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007 - С.54 – 58.
  2. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С.26 – 29.
  3. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52.
  4. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
  5. Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2004.
  7. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание - №10 – 2007 – С.34 – 37.
  8. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999.
  9. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52.
  10. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.
  11. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
  12. Развитие речи. Старшая группа. Разработки занятий. 1 и 2 части. Сост. Жукова Р.А. – Волгоград: Корифей, 2008.
  13. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1988.
  14. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 37 – 51.
  15.  Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию «Как я люблю свою Родину?»

Расширять представления детей о стране, о своей малой Родине;Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;Способствовать развитию у детей интереса и желания в изучении родног...

Мастер-класс для педагогического сообщества «Я люблю свою Родину»

Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота...

НОД по развитию речи в средней группе. «Люблю свою Родину, родной Кузбасс»

Цели: Закрепление у детей знания о своей стране, воспитание любви и гордости за свою Родину.Задачи:Обобщать и систематизировать знания детей о России.Познакомить детей с государственными символиками с...

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию «Как я люблю свою Родину?»

Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о стране, о своей малой Родине.Задачи:Расширять представления детей о стране, о своей малой Родине;Продолжать знакомить детей с достопримечател...

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию «Как я люблю свою Родину?»

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию«Как я люблю свою Родину?»Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о стране, о своей малой Родине.Задачи:Расширять представления дет...

Сценарий КВН "Я люблю свою Родину" для старшей группы

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию«Я люблю свою Родину»Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о стране, о своей малой Родине.Задачи:Расширять представления детей о ...

Программа "Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ МАЛУЮ"

Программа по  ознакомлению  детей  дошкольного  возраста с   историей  и  культурой  родного  края...