Программа "Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ МАЛУЮ"
рабочая программа

 Кузьмина Елена Николаевна

Программа по  ознакомлению  детей  дошкольного  возраста с   историей  и  культурой  родного  края 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_lyublyu_svoyu_rodinu_maluyu.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г.Дно филиал детский сад «Солнышко»

 

Программа

по  ознакомлению  детей  дошкольного  возраста

с   историей  и  культурой  родного  края

«Я  ЛЮБЛЮ  СВОЮ  РОДИНУ   МАЛУЮ»

с  использованием  регионального  компонента

                                                                                                                                                                      Составитель программы

                                                                                                                                                                          старший  воспитатель  

                                                                                                                                                         высшей квалификационной категории

                                                                                                                                                         КУЗЬМИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

                                                                                                                                                                                           

         

ВВЕДЕНИЕ

 Вариативная часть.   Региональный компонент.

Содержание  регионального компонента направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

  - формирование представлений о народных  обычаях  и  традициях;  

 - воспитание   любви  к своему  городу,  краю,  чувства гордости   за него;

- расширение знаний и представлений об окружающей природной среде (природных  и водных ресурсах,   растительном  и животном  мире  Псковской  области);

-формирование общих представлений о прошлом и истории г. Дно и  Псковского края, о   знаменитых  и известных  земляках;  

- воспитание  позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к  традициям и  природе своего края.

Цель программы:  ознакомление  дошкольников с окружающим миром на примере ближнего  природного и социального окружения, осознание своего места в нем.

Задачи:

  • Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края,  чувства сопричастности к ней;
  • Расширение и углубление знаний  воспитанников по краеведению, достопримечательностям города и области,  социальным  навыкам;
  • Развитие  интеллекта  ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств   духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего  поколения;
  • Знакомство с проблемами  экологии и  охраны природы, памятников  истории и культуры;
  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.

 Формы организации. Материал представлен в виде блочного планирования -  БЛОК:  ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ, БЛОК:   МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА -   ДНО, БЛОК: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ, БЛОК: ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРИКЛАДНОЕ  МУЗЫКАЛЬНОЕ   ИСКУССТВО  ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ  по три месяца   на учебный  год.    Проведение мероприятий может варьироваться в зависимости от возраста детей, целей, условий  и  места  проведения. Это могут быть:

  • фронтальные занятия;
  • индивидуальные  занятия;
  • беседы;
  • совместная деятельность воспитателя  с детьми;
  • совместная деятельность родителей с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей в группе и дома;
  • праздники и развлечения

       Режим проведения: планирование мероприятий в режиме дня включает  в себя:

  • Проведение познавательных  и этических бесед, чтение русских народных сказок, драматизаций сказок, сюжетно-ролевые  игры  планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
  • Дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в совместной деятельности воспитателя с детьми,     рекомендуются родителям для занятий с детьми дома;
  •   Экскурсии и экологические акции проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы и за счет времени отведенного на прогулку;
  •   Музыкальные   часы, музыкальные видео – путешествия,  развлечения, народные  праздники   организуются совместно  музыкальным руководителем, воспитателями и родителями;
  •  Выставки, тематические мини - музеи, проекты  организуются во взаимодействии с детской библиотекой и домом культуры.
  • Русские народные и хороводные игры проводятся во всех видах детской деятельности: на прогулках, образовательной  и свободной деятельности.

Реализация программы предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды  детской деятельности  и в образовательные области:

- «Познавательное  развитие» (история, культура Псковской области, растительный и животный мир);

- «Речевое развитие» ( произведения устного народного творчества, сказки, былины);

- «Художественно-эстетическое  развитие» (продуктивная  деятельность, организация выставок рисунков, мастер - классы);  

- «Физическое развитие» (русские народные игры)

 

Содержание  для  включения  в  основную  общеобразовательную  программу  ДОУ:

БЛОК ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ включает в себя: знакомство с русским народным фольклором,  с народными  и  сезонными   праздниками,  играми,  сказками, проведение  в ДОУ  сезонных  праздников  и  развлечений, связанных с народным  календарем – Осенины,  Рождество, Масленица.

БЛОК  МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА -   ДНО  включает  познавательные  беседы о г.Дно, экскурсии по улицам города и его  достопримечательностям, к памятникам героев ВОВ ,  сюжетно-ролевые игры, работу в уголке народного творчества и в центре развития речи, работу с родителями, взаимосвязь с социумом: школа, библиотека, пожарная часть, совместные с взрослыми  выставки   рисунков, поделок  и  фотовыставки, проектную деятельность.    

 В  БЛОК ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ   ПСКОВЩИНЫ входят познавательные  беседы о растениях,  животных, птицах, водных объектах Псковской области, видео - и фото - путешествия  по  достопримечательностям и историческому  прошлому  Пскова и области, экологические  акции,    знакомство с псковскими писателями и поэтами.

 В БЛОКЕ  ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРИКЛАДНОЕ  И МУЗЫКАЛЬНОЕ   ИСКУССТВО  ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ  представлены:  познавательные часы  о псковских   традициях  и  ремеслах, видеопросмотры  и презентации  мастер – классов  по изготовлению  изделий из травы, глины, бересты,  музыкальные путешествия со знаменитыми земляками Псковского  края, совместная  продуктивная  деятельность взрослых и детей.

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

МЛАДШАЯ   ГРУППА

Сентябрь - ноябрь

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

  Знакомство с колыбельными песнями, заучивание потешек: «Как у нашего кота», «Водичка, водичка», «Идет коза  рогатая»;

  Знакомство со сказками: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;

  Русские  народные  игры: «Гуси - гуси», «У медведя во бору»,  «Ходит Ваня», «Карусель», «кошки –мышки», «Салки- догонялки»

дети

воспитатели

родители

открытый показ  ОД

по развитию речи

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

Создание   в группе  уголка  народного  творчества;

Обзорные  экскурсии на участки других групп, вокруг детского сада  « Осенняя  краса»  

педагоги

родители

дети

воспитатели

выставки:

для   ДОУ

«Мозаика осени»,

в  группе

«Осенний  букет»

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

   Познавательные беседы о растительном мире      (деревья, кустарники, растущие на участках  детского сада);

  Беседы - рассказы о насекомых (бабочки, комары, пчелы)

дети

воспитатели

 

оформление альбома    для уголка природы

«Познаем  мир»

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ  И   МУЗЫКАЛЬНОЕ    ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Рассматривание  иллюстраций, картин  о сезонных явлениях  в природе;

 Слушание, исполнение народных  песен  различных жанров: колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, игровая и плясовая песня, учить эмоционально отзываться на них;

Знакомство  с русскими народными инструментами – дудочка,  ложки;

Пополнение  коллекции  уголка народного творчества народными игрушками – матрешка.  Познавательная беседа «Веселые  матрешки». Рисование «Украсим  платочек для  матрешки»;

 

дети

воспитатели

родители

Совместная выставка  в уголке народного  творчества

«Веселые  матрешки»

Развлечение

«Что у осени  в корзинке»

Декабрь - февраль

Блок

Развернутое содержание  работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

 Знакомство со сказками: «Снегурушка и лиса», «Три медведя»,  «Маша  и медведь»;  Заучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»;

Знакомство детей с Рождеством «Пришла Коляда – отворяй ворота»;

 Народные игры: «Жмурки», «Бабка – ежка», «Салки», «Колпачок».

дети

воспитатели

родители  

Драматизация сказки

«Три медведя»

просмотр  праздника народного календаря «Гуляют ребятки в рождественские святки» с детьми старшего дошкольного возраста

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»,  загадывание  загадок о зиме, зимней одежде.

  Обзорные  экскурсии на участки других групп, вокруг детского сада  «Уж, ты, зимушка - зима»

дети

воспитатели

 

выставки:

для   ДОУ

« Вот какой он – Дед Мороз»,

в  группе фотовыставка: «Мы  любим  зиму»

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

 

  Знакомство  детей с самоваром

 

 Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»;

Познавательные беседы о  животных  и их детенышах (волк, лиса, заяц, медведь)  

дети

воспитатели

пополнение  новыми  материалами  альбома    для   уголка природы

«Познаем  мир»

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ  И  МУЗЫКАЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Рассматривание  иллюстраций, картин  о сезонных явлениях  в природе;

Слушание, исполнение народных  песен  различных жанров: колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, игровая и плясовая песня, учить эмоционально отзываться на них.

Знакомство  с русскими   народными  инструментами  - ложки, гармошка;

Знакомство детей с медведем Мишуткой.  Лепка  посуды, выставка  в уголке народного творчества

дети

воспитатели

музыкальный руководитель

совместная выставка  в уголке народного  творчества

«Забавные  медвежата»

новогодний   праздник

Март – май

Блок

Развернутое содержание  работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

  Знакомство с Масленицей «Масленица годовая  – наша гостьюшка дорогая»;

Разучивание закличек: «Весна, весна, красная!»,  потешек про солнышко;

Знакомство со сказками «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок»;

Народные игры: «Солнышко-ведрышко», «Веснянка», «Летал, летал воробей».

дети

воспитатели

родители  

Просмотр  развлечения – праздника  народного календаря «Широкая Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

  Этическая  познавательная  беседа «Моя любимая мама»;

 

Обзорные  экскурсии на участки других групп, вокруг детского сада  «Весна, весна на улице»

дети

воспитатели

 

 

выставка   детских   рисунков  и поделок  «Подарок  маме»

коллаж « Весенние  цветы»

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

    Знакомство с предметами обихода – глиняным   горшком;

 

Познавательные беседы о  растениях    (травы, цветы);

Знакомство с  птицами  своей местности.

 

дети

воспитатели

пополнение  новыми  материалами  альбома    для   уголка природы

«Познаем  мир»

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ   ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

  Дидактическая игра «Чудесный сундучок»;

     Слушание, исполнение народных  песен  различных жанров: колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, игровая и плясовая песня, учить эмоционально отзываться на них.

Слушание колыбельных Римского – Корсакова

Знакомство с русскими народными инструментами – ложки, дудочка;

Рассматривание  иллюстраций, картин  о сезонных явлениях  в природе

Выставка  в уголке народного  творчества  игрушек, рисунков   дымковской игрушки  

дети

воспитатели

музыкальный руководитель

Совместная выставка  в уголке народного  творчества

«Дымковские  игрушки»

Развлечение «Весенняя  сказка»

Мониторинг  детей младшего  дошкольного возраста

 

  БЛОК  «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ» 

  • Знать  несколько потешек, колыбельных  песенок, закличек;
  • Узнавать  знакомые сказки по отрывкам,   иллюстрациям, предметам;
  •  Играть в русские  народные игры;    
  •  Проявлять   эмоциональную  отзывчивость.

БЛОК  «МОЯ   МАЛАЯ  РОДИНА  - ДНО »   

  • Знать название своего города;
  • Знать членов своей  семьи, их имена;
  • Играть в сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад».

        

БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ПСКОВЩИНЫ»

  • Называть   3-4  дерева  или кустарника, 3-4 растения,  произрастающие на территории детского сада;
  • Знать  название   птиц  своего края;
  • Знать и называть  животных   Псковского края;
  • Называть   4-5 насекомых  и  место  их  обитания.

        

  БЛОК    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ    ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

  • Знать русские  народные инструменты: дудочка,  ложки, гармошка;
  • Знать   и различать  народные  игрушки  -  матрешка, дымковская игрушка,
  • Слушать и эмоционально отзываться на музыку Римского-Корсакова

КОМПЛЕКСНО  – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

СРЕДНЯЯ    ГРУППА

Сентябрь - ноябрь

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

Разучивание потешек «Наш козел», «А тари- тари – тари», русских народных загадок, потешек, попевок   о домашних животных;

Знакомство со сказками: «Бычок – смоляной бочок», «Золотое веретено», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко»;

Русские народные игры: «Летал  воробей», «Капуста»,  «Золотые  ворота», «У дядюшки Трифона»

дети

воспитатели

родители  

инсценировка

сказки по выбору воспитателей;

 

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

Обновление  и пополнение предметно-развивающей среды – уголка народного творчества;

Экскурсия по улице, на которой находится детский сад;

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»    (расширение  и обогащение сюжетов)

дети

воспитатели

родители  

участие в выставках группы и сада на осеннюю тематику

оформление

фотоальбома  для  ЦРР

«Мы  гуляем»

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

Познавательные беседы: «Животные Псковской области» (заяц-русак, белка, ондатра, лесная куница);

Беседа: «Край родной – частица России»

дети

воспитатели

оформление  групповых выставок  рисунков на  данные темы

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ   И   МУЗЫКАЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Познавательная  беседа: «Чудо – глина»;

Игра на русских народных инструментах – ложки, дудочка.

дети

воспитатели

музыкальный руководитель

продуктивная  деятельность – лепка  глиняных  игрушек

выступление  на  осеннем утреннике с  номером «Ложкари»

Декабрь -  февраль

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

Разучивание  русской  народной  песенки: «Как на тоненький  ледок», заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос»,    рождественских   колядок.

Знакомство и пересказ сказок: «Зимовье  зверей», «Заюшкина  избущка», «Лисичка –сестричка  и серый волк»

Народные игры: «Два  Мороза», «Новогодняя  хороводная», «Зимний хоровод», «Обыкновенные  жмурки», «Бабка – ежка»

дети,

воспитатели,

родители,  

музыкальный руководитель

новогодний утренник

участие в выставке ДОУ на зимнюю тематику

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

Работа в центрах развития речи: рассматривание открыток, фотографий об улицах и объектах города;

Закрепление правил поведения на улице и в общественных местах;

Беседа о водных объектах Дновского района (река Полонка и Шелонь)

дети,

воспитатели

создание коллажа:

«Я  и улица моя»

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

Беседа: «Наши пернатые друзья» (о птицах  Псковского  края»;

Псковские писатели – детям: стихи  Ирены Панченко («Радуга», «Отважный цветок»)

дети,

воспитатели

Совместная  продуктивная деятельность

«Кормушка  для птиц»

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ  И  МУЗЫКАЛЬНОЕ   ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Познавательная беседа – видеопрезентация:  «Псковская  керамика»;

Музыкальные путешествия: «Псковские гусельные  наигрыши»

 

дети,

воспитатели,

родители,  

музыкальный руководитель

оформление выставки в уголке народного творчества:

« Псковская керамика»

Март -  май

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

  Отгадывание загадок и заучивание закличек  о весне, знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, разучивание и самостоятельное придумывание  небылиц;

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок», «Курочка –ряба»;

Знакомство с русским народными праздникоми – Масленицей, разучивание  песенок про блины; Пасха.

Народные  игры: «Земелюшка – чернозем», «Веснянка», «Классы», «Пастух и стадо», «Пчелка  и ласточки», «Солнышко – ведрышко», «Верба- вербочка»

дети,

воспитатели,

родители,  

музыкальный руководитель

Просмотр  развлечения – праздника  народного календаря «Широкая Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

 Беседа  «Я люблю свой детский сад»,  продуктивная совместная деятельность с воспитателем: создание коллажа  на данную тему;

Работа с родителями: создание мини - музея в группе: «Животный и растительный мир Дновского района»

   

дети,

воспитатели,

родители  

групповая   фотовыставка

«Мой дом, моя улица»  

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

Беседа: «Растения - первоцветы Псковской области, занесенные в Красную книгу»;

 Чтение  сказок А.С. Пушкина, беседа о   его  творчестве    

дети,

воспитатели,

родители

выставка в ЦРР:

«Сказки А.С. Пушкина»

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ   И  МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Мастер - класс: «Шелонские традиции – плетение  из болотных трав» - видеоэкскурсия

Музыкальный час: «Русские песенные  традиции – фольклорная псковская певица Сергеева О.Ф. (Усвятский район)

дети,

воспитатели.

музыкальный руководитель  

выставка:

«Чудесное  превращение »

Мониторинг  детей  среднего дошкольного возраста

                БЛОК  «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»   

  • Знать  несколько потешек, прибауток, закличек,  рассказывать их;
  • Уметь отгадывать  загадки, проговаривать скороговорки;
  • Знать и пересказывать     русские  народные  сказки,   знать их героев и персонажей;
  •  Знать название 3-4 русских народных игр, играть в них;
  • Называть несколько   народных  праздников.

БЛОК  «МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА -  ДНО »    

  • Знать название своего города, адрес проживания;
  • Рассказывать о себе, своей семье;  
  • Знать название 4-5  улиц родного города, уметь находить их на фотографиях;
  • Называть  представителей растительного и животного мира Дновского района;
  • Самостоятельно выбирать сюжет и играть в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Библиотека»;

 

БЛОК  «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ПСКОВЩИНЫ»

  • Знать названия своего края;
  • Называть   5-6  животных  Псковской области, рассказывать о местах их обитания;
  • Называть 3-4 растения, занесенные в Красную книгу;
  • Называть  водные объекты Дновского района  и  рассказывать о них;
  • Называть имена псковских писателей и поэтов.        

  БЛОК    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ    ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

  • Знать русские  народные инструменты: дудочка,  ложки, гармошка;
  • Знать   и различать  народные  игрушки  -  матрешка, дымковская игрушка,
  • Слушать и эмоционально отзываться на музыку Римского-Корсакова

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

        СТАРШАЯ     ГРУППА

Сентябрь - ноябрь

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, гостеприимстве;

Беседа о народных  обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день);

Беседы об осени с использованием народных примет, песенок, пословиц;

Чтение и  рассказывание сказок: «Мужик и медведь», «У страха глаза велики»,  «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да масляный»;

Русские  народные  игры: «Капуста», «Урожайная», «Гуси  летят»,                     « Хороводная – огородная»

дети,

воспитатели,

родители,

музыкальный руководитель

 

осеннее    развлечение  «Капустник»

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

 Пополнение уголков народного творчества материалами и предметами народного быта;

Экскурсия «По улицам родного города»;

Обогащение сюжетов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Библиотека»;

Подбор материала для альбома «Природа нашего края»

дети,

воспитатели,

родители,

музыкальный руководитель

изготовление альбома «Природа нашего края»

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

Беседа: «Лекарственные растения Псковской области» (ромашка, мята, мать - и – мачеха);

Слайд – путешествие «Славный город на реке»

дети,

воспитатели,

старший воспитатель

добавление  иллюстрационного материала  в альбом

«Природа нашего края»

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ    ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Познавательная   беседа: «Псковская глиняная игрушка»;

Музыкальное  видео - путешествие: «Н.А. Римский-Корсаков (музейно-усадебный комплекс Любенск -Вечанша  Плюсский  район)»

дети,

воспитатели,

старший воспитатель, музыкальный руководитель

 

выставка глиняных  игрушек  в уголке народного творчества

Декабрь -  февраль

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

Разучивание закличек, загадок  о зиме, о   православных праздниках (Рождество,  Святки)  и  колядовании, разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»;

Знакомство со сказкой Ушинского «Проказы старухи зимы»,  чтение сказки «Морозко», «Два Мороза»;

Русские народные игры: «Обыкновенные жмурки», «Иголка, нитка, узелок», «Два Мороза», «Горелки», «Зимний хоровод»

дети

воспитатели

музыкальный руководитель  

Участие в развлечении «Гуляют ребятки в рождественские Святки»

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

Работа в центре развития речи: беседы о достопримечательностях города, рассматривание  иллюстраций, фотографий о родном городе;

Экскурсия в литературную гостиную Дновской   детской   библиотеки;

Беседа: «Мир природы  города Дно и района»

Дети,

воспитатели,

специалисты  Дновской  детской библиотеки

Литературная гостиная

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

Животные Псковской области, занесенные в Красную книгу;

Защитники земли Псковской: князь Александр  Невский, Довмонт  Тимофей, Всеволод Гавриил.

дети,

воспитатели,

старший воспитатель

участие в спортивных соревнованиях, посвященных    Дню защитника Отечества

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ    И  МУЗЫКАЛЬНОЕ   ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

«Гармошечный  наигрыш  скобаря» -  музыкальный  час;

«Дело мастера  боится» -  познавательная  беседа  о псковских мастерах

дети

воспитатели

пополнение уголка народного творчества новыми материалами

Март -  май

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

Разучивание закличек, песенок, пословиц о  весне;  пение частушек;  

Знакомство с русскими народными небылицами; рассказ воспитателя о праздновании  Масленицы, Вербного воскресенья, о вербе;  о традициях народных гуляний на Пасхальной неделе;

Чтение сказки Н. Павловой «Под кустом»,  р.н. с. «Каша из топора». Словесные игры.

Русские народные игры: «Горелки», «Пятнашки», «Салки», «Пастух и стадо», «Ручеек», «Пошла млада за водой», «Во поле береза стояла»

 

дети,

воспитатели,

старший воспитатель

участие в развлечении «Широкая Масленица»

весеннее развлечение

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

  Беседа: «Профессии моих родителей»;

Совместная выставка рисунков детей и родителей: «Моя  малая родина»;

Экскурсия  в церковь Михаила Архангела (в рамках  работы кружка по духовно-нравственному воспитанию  «Доброе сердечко»)

Дети. воспитатели, родители

создание альбома «Профессии»;

совместная выставка рисунков детей и родителей:

 «Моя  малая родина»

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

   Ирена  Панченко – писатель и художник. Чтение стихотворения «Прогулка по Пскову»;

Экологическая акция «Первоцвет» (сохранение в природе весенних цветов)  

дети,

воспитатели

посадка и наблюдение за ростом растений

 в «Огороде на окне»

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ  И МУЗЫКАЛЬНОЕ   ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Музыкальные путешествия: М.П. Мусорский «Картинки с выставки»;

«Масленица широкая» -   развлечение (беседы, продуктивная деятельность, разучивание песенок-закличек)

дети,

воспитатели,

музыкальный руководитель

участие в развлечении «Масленица  широкая»

        

Мониторинг  детей  старшего дошкольного возраста

БЛОК  «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»    

  • Знать   пословицы, поговорки, заклички по временам года, самостоятельно придумывать небылицы и загадки;
  • Самостоятельно  организовывать  и  играть в русские народные  игры, знать их названия;
  •  Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра;
  • Называть народные   праздники,    время  их  проведения, обычаи и традиции  народных гуляний;

   БЛОК «МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА -  ДНО »   

  • Знать название своего города,  его историю;
  • Уметь  рассказывать о гербе города Дно;
  • Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье, рассказывать их;  
  • Участвовать в  совместной деятельности с воспитателями и родителями в разработке  проекта  «Моя малая Родина»;
  • Называть достопримечательности города Дно, знать, где они находятся;
  • Самостоятельно  выбирать  и обогащать  сюжет  в  ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «Школа», «Пожарная часть».

БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ПСКОВЩИНЫ»

  • Иметь представление об истории области и  района, рассказывать о гербе г. Пскова;
  • Рассказывать  о  животном  мире   Псковской области, его особенностях, знать животных, занесенных  в Красную книгу;
  • Называть  имена  защитников  земли  Псковской;
  • Знать имена и произведения  псковских писателей и поэтов;
  • Иметь  представление   о некоторых    интересных  местах   Псковщины  (заповедник   Полистовский,  Михайловское, музейно-усадебный комплекс Любенск -Вечанша  Плюсский  район );
  • Знать и называть  ремесла   Псковщины: валяние  валенок, каменное  зодчество, кузнечное   и гончарное дело.
  • Участвовать в экологических акциях, проводимых в ДОУ.

  БЛОК    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ    ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

  • Знать  и рассказывать  о псковской  глиняной  игрушке;
  • Знать псковские ремесла: кузнечное дело - художественная ковка, валяние валенок, вышивка, конструирование народного костюма, изготовление сувениров;
  • Уметь подыгрывать  мелодии  на русских народных инструментах: трещотка, погремушка, ложках;
  • Знать и называть  композиторов Псковщины:  Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусорский, Н.П.  Яхонтов;

 КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ     ГРУППА

Сентябрь - ноябрь

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

Беседы об осенних месяцах, народных праздниках осени: Семенов день, Покров, Синичкин день, Кузьминки. Повторение закличек, поговорок, пословиц об осени, труде, природе;

Знакомство с русской народной вышивкой, традицией совместного труда  рукодельниц на посиделках;

Русские народные игры: « Ворота», Карусель», «В углы», «Муха», «У рябинушки», «Круговая лапта», «На горе – то калинушка», «Иголка, нитка, узелок».

дети,

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

развлечение

 «Осенние посиделки»

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

Разработка  проекта «Моя малая Родина»;

 

Работа в уголке народного творчества (расширение  и обогащение материалов), выставка  работ местных мастеров   «Золотые руки наших земляков»;

Изготовление атрибутов (на ОД по конструированию в свободной деятельности), обогащение сюжетов в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «Школа», «Пожарная часть»;

Экскурсия «Достопримечательности  нашего  города»

дети

воспитатели родители

выставка   работ местных мастеров   «Золотые руки наших земляков»;

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

Беседа: «Герб  города  Пскова»;

Видеоэкскурсия: «Заповедник Полистовский  (Бежаницкий  район)»

дети,

воспитатели,

старший воспитатель

 Создание  альбома: «Познай  свой край родной»

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ  И МУЗЫКАЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

Псковские ремесла: кузнечное дело -художественная ковка ( видеопрезентация);

Разучивание и подыгрывание  мелодий на русских народных инструментах: трещотка, погремушка, ложки.

дети,

воспитатели,

старший воспитатель

Развлечение:

 «Осенние  посиделки»

Декабрь -  февраль

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

Беседы о характерных особенностях зимы, о рождественских праздниках, святочных гаданиях;

 Повторение пословиц  о труде и мастерстве;

Чтение и рассказывание сказок: «Снегурочка», «Семь Симеонов», «Мороз Иванович»; рассказов, былин о русских богатырях;

Народные игры: «Горшки», «Гори-гори ясно!», «Звонарь», «Колечко», «Третий – лишний».

дети

воспитатели

музыкальный руководитель

развлечение

«Рождественские   колядки»

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

 

 Работа по   проекту  «Моя малая Родина»;

Работа в центре развития речи: чтение познавательной литературы, рассматривание фотоиллюстраций о Дновском  районе и его достопримечательностях;

Беседа о гербе г.Дно;

Работа с родителями: составление  генеалогического дерева семьи;

Видеоэкскурсия  «Святые места Дновского района».

дети, воспитатели, родители,

ст. воспитатель

Выставка:

 «Моя семья»

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

Растения и животные Псковской области, занесенные  в Красную книгу;

  Слайд - путешествие «Княгиня Ольга - основательница  Пскова»

дети. воспитатели,  

ст. воспитатель

Пополнение  альбома «Познай свой край родной» новыми материалами (детские рисунки, фотографии)

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ  И   МУЗЫКАЛЬНОЕ   ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Музыкальные путешествия: знаменитые земляки -  Николай Петрович  Яхонтов;

Познавательный час: «Центрально – псковские традиции – валяние валенок»

дети, воспитатели,  

ст. воспитатель

Развлечение «Рождественские  колядки»

Март -  май

Блок

Развернутое   содержание   работы

Категория   участников

Итоговое мероприятие

ФОЛЬКЛОР,

НАРОДНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

Этические беседы о маме  с включением народных пословиц и поговорок; рассказ воспитателя о праздновании вербного воскресенья, Пасхи; беседы о народном костюме и русской избе;

Беседы о русских обычаях встречи весны, пение песен и закличек о весне;

Народный юмор: (докучные сказки, скороговорки, дразнилки);

Рассказ о матрешке, разучивание частушек и стихов о матрешках;

Беседа о русской народной песне, Знакомство с пословицами и поговорками о песне;

Народные игры: «Лапта»,  «Жмурки», «Горелки», «Бабка- ежка», словесные народные игры: «Садовник», «Бирюльки», «Путаница»

 дети

воспитатели

музыкальный руководитель

Утренник, посвященный международному  женскому дню 8 марта

Участие  в праздновании масленичной   неделе

МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА - ДНО

  Работа  по проекту  «Моя малая Родина»;

Экскурсия в пожарную часть, участие в неделе ОБЖей-ка»;

Беседа: «Они сражались за родину» (О земляках, героях ВОВ);

Экскурсия в парк  к памятникам воинам –освободителям г.Дно

дети,  воспитатели, родители,

ст. воспитатель

   Открытый показ НОД

Фотовыставка:

«Художники и поэты Дновщины»;

Групповая выставка   детских  рисунков: «Мой город Дно»;

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПСКОВЩИНЫ 

Экологическая акция: «Аллея выпускников» (посадка кустарников на участках  детского сада»;

Архитектурная мозаика: «Каменное  зодчество  древнего  Пскова» (видео презентация)

дети,  воспитатели, родители,

ст. воспитатель

 посадка   выпускниками  и родителями  кустарников  на участках  детского сада

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ  И  МУЗЫКАЛЬНОЕ   ИСКУССТВО

ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Познавательная беседа:                      «Псковские  масленичные  традиции в народной речи»;

Музыкальный час: видеопросмотр «Усадьба семьи Мусорских, пос.Карево, Псковской области»;

Беседа – показ: «Псковские женские ремесла (вышивка, конструирование народного костюма, сувениры)

дети

воспитатели

музыкальный руководитель

 Участие в развлечении «Масленица широкая» -     (беседы, продуктивная деятельность, разучивание песенок-закличек);

Пополнение  альбома «Познай свой край родной» новыми материалами (детские рисунки, фотографии)

   

 Мониторинг  детей  старшего дошкольного возраста

БЛОК  «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»    

  • Знать   пословицы, поговорки, заклички по временам года, самостоятельно придумывать небылицы и загадки;
  • Самостоятельно  организовывать  и  играть в русские народные  игры, знать их названия;
  •  Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра;
  • Называть народные   праздники,    время  их  проведения, обычаи и традиции  народных гуляний;

   БЛОК «МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА -  ДНО »   

  • Знать название своего города,  его историю;
  • Уметь  рассказывать о гербе города Дно;
  • Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье, рассказывать их;  
  • Участвовать в  совместной деятельности с воспитателями и родителями в разработке  проекта  «Моя малая Родина»;
  • Называть достопримечательности города Дно, знать, где они находятся;
  • Самостоятельно  выбирать  и обогащать  сюжет  в  ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «Школа», «Пожарная часть».

БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ПСКОВЩИНЫ»

  • Иметь представление об истории области и  района, рассказывать о гербе г. Пскова;
  • Рассказывать  о  животном  мире   Псковской области, его особенностях, знать животных, занесенных  в Красную книгу;
  • Называть  имена  защитников  земли  Псковской;
  • Знать имена и произведения  псковских писателей и поэтов;
  • Иметь  представление   о некоторых    интересных  местах   Псковщины  (заповедник   Полистовский,  Михайловское, музейно-усадебный комплекс Любенск -Вечанша  Плюсский  район );
  • Знать и называть  ремесла   Псковщины: валяние  валенок, каменное  зодчество, кузнечное   и гончарное дело.
  • Участвовать в экологических акциях, проводимых в ДОУ.

  БЛОК    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ    ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

  • Знать  и рассказывать  о псковской  глиняной  игрушке;
  • Знать псковские ремесла: кузнечное дело - художественная ковка, валяние валенок, вышивка, конструирование народного костюма, изготовление сувениров;
  • Уметь подыгрывать  мелодии  на русских народных инструментах: трещотка, погремушка, ложках;
  • Знать и называть  композиторов Псковщины:  Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусорский, Н.П.  Яхонтов;

                   ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание 2-е исправленное, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва 2014;
  2. « Приобщение  старших дошкольников к традициям  родного края», Л.О. Тимофеева, Н.Н. Волхова и др.,  Волгоград  «Учитель» 2014 г.;
  3. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,  методическое обеспечение  А.Я. Ветохина, З.Д. Дмитренко, СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011;
  4. «Экспресс – конструктор образовательной программы» методическое пособие Н.В. Микляева, «ТЦ СФЕРА», 2014;
  5. Интернет- ресурсы: блог «Познай свой край родной»,  виртуальные  путешествие для детей по Псковскому краю, основные на материале  проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я люблю свою Родину"

Основная цель- как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера....

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию «Как я люблю свою Родину?»

Расширять представления детей о стране, о своей малой Родине;Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;Способствовать развитию у детей интереса и желания в изучении родног...

Мастер-класс для педагогического сообщества «Я люблю свою Родину»

Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота...

НОД по развитию речи в средней группе. «Люблю свою Родину, родной Кузбасс»

Цели: Закрепление у детей знания о своей стране, воспитание любви и гордости за свою Родину.Задачи:Обобщать и систематизировать знания детей о России.Познакомить детей с государственными символиками с...

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию «Как я люблю свою Родину?»

Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о стране, о своей малой Родине.Задачи:Расширять представления детей о стране, о своей малой Родине;Продолжать знакомить детей с достопримечател...

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию «Как я люблю свою Родину?»

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию«Как я люблю свою Родину?»Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о стране, о своей малой Родине.Задачи:Расширять представления дет...

Сценарий КВН "Я люблю свою Родину" для старшей группы

КВН по нравственно-патриотическому воспитанию«Я люблю свою Родину»Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о стране, о своей малой Родине.Задачи:Расширять представления детей о ...