Конспект открытого занятия по познавательному развитию во 2-й младшей группе по теме: "Нерпа - ластоногий символ Байкала"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Целью данного занятия является: способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, стороении её тела, способах передвижения, питания, заботе о потомстве. Образовательные задачи: учить детей устанавливать связи между внешним видом животного и средой обитания. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, желание знать о нерпе больше. Воспитательные задачи: воспитывать интерес и желание знать о нерпе больше.

В занятии присутствует сюрпризный момент, в ходе которого дети на вертолёте отправляются на оз.Байкал, "открывают" новое знание о том, что нерпа является ластоногим символом озера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города  Иркутска детский сад № 175

Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе по теме: «Нерпа – ластоногий символ Байкала»»

                                                        Разработал: воспитатель группы № 3          

                                                                              Мотчанова И.П.      

                                                       

Г. Иркутск, 2016 г.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе по теме: «Нерпа – ластоногий символ Байкала»

Цель: 

Способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, строении её тела, способах передвижения, питания, заботе о потомстве.

Образовательные задачи: 

Учить устанавливать связи между внешним видом животного и средой обитания.

 Развивающие задачи: 

Развивать познавательный интерес, желание знать о нерпе больше. Развивать память, слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление, воображение. Развивать координацию речи и движения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира. Продолжать учить радоваться окружающему миру, воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование: конверт с письмом, иллюстрации оз. Байкал, игрушка нерпа, для сюрпризного момента, раскраски, мольберт, для д/и: картинки нерпы, нерпёнка, диких животных: лисы, медведя, зайца, белки, запись «Звук прибоя», «Плач нерпёнка», набор картинок для д/и «Что кушает нерпа»: рыба, молоко, конфета, овощи, фрукты.

Ход занятия:

Организационный момент «Подари улыбку» (установление эмоционального контакта).

(Воспитатель читает стихотворение, дети на ковре стоят в кругу)

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

- Сегодня к нам пришли гости, давайте им тоже улыбнемся и поздороваемся.

Введение в ситуацию.

- Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Давайте его вместе прочитаем (Читаем: «Дорогие ребята, я жду вас к себе в гости на озеро Байкал, мне нужна ваша помощь. Ваш друг.») Вы согласны помочь другу? Тогда срочно отправляемся на это удивительное озеро, но чтобы быстрее туда добраться, мы полетим на вертолёте, согласны? Приготовились. (Включить звук Байкала»)

Физминутка: «Вертолёт»

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился вертолёт. («Полетели» как вертолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз», делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место приземлись! (Сели на места.)

- Вот мы прибыли на место, посмотрите, какое красивое озеро Байкал (показ слайдов). Но где же наш друг, что-то его не видно? Ребята, вы слышите, кто-то где-то плачет (Включить «Плач нерпёнка»), кто бы это мог быть, как вы думаете? (ответы детей) А давайте его поищем (в стороне изображено оз. Байкал,  «в воде, под льдиной» спрятался нерпёнок, достаю игрушку нерпёнка). Вот ты где спрятался. Но почему ты такой грустный, малыш? Я сейчас спрошу у него, что случилось?

- Он грустит, потому что недавно родился и не знает, кто он такой? Вы хотите ему помочь, ответив, что это за зверь? Я знаю, что мы сможем помочь нашему другу.

 

Актуализация знаний и умений

-  Для того чтобы узнать, чей малыш к нам пришёл и кто его мама, давайте поиграем в игру «Найди детёныша» (Проводится дид. игра «Найди детёныша» - на мольберте выставлены фигурки диких животных: лисы, волка, медведя, белки, нерпы и их детёныши, дети подставляют друг к другу фигурки животных)

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Затруднение в ситуации

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, где живут животные: лиса, медведь, заяц, белка? (ответы детей) А наш маленький гость? Что это за животное? Чем питается нерпа? Чем любит заниматься? А вы знаете, как называют детёныша нерпы, и чем мама кормит своего малыша? Да, ребята, о нерпе знаем немного. А хотите узнать больше об этом удивительном животном? Прослушайте стихотворение.

«Открытие» нового знания

Чтение стихотворения

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо – чаша.

Это озеро Байкал

В окруженье диких скал.                 Релаксация (слушание звуков прибоя)    

В байкальских сугробах заснеженных,

В берлоге – норе ледяной

Родился нерпёночек нежный

У нерпы студёной порой.

- Я предлагаю вам рассмотреть нерпу (показ слайда – нерпа, нерпёнок) и послушать о ней рассказ.

Рассказ воспитателя о нерпе.                                                    

- Нерпы живут на Байкале. В воде она двигается очень быстро и уверенно, в этом ей помогают ласты, и поэтому её называют ластоногой. Когда Байкал замерзает полностью, покрываясь льдом, то по твёрдому льду нерпе приходится  передвигаться труднее, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Взрослая нерпа питается рыбой голомянкой и байкальским бычком. Детёнышей нерпа рождает в снежном логове весной. Обычно у нерпы рождается один детёныш, а иногда два детёныша. Шкурка малышей белого цвета, отсюда и название - белёк. Какое- то время детёныш проводит только внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится, он успевает полностью полинять, тогда цвет его меха становится серебристо-серым, а затем буро-коричневым. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. В присутствии матери внутри логова тепло. Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом, а дышит только через запасные отверстия во льду. Эти отверстия нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей.

Включение нового знания  в систему знаний

Д/и «Что кушает нерпа» (предлагаются картинки продуктов питания: овощи, фрукты, конфета, колбаса, сок, молоко, рыба, дети выбирают нужное)

Осмысление

- Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? Что нового мы узнали о нерпе? Кому мы можем об этом рассказать? Нерпёнку очень понравился о нём рассказ, и он больше не будет плакать. А на прощание он хочет подарить вам подарок:  раскраски и приглашает посетить Иркутский нерпинарий, давайте ему скажем «Спасибо и до свидания»(благодарим). А теперь нам пора возвращаться в детский сад на нашем вертолёте (повторяется физминутка «Вертолёт»)

Физминутка: «Вертолёт»

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился вертолёт. («Полетели» как вертолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз», делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место приземлись! (Сели на места.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гости к мишке» конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе

Используемые методы и приемы: словесный, игровой и практический метод.Используемые технологии: игровая и здоровьесберегающая технологии.На занятии ставятся задачи: актуализировать знания детей о понят...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

Цели:—                закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их осо­бенно...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа».

Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам.Цели: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление ...

Открытое занятие по познавательному развитию (ФЦКМ) в первой младшей группе «Заяц и медведь»

Конспект открытого занятия в младшей группе по познавательному развитию....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе общеразвивающей направленности

Закрепить начальные логические приемы, связанные с формированием элементарных математических понятий с помощью блоков Дьенеша....

Конспект открытое занятия по познавательному развитию для детей 2 младшей группы «Овощи и фрукты»

     Актуальность темы: Дети младшего возраста часто путают названия овощей и фруктов, не знают, где они растут, не понимают пользы овощей и фруктов для укрепления...