Конспект НОД по поликультурному развитию « Быт и культура русского народа» Подготовительная группа дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сидорова Наталия Александровна

Цель данного конспекта  обогатить знания детей о русской народной культуре. Закрепить знание детей о тнародном творчестве. Воспитывать чувство любви к русской культуре, истории свокго еарода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

проведения НОД

по поликультурному развитию

в подготовительной группе Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 111 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Воспитатель Сидорова Н.А.


Конспект

НОД по поликультурному развитию « Быт и культура русского народа»

Подготовительная группа дошкольного возраста.

Цель: формирование представления о жизни и быте русского народа, о его культуре.

Задачи:

 1.Обогатить представление детей о русской избе, печи, самоваре, лаптях.

2. Дать понятие « Красный угол».

3.Формировать представление о досуге детей в зимнее время.

4. Закрепить знания детей о народном творчестве.

5.Развивиать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

6. Воспитывать чувство любви к русской культуре, истории своего народа.

Словарная работа:  красный угол , самовар, лапти, изба.

Предварительная работа: разучивание пословиц о Родине, прибауток,  чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций , слушание русских народных песен; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Оборудование:  мультимедийная устанановка, ( презентация о русской деревне , картинки к сказкам); оформление зала в стиле русской избы: печка, лавки, стол, сундук, самовар;  русский народный сарафан и рубаха,  баранки, блюдце с яблочком.

Ход занятия: 

Организационный этап:

У входа встречает воспитатель в русском народном костюме. Звучит русская народная музыка.

Мотивационно-ориентировочный этап :

В. Здравствуйте, ребята! Посмотрите , какая  я красивая ! А почему, как вы думаете? (ответы детей)

В. Что на мне надето?  (сарафан).

В. Верно. Но это на простой сарафан. А какой? ( русский  народный).

В. Правильно, я нарядилась в русскую народную одежду. Так раньше одевались люди на Руси. И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, а куда- догадайтесь сами.

 Поисковый этап

(воспитатель  с детьми проходят в избу).

В. Догадались что это такое? ( это изба).

В . Правильно это русская изба. Как вы думаете,  из чего раньше строили избы?  (ответы детей)

В. Да из бревен. В них было  тепло и уютно. Проходите , садитесь на лавочки. ( дети проходят в избу и садятся).

Практический этап:

В. Дети, что вы видите в избе? Я вам загадаю загадки, а вы подумаете, что это может быть и найдете этот предмет в избе. Отгадайте!

В. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает , что дают- глотает. (Печь)

В. Печь . Большую  часть в избе занимала печка. Без печи и хата не хата. Как вы думаете, зачем в избе нужна печь? ( чтобы в избе было тепло).

В. А еще люди на печи спали и готовили еду, пекли хлеб в печи.

В. Молодцы! Также печка является « героиней» многих русских народных сказок.

А сейчас я вам предлагаю вспомнить название сказок, в которых печка  спасала, помогала людям и животным (ответы детей). « Волк и семеро козлят», «Гуси –Лебеди» ,»по щучьему веленью».

В. Отлично ! Что еще имеется в избе?  Ножек четыре .а шляпа одна. Нужен, коль станет обедать семья.  (стол)

В. В русской избе все было сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая: лавки где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

 В. Выпускает  жаркий пар древний чайник …. ( самовар).

В.  Да, верно!  самоваром пользовались люди для чего? ( ответы детей)

В. Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати, у печи оставят … (лапти).

В. Верно, а для чего людям нужны были лапти? (чтобы носить, туфель раньше не было).

В. Молодцы дети . А сейчас я хочу обратить ваше внимание на этот угол. Посмотрите! Такие « углы» были в каждой избе и называли их   красным углом.  Красный угол – самое почетное место в избе. Самоназвание  угла «красный» означает « красивый, светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. В красном углу люди молились каждый день перед иконами, с молитв начиналось любое важное дело.

В. А хотите дети  увидеть,  настоящую деревню? ( ответы детей).

В. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку. всю Россию увидим. Только чтобы блюдечко показало нам что-нибудь, нужно вспомнить пословицы о Родине.( дети рассказывают пословицы).

В.Отлично! А теперь: « катись, катись, яблочко по блюдечку. покажи нам Русь –матушку! (просмотр слайдов –фрагменты деревенского быта ).

В. Вот такие раньше были дома, в которых жили люди. Красиво?. Вам понравилось ?. (ответы детей).

В. А сейчас я предлагаю поиграть в русскую народную игру.

В. За руки дружно беритесь и в кружок со мной вместе становитесь. Игра называется   «Жмурки Машеньки и Ивашеньки».  До чего  ж веселая игра,  , потому что мальчик говорит тоненьким голоском, а девочка грубым баском.   Круг пошире, развернись,  а Машеньке и Ивашеньки  нужно в разные стороны по кругу разойтись.  Чтобы снова в круг вам встать , тебе, Ивашка,  нужно   Машеньку поймать. Вытянув руки вперед , Ивашка, тонким голоском будет звать Машеньку: « Маша,  ты где?» а Маша грубым голосом отвечать : « Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. Тогда завяжем водящим глаза, и начинается игра.

В. Молодцы!

Рефлексивно-оценочный этап.

В. Дети вам понравилось у меня в гостях? (ответы детей)

В. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами  да пряниками. А я вам приготовила подарок –баранки. Вот в корзинку сложила. Придете в группу , покушаете и друзей угостите!  

В. До свидание ребята!.

Список литературы:

1.Князева О.Л, Махаева М.Д,  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург, 2002г.

2. Баранов Д.А. , Шангина И.И. Русская изба, иллюстрированная энциклопедия. Искусство-СПБ,1999г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в группе раннего возраста на тему: « Масленица»

Зиму дружно провожаем,Март мы в гости зазываем,И горячими блинамиМы растопим зиму с вами!© http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenitsa/detskie/...

Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие: ФЭМП «Геометрические фигуры», для детей подготовительной группы дошкольного возраста.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей по развитию математических представлений посредством развивающих игр и игровых заданий.Задачи:Познавательное развитие:- закреплять знания о геометричес...

Развитие познавательных интересов к истории и культуре алтайского народа у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных интересов  к истории и культуре  алтайского народа у детей дошкольного возраста...

Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...

Конспект НОД по познавательному развитию «Быт и утварь русского народа» в подготовительной группе.

Цель: познакомить детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи.Задачи:Воспитать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.Воспитать интерес и уважение к наро...

Проект «Традиции и культура русского народа» старшая группа

Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формиров...