Серия авторских конспектов по теме "Байкал - Жемчужина Сибири", для детей 6-7 лет
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Прокопьева Татьяна Николаевна

На данных занятиях дети знакомятся с природой родного края, с уникальным озером Байкал с его флорой и фауной. Учатся любить и ценить  природу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_gostyah_u_baykalskoy_nerpy.doc237.06 КБ
Файл svyashchennyy_baykal.docx25.01 КБ
Файл chudo_baykala.docx22.27 КБ
Microsoft Office document icon doch_baykala-angara.doc262.23 КБ

Предварительный просмотр:

             Конспект занятия

«В гостях у байкальской  нерпы»

1.  Продолжать знакомить детей с обитателями Байкала (нерпой).

2. Совершенствовать навыки раскрашивания.

3. Развивать внимание, память, воображение.

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Способствовать совместному переживанию успеха, радости от умен ия работать в коллективе и достигать желаемого результата.

Оборудование: карта Байкала, видеоролики: катер плывёт по Байкала, волны на Байкале, Нерпы, предметные картинки с животными (морж, нерпа, морской слон, морской котик), заготовки для раскрашивания , камни, кисточки, гуашь, салфетки, стаканчики с водой, макет острова.

  1. Приветствие.

 

Ход занятия .

Воспитатель с детьми образуют круг, воспитатель проходит по кругу, поглаживая ладошки детей, пропевая слова:

Дай ладошечку, моя крошечка, Я поглажу тебя по ладошечке.

Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы продолжим наше путешествие по озеру

Байкал. Вы готовы отправиться в путь? Чтобы отправиться в путешествие, что нам необходимо взять с собой? (дети называют вещи необходимые в походе).

II. Работа с картой.

Чтобы нам не сбиться с пути во время нашего путешествия нам нужно взять с собой карту (дети рассаживаются на ковре вокруг карты Байкала).

Какие места на Байкале мы с вами уже знаем? (дети показывают места на карте).

Сегодня мы познакомимся ещё с одним замечательным местом на Байкале, которое называется «Ушканьи острова», там живут" ", чтобы узнать, кто там живёт вам нужно отгадать загадку.

Загадка.

Любит зверь поплавать дюже,

Хоть и сам он неуклюжий,

И еще добавлю тут:

В ласты тот пловец обут.

Видит рыбку, тут как тут! (нерпа).

Молодцы, вы правильно отгадали, на этом острове живут нерпы.

Давайте отметим на карте Байкала это место.

(дети с педагогом отмечают на карте место скопления нерпы «Ушканъи острова»)

-Воспитатель:  -  А теперь пора в путь! На каком виде транспорта мы можем отправиться к этому месту? (водный транспорт).

Мы поплывём на катере.  Занимайте свои места, мы отплываем.

Видеоролик «Катер плывёт по Байкалу».

Ш. Вопросы по содержанию.

-Ребята, пока мы плывём, я хочу вам задать несколько вопросов.

-А вы знаете, как выглядит нерпа?

(детям предлагаются картинки: морж, нерпа, морской лев, морской  котик).

Что общего у этих животных?

как мы можем назвать их одним словом? (ластоногие).

Чем они питаются? (рыбой).

Найдите среди этих: животных нерпу.

Сколько глаз у нерпы?

Сколько у нерпы передних ласт?

Чем питается нерпа?

IV. Физминутка «Волны на Байкале» с лентами

Видеоролик «Волны на Байкале».

Ребята, пока мы плыли, посмотрите, какие на Байкале поднялись волны, я вам предлагаю выйти на берег и переждать, когда волны успокоятся.

Волны качали нас на Байкале

 Ветер терзал паруса

Волны большие, волны крутые

Но вот отступила волна.

Тихо Байкал расплескался к рассвету,

 Галькой о берег шурша.

Не было будто бы шторма и ветра.

Добрый  хозяин -душа!

(дети выполняют упражнение)

- Вот и стихли волны, отправляемся дальше.

- Посмотрите, а мы уже приплыли, кого вы видите впереди? Нерпы .

Видеоролик «Ушканьи острова».

-Посмотрите, на этих замечательных животных.

-Ребята, а вы знаете, что нерпы поддаются дрессировке? Они умеют танцевать, считать, петь. Их замечательное представление можно увидеть в иркутском

«Нерпинарии». Детёныш у нерпы называется белёк, потому что у него очень

белый мех и выглядывают два больших чёрных глаза. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув ласты в стороны. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

V. Практическая часть.

-Ребята, давайте в память о нашем путешествии сделаем свой остров нерп. Я вам предлагаю присесть рядом с нерпами на островке.

Мы с вами делали заготовки, у вас у каждого есть своя нерпочка на камушке, но чего то не хватает? Посмотрите, что нам нужно ещё сделать, чтобы наши нерпы

стали похожи на настоящих? Посмотрите на экран. (Воспитатель уточняет у детей какого цвета нерпа, детёныши) .

- Перед работой давайте разогреем пальчики.

VI. Пальчиковая гимнастика.

Нерпы весело резвятся

в чистой светленькой воде.

То сожмутся, разожмутся

То заплюхают  в воде.

- Давайте возьмём кисточки и раскрасим наших нерпочек .

VII. Самостоятельная  работа детей.

-Посмотрите, какие красивые нерпы у нас получились!

-Давайте их поселим на наш островок.

-Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться, занимайте свои места. -Остров нерп, который мы сделали заберём с собой и покажем родителям.

- Пора отправляться обратно в детский сад.

Видео «Плывём на катере».

VПI. Итог.

- Вам понравилось наше путешествие?

Что понравилось и запомнилось больше всего.

Вы были молодцы! Спасибо вам ребята!






Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 6-7 лет

«Священный Байкал»

Воспитатель: Прокопьева Т.Н.

Программное содержание: познакомить детей  с  озером  Байкал,  с

необычными и загадочными явлениями жизни озера;  учить  понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера.

Оборудование: географическая карта озера Байкал, магнитофон, аудиозапись шум волн, камешки с берегов Байкала.

  1. Приветствие

Ксюша, дай мне руку; я передаю своё тепло тебе, а ты теперь передавай дальше. (Каждый берёт другого за руку).

  1. Основная часть.

- Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.

Для начала обратимся к географической карте. Вот он какой, Байкал!

На карте он имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса.

Озеро расположено в России, на территории Иркутской области в Бурятской республике. Байкал - самое глубокое озеро в  мире, это колодец  планеты с чистой питьевой водой. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники

питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы прожить почти полвека. В тайге у Байкала  живёт сказочный человечек Сибирячек, он весёлый и любознательный.

Появление Сибирячка.

- Сибирячек, а почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?

Сибирячек:- Все народы, населявшие берега Бай кала - буряты,монголы, эвенки, русские - все по-своему называли озеро, и, вероятно, они переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы  курыкане. Байкал - тюркоязычное слово от бай-кюль, что означает «богатое озеро».

БАЙКАЛ

Байкал  зовут  Байкюлем.Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало Таинственных имён.

Но мы на карте мира  всегда  его узнаём,

 На силуэт посмотрим и скажем: это он!»

В преданьях и легендах Байкал – старый и суровый.

А он на самом деле задорный,  молодой.

Он  неспроста шумливый,

Порывистый, весёлый - Ведь он живой наполнен.

А не простой водой!

(Цыден-жап  Жимбиев)

Воспитатель: - И так, команда «Сбор!» все заняли места на борту? (Ставлю игрушку-кораблик на карту)

- Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт, раскачиваясь на волнах. (Звучит аудиозапись шума волн ).

Сибирячек:

- Посмотрите, ребята, со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой они то подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10-20 км. Все высказывания сопровождаются  показом по карте.

( Цель - научить детей работать с картой).

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С севера - восточной  оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет Улан-Бургасы, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горы Хамар-дабан. (просмотр слайдов с диска «На память о Байкале»)

3. Заключительная часть.

-Ребята. Вдали виднеется земля. Сойдём на берег и отдохнём. (Дети встают).

-Посмотрите вокруг, здесь много красивых камешков, давайте соберём их.

 (Дети изображают, как ищут и рассматривают  камешки).

-Молодцы! А теперь представьте, что вы сидите на тёплом песке и играете с ними. (Дети подходят к песочнице и играют с песком).

-А сейчас расслабьтесь  и закройте глазки. (Звучит аудиозапись шума волн).

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох-выдох, вдох-выдох,  вдох-выдох.

 Я слышу моря шум,

прибой волны и шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит:

«Расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй  чистый воздух моря ...»

Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину.

 Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох .

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. (Дети встают).

- Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

-Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться.

Сибирячек: -Наше путешествие подошло к концу.

-Вам понравилось, ребята?

-Тогда через неделю мы вновь отправимся в плавание. До скорой встречи!




Предварительный просмотр:

Конспект занятия для подготовительной группы

«Чудо Байкала».

Воспитатель: Прокопьева Т.Н.

Программное содержание: познакомить детей с обитателями Байкала (нерпой и рыбами), воспитывать гуманное отношение к животным, развивать мелкую моторику, память, внимание; научить делать фигурку «нерпа» в технике оригами; способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.

Оборудование: географическая карта озера Байкал, игрушка-кораблик; магнитофон, аудиозапись шума волн, разрезная картинка и фотографии нерпы и рыб; большая картина с изображением берега Байкала, чёрная бумага, ножницы, клей.

  1. Приветствие

Воспитатель организует приветствие. Дети образуют круг. Воспитатель под музыкальное сопровождение проходит по кругу, поглаживая ладошки детей, пропевая слова: Дай ладошечку, моя крошечка, я  поглажу тебя по ладошечке.

2. Основная часть.

- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем наше удивительное  путешествие по Байкалу .

-Все готовы?

(дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты Байкала, звучит аудиозапись шума волн, на карте - игрушка - кораблик.)

-Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт по Байкалу, раскачиваясь на волнах.

Рассказ Сибирячка

- Ребята, я хочу загадать вам - загадку: И не рыба, и нее кит.

Кто  она - поди, узнай-ка; Рыбу ловит и молчит.

-Это нерпа.

-Чтобы узнать, правильно ли вы отгадали, вам необходимо сложить картинку из частей.

(в конверте лежит разрезная нерпа, дети выполняют задание)

-Молодцы!

-Так кто же это?

-Это -нерпа.

- Она приплывала ко мне сегодня, оставила свои фотографии попросила вам их показать. (Показываю открытки и фотографии нерпы)


Нерпа обитает в водах озера Байкал. Относится нерпа к отряду ластоногих, потому что передние конечности у неё трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин  совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг. У детёныша такой белый мех, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза.

Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой она может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Зимой она на поверхность льда не выходит , дышит в отверстие, которое проделывает ещё о молодом льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Вопросы по содержанию:

-Сколько глаз у нерпы?

-Сколько у нерпы передних ласт?

-У нерпы есть уши?

-Какой у нерпы хвост?

-Как называют детёныша нерпы?

- Где зимует нерпа?

-Чем питается нерпа?

-Куда занесена нерпа? Почему?

-Ребята, а вы знаете, что нерлы поддаются дрессировке? Они умеют танцевать брейк, поют, смешно и с шумом дуют в усы! Они слушаются дрессировщика.  За что и получают угощение -длиннокрылого  бычка. (Просмотр диска «Нерпинарий).

Практическая  работа.

Ребята, сейчас мы вместе создадим картину «Нерпы на Байкале». Складывание из бумаги фигурки «Нерпа».

Работа выполняется по принципу «Делай, как я». Начнём с базовой формы

«Рыба». Сложим её пополам. Сформируем с обеих сторон ласты и хвост с помощью обратной складки. Затем снова применяя обратную складку для формирования шеи и головы.

  1. Заключительная часть.

Получившиеся  фигурки нерпы прикрепляем на панно.

-Молодцы! Я благодарю всех за работу. А панно украсит нашу комнату и будет напоминать об удивительном путешествии по Байкал.




Предварительный просмотр:

,._, 

Конспект занятия

«Дочь Байкала – река Ангара».

Программное содержание :познакомить детей с рекой Ангарой и реками, впадающими в Байкал; учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера.

Оборудование: географическая карта озера Байкал , игрушка-корабль, магнитофон, аудиозапись шума волн.

  1. Приветствие

Воспитатель с детьми стоят по кругу, руки опущены. Под музыку воспитатель протягивает ладонь правой руки к соседнему ребёнку, и

пропевая, здоровается с ним, обращаясь  по имени. Каждый ребёнок передаёт приветствие следующему по кругу.

  1. Основной этап.

-Дорогие ребята! Нам пора отправляться в путь. Сегодня Сибирячек познакомит нас с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал.

 Это - красавица Ангара.

- Все готовы?

-Тогда вперёд! (Дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты Байкала, звучит аудиозапись шума волн.

На карте помещается игрушка -кораблик)

-Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт по Байкалу,

раскачиваясь на волнах.

Рассказ Сибирячка.

Ангара берёт начало в юго-западной части Байкала, прорезая невысокий в этом месте Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км. (Воспитатель с детьми работают по карте)

Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Воспитатель.

                        АНГАРА

Ангара-река - воды чистые,

Острова по ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые,

Ангара-река -дочь Байкалова.

(Михаил Трофимов)

- Посмотрите, ребята, невдалеке видна скала!

(просмотр слайдов с изображением Шаманского камня )

Сибирячек :

- Я расскажу вам, ребята, старую легенду о том, как здесь появилась эта скала. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные

птицы: гуси, лебеди, журавли -спускались низко,  но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

«Старик Бай кал берёг дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул. Бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу  Енисею. Проснулся  отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страх разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь.

Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдала. Стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды ...»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слёзы!»

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаман - камнем. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаман камень, вода хлынет и зальёт всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся ".

Воспитатель: - Да, ребята, Байкал бывает разным -  суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, а  бывает  спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце и грает в байкальской волне.

Сибирячек: - Байкал красив в любое время года, а особенно - летом. Лето на Байкале - это лучшее , благодатное время, когда нагревается вода и бушуют разноцветные сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и когда на каждом. шагу по дороге встречается то ягода, то другая

-то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Радость от того, что мы живём в таком чудесном месте земли!

Релаксационная  пауза

-Ребята, какой сегодня солнечный день! Всё вокруг залито солнечным

светом. По голубому небу медленно плывут облака. Мы встаём, ноги, на ширине плеч, руки опущены. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. На вдохе медленно поднимаем  руки вверх, постепенно «растягивая » всё тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей, но без особого напряжения, не отрывая

пяток от пола. Кончиками пальцев рук мы тянемся к солнышку. (Звучит аудиозапись шума волн).

7. Заключительная часть.

Сибирячек:

-Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна -Ангара! (Рассматриваем на карте)

-Какие крупные реки впадают в Байкал?

- Селенга, Верхняя Ангар Баргузин, Турка, Снежная!

Ребята, нам пора отправляться  в обратный путь, попрощаемся с Байкалом и

его дочерью Ангарой.

-Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и выдох.

-Вот мы и вернулись в наш садик.

-Сядьте, пожалуйста, в круг на ковре.

Я предлагаю вам взять в руки клубочек и рассказать ему о своём настроении, о своих впечатлениях, о нашем удивительном путешествии по Байкалу. (Дети по очереди разговаривают с клубочком, передавая его рядом сидящему; при этом они отматывают ниточку и оставляют её у себя в руках).

-Молодцы!

Сейчас положите ниточку себе на колени, закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать клубочек: «Мне очень понравилось, как вы рассказывали  о своём настроении». Мне было интересно узнать о вашем путешествии на корабле. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, уважали, любили друг друга, чтобы у вас всегда было весёлое радостное настроение» .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»

В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...

Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"

Авторский конспект  занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста  на  тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1.    Уточнить знания детей о гражданск...

Конспект открытого занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири"

Разрабатка занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири" для детей подготовительной группы....

Серия авторских конспектов по нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ.

Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника с проблемами в развитии, через грамотное построение педаг...

Конспект НОД "Байкал-Жемчужина Сибири"

НОД в подготовительной к школе группе....

Интерактивный плакат «Байкал-жемчужина Сибири» для детей старшего дошкольного возраста на платформе Genial.ly

Интерактивный плакат «Байкал-жемчужина Сибири» для детей старшего дошкольного возраста на платформе Genial.ly. Для детей (5-7 лет). Тематическая неделя «Байкал-жемчужи...