Проект "Родина моя - Рязанский край"
проект (подготовительная группа) на тему

Белова Галина Сергеевна

Проект по изготовлению лэпбука с детьми подготовительной группы, охватывающий региональный компонент программы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival.docx47.95 КБ
Файл konspekt.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дядьковский детский сад»

Рязанского района Рязанской области

ПРОЕКТ

« «Родина моя – Рязанский край»

Выполнила:

Воспитатель I квалификационной категории

Белова Галина Сергеевна

                                                                                     

Цель: формирование первичных представлений о родном крае и воспитание чувства гордости через приобщение детей старшего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям малой Родины, использование своих знаний о родном крае при изготовлении наглядных пособий.

Задачи проекта:

С детьми:

1. Обучающая:  

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  культурном облике родного края.
  • Расширять представления о национально-культурных ценностях, традициях народа Рязанского края.
  • Расширять представления о природе родного края, её многообразии, флоры и фауны Мещерского края т Окского заповедника.
  • Расширять представления о декоративно-прикладном искусстве Рязанской области.
  • Научить изготавливать лэпбук и уметь работать с ним.

2. Развивающая:

  • Развивать мыслительные операции.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.

3. Воспитательная:

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
  • Воспитывать  бережное отношение к родному краю, его достопримечательностям, культурным ценностям
  • Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.

С родителями:

  • Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
  • Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о Рязанском крае.
  • Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.

Руководитель: Белова Галина Сергеевна

Рабочая группа: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель и  

                                       родители.

Сроки реализации: краткосрочный

Принципы построения педагогического процесса: 

1. Принцип историзма.

    Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).

2. Принцип гуманизма.

    Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации

    Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интеграции

    Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеями города и т.п.

5. Принцип функциональности

     Охватывает большой объем информации о Рязанском крае.

6. Принцип регионализации

      В работе учитывается региональный компонент, входящий в программу ДОУ.

Условия реализации проекта:

   Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

    Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам).

    Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

     Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

    Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т.п.

    Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

    Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Рязанскому краю должны передаваться детям.      

Актуальность темы. Теоретические основы проекта.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». В рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» появились в свет новые парциальные программы и технологии по духовно-патриотическому воспитанию молодежи. В настоящее время действует Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2017 годы». Кроме того, согласно Указу президента РФ от 01.06.2012  761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» среди мер, направленных на развитие воспитания и социализацию детей, отмечено внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания.

Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города.

Для развития духовно-нравственной культуры ребенка в этом направлении, в основную образовательную программу МБДОУ «Дядьковский детский сад» включен региональный компонент – «Знакомство с Рязанским краем».

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ведущим  замыслом  проекта, является  приобщение ребенка к истории и культуре  своего города;   пополнить  знания   детей о  городе,  в  котором  мы  живем,   воспитывать уважение  к его   традициям  и  обычаям,   развивать  потребность детей в  освоении окружающего мира путем  изучения  культурного  наследия, с участием  родителей.            

Учитывая,  значимость  данной  проблемы  основной  целью  проекта,   является систематизация знаний о родном городе.

Практическая      значимость    проекта     предусматривает      диагностическую деятельность,     тематическое    планирование,    создание       развивающей   среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, составление анкеты для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания».

Итоговым    продуктом  проекта  является  совместное изготовление с детьми старшего дошкольного возраста наглядного дидактического пособия (лэпбука) «Родина моя – Рязанский край».

Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Зачем нужен лэпбук? 

  • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
  • Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
  • Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
  • Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

 Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Этапы работы над проектом:

Этапы

Цели

Задачи

Ожидаемый результат

Руководитель проекта

Рабочая группа

  1. Подготовительный

*Определение цели. *Выбор участников. *Констатирующая диагностика

Объяснить, обосновать цели проекта

Выявить уровень знаний о теме проекта

(Приложение №1)

- выбор темы проекта,

- работа с методической литературой по данной теме

  1. Организационный

*Разработка этапов проектной деятельности.

*Разработка диагностики уровня знаний детей о родном крае.

*Разработка анкет для родителей (приложение №2).

*Сформулировать задачи.

*Выбрать информацию из источников.

*Обосновать критерии оценки.

Мотивационная готовность участников к работе над проектом.

  1. Практический

*Реализация перспективного плана.

*Отслеживание промежуточных результатов.

Осуществить мероприятия с детьми и родителями:

*Разработать схемы  реализации проекта через разные виды деятельности (приложение №3).

*Разработать конспекты занятий

(Приложение № 4).

*Разработка тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста (приложение №5)

*Изготовление наглядного пособия по теме проекта.

*Работа по перспективному плану.

*Сбор и оформление наглядного материала.

*Просмотр презентаций по теме проекта.

*Изготовление наглядного пособия по теме проекта.

*Оформление проекта.

*Создание условий для реализации проекта.

*Создание предметно-развивающей среды.

*Систематизация знаний о родном крае.

  1. Контрольно-оценочный

*Контрольная диагностика

*Обобщить положительный опыт.

*Наметить перспективы на будущее.

*Анализ проектной деятельности.

*Проведение диагностики (приложение №6).

Теоретическая и практическая готовность к освоению новых знаний и умений по теме проекта.

Формы и методы работы с детьми:

  • Занятия, беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Слушание аудио. Просмотр видео
  • Поход в библиотеку
  • Наблюдения, целевые прогулки  
  • Викторины, досуги
  • Театрализованные представления
  • Возложение цветов к Стелле памяти ВОВ
  • Дидактические, с/ролевые игры и т.д.
  • Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
  • Выставки творческих работ детей.

Формы и методы работы с родителями:

  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Конкурсы
  • Организация фото
  • Тематические праздники

Обеспечение проекта:

  • Картины, альбомы, иллюстрации, карты
  • Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
  • Исторические документы, фотографии
  • Презентации проектов (слайд-шоу)
  • Методическая, краеведческая, художественная литература
  • Буклеты, наборы открыток

Форма презентации:

Изготовление наглядно-дидактического пособия (лэпбука) «Родина моя – Рязанский край» вместе с детьми старшего дошкольного возраста.

                     Предполагаемые результаты:

Дети:

  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
  • Нравственно-патриотические чувства к  истории, культуре родного края.
  • Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в уголке по краеведению).

Воспитатель:

  • Разработка конспектов занятий.
  • Практический материал по всем видам детской деятельности.  

Родители:

  • Повышение педагогической компетентности и интереса к работе ДОУ.
  • Активное участие в конкурсах, выставках: «Люди, прославившие город Рязань»; «Улицы родного города»;  «Есенин 120- лет»  «Достопримечательности Рязанского края».

Предметно-развивающая среда:

  • Уголок патриотического воспитания «Рязанский край».

Приложение № 1

Диагностика.

Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе   у детей 5-7 лет.

Задание 1. «Достопримечательности Рязани»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название   своего города, района, домашнего адреса).  Называть достопримечательности города, площадей, скверов.

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии.

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика Рязанского края»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города.  

Материалы:   Герб и флаг города Рязань, Рязанской области.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города Рязань, Рязанской области.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Рязанского герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых во флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «Народные промыслы Рязанского края».

Цель: Определить   отношения к родному краю. Ориентироваться в названиях народных промыслов, особенностях изготовления, происхождения ремесла. Уметь связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие народные промыслы Рязанской области вы знаете?

- Можете рассказать об особенностях изготовления?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о декоративно-прикладном искусстве родного края. Различает особенности изготовления и появления промысла.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Задание 4 «Знаменитые Рязанцы».

Цель: Определить   уровень знаний детей о знаменитых земляках, которые прославили Рязанский край, знать некоторые имена, узнавать их на фотографиях, называть профессии этих людей.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Назовите имена людей, которые прославили наш край.

- Что вы можете рассказать о них?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Может назвать и рассказать о знаменитых земляках. Логично и связно составляет предложения.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Высокий уровень (12-9 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Рязань и Рязанской области, может объяснить символику герба; называет народные праздники, промыслы, знаменитых Рязанцев,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-5 баллов)

Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города Рязань и Рязанской области; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта, промыслы, известных Рязанцев.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

 Низкий уровень (менее 4 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Приложение № 2

Анкета для родителей

Формирование у детей патриотического воспитания

«Родина моя – Рязанский край»

ФИО_____________________________

ФИ ребенка, возраст_____________________________

  1. Что, по-вашему, является главным в формировании патриотизма:
  • просмотр фильма
  • чтение литературы
  • изучение архивов семьи
  • посещение музеев, выставок.

  1. Как будете закреплять знания детей по теме:
  • беседовать
  • рассматривать книги, альбомы
  • закреплять в рисунках, поделках
  • создавать семейный фильм, фотовыставку
  • ваш вариант ответа__________________________

  1. Какую помощь вы бы хотели получить от педагогов:
  • рекомендации по теме
  • подбор литературы по теме
  • подробную консультацию
  • рекомендации по подбору наглядности

4. Какие советы и практическую помощь вы можете предложить по созданию наглядно-дидактического пособия (лэпбука)

  • сделать фотомонтаж  достопримечательностей
  • подобрать с ребенком стихи о Рязани
  • сделать с ребенком демонстрацию народных промыслов рязанского края
  • подобрать картинки с символикой Рязани
  • составить с ребенком творческий рассказ о родном городе

Приложение №3

Схема реализации проекта через разные виды деятельности:

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

1.        *Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения».

2.        *Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «День рождения», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы».

3.        *Коммуникативные игры: «Я расту...», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «У меня есть голова», «С днем рождения».

Речь и речевое развитие

1.        *Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».

*Беседы: «Расскажи о своем городе», «Рязанцы – герои войны», «Улицы Рязани».

Художествен-ная литература

*Чтение: «Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка»,

Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев: «Заплатка», Н. Носов; «Грипп», «Прививка», А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мойдодыр», «Айболит», К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно», К. Ушинский.

2.        *Заучивание стихотворений: «Если был бы я девчонкой»,

Э. Э. Успенский; «Бабушкины руки», Л. Квитко; «Мама, почему?»,

Г.   Г.Виеру; «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Е. Благинина.

*Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Изодеятель-ность

1.        *Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи».                                      

*Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».

3.        Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада.

4.        *Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы любим трудиться», «Наши занятия».

5.        

Трудовая деятельность

1.        *Посильная трудовая деятельность дома: заправить постель, протереть пыль, пропылесосить, поддержать порядок в своей комнате и т. д.

2.        *Дежурство по столовой, по занятиям, труд в природном уголке, на участке, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.

*Трудовые поручения в группе и дома.

Социальное развитие

*Создание альбомов.

3.        *Газеты: «Мой детский сад», «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет».

4.         *Презентации: «Семейные праздники», «Отдых», «Труд на даче», «Праздники в детском саду».

5.        

Здоровье

и физическое

развитие

1.         *Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло».

2.         *Дидактические игры: «Опасно — неопасно», «Полезная и вредная еда», «Волеология».

*Совместно с детьми разработать «Правила чистюли».

4.         *Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.

6.         *Беседа с медсестрой о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний.

*«В гости к зубной щетке».

Музыка

1.         *Проведение праздника  Осени.

        *Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме.

        *Прослушивание аудиозаписей.

Взаимодейст-вие  с родителями

1.         Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

2.        Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?».

3.         Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

4.        Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.

5.        Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.

6.        «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».



Предварительный просмотр:

Приложение № 4

Конспект занятий по теме проекта

«Люби и знай свой край родной»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей об истории родного города.

Задачи:

- продолжать учить выражать свои мысли, пользуясь разными формами составления предложений;

- закрепить знания детей о рязанском костюме, его элементах, цветовой специфике;

- познакомить детей с михайловским кружевом, процессом изготовления, материалами для кружевоплетения.

- развивать мыслительные операции;

- воспитывать уважение к рязанским умельцам, любовь к родному краю.

Активизация словаря: герб, понева, кичка, деревянные, кленовые.

Обогащение словаря: коклюшки, кружевница.

Предварительная работа: рассматривание рязанских костюмов, беседы об истории города, просмотр презентаций «Старая Рязань», «Евпатий Коловрат», рассматривание открыток из серии «Рязань историческая».

Оборудование: герб Рязани, валик, коклюшки, образцы михайловского кружева, рязанский костюм.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

В группу входит воспитательница в старинном рязанском костюме.

-Здравствуйте, дети! Я, Аленушка, шла, шла. Увидела красивый дом и решила туда зайти. Куда это я попала? В какой город?

-Ребята, я ведь к вам из давних времен пришла и о таком городе я не слышала. Может быть, раньше он по-другому назывался?

-Да, Переславль я знаю. А ведь он очень старый, вы знаете, сколько лет вашему городу?

-А вы знаете, каким раньше был Переславль, какие дома, какие улицы?

-А какое здание  в городе было самым высоким?

-А чем был защищён город?

-А почему на Рязань часто нападали враги?

_ А что такое герб?

-Что обозначает герб вашего города? Почему на гербе изображен именно князь Олег?

-Почему?

-Действительно, город пал. Хан Батый сжег Рязань дотла, всех мужчин забрал в плен. Остались в городе только одни женщины, среди них была и Авдотья Рязаночка. Вы что-нибудь знаете о ней?

-Привела Авдотья Рязанцев домой, и стали они строить город заново. И стал он еще краше, чем был и снова стали жить в нем люди, зазвучали песни, появились на улицах красиво одетые женщины. А вы знаете, во что раньше одевались люди, как называлась одежда?

-Молодцы. А вы знаете, что раньше у каждого города были свои цвета? И по костюму, по его расцветке можно было узнать, откуда женщина, из какого города. Вы знаете цвета рязанского костюма?

Солнышко – ведрышко!

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,

По лавочкам скачут.

Солнышко, покажись,

Красное – появись!

Как по лугу, лугу

По зеленому лугу

Разливалась вода,

Расстилалась трава,

Трава шелкова.

Будем жито жать,

Во скопочки вязать,

На ток возить,

Цепами молотить.

Будем тесто месить,

Пирогами всех кормить!

-Вот какие женщины были на Рязанщине. А как пели! Вы знаете старинные песни? Давайте споем, а я пока поработаю. Беседа дорогу коротает, а песня – работу.

-Где песня льется, там лучше кружево плетется. А вы знаете, как плетут кружево? А хотите узнать? Тогда слушайте.

Жила – была на свете сиротинка, звали её Марьюшка. Собой пригожая, а уж мастерица, во всей округе лучше не было. Прослышали об искуснице купцы заморские, приехали смотреть Марьюшкино рукоделие. Увидели и от удивления даже рты разинули. Уехали купцы, а славу о рукодельнице по всей земле разнесли.

И дошел тот слух до Кощея Бессмертного. Прикинулся он добрым молодцем, перелетел через моря глубокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой. Постучал в дверь, поприветствовал мастерицу, и попросил показать рукоделье готовое. Вынесла Марьюшка рубашки шитые – одна другой краше. Увидал Кощей такую красоту – пуще прежнего озлобился. Стал он Марьюшку уговаривать с ним ехать.  «Не проси меня, добрый молодец,- отвечает Марьюшка, - не нужно мне твое богатство, нет ничего лучше родимых полей. Здесь мое рукоделие людям радость приносит. А для тебя одного работать не стану».

Не стерпел Кощей подобных слов. Превратил Марьюшку в Жар-Птицу, а сам обернулся орлом черным. Схватил он Жар-Птицу в острые когти и взвился под облака. Почувствовала Марьюшка силу железных когтей; поняла, что никогда больше не увидит родимой сторонки, и решила память о себе оставить. Стала она перья свои на землю сбрасывать. Бросает и понимает, что сила её к концу подходит. Умерла Жар-Птица в когтях орла черного, а перья сами по себе жить продолжают. Но не все могут их увидеть, а только те, у кого душа красоту понимает, а руки ту красоту для других создавать готовы. И упали перья на Рязанщине, в городе Михайлове. И появились там мастерицы – искусницы, стали они одежду  свою украшать затейливым кружевом.

А плели кружево из льняных ниток. Сами мастерицы лен сеяли, нитки пряли, красили их в нужные цвета. Нитки наматывали на специальные палочки – коклюшки (показ). Делали коклюшки из клена. Выбирали клен, одиноко стоявший у дороги. Все дерево не губили, срубали только одну веточку и делали из неё коклюшки. На чем плели кружево?

Из чего их делали? Какие они были?

 Наматывали нитки на коклюшки и на специальной подушечке – валике, плели кружево. А мастериц, которые плели кружево, называли кружевницы. Кто плел кружево?

Плетет мастерица кружево, а коклюшки стучат друг об друга, как будто песню поют. Вот под такое пение коклюшек и рождается волшебное михайловское кружево. Посмотрите на него.

Окружают меня кружева –

Одуванчик, дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева в стрекозиных крылах,

И в летящих сквозных облаках,

В паутине дрожащей лесной,

В невесомой тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевная трава –

Кружева, кружева, кружева…

Посмотрите на эти кружева, действительно, как - будто перо Жар – Птицы. Вот какую красоту создают михайловские кружевницы. Русский народ немало пословиц о мастерах и труде. Вы их знаете? Расскажите.

Как мы сегодня с вами интересно поговорили. Вспомнили, какой раньше была Рязань, узнали, как плетут кружево. Как много вы мне рассказали. Какие вы все молодцы! Но мне уже пора. До свидания.

- В Рязань.

-Раньше наш город назывался Переславль.

- Рязани больше 900 лет.

-Все дома были деревянные, низкие, одноэтажные. Улицы были выложены камнями – булыжниками. По дорогам (мостовым) ездили люди на лошадях в телегах, в каретах.

-В центре города стоял Кремль. Он был самым  высоким, стоял на возвышении. Из любого уголка можно было его увидеть.

-Город был окружен высокой, толстой крепостной стеной. Вокруг стены был выкопан глубокий ров, наполненный водой. По углам крепостной стены стояли сторожевые башни. В них дежурили часовые. Они смотрели, не подбирается ли к городу войско хана Батыя. Завидев врага, часовые сообщали об этом жителям.

-Потому что Рязань стояла на границе русских земель. Рязанцам приходилось сражаться с врагами. Даже на гербе изображен воин с мечом.

-Это знак, символ города.

- Он руководил рязанским войском. Под его руководством Рязань продержалась 5 дней и 5 ночей и лишь на 6 день сдалась.

-Потому что все защитники города были убиты или тяжело ранены.

Рассказ ребенка об Авдотье Рязаночке.

-Одевали рубаху с вышивкой, клетчатую юбку – поневу, фартук – занавеску с узорами, шушун. На голову – кичку, а по праздникам – рогатую сороку.

-Главный цвет был красный, как солнышко.

-Еще в рязанском костюме был зеленый цвет, он обозначал траву и листочки.

-Желтый цвет обозначал колосья пшеницы.

-Был в рязанском костюме и черный цвет. Он обозначал землю – матушку, землю – кормилицу.

Дети исполняют хоровод.

На коклюшках.

Они были деревянные, кленовые.

Кружевницы.

Дети рассматривают кружево на экране, на столах.

Была бы охота, заладится любая работа.

Век живи, век учись.

Красна птица пением, а человек – умением.

Какова пряха, такова на ней рубаха.

Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото.

Не игла шьёт, а руки.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.          ...

Викторина Рязанский край

Игра «Я начну, а ты продолжи».Народное название Рязанского края?Кто изображен на гербе Рязани? Сердце Рязани?Великий русский поэт, уроженец села Константиново?Русский биолог и селекционер?Предмет...

Игровое занятие "Люблю тебя, Рязанский край"

Цель: закрепить знания о символике Рязанской области и Скопинского района. Цель: Развивать интерес к русским народным инструментам, игрушкам, к природе Рязанского края. Воспитывать у детей интерес к и...

План по самообразованию Методическая разработка на тему: «Открываем мир водоемов Рязанского края через экспериментальную деятельность»

План по самообразованию. Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с водоемами Рязанского края через экспериментальную деятельность....

Педагогический проект "Растительность Рязанского края"

В данном проекте можно узнать об актуальности данной темы, цели и задачи, методы и формы работы, перспективное планирование по работе с детьми. Данный проект явлется долгосрочным  рачитан на шест...

Конспект занятия "Наши леса - рязанского края краса"

Конспект открытого занятияпо патриотическому воспитанию детей старшей группы«Наши леса - рязанского края краса»...

Конспект НОД "Наши леса- рязанского края краса"

конспект по познавательному развитию...