Методическая разработка (конспекты НОД по ознакомлению с окружающим) на тему: "Мой северный край"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 Савчак Олеся Анатольевна

Мы - жители Севера, у нас суровая природа, чтобы выжить в таких условиях, необходимо сохранить традиции и культуру коренных народов Севера, так как человеческая цивилизация без нее будет неполной. Поэтому сегодня важно передать эту мудрость, которая была накоплена веками. Преподнести ее так, чтобы донести весь смысл и задеть самые тонкие струны детских сердец. Ведь какой бы сложный путь ни прошел человек к высочайшим нормам нравственности, незыблемый смысл ее заложен в вековых традициях и он не в том, чтобы выжить, а в том, чтобы в этих тяжелейших условиях выживало человеческое в человеке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН «Знатоки Севера»

Цель: Обобщить полученные знания детей о Северном крае, коренных жителях  и природе.

Задачи:

  • формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  •  бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края;
  •  воспитание чувство Родины, интереса к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду.

Пособия и материалы.

Фонограмма к песне, эмблемы команд, фотографии достопримечательностей города Лабытнанги, фотографии национальной одежды, иллюстрации растений и животных. Иллюстрации герба города Лабытнанги и Ямала (разрезаны на части).

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку и занимают свои места.

Воспитатель: Ребята,  мы много беседовали о Ямале, нашем городе, побывали в краеведческом музее, рассматривали иллюстрации и фотографии растений и животных, играли в национальные игры. Сегодня есть возможность показать свои знания. Устроим необычное соревнование, которое назовём «КВН – Знатоки Севера».

Представляю вашему вниманию две команды «Умники» и «Знатоки» Команды будут набирать баллы, выигрывает команда набравшая большее количество. Представляю членов жюри...

Выходят капитаны команд, представляют свои команды, (Эмблемы команд).

Приветствие команды «Умники»:

              Мы Умниками зовемся не зря,

              Историю края помним всегда.

              Приветствие команды «Знатоки»:

               Мы команда Знатоки,

               В Лабытнанги мы одни,

               Все о крае мы расскажем

               Все, что знаем мы покажем.

Воспитатель: Первый конкурс  «Исторический». Я задаю командам по очереди вопросы, 1 правильный ответ – 1 балл.

Вопросы командам:

1. Как называется наша страна? (Россия)

2. Как называется наш город? ( Лабытнанги)

3. Как переводится Лабытнанги с языка ханты (Семь лиственниц)

4. Как называется столица нашего округа? (Салехард)

5. Какие народы проживают на Ямале? (Ненцы, ханты, коми, селькупы)

6. Как называется наша Кормилица – река? (Обь)

7. Кто из животных является для коренных жителей другом, кормильцем и помощником? (Олень)

8. Как называется жилище северных людей? (Чум)

Воспитатель: Следующий конкурс называется «Ты мне – я тебе». Дети будут показывать иллюстрации друг другу, и задавать вопросы:

  1. Какой музей изображен на фотографии?  (Городской краеведческий музей).
  2. Как называется памятник, изображенный на фотографии? (Памятник В. Наку).
  3. Как называется женская национальная одежда на этой фотографии?   (Ягушка)
  4. Как называется мужская национальная одежда на этой фотографии?    (Малица)

Воспитатель: Ну, а сейчас третий конкурс «Домашнее задание». По одному участнику от команды выйдут на середину зала для прочтения стихов:

1. Улыбайтесь, люди, улыбайтесь! От улыбки сердцу веселее.

По улыбке раньше узнавали, чей костер надежней и теплее.

Если кто поранен неудачей, если кто унижен оскорбленьем –

От улыбки, словно от лекарства, скорое приходит исцеленье…

2. Мне больше ничего не надо, когда в руках звенит хорей.

Упряжка снег сбивает в пену, летит, как белая сова.

И нарты с дрожью, свистом, креном земли касаются едва…

…Моя упряжка – жизнь и счастье, души стремительный полет.

Летят олени! Сколько шири до горизонта, до огня!

Мне ничего не страшно в мире, когда упряжка мчит меня.

Воспитатель: Молодцы! А теперь, ребята, представьте себе, что мы попали в тундру, где много разных животных, птиц и красивых деревьев.

Физкультминутка

  Руки подняли и покачали-

                      Это деревья в лесу.

                      Руки согнули, кисти встряхнули-

                      Ветер сбивает росу.

                      В стороны руки, плавно помашем-

                      Это к нам птицы летят,

                      Как они сядут, тоже покажем-

                      Крылья сложили назад.

Воспитатель: Последний конкурс «Капитанов». Капитанам команд необходимо выложить правильно гербы города Лабытнанги и Ямала (по типу игр «Разрезные картинки»), затем рассказать, что на них изображено.

Воспитатель: Пока жюри подводит итоги. Давайте послушаем песню о нашем прекрасном Ямале, кто знает слова песни, подпевайте.

Исполняется песня о Ямале

Воспитатель: Капитаны, для объявления результатов конкурсов постройте свои команды. Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов. Награждение команд.



Предварительный просмотр:

Цель: познакомить с культурой, традициями и обычаями коренных народов Севера.

Задачи:

  • познакомить с народными играми северных жителей, их игрушками;
  • дать понятия словам: «коренные жители», «нарта», «орнамент», «люлька», «ягушка», «малица» через Центры знаний;
  • развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывать интерес и любовь к своему родному краю.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:  

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Ань торово, нацекы! Это по-ненецки означает: «Здравствуйте, ребята!».

Здравствуйте!

Меня зовут Олеся Анатольевна. Я очень рада встрече с вами. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимались вчера?

Смотрели мультики, гуляли, играли.

В какие игрушки вы играли?

Машинки, роботы. Барби, пупсиков.

А вот я вчера играла со своей доченькой куклу народов Севера, которую зовут Саване. Посмотрите на неё внимательно. Интересно ли вам знать, из чего она сделана?

Очень интересно!

Ну, тогда усаживайтесь поудобнее. Сейчас мы вместе с ней отправимся в путешествие на волшебной нарте.

Итак, я говорю заклинание, и мы отправляемся в путь. Все готовы к путешествию?

Да!

Тогда слушайте и повторяйте за мной: «Наша нарта раз, два, три, нас по тундре прокати!»

Первое место, куда мы отправимся, будет Центр Книги. Как вы считаете, что мы можем здесь узнать?

Что-нибудь о нашей кукле.

Правильно, здесь мы узнаем об имени куклы Саване. Вообще каждое имя человека народов Севера что-нибудь, да и  значит. Слышали ли вы другие северные имена?

Нет.

Тогда есть еще такие имена как: женские - Мирене (дорогая девочка), Хадне (девочка, родившаяся в метель), мужские - Едейко (новый человек), Хасавако (мальчик) и др.

Имя нашей куклы Саване, что означает «хорошая девочка». Ребята, а чем она отличается от ваших кукол?

У нее нет ручек, ножек и лица. Вместо головы какой-то клюв и ткань.

Итак, чтобы это выяснить мы едем в следующий центр, это Центр Информации.

Вы правильно заметили, что её голова это клюв птицы, а туловище - кусок ткани, сукна. Наши предки верили, что   птицы связаны с великими духами: они думали, что осенью птицы улетают к ним, а весной возвращаются.  

      Люди считали, что если игрушка с глазами останется без присмотра или потеряется, то в неё вселится злой дух, который потом будет вредить хозяйке куклы, поэтому куклы не имеют лиц.

      Родители с самого раннего детства готовили детей к тяжелой тундровой жизни, ведь им предстояло незаметно переключиться с игры «в люльку» на заботы о младших братьях или сестрах, с шитья кукольных ягушек (женская одежда) на обработку больших шкур. Люди верили в то, что как сложится жизнь куколки, такая и будет последующая судьба хозяйки. Ну, что отправляемся дальше?

Да!

Ребята, а много ли у вас разной одежды? Какая?

Много. Кофты, брюки, джинсы, носки. Платья, юбки, гольфы.

Вот и у ненецких кукол были комплекты красивой одежды: малица, ягушка, шапка, летняя ягушка и многое другое.

А сейчас давайте, попробуем одеть тундровых мальчика и девочку.

Как вы думаете, где хранились эти вещи кукол?

Может в шкафах, тумбах.

Но в тундре не было, и нет шкафов. Все вещи хранились в сумках дорожных, хозяйственных и даже дамских. А мы отправляемся в следующий Центр, Центр Творчества, где  каждый из вас получит бумажную сумочку, которую вы сами будете украшать. А из чего шили настоящую сумочку?

Из ткани, кожи.

Конечно же, настоящие сумочки шили из ткани или кусочков шкур. Мастерицы Ямала не просто украшали вещи, а делали всё, чтобы ее узор был не похож на другие. Каждый узор или орнамент имел свое название. На что похожи эти орнаменты?

На рога оленя. На треугольники.

Правильно, это рога. А эти треугольники – это чум.

Итак, ваше задание – это наклеить орнаменты на сумочки. Вот такие расшитые сумочки, девочки шили для своих любимых кукол. Понравилась вам эта работа?

Очень понравилась.

Молодцы! Все очень хорошо справились. Ну, а теперь поехали дальше. Дети, а вы любите мультфильмы?

Да! Очень любим!

Тогда следующий наш Центр, это Центр Мультфильмов. Где мы с вами познакомимся с Тайку, это берестяной короб или туесок, который нам немного расскажет о жизни северных  народов.

Понравился ли вам мультфильм?

Да!

Что нового вы узнали?

Что люди в тундре живут в чуме, с печкой. Маленькие детки спят в люльках. Олень для них – это пища и одежда.

А нас ждет еще одна остановка, это Центр Игрового Экспериментирования. Здесь мы с вами уложим спать куклу Саване и проведем небольшой опыт. Итак, ребята, скажите, куда совсем маленькие дети ходят в туалет?

На горшок.

А те, которые еще не сидят без маминой помощи?

В подгузники, памперсы.

Правильно. Но в тундре нет подгузников и горшков. Вот для этого, в люльку младенцу кладут тундровой мох (нярцу) и оленьи шкурки. Когда ребёнок сходит на эти шкурки, его просто поливают водой, оттряхивают, он снова сухой и чистый, а всю влагу впитывает в себя мох. Давайте сами проверим, так ли это на самом деле.

Ну, что убедились?

Да.

Ну, а теперь Саване пора спать и для этого мы споем ей колыбельную песню, которую мамы поют своим тундровым деткам. Дети внимательно слушали свои песни, ведь через них она передавала свою любовь,  добро, радость. Я буду петь, а вы ребята подпевайте на словах «Тэтэль-Вэтэль».

Тэтэль-Вэтэль

Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что вы много узнали на нашем занятии. В подарок каждому из вас остаются эти сумочки для игрушек.

Вход

Приветствие

Обмен новостями

Ввод  новую тему

Воспитатель и дети пересаживаются на нарту

Дети повторяют слова, а воспитатель погоняет хореем

1.  Центр Книги

Местные имена, их значение

Строение куклы

2.  Центр Информации (просмотр презентации)

Беседа об одежде

Показ северной одежды

Компьютерная игра «Тайку»

3. Центр Творчества

Демонстрация сумок

Демонстрация орнаментов

Дети выполняют задание, а

4. Центр Мультфильмов

Просмотр мультфильма

Краткий анализ мультфильма, словарная работа

5.   Центр    Игрового Экспериментирования

Воспитатель с детьми проводит эксперимент

Воспитатель исполняет песню «Тэтэль-Вэтэль»

         



Предварительный просмотр:

Ребенка тундры научи святому предков ремеслу,

Пока душой он – как земля, и помыслы его чисты.

Его ты щедро вразуми, как тундру с детства полюбить,

С людьми сродниться накажи, с которыми живет на ней.

Л.В. Лапцуй

Я считаю, что будущее за народным творчеством, которое направлено на приобщение детей к истокам народной культуры, пробуждение чувства любви, уважения, сопричастия к прошлому, настоящему и будущему своего родного края, его истории.  

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота.

Вот и мои родители, бабушки и дедушки, коренные жители Севера, кочевавшие по бескрайним просторам нашей земли, внушали мне, что ямальская тундра наша Кормилица – Мать и мы ее дети должны уважать и беречь ее для своих детей. «Не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца» - говорила моя бабушка. Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова. И мне очень хочется, чтобы наши дети, живущие на Севере, переняли мудрость коренных народов, научились также, как предки, любить свой родной край и свою землю.

Во все времена у всех народов основной целью в воспитании являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению житейского и духовного опыта. И конечно, особую роль в воспитании занимают сказки, колыбельные песни, пословицы, приметы, народное ремесло.

Народ Ямала, а это ненцы, ханты, селькупы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения. Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения. Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение.

Сказки, сохранившиеся до наших времён, поражают своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой. Помню, что как-то я поехала с отцом в другой поселок,  и мы по пути остановились в одном стойбище погреться у костра. Накормив нас вкусной строганиной, вся семья села вокруг самого старшего члена семьи – дедушки, который начал рассказывать сказку. Сразу наступила тишина, а воображение стало рисовать сцены этой необыкновенной сказки. Прошло уже много лет, но я все также люблю эти северные сказки, которые раскрывают красоту окружающей природы,  учат нас быть сильными, побуждают к деятельности и даже лечат наши души.

Кроме сказок большое значение в жизни народов Севера занимает колыбельная песня. Рождается в тундре новый человек, рады ему и стар, и млад. Взрослые спешили назвать новорожденного. Его имя – это история жизни человека, его семьи, его рода. Сколько имен, столько и колыбельных песен. Дети внимательно слушали свои песни, впитывая через них любовь матери, добро, радость. Через нее мать обращается к малышу и передает ему частицу своего сердца и неиссякаемую любовь к родной земле.

Особое место в народном творчестве занимает художественная обработка изделий из меха и кожи. От одежды, как считали издавна, зависела удача в охоте, здоровье семьи, ее будущее – дети, а значит, и вся жизнь. С детских лет мама учит девочку постигать традиционное ремесло шитья и украшения. Учит тому, чему научила ее мама,  чтобы одежда была разной по цвету, покрою, узору. Узор или орнамент исстари играл огромную роль в жизни людей. Это не только украшение,  а мерило гармонии между предметами. Именно орнамент придает вещи более мощный, художественный и эстетический заряд. Как говорила моя мама: «Человек потому и стал человеком, что хочет не просто существовать, а именно шить, творить прекрасное».

Мы - жители Севера, у нас суровая природа, чтобы выжить в таких условиях, необходимо сохранить традиции и культуру коренных народов Севера, так как человеческая цивилизация без нее будет неполной. Поэтому сегодня важно передать эту мудрость, которая была накоплена веками. Преподнести ее так, чтобы донести весь смысл и задеть самые тонкие струны детских сердец. Ведь какой бы сложный путь ни прошел человек к высочайшим нормам нравственности, незыблемый смысл ее заложен в вековых традициях и он не в том, чтобы выжить, а в том, чтобы в этих тяжелейших условиях выживало человеческое в человеке. Считаю, что будущее Ямала за народным творчеством, которое отражается в фольклоре, традициях и обычаях коренных северян.



Предварительный просмотр:

Вечер загадок: «В гостях у Хозяйки чума»

Подготовила: О.А. Савчак, воспитатель

Цель: Познакомить с культурой, традициями и обычаями коренных народов Севера

Задачи:

  • учить детей понимать смысл загадок; четко и грамотно излагать свои мысли;
  • развивать умение изображать природу (северное сияние, сопки, деревья);
  • Воспитывать любовь к родному краю, интерес к природе.

Оборудование: сумка с заданиями.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, я сегодня утром у входа в сад встретила оленя, он привез сумку, которую выронила Хозяйка чума. Давайте поможем вернуть пропажу хозяйке. Ну, что вы готовы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Чтобы найти дорогу к Хозяйке чума нам предстоит преодолеть много трудностей в пути. А помогут нам в этом подсказки, которые лежат в этой сумке.

(Воспитатель достает первое задание «Загадки»)

1. На конце холма чернеет уголек. (песец)

2. Черные мужчины на четырех нартах по четверо уселись. (копыта оленя)

3.Старик в шубе дни и ночи защищает прорубь от ветра. (хвост)

4.Ходит, а следов не видно. (рыба)

5.Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая. (белка)

6. Днём и ночью дрожит, всего боится. (заяц)

7. У порога чума доброе существо рычит. (собака)

8. Великан полгода спит. (медведь)

Воспитатель: Молодцы, с 1 заданием справились. Умеете, загадки отгадывать, можем идти дальше.

(Дети идут в музыкальный зал)

Воспитатель: Следующее задание называется «Костёр». Чтоб в пути нам согреться, надо развести костер.

Гори, гори, ясно.         (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Чтобы не погасло.       (Руки вверх и вниз)

Глянь на небо.             (Поднимают голову и руки вверх тянутся)

Птички летят.              (Машут руками, как крыльями)

Колокольчики звенят. (Имитируют кистью рук - колокольчик)

Воспитатель: Замечательно. Все погрелись у костра. Можно идти дальше. Третье задание «Рукавичка» - вам описать предмет и придумать любое действие.

  • Чум (какой?)
  • Хозяйка (какая? что делает?)
  • Охотник (какой? что делает?)
  • Собаки (какие? Что делают?)
  • Малица (какая?)
  • Олени (какие? что делают?)

Воспитатель: И снова вы показали прекрасные знания.

(Воспитатель достает следующее задание «Картина»)

Воспитатель: Это последнее задание, где-то рядом Хозяйка Чума. Сейчас мы с вами создадим большую картину в подарок нашей Хозяйке чума. Я знаю, что ей хотелось бы увидеть себя в красивой одежде, свой дом – чум, своих друзей собак и оленей, снежные сопки и северное сияние.

Дети вырезают, клеят, рисуют.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и приготовили подарок. А теперь, давайте, вернемся в свою группу, вдруг нас кто-то ждет…

В группе ребят встречает Хозяйка чума. Дети дарят ей свою картину и отдают потерянную сумку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Знакомство с компьютером"

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...

Методическая разработка конспекта ООД по ознакомлению с окружающим миром "Космические защитники растений"

Конспект предназначен для детей подготовительной группы для развития представления детей о том, как пересаживать растения в почву....

Методическая разработка конспекта ООД по ознакомлению с окружающим миром "Весенняя гостья"

Материал о знакомстве дошкольников с жизнедеятельностью  соловья в природе....

Методическая разработка.Непосредственно образовательная деятельность. Ознакомление с окружающим миром .Тема: Водные ресурсы земли

Непосредственно образовательная деятельность. Ознакомление с окружающим миром  Тема: Водные ресурсы землиСтаршая группа...