Проект "Моя Югра"
проект (старшая группа) на тему

Трескина Татьяна Викторовна

·  Данный проект направлен на расширение знаний воспитанников  в области истории возникновения Ханты – Мансийского округа; традиций, фольклора коренных народов севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yugra.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                         ПРОЕКТ «Моя Югра»

Тип проекта: информационно – исследовательский.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, музыкальный руководитель родители воспитанников.

Длительность проекта: краткосрочный  7 декабря – 21 декабря.

Проблема: проведя беседы с детьми диагностического характера и проанализировав перспективное планирование по реализации регионального компонента выяснилось:

  • При обследовании детей на начало учебного года выявлено – у воспитанников непрочные знания в области истории возникновения Ханты – Мансийского округа;
  • Отсутствие знаний о традициях, фольклоре коренных народов севера;
  • Недостаточное оснащение познавательно – развивающей среды и художественно – методической литературой в ДОУ.

Актуальность:

  • Учитывая, что представления детей шестого года жизни об коренных жителях округа и их деятельности в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с коренными жителями ХМАО. Участие детей в проекте «Все мы жители Югры» позволит максимально обогатить знания и представления об ханты и манси в, их характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.                                                                                                        Цель проекта: расширять и углублять представления детей о Ханты – Мансийском Автономном округе; природе родного края, жизни, быте и народных промыслах коренных народов: ханты и манси.                             Задачи:
  • Посетить «Музей реки Обь»
  • Познакомить детей с символикой, достопримечательностями ХМАО.
  • Закрепить знания о природных богатствах края.
  • Создать условия для исследовательской деятельности.
  • Расширить знания об историческом и культурном наследии народов ханты и манси.
  • Формировать осознанное отношение к природе ХМАО и экологическим проблемам родного края.
  • Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.

 Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня знаний у детей о культуре,  традициях, обычаях коренных народов ХМАО.
  2. Повышение этнического самосознания родителей.                                

                                         Этапы реализации:

1 Этап: Подготовительный.

               Воспитатели:

  • Подборка художественной литературы коренных народов ХМАО.
  • Подборка методической литературы, наглядно – иллюстративного материала.
  • Создание картотеки народных хантыйских подвижных игр.
  • Обогащение развивающей среды группы.
  • Создание презентаций по теме проекта.
  • Оформление консультации «Традиции и обычаи ханты и манси» «Мы живем в Югре».

Родители:

  • Сбор фотографий, материалов из журналов, Интернет – ресурсов о коренных жителях проживающих в нашем округе.
  • Изготовление реквизитов, масок для проведения народных, подвижных игр.
  • Помощь в подготовке развлечения.
  • Помощь в оформлении газеты «С днем рождения Югра».

Специалисты:

  • Музыкальный руководитель :
  •  Подбор музыкального репертуара к развлечению.
  • Подбор хантыйских музыкальных инструментов .
  • Создание картотеки музыкальных подвижных игр народа «Ханты».
  • Инструктор по физической культуре: подготовка сценария к развлечению к теме проекта.

      Дети:

  • Поиск информации в различных источниках.
  • Заучивание пословиц и поговорок ханты и манси.

2 Этап: Основной.

                   Формы реализации проекта:

 Познание.

Занятия: «Животный и растительный мир севера», «Наша Родина – Югра».                                                                                      Беседы: «Жизнь и быт коренных народов», «Это интересно», «Ханты и манси – коренные жители ХМАО», «Я – житель севера».

Экскурсия в «Музей реки Обь»

 Чтение художественной литературы.

Сказки народов севера. Чтение сказок из книги «Огонь – камень»,

 «Ах, сколько на свете детей» С. Черного.

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе.

Драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка)

 Художественно – эстетическое развитие.

Конструирование чума из бумаги и меха

Изготовление атрибутов для подвижных игр рыбки, оленьи рога

«Украшение платья хантыйки».

«Ободки».

Изготовление альбомов:

«Растительный и животный мир родного края».

«Народные промыслы».

«Орнамент».

«История края».

«Жизнь и быт народов севера».

 Физическое развитие.

Подвижные игры:

«Важенка и оленята»

«Перетяни канат»

«Рыбаки и рыбки»

«Олени и оленеводы»

«Хейро»

Игровая деятельность.

Сюжетно – ролевые игры:

«Чум»

«На рыбалке»

«Стойбище оленеводов».

«Семья встречает гостей»

Дидактические игры:

«Кто где обитает»

«Установи чум»

«Выложи герб»

«Собери флаг»

«Собери карту»

«Загадай, мы отгадаем»

«Найди животное по следу»

Музыка

Хантыйский танец,

игра с бубнами,

оркестр с национальными хантыйскими инструментами.

Песня «Мы в Ханты – Мансийском округе живем». Драматизация сказки «У чума».

3  Этап заключительный

Изготовление макета «Стойбище оленеводов»

Изготовить куклу в народном костюме хантов

Оформление альбомов:

«Растительный и животный мир родного края»

«Народные промыслы»

«Орнамент»

 «Игры народов ханты и манси»

Выпуск газеты «С днем рождения Югра».                                                                              Просмотр презентаций: «Путешествие по Юганскому заповеднику», «Одежда коренных народов ХМАО», «Животный мир Югры».

Музыкальное развлечение: «Люблю тебя, мой край Югорский»

ЛИТЕРАТУРА:        

  1. 1. В.И.Сподина «Методическое пособие по этнопедагогике коренных народов Западной Сибири – (ханты)». Мегион 1995.
  2. В.М. Кулемзин, Н.В.Лукина «Знакомьтесь – ханты». Новосибирск 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный 85- годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный 85- годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.Цели:1. Знакомство с литературным наследием Югры, отражающим величие ...

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...