Главные вкладки

    Сказка про курочку Рябу, а ещё про то, как мама любит папу и папа любит маму… Мастер-класс работы с родителями в контексте программы «Социокультурные истоки»
    проект (старшая группа) по теме

    Полежаева Юлия Александровна

    Давайте вспомним свою жизнь, свою семью. Сколько мы (и папа, и мама) приложили усилий к тому, чтобы разбить своё счастье. Но, слава Богу, что это не всегда сразу получается. «Но вот бежала мышка, хвостиком зацепила, яичко упало – и разбилось» Заметьте, не сама мышка разбила, а только хвостиком зацепила – и всё.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon skazka_pro_kyrochky_ryabu.doc89.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сказка про курочку Рябу, а ещё про то, как мама любит папу и папа любит маму…

    Мастер-класс работы с родителями в контексте программы «Социокультурные истоки»

    Картинка 1 из 3983

    - Хотите, я вам расскажу сказку про курочку Рябу?

    - Нет – отвечают родители, - не хотим, вы нам давайте что-нибудь более существенное, чем пересказ самой тупой сказки, которую мы знаем и сами бессчётное количество раз пересказывали.

    - И всё-таки – настаивает , - давайте ещё раз попробуем про неё, про курочку Рябу.

    «Жила-была курочка Ряба, и снесла она яичко. Да яичко не простое, а золотое». А символом чего является яичко на Руси? Правильно, началом жизни. Так ведь по сказке получается, что вначале Господь подарил человечеству жизнь, счастье золотое, в котором уже всё есть. А что сделал человек в образе деда и бабки? «Дед бил, бил, да не разбил, баба била, била, да не разбила»

    Давайте вспомним свою жизнь, свою семью. Сколько мы (и папа, и мама) приложили усилий к тому, чтобы разбить своё счастье. Но, слава Богу, что это не всегда сразу получается. «Но вот бежала мышка, хвостиком зацепила, яичко упало – и разбилось» Заметьте, не сама мышка разбила, а только хвостиком зацепила – и всё. То есть достаточно было одному слову, какой-то небольшой силе извне, мышиному хвостику, зацепить – и всё, семейное счастье, человеческое счастье разбито. Но Бог праведен. Он не оставляет человека в беде. И вот курочка Ряба уговаривает человека: не плачь, деда, не плачь, баба, я снесу вам яичко, но не золотое, а простое. Человек рад и этому счастью. Но теперь ему надо хорошенько потрудиться, чтобы яичко, т.е. жизнь и семейное счастье, стало золотым. А для этого, кроме всего прочего, нужен труд души. Труд, и не малый. Для того, чтобы в семье поселилась любовь, уважение друг к другу, радость, счастье нужно приложить серьёзные усилия. Народная сказка говорит, что счастье возможно. Одним из условий семейного счастья является то, когда каждый: и папа, и мама, осознаёт своё изначальное предназначение как мужчины и женщины. Роль отца – сильное мужское начало, человек, который содержит созданную им семью, является опорой и надёжной защитой для каждого члена семьи.

    Мама – хранительница очага. Если раньше мы это понимали в буквальном смысле, то сейчас подбрасывать постоянно поленья в печь не надо. Но необходимо поддерживать другой огонь. Огонь любви, в тепле которого комфортно всем членам семьи. Не правда ли, красивая семья, в которой такой отец и такая мать. Но, к сожалению, идеальные семьи в жизни встречаются нечасто. И тогда основой для решения многих проблем является не менее важное – уважительное отношение друг к другу.

    Далее возникает следующий вопрос: «Уважаемые родители, что является главным для ребёнка в вашей семье?» Ответов множество. От еды и компьютера до внимания и ласки. И тогда учитель приглашает ученицу 2-го класса, чтобы она рассказала родителям, своим и другим, любимое стихотворение:

    Мама на папу глядит, улыбается.

    Папа на маму глядит, улыбается.

    А день самый будний, не воскресенье.

    И за окошком не солнце, а вьюга.

    Просто такое у них настроение.

    Просто они очень любят друг друга

    После стихотворения помолчали, подумали… каждый о своём. Почему так значима для ребёнка любовь родителей друг к другу? Почему она даёт силы ребёнку, влияет на его самочувствие, настроение? И почему именно эта любовь согревает, даёт силы, свет, уверенность ребёнку в завтрашнем дне? Скорее всего, потому, что учат не столько умные слова и нотации, сколько созданная взрослыми среда, эмоциональная атмосфера в доме, семье. А если это так, то, может быть, взрослым в первую очередь необходимо пересмотреть свои взаимоотношения в семье, а потом читать нравоучения ребёнку, что правильно, а что неправильно.

    Кстати, академик РАО В.П. Зинченко также подтверждает значимость семейной среды для формирования, так называемого, ока души, отмечая, что «В человеческом зрении мы имеем дело с двумя принципиально различными органами: телесный глаз, который, конечно же, представляет собой одно из чудес природы, и глаз духовный, или око души. Око души (духовное зрение) – это особый функциональный, а не анатомо-физиологический орган человека» И только от нас с вами, родителей, зависит качество формирования ока души. Ребёнок из детства выходит по-разному: один – радостным, способным удивляться всему, а другой – озлобленным, закомплексованным.  Мы сегодня пришли не просто слушать красивую сказку, а трудиться, искать ответы на многие, казалось бы, тупиковые вопросы. И было бы неплохо теперь каждому из нас озадачиться тем, как выстроить семейные взаимоотношения, которые способны воспитать гуманные качества в ребёнке.

    А сейчас мы плавненько перейдём к следующему вопросу и поговорим о том, что такое детство. В учебнике по истоковедению содержится следующий ответ: детство – это ценность, а не только объект проектирования и воспитания. И нам, взрослым, следует это признать: ребёнок сейчас, в пору его детства, должен качественно проживать этот отрезок жизни. А мы период детства рассматриваем только, как возможность подготовить его во взрослую жизнь.

    Да, мы все родом из детства. И, в конце концов, помним из него преимущественно хорошее. Мы любим своих детей, и нас не нужно уговаривать любить их ещё больше. Мы беспокоимся об их судьбе больше, чем когда-то беспокоились о судьбе собственной, и нам хочется, чтобы наши дети были счастливее, способнее и умнее нас. Казалось, что мы всё делаем, что в наших силах и всё же… Всё же, что не так?

    Может быть то, что и у нас у всех, и у каждого в отдельности, чего греха таить, представления о детстве, осознание его роли в дальнейшем развитии и становлении взрослого человека весьма примитивны. У одних на устах расхожий штамп: «Детство и молодость – это недостаток, который с годами проходит» У других - избыточная забота о будущем ребёнка, которая коверкает его настоящее. Да и преждевременное взросление – это тоже не достижение, а беда – пропуск этапов или периодов детского развития, которые имеют непреходящую ценность.

    Мы забываем, что именно в детстве мы научились радостям и горестям, пережили свои ад и рай, неоднократно переживали «конец света», получили первые уроки свободы и рабства.     Детские страдания пробуждали в нас сознание, побуждали к поискам смысла, учили претерпеванию, преодолению трудностей, воли или же, наоборот, ожесточали нас.

         Проявленные к нам забота и любовь вызывали в нас доверие к миру, открывали нас и в нас человеческие качества, вводили в мир человеческих отношений. Задумавшись о своём детстве, вспомнив его, каждый придёт к простому заключению, что детство есть самоценная жизнь, а вовсе не подготовка к ней. А решаемые в детстве задачи грандиозны по своей сложности. Особенно сейчас, в период перестроечных рыночных отношений. Мало кто из взрослых сейчас до конца понимает взаимоотношения в подростковой среде. Что и как формирует группировки, что в них является ценностью?  Подростки свято охраняют свои отношения, редко кого из взрослых впускают туда.

    Нам лишь кажется, что наше детство бесконечно. Его плотность объясняется детской способностью удивления, останавливающего время. Поэтому-то оно и является началом познания.

    Прозорливый А. Эйнштейн в своё время сказал, что созданная им теория относительности – это детская игрушка по сравнению с детской игрой. Детская гениальность удивляет учёных. А. Флоренский говорил, что гений – это сохранение детства всю жизнь, а талант – это сохранение юности всю жизнь. Пора и дары детства – это любознательность, удивление, разгорающееся воображение и неуёмная энергия. А пора и дары юности – это мечты, пламенное воображение, стремление к самоопределению, задор, кураж.

         Значит – ребёнок – гений, юноша – талант, а взрослый?..

         На этот вопрос есть неплохой ответ у М. Волошина:

         «Ребёнок непризнанный гений

         Средь буднично серых людей…»

    Между прочим, это среди нас с вами, которым, видимо, морально тяжело признать детскую гениальность. Если мы отнесёмся внимательно ко всем высказываниям, к своим наблюдениям, то придём к печальному выводу: гениальность даётся с рождения, пока у ребёнка есть интерес, удивление, а в ходе дальнейшей человеческой жизни не только не приобретается, а утрачивается.

    Нужны какие-то загадочные, неизвестные нам счастливые обстоятельства, чтобы она сохранялась, опредмечивалась, а не угасала, а тем более не затаптывалась, не подавлялась. Так что же нам делать, как воспитывать своих детей? Вопросов здесь остаётся много, на которые придётся искать ответ, может быть, и всю жизнь. Ясно сейчас одно: воспитание «в лоб» (это можно, это нельзя) малоэффективно, если конечно, оно не подменяется насилием (а любое насилие - это только на время заставить замолчать или надолго загнать в угол). Мы ценим и помним тех родителей, тех учителей, которые нас не воспитывали, а дарили нам своё внимание, свои знания, а нередко – любовь и дружбу, т.е. школа равновесия души и глагола. Замечательно, что в русском языке глагол, как логос, - это и слово, и значение, и мысль, и действие, и деяние, и поступок. И только в союзе с душой превращает любое знание, действие, мысли в понимание, принятие чего-либо.

    На нашем первом занятии, уважаемые родители, мы озвучили, обозначили вопросы, которые должны быть главными, на наш взгляд, для родителей. Следующие занятия подразумевают более подробное освещение следующих тем:

    1. Женщина – хранительница очага (для мам)
    2. Мужчина – надёжный защитник и опора (для пап).
    3. Что значит: «Купаться в родительской любви»?
    4. Детство – это ценность.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с родителями в рамках программы «Город на ладошке»

    Работа с родителями в рамках программы «Город на ладошке» по теме: «Я иду на стадион!»...

    Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)

    Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....

    Организация работы с родителями в контексте ФГОС ДО

    В соответствии с Законом РФ "Об образовании в РФ" № 273 ФЗ от 29.12.2012 Родители (законные представители )несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей пе...

    "Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

    Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

    "Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

    На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...

    Работа с родителями в контексте ФГОС ДО

    Детский сад — первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педаго...