Проект «Берегите хлеб – он наше богатство».
проект (подготовительная группа) на тему

Березенко Татьяна Александровна

Развитие познавательной активности и патриотическое воспитание детей  в процессе знакомства с хлебом; воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb.docx412.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №7 «Радуга»

Тема проекта:

«Берегите хлеб – он наше богатство».

Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/340/98340041_4360286_zernov_hleba.png

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет 
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе: 
"Хлеб всему голова!" - 
В поле, в доме, в державе!

Автор проекта:

Березенко Т.А.

с. Кулунда

Кулундинский район

2016г.

Введение 

 

  1. Полное название проекта: «Берегите хлеб – он наше богатство».

2. Авторы проекта: Березенко Т. А. 

3. Участники проекта: дети, родители, музыкальный руководитель и воспитатели подготовительной группы.

4Район, город, представивший проект: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, МБДОУ №7 «Радуга».

5. Вид проекта: познавательно – игровой, групповой, среднесрочный.

6. Методы и формы работы:

 - наблюдение, экскурсии;

- чтение художественной литературы;

- заучивание;

- рассказывание;

- художественное творчество;

- рассматривание произведений искусства;

 - беседы;

- подвижные, пальчиковые, сюжетно – ролевые игры;

 - опытно-экспериментальная деятельность;

 - конструктивно-продуктивная деятельность.

 7.  Цель, направление деятельности проекта:  развитие познавательной активности и патриотическое воспитание детей  в процессе знакомства с хлебом; воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

 

8. Задачи: 

  1. Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
  2. Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
  3. Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
  4. Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
  5. Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
  6. Продолжить знакомить с картинами известных художников;
  7. Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
  8. Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
  9. Способствовать  сотрудничеству педагогов, родителей, социальных партнеров.

   9. Сроки проведения: сентябрь -  октябрь    2016 года. 

10. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

-  Дети узнают весь процесс получения хлеба.

 - Дети будут понимать, и уважать труд хлеборобов.

 - Научаться ценить хлеб.

  Актуальность проекта:

Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Заметили, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб, играть с хлебом. В разговорах и беседах выяснили, каковы представления детей  о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том, что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом убрать созревшее зерно, размолоть и уже потом из муки испечь хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей, выращивающих хлеб.

С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.

 

 

Этапы  реализации проекта:

  1. Подготовительный этап: (1- 2 неделя)
  1. Беседа с родителями, анкетирование, обсуждение предложенной воспитателями групп  идей и определение темы, целей проекта;
  2. Обсуждение участия родителей и детей в каждом этапе работы;
  3. Обогащение предметной среды группы активизирующими игровыми и дидактическими материалами.
  1. Основной этап: (3 – 6 неделя)

Работа  с детьми:

  1. Непосредственная образовательная деятельность:

 - «В каждой крошке хлеба – труд» ,

- «Хлеб – великое чудо»,

- «Хлеб – всему голова».

2. Проведение бесед:

 - «Откуда хлеб пришёл»,

- «Какой бывает хлеб»,

- «Как испечь хлеб дома»,

- «Берегите хлеб».

 3.Продуктивная деятельность:

 -  Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

-  Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

-  Составление узоров и рисунков из круп.

  1. Чтение художественной литературы:

-  «Легкий хлеб»,

-  «Крупеничка»,

-  «Крылатый, мохнатый, да масляный»,

-«Колосок»;

- В. Дацкевич «От зерна до каравая»,

-  К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»,

- В. Ремизов «Хлебный голос»,

- Я. Аким «Хлеб»,

- Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»,

- Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»,

- И. Токмакова «Что такое хлеб»,

- Н. Самкова «О хлебе»,

- П. Коганов «Хлеб - наше богатство»,

- загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

  1. Проговаривание скороговорок о хлебе:

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

  1. Дидактические игры:

- «Что из какой муки испекли»,

- «Что сначала, что потом»,

- «А какой он, хлеб»,

- «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»,

- «Назови профессию».

  1.  Сюжетно-ролевые игры:

- «Магазин»,  

-  «Семья»,

- «Ярмарка»,

-  «Мы-хлеборобы».

  1. Познавательно - исследовательская деятельность:

- Экскурсия в ЗАО «Кулундинское».

  1. Опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка ).

- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

- Замешивание теста.

  1. Взаимодействие с родителями и социальными партнерами:

- консультации, направленные на актуализацию проблемы, откуда берется хлеб, бережного отношения к хлебобулочным изделиям  родителей и детей.

 - Предложить детям вместе с родителями   выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

-  Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

-  Театрализация русской народной сказки «Колосок».

  1. Заключительный этап (7 - 8 неделя)

Итоговое мероприятие, праздник:  «Слава хлебу на столе».

Полученные результаты:

 

В результате работы над проектом дети узнали:

  • Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
  • Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
  • Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.

 

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.

А главное: мы будем учиться бережно, относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

Методическое обеспечение проектной деятельности:

  1. Основная образовательная программа МБДОУ детский сад №7 «Радуга».
  2. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников.  - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
  3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
  4. От осени до лета (детям о природе и  временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
  5. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
  6. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

\

 

Приложение к проекту.

Конспект занятия «В каждой крошке хлеба - труд» 

Цели:
1. Познакомить с основными составляющими компонентами теста, обогащать знания о появлении хлеба на столе, о разнообразии хлебобулочных изделий;
2. Закрепить знания о процессе выращивания хлеба, о труде людей;
3. Развивать мышление, память, речь, мелкую моторику, обогащать словарный запас;
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.

Материалы: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода.

Ход занятия:

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит щедрая земля?

Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!

Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай (Воспитатель показывает каравай).

Воспитатель: А сейчас, Катя расскажет нам, стихотворение про каравай.

Катя: Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!

Воспитатель: Давайте вспомним из чего пекут хлеб?

Дети: Из муки.

Воспитатель: А из чего муку получают?

Дети: Из зерна.

Воспитатель: Давайте вспомним, какой сложный путь проходит зёрнышко, чтобы стать хлебом.

(Дети рассказывают, глядя на картинки.)

Физкультминутка

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печем оладушки,  / хлопки ладонями/

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно, /имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

Тесто шлепнулось на пол, /присели/

Тесто убежало / легкий бег на месте/

Начинай сначала.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие продукты нужны, чтобы приготовить тесто?

(Ответы детей)

Воспитатель: (показ ингредиентов для теста) Верно, нам понадобится мука, соль, сахар, вода и дрожжи. А как вы думаете для чего нужны дрожжи?

Воспитатель: А дрожжи нам нужны, чтобы тесто поднялось, стало пышным, тогда и хлебушек наш будет пышный и рыхлый.

Посмотрите у вас на столах есть всё для приготовления теста, давайте попробуем, приготовить тесто, как наши бабушки на пышный каравай.

Дети под руководством воспитателя делают тесто.

Воспитатель: Сколько теста у нас получилось, я передам его нашим поварам, а они нам к полднику испекут из него что - нибудь вкусное.

А сейчас давайте ещё раз вспомним, как же к нам на стол приходит ароматный хлеб. – Как вы думаете почему говорят: « в каждой крошке хлеба – труд»?

(Ответы детей)

Вос-тель: Молодцы, ребята, конечно же, получение хлеба – это нелёгкий труд большого количества людей. И вы сегодня славно потрудились.  

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Хлеб – всему голова»

для детей подготовительной  группы

 

Базовая образовательная область: «Художественное творчество», рисование.

Интеграция с областями: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество».

Цель: Обучить детей нетрадиционным способам рисования пшеничного колоса.

Программное содержание:

- Познание: расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде.

- Художественное творчество: закрепить навыки рисования с помощью примакивания ворса кисточки.

- Социализация: повышать мотивацию изобразительной деятельности через осознание ее нравственной значимости; совершенствовать общую и мелкую моторику.

- Коммуникация: активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый).

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с красками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: музыкальное сопровождение, иллюстрации на тему «Хлеб - всему голова», пшеничные колосья, сундучок.

 

Ход деятельности.

Воспитатель рассказывает древнюю легенду о хлебном колосе:

- В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно шел дождик, когда нужно – светило солнце. В лесах росли плодовые деревья. Звери были смирными, и все кормились травой. Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода. Хлебный колос был очень большим – стебля почти не было, зерна начинались от самой земли, и каждое зерно было размером с боб. Хлеба было так много, что его никто не ценил. Один раз Бог ходил по земле и увидел, как мать подтерла краюшкой только что испеченного хлеба обмаравшегося ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, поднялся на небо и лишил людей хлеба. Стала земля как камень, реки высохли, трава завяла. Наступил голод. Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба. Тот сжалился и выделил на кошачью и собачью долю маленький колос на длинном стебле. Бог сделал так, что лето стало занимать только половину года. Зима – для людей, а лето – для зверей. Люди, выпекая свежий хлеб, первый кусок отдавали кошкам и собакам. А теперь скажите, чему учит легенда?

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку, «вырос в поле дом, полон дом зерном» (колос). Вот колосок у нас сегодня в гостях, давайте расскажем, что мы про него знаем. Где растет колосок? Какие растения еще растут в поле, у которых есть колоски?

Дети: пшеница, рожь, ячмень.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на картинку, где изображено поле пшеницы. Что находится на колоске?

Дети: зерна (воспитатель демонстрирует натуральный пшеничный колос)

Физминутка под музыку:

В землю зернышко попало (дети приседают),

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).

К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.

Воспитатель: дети, давайте присядем за стол и попробуем нарисовать пшеничное поле (в начале рисуем стебелек, а затем примакиванием ворса кисточки – колосок, в этот момент звучит спокойная мелодичная музыка).

Рефлексия:

Воспитатель просит детей представить, что он – колосок, а они – зернышки. Дети медленно собираются в кружок на ковре, в центре находится воспитатель.

- Ребята, скажите, что делают из пшеничных зерен? (муку разных сортов)

- Что делают из муки? (хлебобулочные изделия)

- Сегодня наш колосок приготовил для вас угощение в виде баранок.

- Когда будете кушать, вспомните легенду о хлебном колосе.

Упражнение «Зернышко»

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало. (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал. (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путь хлеба к нашему столу".

Кем быть? «Хлеб – всему голова», - говорят у нас в народе.       Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а  без хлеба – не может. ...

«Берегите лес – лес наше богатство»

- Закреплять  знания детей  о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.         - Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять ...

Конспект открытого занятия для разновозрастной группы «Берегите лес – лес наше богатство»

Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаро...

Творческий проект «Кладовая солнца - уголь наше богатство».

Любовь к родному краю,  знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.  Культура, как растение, у нее не только ветви, но ...

Проект по теме: ЛЕС- НАШЕ БОГАТСТВО

Проект по теме: ЛЕС- НАШЕ БОГАТСТВОТип проекта: исследовательско – творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участники проекта: педагоги, дети и родители.Цель: формирование экологическ...

Проект «Берегите хлеб».

Сформировать у детей целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе....