"С чего начинается Родина?"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Щукина Любовь Валериановна

Конспект по воспитанию патриотических чувств у детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchukina_rodina.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение  Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района Чувашской Республики

Непосредственная образовательная

деятельность по образовательной области «Речевое развитие»

в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскому

языку» в старшей группе на тему:

«С чего начинается РОДИНА?»

  Воспитатель :

Щукина Л.В. – воспитатель первой

квалификационной категории

         

с. Моргауши-2017

Программное содержание: Учить детей понимать чувашскую речь. Закрепить понятие «РОДИНА», воспитывать чувство восприятия красоты родного края, осознать значение малой Родины,  воспитывать патриотическое чувство любви к окружающему миру через чувашскую  поэзию и легенду. Развивать разговорную речь. Обогащать  знания детей о признаках весны.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Мое село», «Моя семья», экскурсия в историко-краеведческий музей, в детскую библиотеку им. А.Г.Николаева, целевые прогулки вокруг детского сада. Разучивание песен и стихов о весне, о родине.

Ход занятия:

Ребята стоят в ресурсном круге. Воспитатель задает вопрос детям, как они понимают  слово «Родина». (Ответы детей)

-Правильно. Родина - это  наша семья, наш дом, родная улица, город или село, Чувашия.

-А где же мы живем? (Воспитатель предлагает 1-2 детям повторить  свой адрес, имена и место работы родителей).

-Для каждого из вас ваш дом – родной. Место, где вы родились, называют Родиной.

- О Родине говорят и многие писатели. Сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением Василия Давыдова-Анатри, где он описывает свою родину.

«Илемлě ςěршыв».

Сāрт хыςěнчен хěвел тухать,

Шāнкāртатса ςырма юхать-

Илемлě ςěршыв.

Ирех юрлаςςě кайāксем,

Ēςе васкаςςě ял –йышсем-

Илемлě ςěршыв.»

Ăςта пāхан, ик куς тулли

Ēςчен ςынсен тырри-пулли

Илемлě ςěршыв.

- Ребята, как автор называет свою родину? На чувашском языке слово «родина» звучит «ςěршыв». Воспитатель помогает детям понять словесную картину стихотворения. Предлагает детям  подумать о значении слова  «Илемле сершыв». (ответы детей)

Правильно,  поэт В.Давыдов–Анатри  написал стихотворение о красе нашей  Родины. Он отметил, что народ трудолюбивый, местность красивая.

- Какое время года поэт описывает?

- Правильно поэт описал весеннюю красоту природы и как приятно слышать пение птиц по утрам.

-А теперь давайте вспомним, что же нам дарит весна –ςуркунне (дети перечисляют изменения в природе - хěвел тухать, ςырма юхать, кайāксем юрлаςςě).

-Чем же озабочены перелетные птицы? (Йāва ςавāраςςě).

-А знаете, они тоже возвращаются на свою Родину с  теплых краев (кантартан) и выводят своих птенцов.

Педагог предлагает детям по  желанию рассказать стихотворения о красоте природы (о времени года).

-А теперь подумаем, без чего не было бы весны?

Воспитатель загадывает загадку:

Ирпе ирех  вāранать –

Çÿл тÿпене хāпарать.

Çÿллерехрен савса пāхать

Хěпěртесе йāл кулать (хěвел).

 

-А теперь предлагаю поиграть в игру «Хевел». Среди игроков выбирают водящего-солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий, игроки берутся за руки и водят хоровод:

Сутат хевел, вайларах –

Сулла пуле шарахрах,

Хел кунесем ашарах,

Сурхи кунсем сутарах.

Затем игроки подходят к солнцу, водящий говорит «Вери» и догоняет их.

Водящий касается рукой и пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

        Весной солнышко теплое, а летом –жаркое. Оно нас греет и вся природа оживает  и цветет от ее тепла.

-Но вы знаете, что солнце хотели украсть? Сейчас я вам прочитаю легенду «Как чувашские батыри спасли солнце».

«За долгую зиму   на солнце  постоянно нападали злые духи посланные старухой Вубыр, и хотели его стащить с неба. Солнце  все меньше и меньше появлялось на небе. Тогда чувашские батыри решили освободить солнце из плена. Собралась дружина добрых молодцев и, получив благословение старцев, направились на восток, чтобы вызволить солнце. Семь дней и ночей сражались  батыри  со слугами Вубыра и наконец, одолели их. Злая  старуха Вубр со сворой своих помощников убежала в подземелье, спряталась во владениях Шуйтана.

      Подняли батыри ослабевшее солнце, осторожно положили на вышитый сурпан. Поднялись на гору, высящуюся  на самом  восточном углу Вселенной, поднялись на высокое дерево на вершине этой горы. Бережно установили еще  слабое солнце на небесную твердь. Подбежал тут мать солнца, подняла  сына на руки, приложила к белым грудям, накормила молоком. Воспрянуло светлое солнышко, воссияло, вернулись к нему с материнским молоком прежние силы и здоровье. И покатилось солнышко по хрустальному небесному своду, пританцовывая от радости». (см. И.В.Махалова, Е.И.Николаева «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа» ст.128 ).

Воспитатель задает вопросы по произведению. Обращает внимание, как сражались чувашские батыри. Что у солнца тоже есть мать  и как она вернула солнцу силы.

Воспитатель предлагает послушать чувашскую мелодию, а сама читает стихотворение,  написанное  школьницей  г. Чебоксары Маши Якимовой. ( из журнала «Халāх шкулě –Народная школа» №4  -2008 ).

   

 «Родина»

Родина – где ты родился,

Родина – где ты живешь.

Маленький дворик и город красивый,

Лучше его не найдешь.

Добрые люди, веселые дети,

Солнышко, птички, цветы . . .

Родина – мирное небо над нами.

На родине счастливы мы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...