Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Осиктакан» (старшая, подготовительная группа)
рабочая программа (старшая группа) по теме

Борисова Кристина Афанасьевна

Рабочая программа  разработано в соответствии ФГОС  к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства).В основу авторской программы положен опыт  Н.А. Ветлугиной, М.Ю. Картушиной, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. Срок реализации программы – 2 года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 5-7 лет.          

  Цель – Совершенствование вокально-хоровых навыков дошкольников, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания ,правильного звукообразования, четкости дикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Хатынчан»  МО «Алданский район» с.Кутана

 Республики Саха (Якутия)

«Рассмотрена» на заседании                                                                                                                                                                        Педагогического совета                        «Согласована»                             «Утверждаю»                                                            Протокол  №___ от _____ 2016 г          Старший воспитатель                  Заведующая МКДОУ д/с  «Хатынчан»                                Руководитель   МО                                 _________/Н.В.Мартынова/         ____________/Е.А. Борисова/ ___________/В.В.Андросова/               «______»___________2016 г.       «______»___________2016 г.

Дополнительная образовательная программа

вокального  кружка «Осиктакан»

(старшая, подготовительная группа)

Срок реализации программы: 2 года

Составитель: Борисова К.А.

Воспитатель старшей группы

МКДОУ д/с «Хатынчан»

с. Кутана, 2016 г.

Пояснительная записка

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)

  Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в детских садах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка. Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.        Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие на концертах и на утренниках, в конкурсах, фестивалях.                                                        Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребенка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.                                                        Рабочая программа  разработано в соответствии ФГОС  к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства).В основу авторской программы положен опыт  Н.А. Ветлугиной, М.Ю. Картушиной, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. Срок реализации программы – 2 года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 5-7 лет.                Цель – Совершенствование вокально-хоровых навыков дошкольников, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания ,правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

1. Формирование интереса к вокальному искусству;                                                                2. Развитие певческих способностей.                                                                                    3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;                                                               4. Развитие умений различать звуки по высоте;                                                                5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;                                                                                                                6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни;                                           7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естесственным голосом, без напряжения);                                                                                                                              8. Совершенствование вокально-хоровых навыков;                                                                     9. Формирование навыков умения держаться правильно на сцене.                                         10.Формирование навыков работы в коллективе, коммуникативные умения.

 Принципы построения программы:

1. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможности ребенка;                                                                                                            2. Принцип постепенного повышения трудных ,новых заданий, в постепенному увеличении объема и интенсивности нагрузок;                                                                                3. Принцип систематичности предусматривает непрерывность и регулярность занятий;              4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся  на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям;

5. Принцип повторяемости материала;                                                                                        6. Принцип наглядности.

Методические приемы:

1.Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

↑ знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);

↑ работа над вокальными и хоровыми навыками;

↑ проверка знаний у детей усвоения песни;

2.Приемы, касающиеся только одного произведения:

↑  споем песню с полузакрытым ртом;

↑ слоговое пение («ля», «бом» и др.);

↑ хорошо выговаривать согласные в конце слова;

↑ произношение слов шепотом в ритме песни;

↑ выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

↑ настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

↑ задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

↑ обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

↑ использовать элементы дирижирования;

↑ пение без сопровождения;

↑ зрительная, моторная наглядность.

3.Приемы звуковедения:

↑ выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

↑ образные упражнения;

↑ вопросы;

↑ оценка качества исполнение песни.

Занятия в вокальном кружке «Осиктакан» проводятся с октября по май, рассчитана на 36 занятий в год. Детей разделяю на две подгруппы.                                           Первая группа – дети старшей группы, задача: подготовить детей к правильному пению, чистоте интонирования;                                                                                                 вторая группа – подготовительная к школе группа, задача: совершенствование вокальных качеств детей, выступление на различных конкурсах, фестивалях.                                                     Основная форма работы с детьми – НОД, длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей в группе (24 человек).         В результате обучения, дети должны уметь в различных видах коллективного исполнительства петь:

-песни хором в унисон;

-хоровыми группами (дуэт, трио и т.д);

-тембровыми подгруппами;

-при включении в хор солистов;

-пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого голоса каждого ребенка м чистоту интонирования мелодии, и в соответствии с природным типом голоса, определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.                      Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха голоса) нужно соблюдение следующих условий:

↑ игровой характер занятий и упражнений;

↑ активная концертная деятельность детей;

↑ доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;

↑ атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально-дидактические игры, пособия);

↑ звуковоспроизводящая аппаратура ( аудиомагнитофон, микрофон, кассеты  и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);

↑ сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу и необходимо проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

↑ восприятие музыки;

↑ развитие музыкального слуха и голоса ;

↑ песенное творчество;

↑ певческая установка;

↑ певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое  дыхание;  звуообразование; навык выразительной дикции).

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет, в первую очередь, работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции  включает:

.  выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

.  умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

.  умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

.  гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

.  гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

.  «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

.  слуховой самоконтроль;

.  слуховое внимание;

.  дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной  выразительности, различие правильного и неправильного пения;

.  представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально – выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

.  выразительностью мимики лица;

.  выражением глаз;

.  выразительностью движения и жестов;

.  тембровой окраской голоса:

.  динамическими оттенками и особенностью фразировки;

.  наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

.  короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

.  опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. Детям обьясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

.  спокойное постепенное ( без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

           Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

.  не очень сильно прикусить кончик языка;

.  высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

.  покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

.  сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

.  упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

.  пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя  звук, стараясь приозводить щелчки боле высокого и низкого звучания ( или в унисон);

.  постукивая пальцами сделать массаж лица;

.  делать нижней челюстью круговое движения вперед - вправо -  назад -влево - вперед;

.  сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт).Выдох – губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза.

      Структура занятия.

   1.Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок  (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапозоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2.  Пауза.  Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1 – 2 минуты (физминутка).

3.  Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4.  Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют

Месяцы

Старшая группа

Подготовительная группа

Примичание

октябрь

«О5о саада ынырар» Г.Петрова мел.

«Уэруу ырыата» Е. Неустроева мел.

Выступление на развлечении внутри детского сада

ноябрь

«Чэ иккиэн оонньуохха» Н.Макарова мел.

«Кэтэр ат» Р.Спиридонова мел.

Подготовка к конкурсу «Зима Севера»

декабрь

«Сана дьыл» Н.Макарова мел.

«Российский Дед-Мороз»

Выступление на новогоднем утреннике

январь

«О5о-аймах уэруутэ» Н.Макарова мел.

«О5о саас ырыалара»

Выступление на различных мероприятиях

февраль

«А5ам курдук буолуо5ум» В.Егоров мел.

«Моряки» и.т.д.

Выступление внутри сада

март

«Мамочка моя»

«Эhэлэр ветеран геройдар» Г.Петрова мел.

Выступление на утреннике

апрель

«Весенняя песенка»

«Прадедушка»

Конкурс «Музыкальная палитра»

май

«Тыа5а тахсан олоруохха» М.Данилова мел.

«Уэруу ырыата» Е.Неустроев мел.

Выступление на конкурсе «Бэби Шлягер»

Песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.                                     Работа над выразительным артистичным исполнением.

Календарно-тематический план

            Ожидаемый результат

            Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, постепенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.        Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Диагностика уровня развития певческих умений

п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

Качественное исполнение знакомых песен

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Умение импровизировать

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

Навыки выразительной дикции

0 – не справляется с заданием

н  (низкий) – справляется с помощью педагога

с  (средний) – справляется с частичной помощью педагога

в  (высокий) – справляется самостоятельно

                                        Использованная  литература:

1.   Бочев Б. Эмоциональное пение в детском хоре. Развитие детского голоса.-М., 1963.

2.   Венгер Л.А. Педагогика способностей.-М., 1973.

3.   Веселый каблучок. /Составитель Л.В. Кузьмичева. Мн.:Беларусь,2003.

4.   Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.:Музыка,1989.-

5.   Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.:Лексис, 2005.-

6.   Гудимов В.,Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука.М.: ГНОМ-ПРЕСС,2000.

7.   Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста.-М.,1963.

8.   Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки».  «Невская НОТА»,С-Пб,2010.

9.   Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2010.

10.   Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М.,1940,№ 11.

11.   Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. – М..,2010.

12.   Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. - М.

13.     Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань,1999.

14.   Учим петь – система упражнений для развития музыкального слуха и голоса//Музыкальный  руководитель. М.,2004 №5

15.   Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т.М. Орлова, С.И.Бекина. М.: Просвещение,1987.

16.    Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т.М. Орлова, С.И.Бекина. М.: Просвещение,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Удивительный мир сказок» Дополнительная Рабочая Программа с детьми старшей - подготовительной группы «Морячки» (5-7 лет) на 2016-2018 учебный год

Оглавление:Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 6Список детей…………………………………………………………………………7Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет………………………………..8 - 9Перспективный план работы с ...

Дополнительная образовательная программа "Учимся,играя"в подготовительной к школе группе

Актуальность данной программы состоит в том, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Мониторинг по реализации дополнительной образовательной программы «Конструкторское бюро» старшей группы

Реализация дополнительной образовательной программы "Конструкторское бюро"...

Дополнительная образовательная программа «Хочу все знать» подготовительной группы №10 «Фантазеры» в МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности 7 «Антошка» г. Урай. Руководитель: Видякина Н. И.

Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, разработана программа кружка «Хочу все знать!» для детей подготовительной к школе группы. Ведущая идея программы заключается в ор...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...