Конспект занятия "Мы живём в Бурятии"
план-конспект занятия на тему

Анна Михайловна Симакова.

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zhivyom_v_buryatii.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 «Мы живем в Бурятии»

Задачи:

  • Закрепить знания детей о том, что они живут в Бурятии.
  •  Развивать интерес к истории Сибири. Закреплять знания детей о жизни, обычаях, национальном костюме, культурой бурят, животных.

Активизация словаря : Бурятия, Сибирь, исполины, дэли, бэхэ, гутал, дэнзэ.

Обогащение словаря: буряты, юрта, очаг, моринхур.

Материал: карта Бурятии, флажок, кегли 10 штук, «лошадки» на палочке 2 штуки, иллюстрации: слайды бурятской национальной одежды, юрта; запись бурятской музыки, детали бурятской шапочки.

Ход занятия:

Дети встают полукругом у карты Бурятии.

- посмотрите на карту Бурятии.

- Что вы увидели на карте? (реки, озеро Байкал, города, леса )

- Как называется наш город? (Улан-Удэ)

- Как называют людей живущих в Улан-Удэ? (Улан-Удэнцы)

- Какие города  Бурятии вы знаете?

- Как называют наш таежный край? (Сибирь)

- Жителей Сибири? (сибиряками)

- Сибирь - это тайга, лес – деревья, верхушки которых, кажется касаются неба. (показать деревья)

Физминутка: Покажите, какие высокие деревья растут в тайге.

(дети тянутся вверх)

Подул сильный ветер – закачались деревья – исполины.

(плавные наклоны в стороны)

Молодые, неокрепшие деревца пригнулись к самой земле.

(наклоны вперед с касанием руками пола)

В Бурятии у Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, русские, эвенки, якуты, и многие другие.

Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские, казаки, белорусы, украинцы, поляки и остались здесь жить.

Сейчас я расскажу вам о жизни, обычаях народа БУРЯТИИ.

Приглашаю вас в музей, я буду вашим экскурсоводом.

Дети проходят в муз.зал, садятся на стулья.

Буряты живут в разных районах, говорят на бурятском языке.

- САЙН БАЙНА – обозначает по бурятски здравствуйте.

Если услышите, будете знать, что с вами здороваются.

- Посмотрите на фото бурят в национальных костюмах.

- Буряты занимаются разведением баранов, лошадей.

Им часто приходилось переезжать в разные места, на новые пастбища. Жильем для бурят служила ЮРТА, которую можно легко разобрать и перевести на новое место.

- ЮРТА – состояла из длинных деревянных жердей – палок, которые покрывали войлоком, материал из шерсти. Посередине юрты был очаг – огонь . который обогревал юрту.

Буряты почитают, уважают огонь, при переезде не бросали огонь на старом месте, а переносили огонь на новое место.

Священное животное у бурят - КОНЬ – Это друг, оружие, богатство, гордость, радость. Многие вещи у бурят имеют изображения коня, его копыт.

С детства обучают маленьких детей ухаживать за конем, запрягать, распрягать, скакать на коне.(Слайды коней)

- Давайте поиграем в игру «Ловкие наездники».

Бег вокруг кеглей на «лошади» (палочка), не уронив кегли.

Бурятская национальная одежда очень красива, давайте посмотрим национальные костюмы бурят.

- Верхняя одежда бурят называется ДЭЛИ.(слайд одежды бурят)

- Посмотрите , на что она похожа? (ответы детей)

ДЭЛИ –похожа на халат, с запахом на правую сторону, с пуговицами.

Нарядные ДЭЛИ шили из дорогих материалов, длинные, для защиты от холода, рукава были удлиненные, украшали мехом.

- Как вы думаете для чего? (были , как рукавицы)

- Мужское ДЭЛИ подпоясывалось длинным кушаком – БЭХЭ.(слайд мужского костюма).

Атрибутами мужского костюма были нож в ножнах и огниво.

- Как вы думаете, для чего они нужны? (разводить огонь, отрезать пищу, для безопасности).

Бурятская обувь называется - ГУТАЛ, шили из кожи. Носки сапог загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю.(слады мужской обуви).

Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание - обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - ДЭНЗЭ, изготовленное из золота, серебра или коралла - символизирует солнце, освещающее вселенную. Красная кисточка олицетворяет солнечные лучи.(слайд бурятских шапок).

Предлагаю вам распределиться по двое и собрать из частей бурятскую шапочку. Выполняют на фланелеграфе.

- Какие красивые получились шапочки.

Ребята, какой праздник скоро наступит? (Новый год).

У бурят Новый год называется САГААЛГАН или ПРИХОД БЕЛОГО МЕСЯЦА.(слайд)

На праздник готовят разнообразную молочную пищу, поют песни, исполняют народные танцы. Проходят состязания всадников, борьба, стрельба по мишеням из лука.

На этом наша экскурсия заканчивается, понравилось вам экскурсия по музею?

- О какой национальность мы сегодня говорили? (о Бурятах)

Давайте попрощаемся. Дети по - русские : а теперь, воспитатель по- бурятски: БАЯРТАЙ.

Конспект составлен опираясь на интернет ресурсы: ulan-ude-dou/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живём на земле - мы живём в России

Расширять представления детей о родном крае.Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России....

"Народы России. Буряты" конспект по проекту к презентации.

Воспитатель: Васяк А.АЦель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи: ·        Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.·...

Конспект развлечения "Дружба народов Бурятии" (подготовительная группа)

В развлечение рассказывается о народах населяющих нашу Республику....

Конспект занятия "Викторина "Моя Бурятия"

Викторина для старшего дошкольного возраста....

Праздник, посвящённый 100-летию образования Республики Бурятия, «Бурятия любимая моя»

Сценарий праздника, посвящённого 100-летию образования Республики Бурятия....