Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Воскодав Олеся Анатольевна

Программное содержание:

1.  Познакомить детей с уральской домовой росписью: назначением, композиционными особенностями исполнения в интерьере избы.

2.  Развивать образное восприятие детей.

3.  Воспитывать интерес к уральской росписи, любовь к родному

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uralskaya_domovaya_rospis._konspekt.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»

Программное содержание:

1.  Познакомить детей с уральской домовой росписью: назначением, композиционными особенностями исполнения в интерьере избы.

2.  Развивать образное восприятие детей.

3.  Воспитывать интерес к уральской росписи, любовь к родному

Предварительная работа:

Познакомить детей со значением слов: «теплуха» — печка, «га-лить» — шуметь, «пониточек» — верхняя одежда, «лопочет» — говорит невнятно, непонятно, «подлеток» — подросток, «негоже» — непригодно, нехорошо, «жило» — изба, жилье, «блаз-нится» — кажется, видится, «обитать» — находиться, быть, «бахвалиться» — хвастаться, хвалиться, «побалясничать» — поговорить.

Зрительный ряд:

1.  Трехстворчатый макет избы (внутренняя сторона), листы из плотной бумаги — «стены» с росписью.

2.  Цветные фотографии и ксерокопии элементов интерьера избы из книги В. А. Барадулина «Народные росписи Урала и Приуралья: крестьянский расписной дом». — Л., 1987.

3.   Карта России.

4.   С. Кириллов, «Портрет Петра I».

5.   Предметы народных мастеров, украшенные росписью (хохломской, городецкой).

Музыкальный ряд:

Магнитофонная запись песни Г. Струве «Моя Россия».

Литературный ряд:

Е. Г. Лопатина, Н. Н. Агапова, «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись».

Ход занятия

Воспитатель предлагает послушать песню Г. Струве «Моя Россия». Ведет беседу:

О чем поется в этой песне? (О нашей Родине, России.)

Как называется то место в России, где мы с вами живем? (Показ на карте России Уральского края, Южного Урала.)

Как звали царя, который послал людей строить на Урале заводы, добывать железную руду, камни-самоцветы? (Показ портрета Петра I.)

Кто построил вот такие крепкие, деревянные дома для пришедших на Урал людей? (Показ фотографий. Рассмотреть, как украшены дома.)

Дома в нашем крае украшали не только деревянной резьбой. Построив дом, древоделы уходили, а люди, живущие в нем, начинали порой грустить. Как вы думаете, почему? (Выслушав ответы детей, предлагает послушать сказку, из которой они узнают, чем еще украшали на Урале деревянные избы, чтобы в них было уютно и жилось весело.)

Лето маленькое, зима длинная да холодная, в доме рано темнеет, и кажется: вот уже с ночью и сказка идет... (Воспитатель накидывает на плечи шаль.)

«Жил в наших краях старичок один. Еремеем его звали. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках-озерах ловил. Тем и кормился. Домишко у него хоть и крепкий был, да темный, неудобный. Плохо в нем жилось Еремею-то! Как за теплуху берется, так рогатые черти выскакивают и ну из угла в угол скакать, угольками перебрасываться. Того и гляди, до пожара доведут!

Сядет Еремей за самовар чайком побаловаться, а кикимора болотная тут как тут: "Почему без меня чай пьешь?" И давай галить, зубы скалить да тиной болотной, вонючей брызгать! Какой уж тут чай! А то пауки да тараканы по углам расползутся, али другая какая нечисть поганая тьмой темною застелит пол да закроет стены!

Терпел-терпел дед Еремей да и вон из дому-то ушел! Накинул на плечи пониточек и пошел в лес куда глаза глядят! Бродил-бродил по лесу-то да на пенек присел, уставши. Задумался о своем невеселом житье-бытье. Вдруг, слышь-ко, будто лопочет кто! Глянул Еремей — стоит человечек, росту небольшого, не то мужик, не то подлеток какой. "Ты кто?" — спрашивает Еремей. "Я-то? Домовой, — отвечает человечек. — Только не при деле состою. Жду, может, кто в дом позовет. Нам, домовым, негоже самим дом заводить. А ты чего тут, в лесу, обитаешь, али тоже дома нет?" "Да есть дом-то, — говорит Еремей, — только худо там!" И рассказал он о своем горе. "Эта беда — не беда! — говорит домовой. — Помочь могу, только позови!" Согласился дед: "Что ж, попробуй, а не выйдет — ничего, вместе так и останемся в лесу бедовать!" "Погоди тут, а я на твое жило погляжу", — сказал домовой и исчез.

Сидит Еремей да думает: "Что же он один с такой оравой лихой сделает? Помочь надобно!" Подходит к дому, и блазнится ему, что дом ходуном ходит! Домовой-то неглупый, знает, как дела такие вести. Позвал он сову на подмогу, а та как ухнет, так кикимора из избы кубарем покатилась да прямиком в болото! А черти, слышь-ко, лютуют! Загалили, по углам скачут! Ясно дело, уходить не хотят! Да домовой не оплошал. Расстегнул пониточек, а оттуда голуби белые выпорхнули и ну чертям в глаза клевать, по всей избе гонять! Присвистнул домовой, и вдруг, откуда ни возьмись, вьюнок по стенам пополз. Цветочек с виду хиленький, да крепкий! Стянул ноги с копытами и ну чертей в теплуху забрасывать!

Еремей как увидел, что в доме-то стало, обрадовался, давай домового благодарить. А тот говорит: "Потом спасибо скажешь! Утро вечера мудренее! Поди-ко спать!"

Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал. Все углы, простеночки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе стало, что не высказать словами! С тех пор дед Еремей и домовой вместе жить стали. Только его, домового-то, никто не видит. Домовой — он на то и домовой, чтоб дом в порядке содержать да хозяину помогать, а не бахвалиться попусту!

Бывает, порой скучно станет Еремею, так домовой сядет с ним, чаю попьет, о житье-бытье побалясничает да и снова спрячется! А о том, как они дальше жили, — это другой сказ будет!»

 (Во время рассказа сказки используется макет избы в трехстворчатом варианте. В начале сказки на стенах нарисована паутина, стены серые. В конце на них крепятся листы с росписью.)

Воспитатель:

— Понравилась вам сказка? Кто мешал Еремею в доме спокойно жить? Кто помог ему эту нечисть прогнать? Что же Еремей увидел в своей избе, когда проснулся утром?

В жизни почти так и было. Вслед за древоделами потянулись в наши края и красильщики. Красильщики — это мастера, которые расписывали избы изнутри вот такими узорами (показ цветных фотографий и ксерокопий с изображением интерьера избы). Такую роспись назвали уральской домовой. Вам нравится? Как вы думаете, почему роспись назвали «домовой росписью»? (Потому что ею украшали дома: стены, простенки, потолки, двери.)

Избу расписывали в три яруса, в три ряда. От пола до лавок — это нижний ярус. Обычно он расписывается узором, который называется «царские кудри» (показ на ксерокопии). Средний, второй, ярус — от лавок до потолка. Посмотрите и скажите, что рисовали красильщики между окнами? А около дверей и на самой двери? (Рассматривание ксерокопий и фотографий.) Верхний ярус — потолок. Это как небо, только в избе. Посмотрите и скажите, что на потолке у входа в избу рисовали? (Веночки.) Веночки похожи на круглое солнышко, от которого человеку всегда теплее становится.

Скажите, уральская домовая роспись похожа чем-то на другие? Чем она похожа на хохломскую, городецкую росписи? (Роспись по дереву, растительные мотивы.) А в чем их отличие? (Уральской росписью украшали стены, двери, потолок избы.)

Для чего так украшали росписью избы? Чтобы людям радостно, весело, уютно жилось в них. «Каково на дому, таково и самому», — говорят люди. «В доме красиво, опрятно, и самому весело, приятно».

Вот вы сегодня и узнали, что на Урале избы украшали не только деревянной резьбой, но и росписью. А хотите побольше узнать об этой необычной росписи? Но об этом — на следующем занятии.

Конспект занятия 3

«Уральская домовая роспись»

Программное содержание:

1.  Продолжать знакомить детей с уральской домовой росписью: показать особенности подбора цветового решения.

2.  Подводить детей к овладению отдельными приемами работы плоской кистью и масляными красками («растяжка»).

3.  Воспитывать интерес к уральской росписи, желание создавать красоту вокруг себя.

Зрительный ряд:

1.  Изделия народных мастеров, украшенные хохломской, Городецкой, семеновской, полхов-майданской, уральской росписью.

2.  Художественные фотографии (типографские репродукции) с изображением этих пособий.

3.  Вариативные образцы уральской росписи (фон темный и светлый).

Литературный ряд:

Я сердцем все это вбираю,

Свой край полюбив навсегда,

 Но главная сила Урала —

В чудесном искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

 Народной мудрости запас.

 Традиции народа продолжая,

 Мы у народа учимся сейчас.

Материалы и пособия:

1.  Плоские кисти (№ 4), масляные краски (два цвета), масло подсолнечное, тряпочки-салфетки, палитры — квадраты оргстекла (10x10 см).

2.  Стеклянные квадраты (20 х 20 см), окантованные изоляционным материалом.

3.  Фартуки.

Обогащение словаря: Масляные краски, «растяжка».

Ход занятия

(На столе воспитателя, полках и на мольберте расположены изделия народных мастеров, пособия с их изображением.)

Воспитатель читает стихотворение, потом говорит:

— Ребята, посмотрите, сколько сегодня вокруг нас красивых предметов! Все они созданы народными мастерами, руками человека. Сейчас мы поиграем в игру «Найди и назови». Найдите среди этих изделий те, которые украшены хохломской росписью (городецкой, семеновской, полхов-майданской). (Во время поиска стимулировать детей на описание особенностей выбранного вида росписи. Использовать стихи о народных росписях.)

Кто помнит, как называли мастеров, которые расписывали избы у нас на Урале? (Красильщиками.)

Они также украшали росписью посуду, мебель (шкафы, полочки, лавки) и другие предметы.

Найдите среди этих предметов те, которые расписаны уральской росписью (разделочные доски, ложки, декоративное панно).

Давайте повнимательнее рассмотрим росписи на этих предметах. Каждый листик или цветок необычны, они как будто светятся и кажутся волшебными!

А знаете, как это получается у мастеров? Хотите узнать? Посмотрите на эти росписи (показ вариативных образцов). Вот эта роспись сделана на темном фоне. Скажите, а края лепестков у цветов светлые или темные? Верно, они светлые, будто светятся. А вот другая роспись. Какой фон здесь: светлый или темный? Вы правы, светлый. А края у лепестков какие? Темные. Поэтому эти цветы светятся из середины. Вот, оказывается, какой секрет знали мастера-красильщики! Если фон изделий темный, то цвет краски по краям листьев, цветов светлый, и наоборот, если фон светлый, то цвет краски по краям росписи темный. Запомните этот секрет!

Но посмотрите еще раз на цветы, листья в уральской росписи. Есть ли среди них такие, которые нарисованы только одним цветом? (Рассмотреть с детьми элементы росписи, стимулировать детей на называние тех цветов краски, которые были использованы. Обратить внимание, как краска одного цвета плавно переходит в другую. Выделить цвета, полученные путем смешивания двух основных, взятых Для росписи.)

Ребята, хотите знать, как получается, что один цвет краски так плавно переходит в другой? Я сейчас вам это покажу, но сначала потрогайте эти росписи на полочках, разделочных досках. Краска испачкала вам пальцы? Она осыпалась, как осыпается гуашь? Нет. А теперь протрем их влажной тряпочкой. Краски растерлись? Нет. Что же за краски используют мастера уральской росписи? Это необычные краски. Скажите, чем мы с вами разводим гуашь, акварель перед тем, как начнем рисовать? Правильно, водой. И кисточки промываем водой. А эти краски разводятся маслом, поэтому они так и называются — масляные. И кисточки после такой краски не моют в воде, а протирают тряпочками, смоченными в масле. И руки, если вы их нечаянно испачкаете в масляной краске, надо протереть такими же тряпочками. Понюхайте, как пахнут масляные краски. Эти краски сохнут дольше, чем гуашь или акварель, дня два или три.

Сейчас я возьму кисточку, она плоская, не" круглая (показ), и возьму два цвета краски: светлую и темную. Светлую на один бочок кисточки, а темную — на другой. Плавно проведу кисточкой по стеклу. Смотрите, что сделалось с этими красками в середине полосы? Верно, они смешались, но как красиво один цвет перетекает в другой, полюбуйтесь! Хотите сами попробовать порисовать?

Воспитатель еще раз показывает, как надо набирать краску на кисточку, подробно разъясняя некоторые особенности. Объясняет, что когда проводим плавно кисточкой, мы как бы растягиваем краску, поэтому этот прием росписи так и называется — «растяжка».

Упражнение детей в приеме «растяжка» на стекле. После рассмотреть работы, обратить внимание на необычное смешение цвета. Полюбоваться и порадоваться успеху.

Упражнять детей в протирании кисти масляной тряпочкой по окончании работы, другой тряпочкой почистить руки.

Воспитатель:

— У вас, ребята, хорошо получилось. А с другими чудесами уральской росписи мы познакомимся в следующий раз. Сейчас нужно хорошо промыть с мылом руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Сказка о том , как появился карандаш" с использованием песочной терапии.

.Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.Задачи: Образовательные:- формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, ис...

Конспект занятия в средней группе. Окружающий мир Тема занятия: Сказка о том, как появился карандаш

Конспект занятия в средней группе. Окружающий мир. Тема занятия: "Сказка о том, как появился карандаш"...

Конспект занятия в средней группе. Окружающий мир. "Сказка о том, как появился карандаш"

Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения карандаша. Расширить активный словарь дошкольников: грифель, наскальное письмо - изображения на скале. Упражнять детей в опытнической...

" Уральская домовая роспись"

Рисование узоров "Уральская домовая роспись"...

ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ «Домовая роспись» семейских Забайкалья

Домовая роспись, один из наиболее ярких видов народногодекоративно – прикладного искусства семейских Забайкалья. Обукрашении резьбой и росписью жилищ зажиточного населениясемейских Забайкалья из...

ООД "Домовая роспись"

Проект: «Домовая роспись народов Забайкалья»Тема: «Приобщение детей к истокам семейской культуры»самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что ...