ООД "Домовая роспись"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Верещагина Ирина Федоровна

Проект: «Домовая роспись народов Забайкалья»

Тема: «Приобщение детей к истокам семейской культуры»

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Вид проекта: творчески – информационный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Срок реализации: сентябрь – май

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

• Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

• Воспитывать интерес к искусству родного края.

Направления работы:

1. Знакомство детей с образцами Домовой росписи народов Забайкалья.

2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний.

Содержание работы:

Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать рисования, различных художественных материалов, дидактические игры, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Методы и приемы:

• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток и др. наглядных пособий) ;

• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;

• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) ;

• эвристический (развитие находчивости и активности) ;

• частично-поисковый;

• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество;

• мотивационный (поощрение) ;

• жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу) .

Этапы работы:

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

• Познакомить детей с образцами народного художественного промысла.

• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи:

• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народном промысле в рисовании.

• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Диагностические критерии оценки детских работ по декоративно – прикладному искусству.

• Имеет представление о Домовой росписи; называет её;

• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);

• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

• Использует декоративные элементы в работе;

• Использует несколько нетрадиционных техник;

• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

• Оригинальность.

• Способность рисования по замыслу;

• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

• Отсутствие изобразительных штампов;

• Уровень воображения, фантазии;

Ожидаемый результат:

Средняя группа:

• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом.

• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

Средства реализации Программы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством

НОД по рисованию.

Беседы

Художественное слово

Проекты

Развлечения

Дидактические игры

Работа с родителями

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству

Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

Перспективное планирование проекта

Средняя группа

Сентябрь

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Чтение

Взаимодействие с родителями

1. Беседа на тему: «Знакомство с внешним видом избы семейских Забайкалья»

2. Дидактическая игра «Укрась избу»

3. Художественное слово «Как появились семейские в Забайкалье», (рассматривание иллюстраций).

4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Октябрь

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Взаимодействие с родителями

1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Нарисуй узор «Цветок».

2. Беседа на тему: «История возникновения Домовой росписи».

3. Дидактическая игра «Укрась ставни».

4. Консультация для родителей на тему: "Народное искусство и детское творчество"

Ноябрь

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Чтение

1. НОД Рисование Тема: «Декоративное рисование «Укрась ставни».

2. Беседа на тему: «Цвета Домовой росписи»

3. Дидактическая игра «Подбери по цвету».

4. Художественное слово «Там люди украшать охочи…»

Декабрь

Коммуникативная

Продуктивная

Познавательно-исследовательская

1. Беседа на тему: «Знакомство с внутренним убранством семейской избы»

2. НОД Рисование Тема: «Рисуем узор «Вазон».

3. Дидактическая игра «Укрась печь»

Январь

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Украшение готового шаблона русской печки знакомыми элементами росписи»

2. Беседа на тему: «Что обозначают цвета в росписи»

3. Дидактическая игра «Собери из частей»

Февраль

Продуктивная

Коммуникативная

Чтение

Взаимодействие с родителями

1. НОД Тема: «Декоративное рисование «Знакомство с узором стебель».

2. Беседа на тему:«Откуда мастерицы берут идеи для росписи?»

3. Художественное слово «История возникновения Домовой росписи».

4. М/К для родителей «Узор в круге»

Март

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Развлечение

1. НОД «Декоративное рисование «Знакомство с геометрическими узорами в Домовой росписи».

2. Беседа на тему: «Из каких элементов складываются узоры в Домовой росписи»

3. Дидактическая игра «Наряди ворота»

4. Масленица

Апрель

Продуктивная

Коммуникативная

Чтение

Познавательно-исследовательская

1. НОД Тема: «Элементы росписи подноса» (макет из бумаги)

2. Беседа на тему: «Расписные предметы быта и посуда»

3. Художественное слово «Народные стихи о Домовой росписи»

4. Дидактическая игра «Закрась узор»

Май

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Взаимодействие с родителями

1. НОД Тема: «Роспись шкатулки» элементамми Домовой росписи (готовое изделие из белого картона)

2. Беседа на тему: «Какое настроение у Домовой росписи»

3. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

4. Оформление мини-музея наше творчество на тему «Домовая роспись народов Забайкалья»

Художественная литература:

• С. В. Баженова «Домовая роспись семейских Забайкалья»; Наталья Котоман «Семейские – сильный и яркий народ», Калашникова Т.С.  «Отец мой был природный пахарь пахарь»

Этапы реализации проекта

1этап. Подготовительный.

Деятельность педагога:

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта:

Деятельность детей:

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

2этап. Организация работы над проектом.

Деятельность педагога:

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; "Народное искусство и детское творчество"; М/К для родителей «Узор в круге» (кухонная утварь)

5. Организация мини-музея «Домовая роспись народов Забайкалья».

3этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovaya_rospis_.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Домовая роспись народов Забайкалья»

Тема: «Приобщение детей к истокам русско-народного промысла и прикладного искусства.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Вид проекта: творчески – информационный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Срок реализации: сентябрь – май

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

• Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

• Воспитывать интерес к искусству родного края.

Направления работы:

1. Знакомство детей с образцами Домовой росписи народов Забайкалья.

2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний.

Содержание работы:

Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать рисования, различных художественных материалов, дидактические игры, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Методы и приемы:

• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток и др. наглядных пособий) ;

• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;

• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) ;

• эвристический (развитие находчивости и активности) ;

• частично-поисковый;

• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество;

• мотивационный (поощрение) ;

• жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу) .

Этапы работы:

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

• Познакомить детей с образцами народного художественного промысла.

• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи:

• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народном промысле в рисовании.

• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Диагностические критерии оценки детских работ по декоративно – прикладному искусству.

• Имеет представление о Домовой росписи; называет её;

• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);

• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

• Использует декоративные элементы в работе;

• Использует несколько нетрадиционных техник;

• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

• Оригинальность.

• Способность рисования по замыслу;

• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

• Отсутствие изобразительных штампов;

• Уровень воображения, фантазии;

Ожидаемый результат:

Средняя группа:

• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом.

• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

Средства реализации Программы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством

НОД по рисованию.

Беседы

Художественное слово

Проекты

Развлечения

Дидактические игры

Работа с родителями

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству

Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

Перспективное планирование проекта

Средняя группа

Сентябрь

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Чтение

Взаимодействие с родителями

1. Беседа на тему: «Знакомство с внешним видом избы семейских Забайкалья»

2. Дидактическая игра «Укрась избу»

3. Художественное слово «Как появились семейские в Забайкалье», (рассматривание иллюстраций).

4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Октябрь

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Взаимодействие с родителями

1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Нарисуй узор «Цветок».

2. Беседа на тему: «История возникновения Домовой росписи».

3. Дидактическая игра «Укрась ставни».

4. Консультация для родителей на тему: "Народное искусство и детское творчество"

Ноябрь

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Чтение

1. НОД Рисование Тема: «Декоративное рисование «Укрась ставни».

2. Беседа на тему: «Цвета Домовой росписи»

3. Дидактическая игра «Подбери по цвету».

4. Художественное слово «Там люди украшать охочи…»

Декабрь

Коммуникативная

Продуктивная

Познавательно-исследовательская

1. Беседа на тему: «Знакомство с внутренним убранством семейской избы»

2. НОД Рисование Тема: «Рисуем узор «Вазон».

3. Дидактическая игра «Укрась печь»

Январь

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Украшение готового шаблона русской печки знакомыми элементами росписи»

2. Беседа на тему: «Что обозначают цвета в росписи»

3. Дидактическая игра «Собери из частей»

Февраль

Продуктивная

Коммуникативная

Чтение

Взаимодействие с родителями

1. НОД Тема: «Декоративное рисование «Знакомство с узором стебель».

2. Беседа на тему:«Откуда мастерицы берут идеи для росписи?»

3. Художественное слово «История возникновения Домовой росписи».

4. М/К для родителей «Узор в круге»

Март

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Развлечение

1. НОД «Декоративное рисование «Знакомство с геометрическими узорами в Домовой росписи».

2. Беседа на тему: «Из каких элементов складываются узоры в Домовой росписи»

3. Дидактическая игра «Наряди ворота»

4. Масленица

Апрель

Продуктивная

Коммуникативная

Чтение

Познавательно-исследовательская

1. НОД Тема: «Элементы росписи подноса» (макет из бумаги)

2. Беседа на тему: «Расписные предметы быта и посуда»

3. Художественное слово «Народные стихи о Домовой росписи»

4. Дидактическая игра «Закрась узор»

Май

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Взаимодействие с родителями

1. НОД Тема: «Роспись шкатулки» элементамми Домовой росписи (готовое изделие из белого картона)

2. Беседа на тему: «Какое настроение у Домовой росписи»

3. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

4. Оформление мини-музея наше творчество на тему «Домовая роспись народов Забайкалья»

Художественная литература:

• С. В. Баженова «Домовая роспись семейских Забайкалья»; Наталья Котоман «Семейские – сильный и яркий народ», Калашникова Т.С.  «Отец мой был природный пахарь пахарь»

Этапы реализации проекта

1этап. Подготовительный.

Деятельность педагога:

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта:

Деятельность детей:

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

2этап. Организация работы над проектом.

Деятельность педагога:

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; "Народное искусство и детское творчество"; М/К для родителей «Узор в круге» (кухонная утварь)

5. Организация мини-музея «Домовая роспись народов Забайкалья».

3этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»

Программное содержание:1.  Познакомить детей с уральской домовой росписью: назначением, композиционными особенностями исполнения в интерьере избы.2.  Развивать образное восприятие детей.3. ...

" Уральская домовая роспись"

Рисование узоров "Уральская домовая роспись"...

Домовой, домовой, этот день сегодня твой!

Домовой, домовой, этот день сегодня твой!...

Домовой, домовой, этот день сегодня твой!

Домовой, домовой, этот день сегодня твой!...

ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ «Домовая роспись» семейских Забайкалья

Домовая роспись, один из наиболее ярких видов народногодекоративно – прикладного искусства семейских Забайкалья. Обукрашении резьбой и росписью жилищ зажиточного населениясемейских Забайкалья из...