Роль воспитателя в этнокультурном образовании дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Калинкина Юлия Анатольевна

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_obrazovanie_doshkolnikov.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурное образование дошкольников

Калинкина Юлия Анатольевна  

воспитатель СП «Детский сад №4

комбинированного вида» МБДОУ

«Детский сад «Радуга»

комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре  в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо  пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Общаясь с детьми в НОД и в свободное время, при знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует  развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

          Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии.

Для обобщения знаний о родном крае создаются образовательные ситуации, игры, беседы с использованием мультимедийных презентаций. Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра.  Игра  как  средство приобщения  детей  к  национальным традициям была создана самим народом.  

В группах  созданы  национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с мордовским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп.

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Литература

  1. Бурляева, О. В. Проектирование регионального модуля общеобразовательной программы дошкольного образования Республики Мордовия / О. В. Бурляева // Современный детский сад. – 2011. – № 6. – С. 34-41.
  2. Гриценко, З. А. Литературное образование дошкольников: учебник/ З. А. Гриценко. – М. : Академия, 2012. – 352 с.
  3. Данилова, И. В. Литературное образование в дошкольном возрасте/ И. В. Данилова // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 10. – С. 106-110.
  4. Киркина, Е. Н. Знакомство с национальной литературой/ Е. Н.Киркина, Е. С. Ошкина // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. – С. 19-25.
  5. Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. научно-метод. статей / ред. кол. Е. Н. Киркина. – Саранск : Морд. гос. пед. ин-т, 2010. – 297 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное образование дошкольников

Статья о значимости этнокльтурного образования дошкольников...

Роль семьи в этнокультурном образовании детей

Консультация для воспитателей...

Доклад "Этнокультурное образование дошкольников". С включением регионального компонента - анализа по ХМАО-Югра.

В данной статье раскрывается значимость задач этнокультурного образования и обосновывается необходимость начинать работу по обозначенному вопросу в дошкольном возрасте. Кроме того приводится анализ де...

Этнокультурное образование дошкольников

Методическая разработка по ознакомлению с мордовским фольклором...

Этнокультурное образование дошкольников в ДОУ

Этнокультурное образование дошкольников «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше ...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультурного образованием дошкольников».

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста:«Мы из будущего.  Автоматизация  звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультур...

Консультация для педагогов "Современные подходы к этнокультурному образованию дошкольников"

Рассмотрено, что же такое этнокультурное образование дошкольников, его цель и задачи. Рассмотрены различные подходы к определению этнокультурного образования детей дошкольного возраста. Какие условия ...