Доклад "Этнокультурное образование дошкольников". С включением регионального компонента - анализа по ХМАО-Югра.
статья на тему

Здорова Галина Анатольевна

В данной статье раскрывается значимость задач этнокультурного образования и обосновывается необходимость начинать работу по обозначенному вопросу в дошкольном возрасте. Кроме того приводится анализ деятельности по этнокультурному образованию в конкретно взятом регионе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

(С ВКЛЮЧЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА –

АНАЛИЗА ПО ХМАО – ЮГРА)

Здорова Галина Анатольевна,

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

«Северное сияние»,

воспитатель

пос. Нижнесортымский, ХМАО - Югра

 Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности – нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

Г.Н. Волков

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой.

Важность задач этнокультурного образования сложно переоценить, т. к. оно тесно связано с процессами возрождения национальной культуры, восстановления утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитания у подрастающего поколения высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирования устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России.

Немаловажно, что современное российское дошкольное образование готово к решению проблемы этнокультурного образования в концептуальном аспекте. Доказательством этого утверждения служит направленность Федерального государственного образовательного стандарта на включение региональных особенностей в образовательную среду, отражение в образовательном процессе специфики национально-культурных условий, описание в образовательной области «Социализация» следующих задач: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

В основу концепции этнокультурного образования были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др.

Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

Департаментом Югры в 2015 году принята Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Югре. Утвержден план мероприятий по ее реализации на период 2015-2020 годов.

В 2015-2016 учебном году изучение хантыйского (казымский, сургутский, ваховский диалекты), мансийского, ненецкого национальных (родных) языков коренных малочисленных народов и коми языка, введено в 10 детских садах и 5 учреждениях дополнительного образования детей.

В образовательную сеть общеобразовательными организациями включены 10 предметов этнокультурного содержания образования: Родной язык, Родная литература, Краеведение, География Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Охотоведение и Рыболовство, Культура народов Севера, История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Национальные виды спорта, Национальное творчество.

В 5 дошкольных образовательных организациях (Березовский и Белоярский районы), реализуется инновационный проект «Языковое гнездо». Цель проекта – формирование синхронного детского двуязычия в условиях максимально раннего включения в процесс освоения родного языка. С этой целью воспитательно -образовательный процесс ведется на хантыйском и мансийском языках.

С целью стимулирования обучающихся к освоению родного языка, традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера проводится конкурс исследовательских работ «Угорское наследие». Ежегодно в округе стартуют новые творческие образовательные проекты с участием детей.

С целью обеспечения готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учетом этнокультурной составляющей организуются: мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, курсовые подготовки.

Что такое этнокультурное воспитание в целом и в дошкольном образовании, в частности?

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание в дошкольном образовании есть ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем и формирование у подрастающего поколения готовности к взаимодействию с представителями различных культур. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к национальной культуре и знакомить с родным краем, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, не будучи востребованным.

С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к родному краю, России. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Приобщаясь к народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, эмоций, коммуникативных навыков, познавательной активности.

Таким образом, использование средств этнокультурного компонента позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям.

Решение проблемы этнокультурного воспитания предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса, региона. Ведь культурно-исторический опыт народа определяет своеобразие воспитательной работы в детских садах, диктует свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. При этом деятельность дошкольников является недостаточно дифференцированной и произвольной. Поэтому взаимодействие педагога с детьми должно осуществляться как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям практических и интеллектуальных задач (О. В. Дыбина, З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и др.).

Разумеется, руководить процессом этнокультурного образования в дошкольном учреждении должен грамотный педагог. Повышение компетентности воспитателей в вопросах гражданско-патриотического воспитания предполагает активное познание культурно-исторического наследия родного города и края и современных технологий обучения. Успеха в воспитании можно добиться, если воспитатель любит родные места, постоянно пополняет свои знания о них.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.         Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении - МБДОУ детский сад «Северное сияние» пос. Нижнесортымский, осуществляющем образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», основывается на таких принципах, как:

  • принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, а также с культурой коренного населения края, с культурными достижениями всего человечества;
  • принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

Педагогический коллектив проводит работу по патриотическому воспитанию по нескольким направлениям: «Моя семья», «Мой любимый посёлок», «Природа родного края» «Наша Родина – Россия», «Военно-патриотическое направление». В зависимости от возраста воспитанников диапазон и уровень задач, решаемых в процессе этнокультурного образования, расширяется и усложняется. Однако вся работа в данном направлении отражает логическую последовательность форм и методов с детьми в различных видах деятельности посредством различных элементов развивающей образовательной среды и целенаправленно создаваемых условий.

При организации работы мы, педагоги, исходим из положения о том, что дошкольники способны осознанно воспринимать социальные явления только при определенных условиях. Организация процесса усвоения знаний должна стимулировать ребенка к проявлению любознательности, творчества, к выражению чувств, к активной деятельности.

Приобщение детей к культурному наследию своего народа и народов Севера, а также становление личностных качеств осуществляется при помощи разнообразных форм деятельности.

Основными формами ознакомления дошкольников с традиционной культурой народа являются:

  • организации непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности в режимных моментах с элементами регионального компонента;
  • проектной деятельности;
  • организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;
  • организации взаимодействия с родителями воспитанников;
  • организации взаимодействия с социумом;
  • смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;
  • организации праздников и досугов.

Особое внимание уделяется важнейшей форме организации – совместной деятельности педагогов с детьми. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии. В группах созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп. В организации предметной развивающей среды мы исходили из того, что объекты окружающего мира, представленные отдельными элементами разных видов народной культуры, являются носителями ценностей, которые не только обогащают содержательную сферу процесса этноразвития, но и способствуют становлению этнокультурных ориентаций ребенка.

Особой популярностью во всех возрастных группах пользуется проектная деятельность. Разрабатываемые педагогами проекты носят познавательный характер, включают творческую деятельность не только с воспитанниками, но и с их родителями. И, это не случайно. Особое влияние на духовное становление личности ребенка оказывает пример ближайших взрослых. Важнейшая задача родителей и педагогов нашего сада – подавать пример поведения, нравственности, уважительного отношения друг к другу, уважения к народным традициям.

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие.

Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада позволило нам познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории Ханты – Мансийского автономного округа, способствовало поликультурному развитию дошкольников. Так в ходе недели народной игровой культуры; ежегодных праздников единства; групповых детско - родительских проектов этнической направленности, регулярно разрабатываемые и проводимые, в нашем детском саду, дети имеют возможность познакомиться и поиграть в дагестанские, узбекские, башкирские, татарские, мансийские, русские и др. народные игры.

Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. Фольклорные тексты естественно включаются педагогами в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).

Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания). Во время художественно-творческой деятельности, наши воспитанники имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций.

Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра. Игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Для самостоятельной деятельности детей предлагаются готовые или разработанные педагогом дидактические игры, разнообразный материал для познавательной, творческой деятельности.

Кроме того, осуществляя планомерную работу по данному направлению, я пришла к выводу о том, что одним из эффективных средств этнокультурного воспитания у младших дошкольников является сказка. Сказка – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность сказок несомненна и общепризнана. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, реальной действительности. В сказках нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народов. Сказка учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления, а также особенности быта и культуры своего народа. Ведь все дети любят сказки. А если иногда приходится еще и поучаствовать в сюжете и побыть любимым героем, то это настоящее удовольствие для каждого ребенка.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому. При этом важно создать и сохранить сочетание изучения родной культуры с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.

Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.

В завершении хочется сказать и о сложностях, связанных с многонациональным составом групп дошкольных учреждений ХМАО-Югра, о сложном составе традиционной народной культуры народов ханты и манси и о необходимости органичного включения в жизнедеятельность детского сада самых разных её пластов.

Несмотря на трудности, отработанный алгоритм работы и применяемые методики дают положительные результаты. Проводимая нами работа находит отклик у детей и их родителей.

Так, произошли изменения в представлениях детей о Родине, о патриотизме. Суть этих изменений заключается в том, что представления детей о Родине и патриотизме скорее целостны, чем фрагментарны. Для большинства детей Родина – это не только место, где они родились, Родина понимается как предмет заинтересованности – «моя страна». Дети имеют представление об особенностях декоративно-прикладного искусства, о национальном костюме, жилище, традиционных праздниках не только своего этнического пласта, но и коренных народов, на чьей земле они родились или проживают – народов Севера. Изменения в поведенческом компоненте патриотизма обнаруживают себя в продуктах деятельности детей, поступках - словах и поступках-делах детей. Дети научились слушать друг друга, помогать, делиться своими умениями, дарить подарки, сделанные своими руками. Мамы стали замечать, что их дети стали более усидчивыми и внимательными как к членам семьи, так и к знакомым, соседям. Появились у детей и сравнительные характеристики работ, дети учатся давать оценку своим работам и работам других. Мы рады, что они стали больше заботиться друг о друге, уступать друг другу и помогать.

Литература

1. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. М. : Академия, 1998. 429 с.

2. Казарян Л. М. Проблема формирования представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста в советской педагогике (20–30-е годы): М., 1973. 173 с.

3. Каптерев П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста // Народная школа. 1874. № 6–7. С. 19–42.

4. Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии): автореф. канд. пед. наук. Волгоград, 2007.- 24 с.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Куприна, Л.С., Бударина, Т.А., Маркеева, О.А. и др.- СПб: «Детство-пресс», 1999.-384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой с включением регионального компонента

Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой  для детей старшего дошольного возраста  с включением литературных произведений писателей Кубани....

Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)

В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, реги...

Викторина по экологии на тему: "Природа - наш общий дом" (с включением регионального компонента)

Конспект будет полезен воспитателям подготовительных групп. Викторина проходит в форме детской передачи, где дети смогут показать не только свои знания о природе родного края, но и умение объединяться...

Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Включение регионального компонента в учебно-образовательный процесс в ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувст...

"Включение регионального компонента в рабочую программу музыкального руководителя"

Доклад на тему: "Включение регионального компонента в рабочую программу музыкального руководителя" из опыта работы с фото-приложением....

Консультация для воспитателей "Создание РППС группы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с включением регионально-национального компонента"

Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду...