«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
опыты и эксперименты на тему

Распространение опыта детского экспериментирования .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».  

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.

Задачи:

- Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование;

- Совместная отработка метода решения поставленной в программе мастер-класса цели;

 - Распространение передового опыта,

 - Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Материалы и оборудование: Стаканчики одноразовые, тазики с водой, цветы из бумаги,  минеральная вода, пластилин,  зубочистки, пипетки, сахар, краски, кисточки, шприцы, молоко, тарелки одноразовые, пищевой краситель, ватные палочки, моющее средство, чайные ложки по количеству участников.  

Участники мастер-класса: Педагоги МБДОУ.

Модель проведения мастер-класса:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса

. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

 Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова «Упрямый лягушонок». Сегодня я расскажу вам, что же с ним произошло дальше.

Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.

Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1.

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт 2.

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Опыт 3  Радужная  вода

Возьмите  4 одноразовых стаканчика  в 1 стакан – сахар не добавляем, во 2 – 2 столовые ложки сахара,  в 3 – 3, 4 -4.

Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане, теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, жёлтой во 2, зелёной в 3, синей в 4 и  снова перемешайте.

Теперь возьмём шприц, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан. Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

 Вывод. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Опыт 4  Морская звезда .

 Согнуть зубочистки пополам не переламывая их до конца. Накапать пипеткой на сгибы, оставить на время. Через несколько минут оценить результат.

Вывод: Соломинки изменили свою форму благодаря разбуханию целлюлозы, из которой состоит бумага, и, которая добывается из древесины.

Опыт 5 Рисование на молоке.

 В тарелках налито молоко. Перед участниками стоят стаканчики с красителями. При помощи пипетки капаем в тарелочку несколько понравившихся цветов. Затем берем в руки ватную палочку и обмакиваем в жидкость для мытья посуды, притрагиваясь  палочкой  хаотично в разных местах мы видим, что краска образует причудливые картины, постоянно двигаясь в молоке.

   Вывод: Краска не растекается т.к. молочный жир этому препятствует, но жидкость для мытья посуды разрушает жировую пленку и у краски появляется возможность раствориться в жидкости.

 В результате организации детского экспериментирования у детей:

 - развивается познавательная активность,

 - появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

  - расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о явлениях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

 - появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

 - развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Уважаемые коллеги:

1.        Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2.        Полезна ли была вам информация мастер - класса.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....

Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...

Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....