занятие по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Степанова Ирина Леонидовна

Одна страна – одна семья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме:

«Одна страна – одна семья»

                                                           

Воспитатель: Домальчук И.Л.

                                                                                     

                                                             г. Алейск 2017

1.Слайд

Огромная наша страна, Россия. Есть в этой стране чудесное место, Алтайский край. Находится на юго-востоке Западной Сибири. Слово “Алтай” происходит от тюркского “латан” - “золотой”. Не за сказочную ли красоту дано это имя краю?

Показ слайдов с 2-9.

Здесь богатый растительный и животный мир. Прекрасные хвойные леса занимают значительную часть территории. Уникальные ленточные боры протянулись на сотни километров.

В салаирской и чарышской тайге растет сибирский кедр. На востоке – горы, на западе – степи. На территории края 13000 озер. Зимы холодные, а лето жаркое. 
В горных районах разводят маралов и пятнистых оленей. Алтай полностью обеспечивает себя овощами. Пчеловоды края производят более 2 тысяч тонн меда. Славу Алтаю принесло и камнерезное искусство. На Алтае были обнаружены запасы яшмы, мрамора, гранита и порфира.

Показ слайдов с 10-13.

Многонационален наш край. Но один из коренных жителей нашего края – алтайцы.

У них так же как и у нас свои традиции, обычаи, одежда, музыкальные инструменты.

 Народный национальный алтайский костюм был сравнительно мало украшен орнаментальными узорами. Декоративный момент в различных предметах одежды составляли контрастные по цвету каймы – красные и синие нашивки по черному или красные и желтые нашивки по голубому фону.

У алтайцев традиционной одеждой как мужчин, так и женщин в прошлом была овчинная шуба с длинными, сужающимися к кисти рукавами. Богатые скотоводы в старину делали себе шубы, крытые шелком, подбитые дорогими мехами.

Среди головных уборов алтайцев характерны шапки из мерлушки или другого меха, называемые пирогообразными и конусообразные матерчатые шапки с кистями на макушке – “каратбирюк”. Еще большее распространение имели матерчатые, подбитые бараньим мехом шапки в виде довольно глубокого круглого колпака с плоским дном (их носили и мужчины и женщины), а также круглые глубокие меховые шапки из меха лисы, рыси, иногда выдры.

 Слайды с 14 – 21.

Давайте вспомним, какие русские народные инструменты вы знаете (балалайка, гусли, гудок, рожок, ложки, трещотки и т.д.)

Какие звуки имитировали звуки этих инструментов в древности (звуки ветра, шум волн, крики животных), из чего изготавливали эти инструменты (из подручного материала – дерево, кость, тростник, жилы животных)?

Варган в разных своих модификациях и под разнообразными именами встречается в культурах практически всех народов мира и по праву считается древнейшим музыкальным инструментом. О том, что он пришел к нам из глубины веков, говорят и внешний вид его, и простота звукоизвлечения: один удар по язычку рождает звук, какой не услышим мы больше нигде в окружающем мире. Вибрации этого самозвучащего инструмента уносят к мифическим истокам человечества, откуда он пришел к нам, не испытав никаких изменений. Люди издревле знали, что звуки варгана позволяют прикоснуться к вечности, потому он всегда был инструментом духовных практик, связи с тонкими мирами и входа в экстатическое состояние.

Хомус - якутский варган изготавливается из стали холодной ковкой. Классический шаманский инструмент. Игра на варгане обладает лечебным воздействием: играть на варгане можно в обе стороны, создавая звук постоянно - как на вдох, так и на выдох. Якутские варганы известные и ценимые на весь мир инструменты (по-якутски - хомуз). Самый массивный из всех варганов, обладает мощным, глубоким, вибрирующим звуком. В Республике Саха традиция игры и производства инструмента очень развита, существует много моделей разных мастеров, все имеют свои особенности звучания.

На Алтае есть легенда: охотник, идя однажды по лесу, услышал странные мелодичные звуки. Это медведь забрался на сухую лиственницу, дергал щепу и играл. Охотнику понравилось, и он сделал музыкальный инструмент, который издавал точно такие же звуки. Так появился комус - алтайский варган.

Пережив период взлета свой популярности в средние века, к XX в. варган был практически забыт, так что у многих народов самобытные модели были утеряны. Такова судьба и алтайского комуса, который в середине прошлого века сохранился только в отдаленный районах Горного Алтая. Но он был восстановлен мастерами Алтая, и теперь это самый известный в России вид варгана. Алтайский комус отличается легкостью игры, мягким и нежным голосом, он успокаивает и расслабляет, по праву считается женским инструментом. Играть на нём легко и приятно, быстро учатся как взрослые, так и дети. Звуки инструмента завораживают слушателей, в том числе животных. По алтайским преданиям в старину женщины успокаивали с помощью комуса скот, убаюкивали детей, посредством его звуков объяснялись в любви.

Топшур - алтайский двуструнный инструмент, под звуки которого исполняются эпосы и поются горловым пением песни на Алтае.

Наиболее распространенный стиль горлового пения на Алтае – кай – это особо низкий гортанный голос. От хрипа этот голос отличает свободное звукоизвлечение, без напряжения голосовых связок. На Алтае почти каждый может петь каем, общаясь с природой, Землей.

Пошел юноша в тайгу. Шел, шел по горам, по ложбинам, бурные речки вброд переходил, зашел в самое сердце тайги да притомился, лег, уснул. Во сне слышит чудно: будто камни с гор высоких катятся, но не так, будто реки бурлят, но не так, будто птицы перекликаются, но не так, будто звери переговариваются, но не так. Видит во сне: то Хан Алтай о своей Земле поет. Радостно и легко стало юноше, смеялся он во сне счастливо, и решил, что останется в тайге до тех пор, пока не научится этому голосу. Проснулся юноша и испросил голос у Хана Алтая: чтобы петь ему так, будто камни с гор высоких катятся, будто реки бурлят, будто птицы перекликаются, будто звери переговариваются. И сказал Хан Алтай: “Дам тебе я этот дар, чтобы ты мог обращаться к Детям Земли с любовью голосом, как эхо в горах, и к Земле с любовью голосом, как птицы и звери, и чтобы голос этот вёл тебя к свету и чистоте – к Источнику”. Согласился юноша. Хан Алтай прислонил свой топшур к кедру, юноша взял его, начал играть на нём и петь голосом, будто камни с гор высоких катятся, будто реки бурлят, будто птицы перекликаются, будто звери переговариваются. С этим вернулся он в свой родной аил и научил всех.

(прослушивание музыкальных отрывков с примерами горлового пения КАЙ и звучания народных инструментов)

Слайды с 22 – 25.

Традиционные жилища алтайцев.

Слайды с 26 – 33.

Традиционный промысел алтайцев.

Конец. Спасибо за внимание.

Богат и красив наш родной Алтайский край, давайте будем относиться к нему бережно и с любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...