Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Глинина Ольга Николаевна

Конспект интегрированного занятия  Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа

Цель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о

родном крае.

Задачи.

1.     Формировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Закреплять умение украшать узорами предметы декоративного искусства.

2.     Развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие, творческую фантазию, интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

3.     Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края, интерес к художественным образам народного изобразительно – пластического искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuzhnyy_ural.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

Конспект интегрированного занятия

Тема: «Мой родной край – Южный Урал»

Старшая группа

                           

                                             Воспитатель: Ольга Николаевна Глинина

г. Куса, 2017г.

Цель.Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о

родном крае.

Задачи.

  1. Формировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Закреплять умение украшать узорами предметы декоративного искусства.
  2. Развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие, творческую фантазию, интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
  3. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края, интерес к художественным образам народного изобразительно – пластического искусства.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа:

Чтение сказов П.П.Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П.П.Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.

Методы и приемы:

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, художественное слово);

- практические (создание окна с резными наличниками, игровая ситуация).

Используемые материалы.

Раздаточный: доска для лепки, соленое тесто, стека, клеенка, салфетка, силуэт деревянной избы из картона (на каждого ребенка).

Демонстрационный: иллюстрации с изображением наличников, иллюстрации с изображением элементов узора на наличниках, презентация «Города Южного Урала», макет деревянной русской избы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и гости. Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй!».

                                          Города, моря найдём,

                                          Горы, части света.

                                          Умещается на нём

   Целая планета. (Глобус)

- Ребята, давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.

- Как называется наша страна? (Россия).

- Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Я хочу, чтобы вы тоже любили свою Родину.

  1. Основная часть.

- Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём.

- Скажите, пожалуйста, как называется наш край? (Урал)

Слайд №1.

- Урал - это край, где мы живём. Уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские.

Слайд №2,3, 4,5,6.

-  Какие Уральские горы? Что можно про них сказать? (Высокие, холмистые).

Про него говорят, что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал и Бажова читал,

Тот у нас непременно останется». (Л. П. Владимиров).

- Павел Петрович Бажов уральский писатель.                               Слайд №7.

- Он очень любил свой край.Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали люди. А потом эти легенды перелагал в сказы.Рассказывал в своих произведениях про мастеров Урала.Первая книга его называлась «Уральские были».

- Назовите, пожалуйста, Сказы Бажова, которые мы читали.

Физминутка.

Осторожно ветер
За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда-то, вперемешку с пылью.

- Наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется то место в России, где мы живем? (Южный Урал).

-  Столица Южного Урала – Челябинск.                                              Слайд №8.

- Я приглашаю вас отправиться на экскурсию по городам и природным богатствам Южного Урала.Магнитогорск- назван по горе Магнитной, хранившей большие запасы магнитного железняка, у подножия которой был сооружён завод-гигант Магнитогорский металлургический комбинат.Большая часть железа в России приготовляется из магнитного железняка.                                                                              Слайд №9, 10, 11, 12.

- Златоуст – старейший город. Расположен на берегах горной реки Ай. На весь мир известен достижениями Златоустовских мастеров гравюры на стали.

Слайд №13, 14, 15.

- Какие ещё города на Южном Урале вы знаете? Чем они знамениты?

- Касли. Тульский купецосновал здесь - на берегах озера Большие Касли – литейный завод. На этом заводе зародилось и развивается в наши дни – художественное литьё.Каслинское литьё из чугуна.

Слайд №16, 17, 18.

- Следующий город Южного Урала. Догадались какой? (Куса)      Слайд №19.

- Небольшой городок Куса. Наверное, мало кто знал бы о существовании этого городка, если бы он не прославился чугунным литьём.
                                                                                                          Слайд №20, 21.

- История Кусинского железоделательного завода начинается очень давно, когда один купец купил у местных жителей землю для постройки завода. Место было выбрано отличное: две реки Куса и Ай снабжали завод водой.
Первая продукция завода скобы, гвозди.Затем завод освоил производство посудного и печного литья, которое, несмотря на простоту своих форм, требовало немалого умения и опыта.                                          Слайд №22, 23.

- Слава Кусинского литья всегда была в тени славы знаменитого Каслинского литья. Лучшие произведения Кусы часто ошибочно назывались Каслинскими художественными отливками. Традиции мастерства Кусинские литейщики бережно передают из поколения в поколение.

- На Южном Урале живут разные народы: русские, татары, башкиры, казахи, армяне и др.

- Мы поговорим о русском народе. Русский народ селился не только в городах, но и в деревнях. В деревнях жили крестьяне, работающие на земле, и казаки – военнослужащие люди.

- Уральские деревни имели широкие улицы, так как у крестьян было много земли. Дома у крестьян были построены из брёвен и назывались «избы».

                                                                                                                Слайд №24.

-Избы, сделанные из брёвен, покрывались соломой и досками. Крыша украшалась коньком. Конь – это воплощение плодородия и богатого урожая.                                                                                               Слайд №25.

- Крепкие дома из дерева строили мастеровые – «древоделы», а строили они топором. Даже поговорка такая есть: «Топор всему делу голова», «Не бравшись за топор, избы не срубишь».

- Были еще и «мастеровые» - это мастера, которые украшали дома резьбой, резными узорами.                                                                             Слайд №26.

- Посмотрите, какие красивые окна.

- Как вы думаете, почему люди так старались украсить окна?

- Считалось, чтоокна - глаза на лице дома, свет, связь с внешним миром.

Слайд №27.

- Окна обрамлялись резными наличниками –это самая украшенная часть избы.Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Поэтому наличники – это украшение окна. В узорном убранстве наличников можно было увидеть образы растений, животных, фантастических существ.

Защищая своё жилище от злых сил, также изображализнаки – обереги:

круг – солнце, волны – вода, ломаная линия–земля. Образ птицы–это

 символдобра, благополучия, счастья.                                 Слайд №28, 29, 30

- На окна навешивали ставни, от слова ставить. Ставнями прикрывали окна от холода. Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы.

- В старину говорили, что днем окна смотрят на все происходящее, а на ночь окна закрываются ставнями и изба погружается в сон.

Физминутка.

                                          Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

  Здравствуй, вольный ветерок!

  Здравствуй, маленький дубок!

                                          Мы живём во одном краю.

                                          Всех я вас приветствую!!!

-  Ребята, скажите, пожалуйста, вы хотите стать мастеровыми, соорудить окно и украсить его наличниками с узорами, которые вы сами придумаете.

- Предлагаю вылепить окно с наличниками из соленого теста, поместить на избу, а когда окно подсохнет мы его распишем краской на следующем занятии.

- Давайте вспомним какие узоры изображали мастеровые на наличниках.

Беседа по картинкам с изображением узоров на наличниках.

Показ выполнения окна и наличников из соленого теста

- Раскатываем жгутики – выполняем раму, затем из жгутиков разной формы вылепляем узоры (это может быть круг – солнце, волны – вода, ломаная линия – земля, образ птицы).

Самостоятельная деятельность детей.

  1. Рефлексия.

- Посмотрела я на ваши поделки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». 

- Ребята, скажите, пожалуйста, из чего строили русские избы?

- Как называют украшение окон?

- Что нового для себя вы сегодня узнали на занятии?

- Назовите, пожалуйста, столицу Южного Урала?

- Чем славится город Куса, город Златоуст?

- Скажем нашим гостям до свидания! Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.

3. Шестаков А.В. РОСТОК: учебное пособие по художественно- творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996. - 1992с.

4.Бабунова Е.С., Багаутдинова С., Едакока И. Наш дом – Южный Урал: программно – методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. - 255с.

5. Бажов П.П. «Сказы»: ООО Издательство «Эксмо», 2003. -183с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности на тему: «Поляна цветов родного края» для детей старшей группы

Основная цель данного НОД - реализация регионального компонента в старшей группе ДОО (знакомство детей с природой родного края, растительным миром Поволжья)....

Конспект интегрированного занятия «Мой родной край – Татарстан» (ознакомление с окружающим и аппликация)

Конспект интегрированного занятия «Мой родной край – Татарстан» (ознакомление с окружающим и аппликация)...

Конспект викторины «Знатоки родного края» для воспитанников старшей группы

закреплять и расширять знания о родной республике, в которой они живут, о культуре, богатстве Башкортостана; формировать интерес к своему краю, вызвать чувство гордости за свою родину....

Проект «Ознакомление детей с природой родного края. Южный Урал»

Тип проекта: познавательно–творческий. Возраст: дети старшей группы Срок реализации: 5 месяцев (ноябрь-май)....

Интегрированное занятие «Мой родной край – Южный Урал»

Цель:данного занятия: систематизировать и обобщать знания детей о природе  Южного Урала,  о родном крае. ЗадаФормировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностям...