Конспект НОД с использованием компьютерной презентации «Путешествие по виртуальному музею Мордовии» ( старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Саитова Галина Викторовна

Программное содержание: Расширять представления детей о Республике Мордовия, формировать интерес к культуре и обычаям мордовского народа. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей. Закреплять знания цветов, характерных для мордовской вышивки (красный, чёрный, белый, зелёный, синий, жёлтый, малиновый). Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Расширять представление о  выразительных средствах в иллюстрациях детских книг. Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам мордовской вышивки на силуэтах, изображающих предметы быта. Продолжать знакомить с народным костюмом. Приобщение к литературному  народному творчеству. Закреплять навыки организованного поведения, формировать доброжелательность. Развивать умения различать называть элементы мордовского орнамента (крест, галочка, восьмиконечная звезда, ромб), предметы украшения (бусины, разноцветные нитки, монетки и т. д.). Развитие исследовательской и продуктивной деятельности. Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусств, развитие эмоциональных проявлений (страх, радость, спокойствие, удивление). Приобщение детей к миру компьютерных технологий. Способствовать развитию познавательных, коммуникативных, социальных навыков с применением ИКТ. Дать представление о значимости культурного наследия в формировании личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_ekskursiya_po_virtualnomu_muzeyu.doc440 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ельниковский детский сад №1»

Конспект  НОД

 с использованием компьютерной презентации

«Путешествие по виртуальному

 музею Мордовии»

 ( старшая группа)

 

                                                               Подготовила: воспитатель Саитова Г.В.

                                               

2017г.

Программное содержание: Расширять представления детей о Республике Мордовия, формировать интерес к культуре и обычаям мордовского народа. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей. Закреплять знания цветов, характерных для мордовской вышивки (красный, чёрный, белый, зелёный, синий, жёлтый, малиновый). Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Расширять представление о  выразительных средствах в иллюстрациях детских книг. Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам мордовской вышивки на силуэтах, изображающих предметы быта. Продолжать знакомить с народным костюмом. Приобщение к литературному  народному творчеству. Закреплять навыки организованного поведения, формировать доброжелательность. Развивать умения различать называть элементы мордовского орнамента (крест, галочка, восьмиконечная звезда, ромб), предметы украшения (бусины, разноцветные нитки, монетки и т. д.). Развитие исследовательской и продуктивной деятельности. Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусств, развитие эмоциональных проявлений (страх, радость, спокойствие, удивление). Приобщение детей к миру компьютерных технологий. Способствовать развитию познавательных, коммуникативных, социальных навыков с применением ИКТ. Дать представление о значимости культурного наследия в формировании личности.

  Оборудование:

  • Ноутбук
  •  Презентация «Экскурсия по виртуальному музею»
  •  Дидактическая игра «Сложи узор»
  •  Слайды к сказке «Лиса и медведь»
  • Силуэты предметов мордовской одежды из бумаги
  • Гуашевые краски, кисти, непроливайки
  •  Мордовские костюмы

Ход нод

          Воспитатель:  Какой сегодня на мне костюм?  (мордовский) А на вас какие костюмы?

А если мы с вами в  мордовских   костюмах, значит, что мы будем делать? О чём будем      

 говорить? (о Мордовии)

                          

Но не просто поговорим, а отправимся на экскурсию по виртуальному музею Мордовии.

Усаживайтесь поудобнее, и наше путешествие начинается.  

Слайд 1 « Сказки»

Воспитатель: Мы попали в мир сказок.  Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки? (сказки бывают про животных, волшебные, бытовые)

Слайд 2 «Указатели»

Направо пойдём – мордовские сказки услышим,  налево пойдём – татарские, прямо – русские.

- Так как мы сегодня говорим о Мордовии, то и отправимся мы направо.

(Выбираем направление)

В.- Мы с вами в стране мордовских сказок. Отгадайте загадку:
           Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост - её краса,

Этот зверь лесной …(лиса)

- Про лису немало сложено сказок. Вспомните названия некоторых сказок, где персонажем является лиса. ( Лиса и заяц, Лисичка со скалочкой и другие)

-Где можно встретить изображение  лисы в нашей республике?  (на гербе, скульптуры  в парке, на улицах Саранска.)     Считается, что лиса приносит счастье и покой в дом.

-А хотите послушать сказку про одну очень хитрую лисичку?

- Тогда слово нашему экскурсоводу.

 (ребёнок рассказывает мордовскую народную  сказку « Лиса и медведь» и показывает

слайды – иллюстрации).

Воспитатель: Спасибо нашей сказительнице. Понравилась вам сказка? А на какую русскую народную сказку похожа эта? (на сказку «Мужик и медведь»)

           Воспитатель: Со сказкой надо дружить

          А в жизни не тужить.

Воспитатель: Добро пожаловать в  следующий зал

Слайд3 « Портреты С. Эрьзи и Сычкова»

– Это зал изобразительного искусства, где находятся лучшие работы мордовских,  русских художников и скульпторов.

Слайд 4 «Портрет С. Эрьзи»

- Кто это? (Эрьзя)

- Чем он знаменит? (он делает скульптуры)

Слайд 5. Работы Эрьзи 2-3

Воспитатель: Может быть кто-нибудь догадался, из чего сделаны эти скульптуры? (из дерева, из камня)

-Если присмотреться к работам мастера, то можно увидеть, сколько сил и труда надо было скульптору, чтобы из глыбы камня или куска дерева сделать такое произведение.

Слайд 6. Работа «Мужество»

Воспитатель: –Эта скульптура называется «Мужество»

-А как вы думаете, что означает слово мужество? Какой это человек? (храбрый, смелый)

Слайд  7. Автопортрет « Тоска»

-А эта работа называется «Тоска»

 –Скульптор в своих работах передаёт настроение, характер людей мимикой, жестами.

Слайд8. Работа «Голова женщины»

 – А как можно назвать эту скульптуру?  (радость, счастье)

Динамическая пауза под музыку.

   -Ребята, мимикой изобразите грусть, страх, радость, удивление.

Садятся на стулья

– А сейчас обратите внимание на этот портрет

Слайд 9.Портрет  Сычкова

 – Кто узнал эту знаменитость?  (Ф. Сычков)  Да,  это автопортрет художника. А что такое автопортрет? Это когда художник рисует сам себя. Чем прославился художник?

Слайд10.  «Картина «Школьница-отличница»»

- Как называется эта картина?  К какому жанру относится эта картина? (это портрет)

  - Как вы думаете, какие оценки в школе получает  эта девочка?

-Какое у неё настроение?  (хорошее, радостное)

-Современная или старинная жизнь показана на картине? (старинная)

-Как вы догадались? (потому что одеты в мордовские одежды)

- А сейчас так люди одеваются? (нет)

-Только в мордовской деревне на празднике можно встретить людей, одетых в такие красивые одежды.

И ещё можно увидеть красоту мордовского костюма в следующем зале музея - в зале  декоративно-прикладного искусства. Куда я вас и приглашаю.

Слайд 11.  Мордовский костюм, посуда

- В этом зале представлены коллекции мордовского костюма, старинных украшений, крестьянской посуды.

Слайд 12. Вышивальщица за работой

-Это вышивальщица. Что она делает? (вышивает)

-Где можно увидеть мордовскую вышивку? (на платье, на скатертях, на занавесках)

-Для чего вышивают? (чтобы было красиво)

Что необходимо для того, чтобы вышивка получилась красивой,  неповторимой, яркой? (разноцветные нитки, иголки, бисер, монетки)

-В основе мордовской вышивки лежит геометрический орнамент

-Какие элементы мордовского узора вы знаете? (крест, галочка, ступеньки, ромб, восьмиконечная звезда)

А сейчас поиграем в игру, которая называется «Сложи узор»

Воспитатель раздаёт карточки с элементами мордовской, дымковской, хохломской росписей и предлагает найти нужные части узора,  сложить целые картинки из отдельных элементов и назвать роспись.

                                                                                              

(Узоры хохломы, дымковской и мордовской росписи)

(Дети собирают пазлы по группам.)

-Какие цвета можно встретить в мордовском орнаменте?  (красный, черный, белый, желтый, синий)

- А основные цвета?  (красный, белый, чёрный)

-Мы поговорили о разных узорах. И я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-определения к слову узор»

- Узор какой? (красный, красивый, нарядный, замечательный и т. д.)

- А сейчас мы с вами отправимся в нашу мастерскую, где вы можете проявить  своё мастерство в росписи мордовской одежды.

Дети выбирают по желанию предметы одежды и украшают мордовскими узорами по образцам.

            

По окончанию работы рисунки выставляются.

Итог.

Воспитатель:  Где мы были?

- Кого видели в нашем музее?

- Что понравилось?

-  Вот и закончилось наша экскурсия по виртуальному музею. Всем спасибо!

Литература:

  • «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
  • Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
  • «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
  • «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н, Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
  • С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
  • Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации

Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации....

Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации.

Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации....

Конспект НОД Математический КВН с использованием ИКТ "Математическое путешествие со Звездочётом" в старшей группе

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-соревнования....

КОНСПЕКТ Открытой НОД (с использованием регионального компонента) «Путешествие по городу Брянску» старшая группа

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей.Задачи:образовательные: способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств. Продолжать формировать понятия Родины, ...

Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации « Музеи Мордовии»

Цель: Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, истории родного края, развитие эмоционально-эстетической  сферы ребёнка,Дать представление о значимости культурного наследия в фо...

Интегрированное музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие по Черному морю» (старшая группа)

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей и укрепление здоровья дошкольников путём использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности....

Презентация "Путешествие в страну здоровья" старшая группа

Презентация " Путешествие в страну здоровья" Актуальность: в последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимо...