Проект "Международный день родного языка"
проект (младшая группа) на тему

Саягфарова Венера Ахадовна

Важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_den_r_yaz._2_gr.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Международный день родного языка”.

1. Введение

Родной язык – это богатство каждого народа. Это духовное наследие, отражение характера людей, это опыт и мудрость, которую мы передаем своим детям. Множество языков, почти половина ныне существующих в мире, находятся под угрозой исчезновения. А ведь для кого-то они являются родными. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

  •  Актуальность: 

Каждый  народ- это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. И, конечно же, язык. Сберечь его очень важная задача. Так как язык нам дорог как родная мать, наши предки назвали его родной язык. К сожаленью, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово. Именно сегодня так актуальны праздники, мероприятия, посвященные родному языку. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык – есть свое национальное лицо, есть свое «я», как человек есть уважение к себе. Международный день родного языка направлен на защиту языков. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия

  • Проблема проекта:

Отсюда вытекает важная проблема, как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа. Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес. Как привлечь родителей к данной проблеме.

  • Цели проекта:  
  • Формирование и использование знаний народного фольклора у детей младшего дошкольного возраста.
  • Развитие творческих способностей.

  • Задачи проекта:
  • Воспитывать языковую толерантность;
  • Закреплять имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка;
  • Формировать языковое чутье;
  • Развивать коммуникативные навыки и выразительность речи;
  • Формировать четкую артикуляцию звуков родного языка;
  • Закреплять правила речевого поведения;
  • Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими.

  • Методы, используемые в проекте
  • Специально организованная деятельность
  • Совместная деятельность с детьми
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Интеграция с другими образовательными областями
  • Взаимодействие с семьей

  • Предполагаемые результаты проекта
  •   Знать произведения народного творчества.
  • Драматизировать небольшие русские народные сказки.
  • Инсценировать /совместно с воспитателем/ русские народные песни, прибаутки, хороводы.
  • Активно употреблять малые формы фольклора в повседневной жизни.

  • Срок проведения проекта 1 неделя (8-12 февраля 2016год.)
  • Вид проекта: краткосрочный, информационно-творческий.
  • Участникивоспитатели, дети, родители.
  • Образовательная     деятельность: коммуникативная, познавательная,  чтение художественной литературы.

  1. Этапы проекта:

Организационный этап: 

  • Подбор песен, потешек, сказок, пальчиковых игр.
  • Консультации и беседы с родителями.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, иллюстраций, музыкального сопровождения.
  • Оснащение предметно-развивающей среды.
  •  Итоговое мероприятие – театрализованная деятельность по сказке «Теремок».

  • Продуктивный этап.

Совместная деятельность с детьми.

  • Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  • Беседы по содержанию потешек.
  • Образовательная деятельность «Кто в теремочке живёт».
  • Хороводные игры «Каравай», «Ходит Ваня».
  • Дидактические и развивающие игры: «Укрась одежду»,  «Кто в домике живет? », «Угадай и собери».
  • Чтение потешек: «Большие ноги шли по дороге…» «Баю-бай», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик», «Водичка-водичка», «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска брысь. '».
  • Изготовление руками детей оладушек и крендельков, «Чак-чак»
  • Знакомство детей с татарскими колыбельными песнями.        

      Прослушивание музыки «Пляшут наши сапожки» Ш.Галиев.        

      Музыкальная игра с платком        

  • Театрализованная деятельность: сказки «Теремок», «Курочка Ряба».
  • Пальчиковая игра «Бу бармак…»
  • Подвижные игры: «У медведя во бору», «По ровненькой дорожке», «Большие ноги», «Зайка беленький сидит», «Кәҗәкәй», «Кук-ку!», «Наседка и цыплята».
  • Сюжетно – ролевая игра «У бабушки в гостях»
  • Физическое развитие. Утренняя гимнастика «Спрятались зайки»,

Совместная деятельность с родителями.

  • Чтение потешек детям дома.
  • Заучивание потешек вместе с детьми.
  • Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.
  • выставка  семейных творческих работ.
  • Папка - передвижка для родителей: «Знакомство с творчеством Г. Тукая»

2-й этап. Выполнение проекта.

На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты

  •       Краткое содержание по направлениям:  

например:

  • «Содержание проекта было выстроено с использованием методик: образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьёй.
  •  «В ходе проекта были востребованы следующие виды  самостоятельной деятельности детей: лепка, рисование, настольный театр, конструирование «Теремок», сюжетно – ролевые игры.
  • «Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы (разработаны, востребованы) следующие формы игровой деятельности: подвижная игра «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Найди зайку», народная хороводная игра «Ходит Ваня..», «Каравай», «Матрёшки», пальчиковая игра «Бу бармак - бабай…», сюжетно – ролевая игра «У бабушки в гостях»

«С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьёй: Беседа: «Родной язык – наше богатство», выставка семейных творческих работ «По дорогам народных сказок», анкетирование «Изучение представлений о народных традициях», пополнение центра речевого развития потешками и сказками, изготовление папки – передвижки.

  • «В проекте активно использовались следующие методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, игры, выставка рисунков, чтение потешек, инсценировка сказки «Теремок».

  • Презентативный этап: выставка  семейных творческих работ «По дорогам народных сказок»

Заключительный (итоговый) этап: Провели анкетирование родителей по теме       «Изучение представлений о народных традициях», которая показала, что дома родители читают и используют устное народное творчество в общении с ребёнком. Родители желают получить больше дополнительной информации в детском саду об использовании пальчиковых игр, потешек для развития речи детей.

  1. Заключение.

       Продолжаем знакомить детей с устным народным творчеством и  использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности так как устное народное творчество развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Приобщение дошкольников к фольклору на практике показывает, что устное народное творчество способствует развитию у детей художественно – творческих способностей.

Дети с удовольствием выполняют игровые действия с куклами; применяют устное народное творчество в повседневных играх.

4. Список литературы.

1.Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2012.(Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

2.Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения.- М.: Школьная пресса, 2010.

3.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомим детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада.-СПб.: «Детство-пресс», 2000.

4.Куприна А.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. «Детство- пресс», 2001.

5.Шорыгина Т.А. Главные праздники страны. Методическое пособие для педагогов, воспитателей.-М.: Школьная Пресса, 2011.

6.Справочник старшего воспитателя. О.М.Кочура. Праздник родного языка., стр. 68., №2, 2009.

Приложение 1.

Анкета: «Изучение представлений о народных традициях»

1.Знаете ли Вы, что такое традиция?

2.Какие народные праздники Вам известны и какие Вы отмечаете в семье?

3.Какие виды детского фольклора Вы используете в общении с ребёнком и используете ли вообще? Например:

-потешки;

-частушки;

-скороговорки;

-сказки;

-колыбельные.

4.Какими видами народных промыслов владеет Ваша семья?

-резьба по дереву;

-выжигание по древу;

-вышивание;

-кружевоплетение;

-что-то другое.

5.Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок получает представление о народных традициях только в детском саду?

6.От кого Вы получаете информацию о народных традициях:

-из средств массовой информации;

-от предков в семье;

-окружающих;

-в ДОУ.

7.Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации и какой?

Благодарим за ответы.

Приложение 2

Отчёт по теме: «Международный день родного языка» первой младшей группы №2 МБДОУ №6 «Улыбка»

 на 2015-2016 учебный год

                                                                      Воспитатели: Нестерова Л.А.

                                                                                             Саягфарова В. А.

Народная хороводная игра «Каравай»

Цель: Знакомить детей с народными играми, помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

ОД по развитию речи «Теремок»

Цель: Развивать интерес к народному творчеству. Способствовать развитию речи как средства общения, активизировать словарь. Помогать детям, отвечать на простейшие вопросы.

 

Русская народная игра «У медведя во бору»

Цель: Знакомить детей с народными играми, помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей; развивать двигательную и  речевую активность детей.

Пальчиковая игра

«Бу бармак – бабай…..»

Цель: Познакомить детей с пальчиковыми играми на татарском языке, учить проговаривать слова, развивать мелкую моторику.

Музыкальная игра “Матрёшки”

Под татарскую песню “Матрёшки”

Цель: Знакомить детей с песенным фольклором татарского языка.

Театрализованная деятельность «Курочка Ряба»

Цель: Воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с другими детьми, вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные, развивать наблюдательность, внимание, память.

ОД художественно – эстетическое развитие

Лепка «Угостим куклу татарским национальным блюдом  «чак – чак»»

Цель:  Знакомить детей с национальным татарским блюдом «Чак-чак». Учить лепить, отрывая куски от большого кома, учить раскатывать кусочки в маленькие шарики. Продолжать воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и желание помочь им.

ОД художественно – эстетическое развитие

Рисование «Фартуки для матрешки»

Цель: Воспитывать интерес и любовь к творчеству русского народа; учить детей ритмичными мазками украшать одежду; развивать чувство цвета.

Народная хороводная игра «Ходит Ваня»

Цель: Побуждать детей создавать игровые образы с помощью движения. Поощрять стремление участвовать в играх с музыкальным сопровождением.

Выставка семейных творческих работ.

Цель: привлечение родителей к совместной деятельности вместе с детьми, повышение интереса родителей к сотрудничеству с детским садом.

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Улыбка» ЗМР РТ

Проект

Тема: «Международный день родного языка»

в первой младшей группе №2

Выполнили: Нестерова Л.А.                                  

 

                                                                                   Саягфарова В.А.                  воспитатели МБДОУ №6 «Улыбка»_

                             

             2016 год__________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День родного языка.

Конспект дня родного языка....

День родного языка

Международный день Родного языка...

Международный день родного языка. Праздник "Дружба"

Каждый народ - это своя неповторимая культура, традиции, история, и, конечно же, язык. Сберечь язык - очень важная задача. Международный день родного языка отмечается каждый год 21февраля. В респ...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День родного языка"

Конспект развлечения старшего дошкольного возраста "День родного языка"...

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

Тематический день "Международный день родного языка"

Стихотворение «Родной язык» Габдуллы Тукая: О, как хорош родной язык, отца и матери язык,Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,...

НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка

НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка...