Традиции народа Саха по воспитанию бережного отношения к природе
статья по теме

Филатова Наталия Аркадьевна

Как известно, для формирования личности каждого человека незыблемым фундаментом является его всестороннее знание своего родного края.

Статья рассматривает по формированию дошкольников  бережного отношения к природе на основе традиций народа Саха. Теоретически обосновано значение знаний о природе, экспериментально доказана их роль в становлении восприятия ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospiatnie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции народов саха по воспитанию детей бережного отношения к природе

Как известно, для формирования личности каждого человека незыблемым фундаментом является его всестороннее знание своего родного края.

Статья рассматривает по формированию дошкольников  бережного отношения к природе на основе традиций народа Саха. Теоретически обосновано значение знаний о природе, экспериментально доказана их роль в становлении восприятия ребенка.

В работах Н. Ф. Виноградовой, Л.Ф. Мельчаковой, Н.А. Рыжовой и др. авторов показано, что важным средством экологического воспитания детей становится развитие их знаний о природе на основе традиций родного народа. Природа была важным элементом традиционных воззрений народа Саха. В течение тысячелетий якуты сохранили своеобразную цивилизацию и вместе с тем первозданность северной природы. Самое главное – якуты смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру, воспитывая детей на этноэкологических традициях. Приобретенное в условиях приобщения к традициям родного народа умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, способствует формированию характера и интересов.

Якуты считают Природу великим учителем и потому относятся к ней с почтением. Во всех творениях культуры, искусства и фольклора природе придают особое место.

Как утверждают исследователи народной педагогики Д.М. Бурхинов (2), Д.А. Данилов (5), С.Д. Намсараев, система традиционного воспитания способствует духовному обогащению личности, если ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы (2, с. 37)

Исследователи  выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Все  факторы воспитания в той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, нравственных норм, характерных для якутского этноса

Факторы воспитания

Формы проведения

1.

Природа

Экскурсия по алаасам предков, охота, рыболовство

2.

Игра

Якутские подвижные игры, направленные на формирование бережного отношения к природе

3

Слово

устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, песни.

4

Труд

Якутская кухня, изделия из конского волоса, бересты, салама

5

Общение

Поучение, наставление, увещевание, упрек, осуждение, советы, завет

6

Традиции

Ысыах, обычаи, обряды, этикет, быт, приметы

7

Искусство

Осуохай, тойук, чабыр5ах, олонхо

8

Религия

Шаманизм, народные целители, оберегания, очищения

9

Пример

Былины, легенды, история.

Якутия – одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и разнообразие флоры и фауны. В тайге произрастают сосна, ель, лиственница, береза, кедр и осина. Загадки природы Якутии в том, что расцветает она в зоне вечной мерзлоты. Большая часть территории – это горы, плоскогорья и низменности. Между горами и холмами текут величайшие в мире реки. Различные животные обитают в данной местности, особенно много оленей. Только в Якутии растут радиола розовая, горец амгинский, терескен Ленский, редовския двоякоперистая.

Нами составлен методический комплекс по экологическому воспитанию дошкольников на национальных традициях «Айылҕа оҕото».

Проблема: экологическое воспитание на основе традиций народа саха.

Основной целью является ознакомление с окружающим миром, и бережное отношение к Родной природе.

Задачи:

- научить детей видеть красоту родной природы;

- развитие познавательных способностей дошкольников;

- воспитать интерес и бережное отношение к родной природе;

Методы работы: наблюдения, опыты, игры экологического содержания, мероприятия, экскурсии и др.

На каждых экологических НОД предусматривается воспитание человеческих ценностей: переживание, познавание, преобразование через отношение ребенка к природе. На занятиях дети знакомятся с экологическими законами, с картой Якутии, с климатическими зонами, с бытом народов Саха, с флорой и фауной тайги, с животными, населяющими зону Якутии и.т.д.

Виды работ при организации наблюдений за объектами живой и неживой природы:

- работа на экологической тропинке детского сада;

- экскурсии по музеям родного города;

- прогулки на берегу реки Лена;

- знакомство с лекарственными растениями Якутии;

- ведение календаря погоды, ухаживание за растениями

Целью наблюдений является восприятие детьми природных объектов и явлений природы.

- экологические игры: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, исследовательские, подвижные, народные, игры – драматизации. Цель игр – взаимоотношение людей, заботливое и гуманное отношение  к природной среде, согласно воззрениям якутов. В содержание игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения якутов в природе.

- труд: знакомство с якутской кухней, ознакомление детей с техникой изготовления изделий из конского волоса, бересты; техника изготовления саламы; знакомство с обрядом получения природного материала для изготовления того или иного изделия.

Таким образом, с малых лет дети знакомятся с обычаями и традициями предков. Традиции, обычаи и обрядовые действия как средство передачи из поколения в поколения воззрения народа Саха способствуют становлению экологического самосознания дошкольников, прививают детям чувство любви и бережного отношения к родной природе. 


Экологическое воспитание детей на национальных традициях

Методический комплекс

«Айылҕа оҕото»

Законодательная база. Федеральный уровень:

  • Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрированного в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» зарегистрированном Минюсте России 26.09.2013 г № 30038.

Образовательный процесс строится на основе комплексно-тематического принципа и принципа интеграции образовательных областей.

Тематический план

Ыытыллар ыйа

Темата

Кунэ дьыла

Тумуктуур

улэ

Бала5ан ыйа – Улуу Суорун ыйа

Кыстыкка кеьуу

-прогулка на реке Лена

-экскурсия в музей им. Ярославского

Аралдьытыы

«Саха бала5аныгар ыалдьыттыыбыт

Алтынньы

-Хотой Айыы

Ебугэбит олохторо

-знакомство с танцем осуохай

-знакомство с танцевальным движением Осуохай

-рассказ воспитателя о подвижных играх народа саха

Вечер подвижных игр с родителями

(Подвижные игры – «Летает, плавает, бегает», танцевальные движения «Осуохай», подвижные игры: «Бой быков», «Соколы», «Сова и мышки», «Сокол и утки», «Не подставь ладонь», «Прыжки стерха», «Волк и жеребята» и др.)

Сэтинньи – Байанай ыйа

Саха сирин кунду туулээх кыыллара

- где живет хозяин лесов «Байанай»?

- беседа с охотником тайги

-выставка детских рисунков на тему «Байанай»

Байанайдаах булчут

Ахсынньы-

Остуоруйа ыйа

Саха остуоруйалара («Кырынаас кутуругун төбөтө хайдах хара буолбута», «Таал-таал эмээхсин», «турах хара дьүhүннэмитэ», «Саhыл эhэлиин» и др.)

«Остуоруйа дойдутугар дьоро кун»

Тохсунньу -Тацха ыйа

Тацха оонньуулара

Тацхалааьын

Дьоро кунэ

Олунньу – Олоцхо ыйа

Тереебут сирим – алгыстаах аартыга

- беседа «Алаас диэн хайдах сири ааттыылларый»

- экскурсия по памятным местам города

- изготовление вместе с родителями кормушек для птиц

Керуу курэх

«Тереебут терут айылҕаҕын теье билэбин»

Кулун тутар – Дьеьегей ыйа

Дьеьегей оонньуулара

- Игры – драматизации: «Девушка и луна», «Старушка Таал-Таал» и другие.

- Игра - подражание. Обучения детей повадкам животных.

- экскурсия в лес, наблюдения

Дьеьегей ыйыгар аналлаах аралдьытыы

Муус устар-

Айыыьыт ыйа

Сааскы билгэлэр (опыт, эксперимент оҥоруу)

- отработка схемы «Круговорот воды в природе»

- рисуночный тест: «Кто больше найдет воды в разных ее проявлениях», «Вода в озерах, реках, снег, лед, пар, роса, иней, снежинки, град».

- «Күн, уу, салгын туhата» беседа

«Саас»  о5олор, тереппуттэр бырааьынньыктарын тэрийии

Ыам ыйа

Салама ыйа

Айыл5а5а сылдьыы сиэрэ – туома

- изготовление саламы

- изготовление изделий из бересты (ыаҕайа, кыыллар фигураларын быhан оҥоруу)

- экскурсия в лес

Ньукуола кунун тэрийии, айыл5а5а экскурсия, айыл5а5а сылдьыы сиэрэ – туома. Салама ыйааьын.

Бэс ыйа

Уруц Айыы ыйа

Ыьыах

- лекарственные растения Якутии

- беседа «Ысыах – это национальный праздник»

- выставка рисунков

Сайыны керсуу»

О5олорго, тереппуттэргэ бырааьынньык тэрийии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание бережного отношения к природе

Рекомендации для родителей...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста  и их родителей. Задачи:1.    Исследоват...

Воспитание бережного отношения к природе, как образовательный ресурс патриотического воспитания

Воспитание бережного отношения к природе, как образовательный ресурс патриотического воспитания...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...

Рекомендации психолога родителям "Истоки воспитания любви к Отечеству-воспитание бережного отношения к природе"

Как  сформировать у ребенка понятие Отечества? Как воспитывать малыша, чтобы в сердце его зарождалась, крепла любовь к Отечеству? Начните с малого... Наблюдайте вместе с малышом за окружающей при...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"

Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"...