Традиции чувашского края
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ширшенкова Эльвира Алексеевна

Блок «Моя семья»

Продолжать воспитывать у детей любовь и заботу о членах семьи, вежливое отношение к ним, желание вести себя в семье культурно: желать доброго утра и спокойной ночи, следить за тем, чтобы быть чистым и опрятным, чтобы другим членам се­мьи приятно было с ним общаться, следить за порядком (во­время убирать игрушки, помогать убирать посуду).

Закреплять этикетные слова на чувашском языке: ыра up (доб­рое утро), ыра кад пултар (добрый вечер), лайах тёлёксем кур (приятных снов), сывлах сунатап (будь здоров), кадар (извини), тавтапуд (спасибо), тархасшан (пожалуйста).

Продолжать развивать у детей потребность в действенном проявлении заботы о пожилых (бабушках и дедушках) — они много сделали в жизни для своих родных, вырастили своих де­тей, помогают воспитывать внуков, нужно стараться их не рас­страивать, беречь от переживаний.

Формировать представления о роде (йах), воспитывать у де­тей желание беречь честь рода — быть честным, выполнять обе­щанное, ладить с людьми, не оставлять родителей в старости.

Закреплять в словаре детей чувашские слова: атте (отец), анне (мать), кукамай (бабушка по матери), кукади (дедушка по матери), асанне (бабушка по отцу), асаттв (дедушка по отцу), аппа (старшая сестра), пичче (старший брат), йамак (младшая се­стра), шамам (младший брат), ывал (сын), хёрём (дочь), манук (внук).

Формировать представления о семейных праздниках, тради­циях, реликвиях, ценностное отношение к ним.

Блок «Мой детский сад»

Развивать способность искренне радоваться успехам других детей в ходе игры, занятия и других видов деятельности.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к труду работников детского сада. Повар вовремя и вкусно кормит. Няня и дворник наводят чистоту и порядок. Воспитатели играют, за­нимаются с детьми, чтобы они росли добрыми, честными, ум­ными, здоровыми. Старший воспитатель помогает воспитателям разобраться в их сложной работе. Прачка следит за чистотой белья. Шофер привозит вовремя продукты, новые игрушки, ин­тересные книжки. Заведующий руководит работой детского сада. Люди, которые работают в детском саду, заботятся о том, что­бы детям было хорошо.

Развивать у детей стремление помочь взрослым поддержи­вать чистоту и порядок в группе и на участке детского сада (поменять постельное белье, унести его в прачечную; всегда рас­ставлять по местам игрушки; одежду, обувь класть на место).

Воспитывать у детей благодарное отношение ко всем работ­никам детского сада (учить детей называть работников детско­го сада по имени и отчеству), стремление сделать приятное работникам детского сада (быть доброжелательным, улыбаться при встрече, поздравлять с праздником, готовить подарки), здороваться и прощаться без напоминания.

Совершенствовать навыки самообслуживания, умение чис­то и аккуратно содержать одежду, обувь и постель.

Развивать привычку к труду, способность самостоятельно за­мечать необходимость выполнения какой-либо работы и потреб­ность сделать ее самому или с помощью взрослого, других детей.

Формировать элементарные умения по приготовлению пищи: чистить вареные овощи, нарезать их для винегрета, мыть ово­щи и др.

Совершенствовать умения по выполнению функций дежур­ных по столовой, по занятиям, по уголку природы.

Формировать умения, необходимые для работы в огороде, саду, цветнике.

Развивать умения изготавливать своими руками игрушки, су­вениры, украшения из природного материала, бумаги, картона и других материалов; ремонтировать книги.

Совершенствовать навыки взаимопомощи в совместной де­ятельности с детьми и взрослыми, привычку предлагать и ока­зывать помощь старшим.

Закреплять в словаре детей словосочетание на чувашском языке: ача сачё, сыва-и, ыра up, ыра кад пултар, сывлах сунатап, кадарар, чипер юлар, тавтапуд, тархасшан.

Блок «Мой город (деревня, село, поселок)»

Развивать интерес и любовь у детей к родному городу (де­ревне, селу, поселку). Формировать представления о главных событиях, произошедших в жизни города (деревни, села, по­селка), знакомить с историей возникновения города (деревни, села, поселка), его географическим положением, достоприме­чательностями, основными отраслями производства (сельское хозяйство, животноводство, легкая и тяжелая промышленность), известными людьми, прославившими его.

Формировать конкретные знания о некоторых заслуженных мастерах своего дела в родном городе (деревне, селе, поселке), воспитывать чувство особого уважения к ним, восхищения их трудом, знаниями, умениями, гордости за таких земляков.

Ввести в словарь детей чувашское слово ентеш — земляк.

Воспитывать бережное отношение к памятникам города (де­ревни, села, поселка). Люди сажают цветы, поддерживают чис­тоту вокруг памятника. К памятникам приносят цветы в день рождения известных людей, венки в честь тех, кто погиб на войне.

Воспитывать уважительное отношение к людям, которые за­ботятся о сохранении культуры города (деревни, села, посел­ка): главе, администрации города (деревни, села, поселка).

Закрепить в словаре детей словосочетания на чувашском язы­ке: таван, ял, хула, сала.

Блок «Моя республика»

Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям других национальностей, проживающих на территории Чуваш­ской Республики.

Воспитывать у детей уважительное отношение к государствен­ной символике республики (флагу, гербу, гимну).

Воспитывать у детей желание трудиться на благо республи­ки и страны.

Все люди, проживающие в республике, трудятся на благо республики и страны.

Главные отрасли промышленности и сельского хозяйства Чу­вашии, на которых люди трудятся: производство различного обо­рудования, машиностроение, а также пищевая промышленность. Тракторный завод — единственный в России завод, входящий в четверку мировых предприятий-лидеров по производству буль­дозеров, машин для нефтегазовой, строительной и других отрас­лей. Предприятие по производству конфет, печений и прочих де­сертов «Акконд» входит в число ведущих предприятий региона. Компания по производству напитков выпускает пиво, лимонад. Легкая промышленность производит носочно-чулочные изделия. Приоритетной отраслью сельского хозяйства Чувашской Рес­публики является хмелеводство. На всю Россию качеством своей продукции известны картофелеводы Чувашии, активно разви­вается животноводство. Известна далеко за пределами респуб­лики Альгешевская фабрика вышивки и ткачества «Паха тёрё».

Раздел «Кто такие чуваши?»

Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашско­го народа, любовь к своему народу, понимание своей нацио­нальной принадлежности (у чувашских детей). Формировать пред­ставления о культуре чувашского народа.

Жилище чувашей в прошлом: маленькие деревянные дома с соломенной крышей, полуземлянки; внутреннее убранство: нары, которые служили кроватью и ларем для хранения домаш­них принадлежностей; топка по-черному; украшение жилища домоткаными полотенцами, половиками, вязаными скатертя­ми, подзорами.

Национальная одежда: кёпе, тухья, масмак, сурпан, хуьипу, шу- пар, накосники, подвески; лапти и др. Украшение одежды. Ис­пользование разных видов орнамента.

Одежда детей: у мальчиков — рубашка с мелкой вышивкой по грудному разрезу, краю рукава и подола; у девочек — пла­тья, простенькие бусы, по праздникам они носили ожерелья из монет, наплечные и наспинные украшения: накосники, под­вески-пояски, медные «хвостики».

Пища чувашей: в пище преобладали растительные продук­ты: мука, крупа, овощи, по праздникам готовили хуран кукли (вареники), тултармаш (кишки, начиненные жирным мясом с ячменной, полбенной или пшенной кашей, сваренные в котле, затем поджаренные), шарттан (чувашская колбаса), йава (мел­кие шарики из сдобного теста), хуплу (пирог с мясом), какай шурпи (мясная похлебка), чакат (сыр), салма яшки (суп с клец­ками) — приветственный суп для почетных гостей, пуремеч (ват­рушки с творогом или картофелем), шаркку (жаркое), месерле дамарта (сваренные вкрутую и поджаренные яйца). Максама — сладкое пиво без хмеля и дрожжей для детей и стариков.

Традиции, обычаи и обряды чувашского народа: ниме, алыл- маш; приглашение в гости, угощение, проводы гостей; обхо­дить вековой дуб при отправлении в дальний поход и др.

Национальные богатыри: Улып, Чемень, Юман-батыр, Ту- батыр.

Праздники чувашского народа: Сурхури, £аварни, Манкун, Ака- туй, сёрен и др.

Посуда и утварь чувашей: пользовались самодельной дере­вянной, глиняной посудой: тирёк (большая деревянная чаша), чаплашка (мисочка для маленьких детей), алтар (братина), кур­ка (ковш); куршак (горшок), какшам (кувшин), датма (сковоро­да); плетеной тарой: кушел (кошель), кардинкка (корзина). По­суду украшали красивой причудливой резьбой.

Инструменты для изготовления посуды: пара (бурав), айа (ста­меска), даврам пара (коловорот) и др.

Материал для изготовления посуды: береста, дуб, лоза, гли­на и др.

Ремесла и промыслы: земледелие, изготовление холста из льна и конопли, прядение, отбеливание, окрашивание, изготовле­ние одежды, вышивание, резьба по дереву, плотничество, гон­чарное дело, изготовление колес, плетеной, гнутой мебели, му­зыкальных инструментов, охота и др.

Раздел «Что значит быть хорошим человеком в понимании чувашей?»

Формировать представления у детей о том, кого чуваши счи­тали хорошим человеком: трудолюбивого, доброго, любящего свою родную землю, Родину, честного, уважительно относя­щегося к старшим, вежливого в общении.

Формировать у детей представления о традиции чувашей давать благопожелания родившемуся ребенку: мальчику — быть, как отец крепким, сильным, трудолюбивым, девочке — быть, как мать приветливой, скромной, быстрой в работе. Ребенку также желали быть счастливым, почитать родителей, старших и старых, односельчан, жить в здравии и чистоте до старости, чтобы у него в будущем было много детей. Знакомить детей с именами, которые чуваши давали своим детям (Илемпи, Сарпи- ке, Юман, Атнер и др.,), показать связь чувашских имен с бла- гопоже л аниями.

Воспитывать у детей интерес к труду чувашей и трудолю­бие. Дать представление о любви чувашей к работе на земле (труд на земле с ранней весны до поздней осени от зари до зари: подготовка к посевной, посевная, сенокос, жатва, посев озимых, молотьба, копка картофеля и корнеплодов и т.п., вы­ход чувашей на полевые работы в полном праздничном светлом одеянии и в украшениях, вовлечении детей с ранних лет в зем­ледельческий труд). Раннее начало трудового дня; выполнение работы по дому, хозяйству; помощь детей родителям в выпол­нении домашних дел (присмотр за младшими братьями, сест­рами, уход за домашней живностью, работа в огороде).

Трех-четырехлетние дети зимой ухаживали за ягнятами в избе, с рук кормили веточным кормом, убирали за ними, кор­мили цыплят, утят, гусят, стерегли их. В пять-шесть лет дети имели индивидуальные трудовые обязанности. В шесть-семь лет дети имели свои грядки (супинкке).

Особенности труда девочек — девочки привлекались к при­готовлению пищи, уборке помещения, рукоделию, работе в ого­роде, уходу за домашней живностью; достоинством женщины считали умение владеть земледельческими орудиями, стряпать, шить, ткать и т.п.

Особенности труда мальчиков — в труде мальчиков требо­валось применение физической силы, проявление выносливос­ти, идеалом крестьянского мужчины являлся тот, кто обладал необходимыми познаниями в ремеслах.

Дети при участии взрослых мастерили игрушечные орудия труда, с их помощью они выполняли те же действия, что и взрослые в процессе труда. Постепенно от игрушечных орудий труда дети переходили к настоящим орудиям труда. У детей были детские ведра, коромысло, лопата, грабли, вилы, ломик и т.п. В качестве детского топорика использовался маленький топо­рик наподобие полумесяца — айпалта. Дети убирали за собой, чистили и сушили обувь, постепенно учились пришивать пуго­вицы, ставить заплатки, штопать, стирать свои мелкие вещи, чинить лапти и т.п.

Трудовых обязанностей у детей было очень много. Девочек постарше мать обучала изготовлению кружева, скатерти, богато орнаментированного одеяла с аппликациями, приготовлению пищи. Отцы обучали мальчиков сельскохозяйственным работам, плетению лаптей. Чувашским детям строго запрещалось произ­носить слова об усталости (об этом говорили на ушко), от де­тей требовалось любить труд и людей труда, трудолюбивым счи­тали того, кто с любовью делает и нелюбимую работу, трудо­любие, по мнению чувашей, считалось самым драгоценным че­ловеческим качеством. Проверка трудовой подготовки старших детей осуществлялась во время ниме, алылмаш, всевозможных праздников.

Воспитывать бережное отношение к продуктам труда.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Обучить народным играм, связанным с трудовым содержанием.

Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, людям другой национальности. Формировать представления о доброте как одной из характерных черт чувашей (доброго человека чу­ваши называли ыра дыннамар), традиции чувашей в ответ на какой-то подарок или доброе дело непременно отблагодарить: подарить более ценную вещь или помочь в чем-то; распростра­нение благодарности на всю семью и род человека, сделавшего доброе дело; люди, симпатизирующие друг другу, обменивались между собой дорогими подарками. Познакомить с завещанием И.Я. Яковлева чувашскому народу: дружбы с русским народом: («Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ...»), дружбы с многочисленными народностями, дружбы среди са­мих чувашей («Будьте дружны между собой»), дружбы в семье («В семейном счастье — защита от жизненных испытаний»).

Познакомить детей с пословицами и поговорками о добре, благодарственной песнью.

Воспитывать у детей любовь к своей родине, земле, раз­вивать желание ее защищать, трудиться на благо своей Роди­ны, хранить в памяти и сердцах имена людей, погибших на войне. Чуваши преданно любили свою Родину, бережно отно­сились к своим обычаям и языку. Поэтический образ Родины у чувашей — «золотая колыбель». Традиция чувашей обходить ве­ковой дуб, отправляясь в дальний поход, чтобы всегда помнить

Родину и возвратиться удачно. Участие чувашей в Гражданской и Великой Отечественной войнах, уход чувашей добровольца­ми на фронт в годы Великой Отечественной войны. Проявление храбрости и героизма чувашским народом во время войны. По­мощь чувашского народа людям, сражавшимся на войне, хле­бом, мясом, маслом, теплыми вещами, деньгами.

Познакомить детей с пословицами и поговорками, песнями о Родине.

Воспитывать у детей честность через формирование пред­ставлений о чувашах, как людях, которые старались сохранять доброе и честное имя в самых сложных обстоятельствах, они не одобряли обмана и неблагодарности в отношении к людям. Отсутствие у чувашей привычки брать чужое, их отрицательное отношение к нечестным людям.

Познакомить с пословицами и поговорками о честности.

Воспитывать уважительное отношение к старшим. Чувашские дети вежливо и почтительно относились к взрослым. К старшим обращались: пичче (старший брат), аппа (сестра), а к пожи­лым — асанне, кинемей (бабушка), асатте (дед), инке (тетя) и т.д.; анне (мать), кинемей для чувашей понятия священные. При решении важных проблем всегда прислушивались к мнению стариков. Почтительное отношение к матери.

Поощрять детей использовать этикетные выражения в раз­ных ситуациях: при входе в дом — Мёнле пуранатар? (Хорошо ли поживаете?), при входе в дом во время обеда — Апачё тутла пултар (Пусть пища будет вкусной), при приближении к ра­ботающим — Вай патар (Пусть силы прибавятся), при проща­нии — Телейлё дул пултар (Пусть дорога будет удачной) и др.

Раздел «Культура народов, проживающих в Чувашии (русских, татар, марийцев, мордвы и др.)»

Воспитывать уважение к народам, проживающим в Чува­шии (русским, татарам, марийцам, мордве и др.), через фор­мирование представлений об их культуре.

Культура русского народа:

народный костюм, его детали: мужская одежда — рубаха, шта­ны, зипун, кафтан, ферязь, армяк и др.; женская одежда — сарафан, понева, запона, душегрейка, шубка, суконный опа­шень, муфта;

праздники: Новый год, Рождество Христово, Крещение, Мас­леница, Пасха и др.

национальные богатыри: Микула Селянович, Святогор, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

национальная кухня: блины, пироги, похлебки, каши, варе­нья, соленья, квас, кисель и др.

ремесла: кузнечное дело, златокузнечное дело, гончарное ре­месло, керамика, вышивка, мастерство эмалей, резьба по де­реву, кости, чернение, гравировка по металлу, стеклоделие, фар­фор, художественная роспись (гжель, жостовская роспись, па­лехская миниатюра, хохлома, лубок), изготовление самоваров, матрешек и др.

Культура татарского народа:

народный костюм, его детали: одежда — рубаха-платье, ша­ровары, халат, чоба (легкая, без подкладки, верхняя одежда), чекмень (приталенная длинная демисезонная одежда); головные уборы — тюбетейка (у мужчин), калфак (у женщин); обувь — ичиги, чабата (лапти).

праздники: Сабантуй (праздник плуга), Курбан-байрам и др. национальные богатыри: Батыр, Алпамаш, Камыр и др. национальная кухня: отличие татарской кухни — разнообра­зие и редкое сочетание продуктов: чак-чак, шербет, бишбар- мак, кыстыбый (лепешка из пресного теста) и др.

ремесла: гончарное ремесло, ювелирное искусство, камен­ное и деревянное зодчество (резьба, монументальное строитель­ство, изготовление предметов быта), кожевенное ремесло, тка­чество и золотое шитье, кузнечное дело, оружейное ремесло.

Культура марийского народа:

народный костюм, его детали: тувыр (нательная рубаха), йолаш (штаны), кафтан, передник, пояс; типы головных уборов — кар­касные, остроконечные, лопатообразные, мягкие полотенчатые (шарпан), платки, наиболее древний головной убор — шурка; обувь — лапти, кожаные сапоги.

праздники: Агавайрем (праздник пашни), Угинде (праздник урожая) и др.

национальные богатыри: Кайван, Чумбылат и др. национальная кухня: лашка (суп с клецками), подкогыльо (ва­реники с начинкой из мяса или творога), коман мелна (слое­ные блины), пахта и др.

ремесла: изготовление дорожных сундуков, тарантасных пле­тенок, национальных музыкальных инструментов, деревянных тростей, корзиноплетение, валяние валенок, изготовление ва­ляного мужского головного убора, изготовление шуб шубков из овчины, вышивка, резьба по дереву, ювелирное ре­месло.

Культура мордовского народа:

народный костюм, его детали: одежда — панар (рубаха), понкст (штаны), кушак (пояс), сумань (приталенное суконное паль­то), чапан (демисезонное пальто), пулай (набедренное украше­ние), сюлгамо (декоративная застежка на рубахе); головные убо­ры — панго, шлыган и др.; обувь — лапти, сапоги, онучи;

праздники: мордовские праздники приурочивались к русским народным праздникам. Роштува (праздник плодородия, приуро­ченный к зимнему солнцевороту), Акша келу (Белая береза) — праздник Святой Троицы и др.

национальные богатыри: Перя, Пургаз, Сабан-богатырь.

национальная кухня: традиционная мордовская кухня зависе­ла от продуктов, получаемых в хозяйстве, и обуславливалась основными занятиями народа — земледелием и животновод­ством, подспорьем в питании служили и служат продукты со­бирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. Блюда: бли­ны, лепешки, селянка, лукш (пирог из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7—12 слоев), чапамо ловсо (кислое молоко) и др.

ремесла: ювелирное искусство, вышивка золотой нитью, вы­шивка, узорное ткачество, шитье бисером, художественная об­работка дерева, плетение из лыка, изготовление глиняных иг­рушек, кукол, плетение кружев на коклюшках, изготовление керамической посуды, матрешек, роспись по дереву, валяние валенок, кузнечное дело, бортничество.

Блок «Моя Родина»

Формировать представление о том, что в состав России вхо­дит много суверенных республик: Чувашская, Татарская, Ма­рийская, Мордовская и др.

Развивать чувство патриотизма на основе ознакомления с историческим и культурным прошлым страны, современным развитием культуры и промышленности, уважительное отноше­ние к государственной символике (флагу, гербу, гимну).

Воспитывать дружелюбное отношение к странам ближай­шего окружения (Белоруссия, Украина и др.), их культуре, обы­чаям.

Развивать обобщенные представления о многонациональном составе населения России, их языке, культуре.

 

 

 

Недели

«Традиции чувашского края»

(я и моя семья,мой детский сад)

 «Традиции чувашского края»

(я и мой город, моя республика,

родная страна)

Сентябрь

01.09.2017 – 08.09.2017

«Дружная семья»

Задачи: Обогащать представления детей о семье. Дать представление о роде (йах)

Наша малая родина.

Задачи: Знакомить детей с географией и традициями Чувашского края. Воспитывать чувство гордости за свою родину.

11.09.2017 – 15.09.2017

«Работа по заучиванию домашних адресов» Задачи: формировать представление о том, что в городе много улиц и у каждой есть свое название, у каждого дома есть свой номер. Уточнить, для чего нужен адрес.

Рассматривание иллюстраций «Животные родного края» Задачи: познакомить детей с дикими животными, которые обитают в лесах нашей республики.

18.09.2017– 22.09.2017

«Беседа с детьми о городе, деревне»

Задачи: развивать у детей интерес к городу, селу, району в котором он живёт, что в его городе живут люди разных национальностей: и русские, чуваши, татары.

 

Рассказ о земледельческих занятиях чувашей. Знакомство с орудиями труда - серпом, цепом

Задачи: прививать интерес к изучению жизни и быта своих предков-чуваш.

 

25.09.2016 – 29.09.2017

Рассматривание картины «Ача сачё»

Задачи: Обогащать представления детей о деятельности людей, причастных к детскому саду. Формировать представления о том, что взрослые заботятся о детях; Формировать уважительное отношение к взрослым

Кто такие чуваши?

Задачи: Развитие интереса к истории чувашского народа. Продолжать воспитывать интерес к прошлому чувашского народа

Октябрь

02.10.2017 – 06.10.2017

«Семья»

Задачи: Воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи на основе обогащения представлений детей о семье.

Чувашская деревня в старину. Рассматривание иллюстраций с жилищем чувашей

Задачи: Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашско­го народа, любовь к своему народу, понимание своей нацио­нальной принадлежности (у чувашских детей). Формировать пред­ставления о культуре чувашского народа.

09.10.2017 – 13.10.2017

«Мой детский сад!»

Задачи:  Воспитывать уважительное отношение к труду, работникам детского сада. Обогащать представления о деятельности людей, причастных к детскому саду. Формировать понимание о роли труда в обществе.

Слушание чувашской народной песни

 «Асран кайми аки-сухи».

Задачи: Развивать представление детей о культуре чувашского народа.

16.10.2017 – 20.10.2017

Сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей»

Задачи: Формировать умение использовать вежливые слова, этикетные выражения при приветствии; Воспитывать у детей тактичность, почтительное отношение к окружающим, навыков гостеприимства

Рассматривание изделий

декоративно-прикладного творчества

Задачи: Развитие интереса к особенностям чувашского творчества. Формировать представления о культуре чувашского народа.

23.10.2017 – 27.10.2017

Беседа: «Для чего нужны людям библиотеки?».

Задачи: Воспитание бережного отношения к книгам, развитие навыков поведения в общественных местах.

Презентация «Многонациональная Чувашия».

Задачи: Знакомить с многообразием народов, проживающих на территории Чувашии, их традициями.

Ноябрь

30.10.2017 – 03.11.2017

Работа в книжном уголке: главная достопримечательность родного города

Задачи: продолжать знакомить детей с родным городом, прививать любовь к родному краю.

«Традиции и обычаи чувашского народа».

Задачи: Продолжать воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, его культуре; Понимание своей национальной принадлежности. Развивать представления о труде и обычаях.

06.11.2017 – 10.11.2017

Беседа: «Моя любимая семья»

Задачи: Продолжать развивать у детей потребность в действенном проявлении заботы о пожилых (бабушках и дедушках) — они много сделали в жизни для своих родных, вырастили своих де­тей, помогают воспитывать внуков, нужно стараться их не рас­страивать, беречь от переживаний.

 

 

Рассматривание карты Чувашской Республики

Задачи: Развитие интереса к истории чувашского народа;  Продолжать формировать у детей разных национальностей национальную идентичность; Социально-коммуникативное развитие с учетом регионального компонента.

13.11.2017 – 17.11.2017

Дид. игра «Что хорошо, что плохо?»

Задачи: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Воспитывать уважительное отношение к старшим, доброжелательности  друг к другу.

Беседа о флаге, гимне.

Задачи: Прослушивание гимна ЧР. Воспитание уважительного отношения к государственным символам ЧР.

20.11.2017– 24.11.2017

Беседа «Кого можно считать хорошим

человеком?»

Задачи: Усвоение норм и ценностей принятых в обществе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к своей Родине.

Чувашская национальная одежда.

Задачи: Развитие интереса к деталям чувашской национальной одежды, эстетического вкуса. Воспитывать интерес к историческому прошлому.

27.11.2017– 01.12.2017

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Учить соблюдать определённые правила в семье; Усвоение норм и ценностей, принятых в семье.

Рассматривание набора открыток с изображением достопримечательностей

 г. Чебоксары  

Задачи: Продолжать воспитывать у детей любовное отношение к родному городу (деревне, селу, поселку), уважительное отношение к людям, которые хранят культуру города

Декабрь

04.12.2017– 08.12.2017

«Игры со строительным материалом» - учить детей строить улицу из строительного материала (дорога-домики).

Задачи: Закрепить названия города, улицы. Обратить внимание, что дома бывают высокие и низкие.

Рассматривание фотографий: «Мой город»

Задачи: закрепить с детьми название своего города, побуждать рассказывать о знакомых местах, где они гуляли с родителями.

 

11.12.2017 – 15.12.2017

Изготовление с детьми тряпичной куклы.

Задачи: Формирование основ этнической идентичности на основе ознакомления с национальной культурой народов Чувашии

Рассматривание комплекта «Народы России» Задачи:  закреплять осознание принадлежности к определенной национальности и формировать толерантное отношение к людям других национальностей.

18.12.2017 – 22.12.2017

Просмотр и обсуждение мультфильма «Алеша Попович

Задачи: Воспитание патриотизма на основе обогащения представлений детей о своей малой Родине, о родном городе, деревне, селе;

Моя  Родина – Чувашия

Задачи: Воспитывать у детей любовь к своей родине, земле, раз­вивать желание ее защищать, трудиться на благо своей Роди­ны, хранить в памяти и сердцах имена людей, погибших на войне. Чуваши преданно любили свою Родину, бережно отно­сились к своим обычаям и языку

25.12.2017 – 29.12.2017

Беседа на тему "Семейные традиции"

Задачи: познакомить детей с понятием "Семейные традиции". Поговорить с детьми о семейных традициях, существующих в их семье

Рассматривание иллюстраций с изображением различных праздников.

Задачи: Формирование основ этнической идентичности на основе ознакомления с национальной культурой народов Чувашии

                                                                           Январь

 

09.01.2018 – 12.01.2018

Слушание песен о ласточке, солнце, дубе — символах здоровья, красоты и трудолюбия чувашского народа

Цель: Учить детей сравнивать мелодии; формировать интерес к прослушиванию песен различной тематики; Развивать способность к слуховому представлению, музыкально-эстетическое сознание

 

Рассматривание иллюстраций «Родная природа»

Задачи: продолжать знакомить детей с красотой родного края, воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину, желание беречь эту красоту и обогащать ее своими добрыми делами.

15.01.2018 – 19.01.2018

Просмотр презентации «Чем мы занимаемся  в детском саду»                                                          Задачи: Формировать устойчивый интерес к совместной практической деятельности со сверстниками, умение строить отношения с ними на деловой доброжелательной основе.

 

Презентация «Культура русского народа»

Задачи: познакомить детей c культурными традициями русского народа , c особенностями национального костюма, с элементами народной вышивки, с ремеслами и кухней, с народными праздниками и играми, с русскими богатырями. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение.

22.01.2018 – 26.01.2018

Беседа на тему «Наши родные воспитатели» .

Задачи: Формировать представление о том, что взрослые всегда заботятся о детях. Формировать уважительного отношения к взрослым, труду других людей. Дать понятие о специальном человеке, присматривающем за детьми.

Рассматривание фотографий с изображениями русской народной одежды

Задачи: Воспитание у детей уважительного отношения к русскому  народу, его традициям.

Февраль

29.01.2018 – 02.02.2018

Праздник Сурхури.

Задачи: Приобщать детей к культуре чувашского народа. Воспитывать интерес к национальной культуре и традициям.

Рассматривание репродукции картины

Н.В. Овчинникова «Здравствуй, Земля».

Задачи: Формирование основ этнической идентичности на основе ознакомления с национальной культурой народов Чувашии

 

 

05.02.2018 – 09.02.2018

 «Хищник в море»(Чувашская народная игра)

Цель: Расширить представления детей о национальном колорите подвижных игр; развитие быстроты реакции, координации движений; воспитание ловкости, смелости.

 

Рассматривание презентации «Города Чувашии»

Задачи: В состав Чувашии входят следующие города: Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля, Ядрин, Цивильск, Козловка, Мариинский Посад. Развивать интерес и любовь к родному краю через формирование первоначальных представлений о родной республике.

12.02.2018 – 16.02.2018

Выставка фотографий «Сердцу милый уголок»                                                        Задачи: Воспитывать у детей благодарное отношение к работникам детского сада за их заботу и любовь, желание сделать им приятное: здороваться, прощаться на русском и чувашском языках, улыбаться при встрече

Презентация «Ремесла и промыслы  чуваш»

Задачи: Познакомить детей с чувашским народными промыслами: резьба по дереве, лозоплетение, земледелие, вышивание, гончарное дело, изготовление колес, гнутой мебели, музыкальных инструментов; охота.

Развивать мышление, память детей.

19.02.2018 – 23.02.2018

Чувашские национальные богатыри.

Задачи: Чтение былин и легенд. Воспитывать желание быть смелыми, защищать слабых Родину.

Чуваши- трудолюбивый народ

Задачи: Главные отрасли промышленности и сельского хозяйства Чу­вашии, на которых люди трудятся: производство различного обо­рудования, машиностроение, а также пищевая промышленность.

Март

26.02.2018 – 02.03.2018

Чувашская сказка «Лиса-плясунья» Задачи: познакомить школьников с чувашской сказкой «Лиса-плясунья»; дать представление об особенностях чувашского костюма; познакомить с основными движениями чувашского женского танца

 

Рассматривание посуды изготовленной чувашскими мастерами, салфеток с чувашским орнаментом, повязок масмак, головного убора тухья. Беседа о солнце на вышивках чувашских девушек.

 Задачи: Расширение и систематизирование представлений о труде взрослых, о результатах труда, его значимости

05.03.2018 – 09.03.2018

Дид. игра  «Одень куклы Нарспи и Сетнер».

Задачи: Развитие интереса к деталям чувашской национальной одежды, эстетического вкуса.

Рассматривание фотографий с изображениями татарской национальной одежды

Задачи: Воспитание у детей уважительного отношения к татарскому народу, его традициям.

12.03.2018 – 16.03.2018

Слушание чувашской народной сказки

«Пирог веревочкой»

Задачи: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками.

Рассматривание фотографий с изображением продуктов различных ремесел.

Задачи: Привлечение родителей к сбору экспонатов для представления культуры татарского народа в краеведческом уголке, созданию тематического альбома «Татарские ремесленники

19.03.2018 – 23.03.2018

Чтение и обсуждение  мордовской легенды о Пере- богатыре.

Задачи: Развивать у детей чувство гордости за людей, прославивших республику, желание трудиться на благо республики и Родины, также прославить их своими достижениями

Рассказ воспитателя о деталях мордовской национальной одежды

 (женской и мужской), головных уборов, обуви.

Задачи: Воспитание у детей уважительного отношения к мордовскому народу, его традициям

26.03.2018 – 30.03.2018

Обучение марийским народным играм «Катание мяча», «Биляша» и др.

Задачи: Формирование представления детей о народах, проживающих на территории Среднего Поволжья, об их национальной культуре; Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другим национальностям, их культуре, традициям и обычаям;

Рассказ воспитателя о видах ремесел марийского народа.

Задачи: Продолжать воспитывать уважение к народам, проживающим в Чувашии (русским, татарам, марийцам, мордве и др.) через развитие представлений об их культуре. Продолжать формировать у детей разных национальностей национальную идентичность.

Апрель

02.04.2018 – 06.04.2018

Знакомство детей с пословицами и поговорками о добре

Доброе дело питает и разум и тело.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброму везде добро.
Доброму добрая память.

Задачи: Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, людям другой национальности. Формировать представления о доброте как одной из характерных черт чувашей

Беседа – рассказ «Здоровый человек в татарских именах, пословицах и поговорках»

Задачи:  Формировать интерес детей к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор. Знакомить детей с национальными особенностями разных народов. Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.

 

09.04.2018 – 13.04.2018

Рассказ о чувашском космонавте А. Г. Николаеве.

Задачи: Закрепить знания детей об известных людях, прославивших Чувашскую Республику

Беседа и просмотр презентации «Особенности и орнаменты чувашского узора»

Задачи: дать понятие о чувашских орнаментах;

создать эмоционально-положительное настроение.

 

16.04.2018 – 20.04.2018

Знакомство с завещанием И.Я. Яковлева чувашскому народу

Задачи: Воспитывать у детей доброе отношение друг к знаменитому чувашскому просветителю

Организация выставки «Чувашия-страна ста –тысяч узоров»

Задачи: воспитание любви к родному краю, и развитие в детях художественных способностей на основе народного промысла Чувашии, и привитие уважения к своему народу

23.04.2018- 27.04.2018

Рассматривание набора открыток

Г. Изратовой «Запах хлеба»

Задачи: Воспитание бережного отношения к хлебу. Развитие интереса к работе на земле. Формировать умение работать в коллективе.

Рассматривание репродукции картин Н.В. Овчинникова «Праздники на земле Улыпа».

Задачи: Развитие интереса к обрядовым праздникам. развитие интереса к познанию истории родного края; Воспитание патриотизма на основе обогащения представлений детей о своей малой Родине, о родном городе, деревне, селе;

Май

30.04.2018 – 04.05.2018

Экскурсия к монументу Воинской Славы.

Задачи: Посещение памятников, рассказ о людях, которым сооружены памятники

Герои Чувашии

Задачи: Формировать конкретные знания о некоторых героях своей республики, воспитывать чувство особого уважения к ним, восхищения их трудом, знаниями, умениями, гордости за таких земляков.

09.05.2018 – 11.05.2018

Они защищали Родину

 Задачи : закрепить знания детей о том, как

защищали страну люди в годы Великой

Отечественной войны, как в мирное время

помнят о них; уточнить знания о героях-

земляках

Рассматривание фотографий с изображением чувашей, сражавшихся на войне, воинских наград.

Задачи : Воспитание любви к своей малой родине, патриотизма, чувства гордости за предков, отстоявших Родину.

14.05.2018– 18.05.2018

Сюжетно-ролевая игра «Посещение музея».

Задачи: Развитие навыков поведения в общественных местах развитие интереса к познанию истории родного края;

Чтение мифа «Как люди научились обрабатывать землю?

Задачи: Развитие интереса к работе с землёй. Формировать желание помогать взрослым, работать в коллективе Воспитывать бережное отношение к природе.

21.05.2018 – 31.05.2017

Привлечение детей к посадке цветов на участке детско­го сада, уходу за ними.

Задачи: Развитие интереса к работе на земле.

Рассказ о земледельческих занятиях чувашей

Задачи: Воспитывать у детей интерес к труду чувашей и трудолю­бие. Дать представление о любви чувашей к работе на земле

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"

Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/

Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...